Художественно-публицистические жанры, их особенности
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.
Общие характеристики публицистики:
1) играет важную социальную роль, служит средством выражения плюрализма общественного мнения; является также способом организации и передачи социальной информации;
2) играет важную политическую и идеологическую роль; служит средством агитации, пропаганды, иногда - манипулирования.
Цели публицистики: воздействовать на современное общественное мнение (формировать общественное мнение), нравы и существующие политические институты.
Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник/Тепляшина):
1. В художественно-публицистических жанрах отражаются социальные отношения на разных уровнях: реже «человек-человек» и «человек-я сам», чаще «человек-социальная группа» и «человек-социум» (государство, нация и т.п.).
2. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, науки и искусства, культуры и социологии.
3. Художественно-публицистические тексты имеют свои стилевые особенности. Они определяются:
1) внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность и ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания);
2) функциями публицистики (а именно единством двух функций - информационной и воздействующей).
Информационная функция определяет такие качества текста, как документальность и объективность. Воздействующая функция связана с оценочностью, выразительностью, эмоциональностью и полемичностью.
От публицистики эти жанры взяли логико-рациональное начало, а от художественной литературы образность. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга. Автор воспроизводит типичные характеры эпохи со своей позиции. Средства типизации: портрет, пейзаж, описание внешних обстоятельств бытия, деталь, речевая характеристика. • Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эсcе, памфлет, фельетон). 1) Очерк — это один из главнейших и трудных жанров художественной публицистики. Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления.
По предмету отображения сегодня исследователи различают портретный, проблемный и путевой очерк. Тематика тоже может стать категорией для выделения разновидностей очерка: социальный, производственный, экономический и т.д. Во-первых, важная характеристика текстов данного жанра —- документализм. Очеркист стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен очеркисту. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка. Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития. В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка. В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».
2) Фельетон — произведение периодической печати, автор которого ставит цель осмеять какое-либо негативное социальное явление или даже зло. Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. «Фельетон только тогда ценен, когда за фактом мы видим важные явления общественного порядка. Иначе это анекдот», — писал блестящий публицист Михаил Кольцов. Данный жанр основывается на сатирическом анализе отдельных явлений действительности. Именно этот анализ играет в фельетоне первую скрипку, а не набор сатирико-юмористических приемов, которые журналист использует для осмысления и подачи материала. Редактору следует помнить о роли и силе юмора в фельетоне. Далеко не все факты негативной социальной действительности уместно и нужно подвергать осмеянию. Есть вещи, над которыми смеяться кощунственно. Кроме того, смешное находит в фельетоне место не ради смеха. Здесь за смешным скрыта глубокая мысль автора. Смех в фельетоне — особый. Это смех над чем-то грустным, смех сквозь слезы.
3) Памфлет — злободневное сатирическое произведение периодической печати, направленное на обличительную критику какого-либо реакционного явления, либо строя в целом, либо человеческих пороков, уничижение опасных в социальном плане личностей, носителей зла и утверждение нового и прогрессивного. Если в фельетоне главным средством борьбы с социальным злом становится ирония, то памфлетист имеет дело с более грозным оружием — сатирой. Этим прежде всего и отличаются тексты данных жанровых форм. Для памфлета характерна типичность, масштабность. Если фельетонист высмеивает некоторые черты героя, то объектом памфлетиста, как правило, становится человек, социальный тип в целом. Данному жанру присущ драматизм, конфликтность. Известный памфлетист Жюль Ренар оригинально и точно описал непростую суть своей работы: «Нынче для того, чтобы сделаться памфлетистом, надо сначала быть великим лириком. Эпоха булавочных уколов миновала. Читатель позабавится лишь в том случае, если мы будем швырять друг другу в головы целые дома».
4) Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью [Лямзина]. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности [Лямзина]. Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем.
5) Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве и т. п.). У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту, в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение.