Отечественная журналистика в конце XIX века. Появление издательских концернов. Газета «Копейка».
Общий политический подъем 60-х годов создал более благоприятные условия для издания частных газет. Смягчение условий для получения разрешения на издание газеты последовало за «Временными правилами о печати» 1865 года.
Сами «Временные правила» мало что изменили в формальной процедуре приобретения права на новое издание, но в целом они создали более благоприятную обстановку в разрешении этого вопроса. Вот как об этом пишет К. К. Арсеньев: «При действии закона 6 апреля 1865 года порядок разрешения новых периодических изданий остался прежний: оно продолжало зависеть всецело от усмотрения министра внутренних дел равно как освобождение или не освобождение вновь основываемого издания от предварительной цензуры. Дискреционной власти министра было предоставлено и утверждение редактора, переход издательских прав из одних рук в другие не требовал соглашения администрации». Тут же, однако, Арсеньев добавляет: «Основание новых газет и журналов не встречало особых препятствий; в течение пяти лет (1865-1869) их разрешено около ста, и многим из них было дано право выходить без предварительной цензуры».
В 1862 году издатели газет получили право на публикацию частных объявлений. А с созданием «Русского телеграфного агентства» в 1866 году свежая политическая информация стала предметом купли и продажи во всероссийском масштабе. Все это привело к резкому увеличению общего количества газет, в процентном отношении их рост обгонял рост журналов: общественно-политических газет возникало примерно в два раза больше, чем общественно-политических журналов.
В целом для частных деловых изданий начала ХХ века характерны следующие типологические черты:
1) в роли издателя-учредителя выступали капиталистические сообщества; чтобы избежать случайностей и обеспечить реализацию последовательной, выверенной в интересах сообщества редакционной политики, в качестве неофициального руководителя нередко выступал председатель Союза; содержание наиболее значимых номеров обсуждалось руководством организации задолго до публикации;
2) позиция этих изданий была явно тенденциозной, протекционистской, отбор материала строго регламентировался, нередко допускалась подтасовка фактов;
3) корпоративные газеты и журналы имели узкий круг читателей: ими были богатые предприниматели; редакция также бесплатно рассылала отдельные номера чиновникам, от которых зависела судьба отрасли;
4) содержание подобных газет и журналов определялось профессиональными и коммерческими интересами издателей и читателей (наблюдается достаточно жесткий тематический отбор материала): здесь печатались лишь те правительственные указы, которые касались непосредственно отрасли, полностью отсутствовала социальная и культурная информация (вопросы травматизма и плохих социальных условий на фабриках и заводах если и поднимались, то лишь в связи с обсуждением положения дел в других странах); безраздельно главенствовала коммерческая информация (котировки валют; данные, характеризующие состояние той или иной отрасли – нередко, в сравнении с тем, как идут дела за рубежом; реклама);
5) находясь в полной экономической зависимости от руководителей Сообщества, журналисты вынуждены были защищать неблаговидные, негуманные меры: оправдывать введение ночных смен на фабриках и заводах, увеличение рабочих часов до 12–14 часов в сутки, признавать правомерность суровых штрафов на предприятиях за малейшую провинность, выступать против стачек и других форм борьбы рабочих за свои права – писать против совести, выполняя заказ того, кто оплачивал газету или журнал.
Общий вывод по теме. Итак, вмешательство капитала в журналистику – один из важнейших факторов ее становления на рубеже XIX—XX веков, оказавший значительное воздействие как на формирование системы российской печати этого периода, так и на ее характер.
Концерн Сытина. На заре книгоиздательской деятельности Сытина книги в России были редкостью, продавались только в столицах. Рынок книгоиздания очень плохо регулировался. В России не было специальных "антитрестовых законов", к тому же правительство не ограничивало деятельность монополий. Не было и законов о печати, только "временные правила". Основными проблемами были нехватка бумаги, отсутствие иностранного капитала. Было еще две беды: цензура (из-за ст. 140 крупный капитал чурался печатного дела) и безграмотность. Фактически потребителя надо было создавать, воспитывать. Как признавался Сытин, "все было окутано мраком бескнижия и безграмотности..." Роль газеты, книги, школы и учителя гражданственности выполняла лубочная картина. Сытин поставил все на нее, лубок никогда не выходил из его издательского портфеля. За 25-30 лет предпринимательской деятельности Ивану Сытину удалось наводнить Россию дешевыми и доступными, качественными и красочными книгами, построить сеть специализированных книготорговых магазинов, несколько современнейших типографий, заложить основы издательского дела, которые живы и действенны по сей день.
Богатый и влиятельный газетно-книжный магнат, И. Д. Сытин добился в издательском деле такого же успеха, как и его американские современники Джозеф Пулитцер и Уильям РэндольфХёрст. Однако, в отличие от них, за рубежом Сытина мало кто сегодня знает. В России, по известным причинам, после 1917 года это имя старались не упоминать.
И. Д. Сытин, неграмотный выходец из костромской деревни, благодаря своему предпринимательскому таланту, громадному практическому уму, неистощимой энергии, стал ведущим издателем России, он в какие-то десять — двадцать лет из ничтожного торговца лубочными картинками вырос в издателя-гиганта. Четверть печатной продукции России печаталась в его типографиях, это были сказки и поговорки, предания и былины, энциклопедии и календари, произведения лучших русских и зарубежных писателей. И все это с фантастическим размахом, миллионными тиражами, к удивлению и восхищению многих его современников.
Успех Сытина в создании издательской империи был обусловлен выпуском дешёвых, ярко иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта своей продукции через сеть торговцев (офеней) и применением передовой печатной техники, приобретённой на Западе. Сытин сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей. Среди них: газеты «Правда Божия», «Русское слово» и др.; журналы «Вокруг света», «Северное сияние», «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и др.; детские издания «Пчёлка», «Друг детей», «Мирок» и др.; а также иллюстрированные приложения к журналу «Вокруг света» — «Журнал приключений», «На суше и на море».
В этой массе периодических изданий крупнейшим была газета «Русское слово». Газета эта заслуживает особого внимания, так как именно о ней, благодаря хорошо и чётко налаженной работе, широченной сети корреспондентов, впервые в России заговорили как о «фабрике новостей». Таких колоссальных тиражей до «Русского слова» в России не было. Газета касалась самых злободневных социальных вопросов, оперативно отражая все текущие события.
В послереволюционный период широкое распространение получает «независимая», «надпартийная» периодика, ориентированная на массового читателя. Усиливаются процессы коммерциализации печати, по всей стране распространяются бульварные издания. Самые высокие тиражи среди бульварных газет имеют «Газеты-копейки», издававшиеся в Петербурге, Москве, Саратове, Харькове, Иркутске и других городах страны. Издательство П.П. Сойкина «Копейка», основанное в конце 1907 г., выпускало также «Журнал-копейку», «Листок-копейку», целый ряд приложений и являлось одним из крупнейших в стране.