Влияние аудиторного фактора на эволюцию системы СМИ
Для определения места аудитории и ее роли в системе средств массовой информации прежде всего необходимо определиться с терминами. Понятие «аудитория» происходит от латинского слова auditorium, которое в переводе означает «место для слушания».. Аудитория также и обобщенное название читателей, слушателей, зрителей прессы, радио, телевидения. Применительно к СМИ часто употребляют словосочетание «массовая аудитория», подразумевая, что потребителям информации является большое количество читателей, слушателей, зрителей.
Одна и та же аудитория может выступать потребителем самых разных СМИ. В этом принципиальное отличие рынка СМИ от других сфер. Если человек, выбирая один продовольственный товар из десяти аналогичных, удовлетворяет этим товаром свою потребность (например, покупает хлеб именно Первого хлебокомбината и не обращает внимания на продукцию других хлебозаводов), то важную новость он слушает по радио, смотрит в нескольких вариантах по разным телеканалам, стремится прочитать об этом в газете. Кроме того, существует «суточное» распределение интереса аудитории к разным типам СМИ. Например, утром предпочтение отдается радио, газете, а вечером – телевидению. Таким образом, мы видим довольно прихотливое распределение аудиторного ресурса между СМИ разных типов и специализаций. Тем не менее большинство СМИ находятся в зависимости от аудитории и ее интереса. Исключение составляют государственные СМИ, существующие на независимые от рыночной ситуации бюджетные деньги.
Борьба за сегменты рынка (внимание аудитории) определяет специализацию и предметно-тематическую направленность СМИ. При этом СМИ можно подразделять на тематически специализированные и универсальные.
Универсальные СМИ тяготеют к понятию «общественно- политический», что означает направленность СМИ на освещение событий самого широкого диапазона.
Тематические СМИ подразделяются на десятки вариантов, отраженных, например, для печатных СМИ в каталогах Роспечати. Это СМИ, посвященные отдельным сферам человеческой деятельности: например, политике, экономике, науке, образованию, здоровью, торговле, бизнесу.
Исходя из этого, можно обозначить различные категории, по которым сегментируется аудитория СМИ:
– возраст (детские, молодежные, средневозрастные, универсальные);
– пол (мужские, женские);
– сфера деятельности (политика, экономика, бизнес, спорт и т. п.);
– вид потребности в информации (новостные, развлекательные, познавательные и т. п.);
– конфессия (тип религии);
– страта (особая общность внутри социума, выделяемая по различным основаниям, например масса, элита).
В некоторых случаях одна категория жестко определяет другие, например, выбор сферы деятельности «бизнес» предопределяет закрепление в средневозрастном и преимуществен но мужском сегменте аудитории с уклоном в новостной и познавательный формат.
В то же время развлекательный (удовлетворяющий потребность в отдыхе, досуговый) тип СМИ будет тяготеть к некоторой универсализации в сфере возраста, пола, профессии, поскольку в развлечении и отвлечении нуждаются люди самой разной организации жизни.
Аудитория не является статичным образованием, не способным к изменению и развитию. Напротив, важная черта аудитории СМИ подвижность, постоянное движение потоков как внутри типов СМИ (от радио к телевидению, от газеты к журналу), так и внутри самих категорий аудитории (например, подростки с большим интересом читают «взрослые» журналы лайфстайл, чем специально ориентированные на них издания, доля женской аудитории «мужских» журналов традиционно достаточно велика, такая интерференция (взаимоналожение) наблюдается и в деятельностно-ориентированных изданиях или передачах.
Следует сказать также о коммуникативных факторах формирования и функционирования системы средств массовой информации. Язык СМИ разного типа является прямым отражением языка той аудитории, с которой ведется диалог. Нарушения языковых моделей нередко приводят к неуспешности СМИ. Не существует некоторого универсального «нейтрального» языка СМИ, приемлемого для любой аудитории. Даже новости для молодежной и средневозрастной аудитории читаются по-разному, пишутся на разных языках.