Интернет как информационная среда и как средство СМИ.

Уже с конца восьмидесятых на первый план вышла концепция информатизации общества даже в нашей стране (тут можно рассказать про переход к информационному обществу во всех структурах и подструктурах социума – уж извините за тавтологию). Наиболее ярким примером информационной структуры постиндустриального общества можно считать Интернет, так как в наше время он является центральным объектом информационных процессов.

Интернет активно заполняет мировое информационное пространство, более того, сегодня он является определяющим механизмом формирования международного информационного сообщества. Поэтому объемы информационных ресурсов в Интернете возрастают экспоненциально, что отмечает каждый его пользователь, где бы он ни находился.

В современном мире знания во многих отношениях имеют приоритетное значение по сравнению с материальными ресурсами общества, фундаментом предыдущих этапов его развития. Современная общественная структура, обусловленная интернет-технологиями, дает возможность избежать многих социально-экономических проблем и обеспечивает то самое экспоненциальное развитие общества по схеме: знания порождают знания. В условиях быстрого развития Интернет современное мировое сообщество получает новые возможности стабильного прогрессивного развития.

Новый век вполне справедливо называют веком информационной эволюции, в основе которой лежит развитие новых, все более совершенных информационных технологий. Однако информационно-технологический прорыв имеет под собой объективные и вполне объяснимые предпосылки. Нельзя не отметить, что эпохальные научные и технические открытия в сфере передачи информации происходили и раньше. К их числу принадлежат: изобретение телеграфа и ротационной типографической машины в 1847 г., телефона в 1870, радио в 1895, беспроволочного телеграфа в 1922, телевидения в 1930 и, наконец, радиотелефонной системы в 1946 г. Именно эти открытия подготовили почву для появления в 1986 г. одного из самых сенсационных событий XX в. — Интернета. С тех пор прошло немногим более 20 лет, а современный человек уже не может представить своего существования без этой всемирной сети. Последствия прекращения ее работы могут быть самыми плачевными (прежде всего, конечно, для развитых стран).

Очевидно, что информационные потоки носят интернациональный характер, что в значительной степени обусловлено совершенствованием коммуникационных систем и способов использования для передачи информации космического пространства. Успехи в этой области, в первую очередь, достижение более высокого уровня оперативности, зависят от использования и развития прогрессивных технологий. Поэтому Интернет сегодня можно рассматривать как некую глобальную информационную сеть, которая включает в себя множество локальных сетей и каждого пользователя отдельно.

Как только появился Интернет как некая глобальная сеть, так изначально она была и заявлена, она сразу же привлекла к себе большее количество пользователей из мира средств массовой информации — собственников станций теле- и радиовещания, руководителей издательств, а также их соперников и сотрудников из других сфер. Европейские издатели книг «сломя голову» бросились осваивать всемирную компьютерную паутину. Согласно журналу «Эдитор энд Паблишер» в настоящее время около двух тысяч журналов и газет имеют свой виртуальный аналог в режиме реального времени, при этом более трехсот из них находятся в Европе. Точная суммарная цифра, вероятно, еще выше. Надо отметить, что доля Центральной Европы и России в выпуске ежедневных газет, выходящих в режиме реального времени, постоянно возрастает.

Главной сложностью в данном процессе стала специальная подготовка изданий с учетом новых требований. Так, уже первые компьютерные издания типа ComputerWorld, PC MagazineDaily и некоторые Другие, заработавшие в сети, продемонстрировали особую, отличную от бумажных эквивалентов, подачу материала. Во-первых, размер электронной страницы сетевого издания должен был соответствовать размеру экрана компьютера, с которого считывает информацию читатель. Во-вторых, было необходимо использовать новую возможность зрительного предоставления информации, связанную с одновременным наличием нескольких «окошек» для текстового заполнения и размещения фотографий, иллюстрирующих материал. Данная технология позволила поместить больший объем информации на экране дисплея, что невозможно сделать при печати. Создатели электронной периодики также получили шанс звукового оформления материала, что крайне выигрышно в случае с интервью. Помимо этого стало популярно составлять обзорные графики по тем или иным вопросам (гистограммы, круговые диаграммы), сопровождая их текстовыми пояснениями. Таким образом, без сомнения, была порождена совершенно особая «форма жизни» издания, значительно отличающаяся по своим внешним и организационным характеристикам от привычных публикаций.

Сегодня в сети работает не одна тысяча журналистов и редакторов электронной периодики. Примерно столько же их можно обнаружить на бесчисленных издательских сегментах сети. Надо заметить, что поддержка веб-изданий, по большому счету, не связана с экономической целесообразностью. Мало какие редакции извлекают реальную материальную выгоду из своей деятельности в Интернете, возможно кроме рекламы на страницах сайтов.

В сфере теле- и радиовещания сетевая интернет-активность журналистов еще выше, особенно в секторе радио, в котором по всей Центральной и Восточной Европе насчитывается довольно много национальных и местных радиостанций, доступных в режиме on-line. Кроме того, что можно послушать по радио новости, их можно тут же прочитать при помощи основных интернет-служб. При этом наиболее детализированными являются сообщения из сферы предпринимательства, существенная часть которых поступает на английском языке, что еще раз подчеркивает его ведущую роль языка общения в киберпространстве. В современной России практически все радиостанции имеют свои сайты с необходимой информацией, кроме музыкальных. Последнее в силу ряда причин (прежде всего в силу неразумного авторского права, которое ныне насаждается в угоду десяткам звезд) развивается в радио-интернете не столь быстрыми темпами.

Надежды на предстоящие успехи вызвали к жизни целый ряд структурных преобразований в сфере информации. Путем поглощения и объединения информационных компаний формируются крупные транснациональные корпорации, которые по мере увеличения роли информации в жизни общества делаются все состоятельнее. Ежегодный оборот таких мегаструктур превышает совокупный доход нескольких стран среднего размера. Помимо этого образуются коммерческие союзы, объединяющие компании по производству носителей информации с теми, кто изготавливает ее содержание.

Все острее звучит вопрос: кто же будет контролировать доступ к информационным магистралям? Однозначного решения данной проблемы пока нет. Это очевидно и чиновникам, по собственному усмотрению предлагающим закрыть либо дозволить доступ к информационным сетям, и специалистам разного ранга, занимающимся задачами урегулирования конфликтов в информационной среде.

Жизнеспособность глобальной сети как общественного явления во многом зависит от непрестанного к нему интереса потребителей информации и пользователей ПК. Показательно, что в кратчайший срок Интернет, насчитывавший первоначально от одного до двух миллионов компьютеров, превратился в единый гигантский источник информации, доступный любому человеку. В начале 90-х гг. Скалли, бывший президент фирмы Apple, с группой профессионалов продвигал идею навигации в целостном открытом информационном пространстве (так называемую идею «навигации в знаниях»). Воплощением данной идеи можно считать всемирную информационную паутину, Интернет.

Таким образом, Интернет — особенная, глобальная автоматизированная информационная сеть, которая представляет собой инфраструктуру цифрового обмена и включает в себя трансграничные информационные сети (средства коммуникации) и распределенные в них информационные ресурсы (резервы знаний).

Вклад сети Интернет в создание информационного обмена предполагает собой по сути мгновенную коммуникацию внутри всех членов общества, быстрое получение по каналам сети необходимой и полной информации; куплю-продажу услуг и товаров в сети (включая обучение, медицинское обслуживание, развлечение и отдых и т.д. и многое другое. Таким образом, при помощи глобальной паутины весьма энергично складывается мировое информационное пространство, которое, собственно, и составляет базу мирового информационного пространства. В данном пространстве функционируют крупнейшие информационные конгломераты, которые соединяют между собой системы формирования информации и сети ее распространения.

На сегодня глобальные информационно-коммуникационные сети охватывают границы большей части стран. В настоящее время в них сконцентрирована развлекательная, обучающая и деловая информация. Ее поступление и оборот поддерживаются системой электронной почты и мгновенным доступом к виртуальным средств массовых информации, открытым фондам библиотек, а также к базам данных частных и государственных компаний и организаций. Видоизменяется работа средств массовых информации, интегрируясь, они образуют целостную, «мультимедийную» среду распространения информации.

Наши рекомендации