Уотергейт 1972-4? Никсон. «Вся президентская рать» с ДастиномХофманом.
Заметка (видеосюжет) —общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией» (видяха). Может иметь форму отдельной передачи или входить в качестве составной части в сложную сценарную композицию. На экране существует в двух формах — вербальной или с использованием видеоряда.
Зарисовка —идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. (Истории в деталях – рубрика Без комментариев)
Игра —телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?», в прошлом — викторина. Зрелищность жанра поддерживается высоко профессиональной режиссурой, незаурядностью личности ведущего, неизвестностью исхода и интерактивным режимом — зритель может задать вопрос и даже выиграть этап (раунд) игры. Чаще ведущими становятся звёзды – уход от журналистики.
Интервью —жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. (Познер и Радзинский, Черномырдин, На ночь глядя на Первом). Различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, портретное и проблемное.
Киножурнал —распространенная в прошлом форма экранной продукции, при которой произведение составляется из коротких игровых, документальных или мультипликационных сюжетов с насыщенной драматургической или информационной композицией. Киножурнал как форма экранной продукции возник очень рано (в отечественном кино — с 1918 года). Одним из самых ранних был киножурнал ДзигиВертова «Киноправда» (1922–25 годы). Киножурналы обычно демонстрировались в кинотеатрах перед кинофильмом, например, документальный сатирический «Фитиль», «Ералаш».
Клип (видеоклип) —синтетический жанр возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой (от двух до десяти минут) видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами.
Комментарий —жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой. (Однако с Леонтьевым)
Корреспонденция —жанр аналитической публицистики, в отличие от репортажа или заметки (сюжета или информации) — субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей. Существует в двух формах — о событии (быстро устаревает) или по проблеме.
Обозрение —жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события одного временного («Намедни?».«Мир за неделю») или тематически–адресного («Футбольное обозрение») ряда. Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя–аналитика (модератора): компетентностью в предмете, способностью подобрать видеоряд и ассоциативно комментировать его.
Отчет —жанр информационной публицистики, пограничный с некомментированным репортажем, по сути дающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе.
Репортаж —жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность — имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров.
Сатира —в прошлом — группа жанров (в основном фельетон и памфлет), в настоящее время скорее способ (стиль) отображения реальности, используемый во многих журналистских жанрах для поддержания остроты восприятия и расширения аудитории.
Дебаты— вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.
Телемост —вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий. Каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего. Телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.
Телеспектакль.
Телешоу —развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Основное качество — зрелищность, функция — рекреативная.
Ток–шоу —разговорный жанр, современный аналог теледискуссии. Пусть говорят,13 злобных зрителей.
РАДИО.
Информационные жанры:
Новости
Сообщение
Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.
Обзор прессы(М,б. по 1 газете, по самым крупным, по 1 событию в разных газетных освещениях, по тематическим изданиям).
Интервью(со спецом – сбор инфы или новая инфа)
Отчёт
Репортаж(сообщает с места событий, без анализа – что видит)
Корреспонденция
Функция– рассказать о конкретном событии, случившемся в определенном месте, в определенное время. Между развернутым радиосообщением и небольшойрадиокорреспонденцией нет жестких границ. Их отличает объем материала, элементы авторской оценки и выводы, которые присущи такой корреспонденции. Предмет радиокорреспонденции – существо события, отношения между людьми в определенной ситуации. Метод – изучение ситуации, сбор материала на месте из разных источников, отбор наиболее важных и значительных фактов
Аналитика:
Аналитическое интервью(по проблемное-портретное – оценки, суждения)
Аналитическая корреспонденция(Почему? Каким образом? Звучит проблема).
Аналитический репортаж(акценты журналиста, размышления, коммент)
Рецензия
Письмо. Обзор писем
Беседа
Комментарий(прояснение события, значения факта.Ориентир – понятность аудитории).
Обозрение(элементы интервью, коммента. Синтетичен. Автор в центре, высказывает свое мнение, оценивает в разных формах предмет своего изучения, дает панораму материала, обобщает)
Дискуссия
Речь
Художка:
Очерк
Зарисовка
Рассказ
Фельетон
Вариант 2: более схематично:
По книжке Т.В.Васильевой, Осинского и Рукавишникова «Теле- и радиоинформация», 1987
И еще по книжке отв.ред. Юровский «Телевизионная журналистика», 1994
Жанр – исторически определившийся тип отображения реальной действительности обладающий рядом относительно устойчивых признаков.
Информационные– заметка(сюжет), выступление, интервью, репортаж.
Заметка – излагает факт
Репортаж – жанр публицистики оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого корреспондент является. Виды: по содержанию – событийный и проблемный, по степени участия репортера – трансляция, комментированный репортаж (репортер в кадре и за кадром), инсценированный репортаж, по технике передачи – прямой репортаж, кино- и видеорепортаж, консервированный – предварительно снятый на пленку.
Отчет – протокольная фиксация события, может идти в эфир без монтажа, разве что сокращенное.
Выступление – когда говорящий в кадре – основной и чаще единственный объект показа
Интервью – проблемное, портретное, информационное – что непонятно?
Аналитические– беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение
Беседа – это жанр аналитической публицистики решает крупные проблемы социальной и другой жизни общества. Журналист должен обладать информацией о проблеме. Не только задавать вопросы собеседнику, но и комментировать, давать оценку
Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Обозрение - строго фактологично, обозреватель рапссматривает факты в их взаимодействии. Отличается от комментария широтой исследования, нередко ограничено хронологическими рамками.
Корреспонденция – жанр разрабатывается на конкретном материале актуальной проблемы в достаточно ограниченном масштабе.
Дискуссия – столкновение различных мнений, включает аудиторию в обсуждение, обладает высоким познавательным потенциалом.
Художественные– зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Зарисовка – жанр художественно-документальной публицистики, посвященный отдельным личностям, событиям. В основе лежит документ, нет домысла, пишется художественны языком. Темы – один факт из жизни героя, все начинается с факта и через него виден характер главного героя. Образность преобладает над информационностью.
Очерк – создание типического образа нашего современника . 3 типа очерка – портретный, путевой, проблемный. В основе лежит человек или гр.людей. Автор то же герой очерка. Должен иметь название. В радиоочерке не рассказывют о человеке, а показывают через поступки и мысли. Выразительные средства!. Могут использоваться куски интервью, репортажа. Не может быть вымысла. Отражает более или менее длительный временной процесс.
Композиция – посвящена крупным событиям или личностям, как правило творческим (типа “Проблема Руси в творчестве Некрасова”). В основном и звучит их творчество (напр. Читают стихи). Могут быть литературно-музыкальные композиции.
Фельетон (сатирические жанры – еще памфлет) – посв. Негативным сторонам или личностям Может быть документальным, или постановочным. “Телевизионный ёж” , “Фитиль” “Итого”
Фильм – Крупным политическим или др. событиям, личностям. Строится на документах или документальных записях напр. 1945 –“900 дней” - 60 минут, журналист рассказывает как Ленинград прожил блокаду – все в документах объединенных общим журналистским текстом.
Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
7. Авторское право в журналистике
В общем плане в объект авторского права включены произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Под словами «результат творческой деятельности» надо понимать любое оригинальное произведение, не повторяющее созданное ранее. Не принимается в расчет способ выражения произведения, т.е. оно может быть как обнародованным, так и не увидевшим свет. Закон требует лишь, чтобы произведение существовало в объективной форме.
Не все произведения относятся к объектам авторского права. Из их числа исключены официальные документы (законы, судебные решения, тексты административного характера и др.), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, носящие информационный характер.
Во избежание путаницы надо сказать и то, что авторское право не тождественно праву собственности на материальный объект: оно распространяется на видеозапись или литературный текст, но не на физический носитель информации – видео кассету или стопу дорогостоящей бумаги, на которой зафиксировано сочинение нашего корреспондента.
Субъектом авторского права выступает как непосредственный создатель произведения, так и другие лица и организации. Имеются ввидусоавторство (совместное творчество двух и более лиц), переход прав по наследству и передача части из них по договору. Типичным для журналистики случаем является использование своих правомочий составителем и издателем периодических изданий.
К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на защиту репутации автора. Некоторые из них не переходят по наследству и не передаются другим лицам. Даже после кончины создателя произведения, он всегда будет признаваться автором и будет исполняться его воля – публиковать сочинение под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Ссылка на автора обязательна при цитировании и воспроизведении текстов и изображений, даже когда не требуется его согласия на использование уже обнародованного произведения.
В профессиональном мире в этой связи популярно понятие плагиата. Закон «Об авторском праве и смежных правах» предполагает, что от нарушителя могут потребовать признать авторство, возместить убытки, выплатить незаконным образом полученные доходы и компенсацию в весьма внушительных размерах и др. УК предусматривает еще более строгие меры наказания6 крупные штрафы, обязательные работы, лишение свободы и т.д.
Имущественные права включают себя право на воспроизведение (повторную публикацию и др.), на распространение, на импорт, на передачу в эфир, на перевод, на вознаграждение (если таковое предусмотрено договором с редакцией), на переработку произведений и др. Последнее положение имеет для журналистов важное производственное значение. Строго говоря, любому объекту авторского права гарантирована неприкосновенность, если не получено согласие автора на внесение изменений. Но в журналистской работе без редактирования не обходится ни один оригинал, причем времени на согласование правки крайне мало или нет совсем. «Спасительным» для редакции является такое толкование закона, которое допускает внесение изменений без искажения смысла произведения – мыслей, оценок, фактических обстоятельств, изложенных автором.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти. Это общее положение, но кроме него в законодательстве предусмотрены различные частные случаи. По истечении данного срока произведение переходит в общественную достояние и им можно свободно пользоваться, соблюдая право на имя, авторство и защиту репутации автора
Об охране своих прав автор может известить, поместив на экземпляре сочинения знак © (копирайт), с указанием имени обладателя прав и года первой публикации. Копирайтом принято сопровождать стать в толстых журналах, телевизионные фильмы и передачи, а также номера печатных изданий. Но отсутствие знака вовсе не означает того, что права не защищены. Они возникают по факту создания произведения и не требуют формальной регистрации.
Санкции против плагиаторов предусмотрены и в этических кодексах разных стран.
Интернет. Сетевое общение построено на гораздо более либеральных принципах, чем деятельность других СМИ, к тому же на него не в полной мере распространяется Закон о СМИ. В итоге интернет стал главным источником бесплатной информации.
В законе о СМИ в ст.42 «Авторские произведения и письма» говорится, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.
Кратко:
Изначально авторские права регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года, теперь регулируются 4 частью ГК РФ.
«Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». «Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения». Авторами аудиовизуального произведения являются:1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения.
«Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».
«Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для автора трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору». «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное». «Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору». Если начнет, автор имеет право на вознаграждение. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Авторское произведение, согласно 4 статье Гражданского кодекса, не может претерпевать какие-либо изменения, превращается в служебное произведение, которое редактируется перед выходом в свет. В случае если редактура искажает произведение, автор может отказаться от авторства.