Сатирические жанры художественной публицистики.
Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются
основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.
Фельетон: Комическое – особая, эмоциональная критика жизни, негативная оценка или порицание, упрек какого-либо явления.
Приемы: Ирония – интеллектуальная категория: противопоставляет логическое и алогическое. Передает диалектику видимого и скрытого, внешнего и сущностного. Не оформлена в отдельный жанр, это литературный прием. Сатира – однозначно отрицательное отношение. Гневная, язвительная. Обязательно наличие отправной точки: идеалы, мировоззрение, нравственность. Предмет – политические события, деятели, конфликты. Юмор – примиряющее отношение к объекту осмеяния. Предмет – общечеловеческие ситуации, люди из народа.В чистом виде выделить сложно. Для различных видов смешно существуют разные виды комического. Пародия – особый вид сатиры, основанный на комическом, преувеличенно-подчеркнутом воспроизведении характерных особенностей формы, кот. раскрывают его комизм. Надо отличать пародию от пародирования (метод). Пародируются конкретные произведения, образы, жанры.
Жанры. Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. (Эзоп, Писарев, Горький и др).
Пародия (Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация. Предмет – действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей. Методы – гипербола, гротеск, литота, ирония. Задача – создать модель явления, имитировать его.
Сатирический комментарий – критика определенных недостатков того или иного явления. Исп. иронию, насмешку, литоту, гиперболизацию. Чаще всего публикуется после нелепых действий или высказываний
Анекдот – короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как основа для самостоятельной истории. Воспитывает чувство юмора. Недопустима пошлость и анекдоты «с бородой».
Шутка – сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Задачи: развлечение читателя, розыгрыш. Часто публикуется 1 апреля.
Фельетон в современной прессе. История жанра. Жанр художественно-публицистической литературы и журналистики, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность. Рождение относят к 28 января 1800 года, когда в парижскую газету “Журналь де деба” был впервые вложен дополнительный листок, в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии. Под рубрикой фельетона печатались даже романы, давшие начало “роману-фельетону”. Истоки фельетона, пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (Бёрне, Гейне). Формирование жанра в России связано с деятельностью писателей Сенковского, Бестужева, Белинского, Добролюбова и др. Политический фельетон стал одним из ведущих жанров 2-й половины 19 века (Искра, Гудок, Будильник). Фельетон являлся актуальным жанром советской печати. Среди его представителей – Горький, Маяковский, Бедныйи др.
Особенности жанра. Ф. жанр художественной публицистики, который отличает комическое начало и злободневность. Ф. призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Ф. с самого начала был актуален и неофициален, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле. Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций. Для автора ф. х-но - открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.
В ф. реализуются все основные функции речи: информационная (информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая ( фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экпрессивная (автор выражает свое отношение к описываемому); познавательско-просветительская; гедонистическая (развлекательная функция речи).
Одна из составляющих ф. - образ автора. Он может совпадать с образом рассказчика или существенно отличаться от него. Но всегда автор несколько возвышается над изображаемым, видя происходящее значительно шире и глубже, чем даже читатель.
Предмет ф. - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации.
Ф. жанр оценочного характера. Главное в ф. не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.
В основе повествования лежит комическое противоречие. Положительным героем фельетона всегда остается смех.
2 вида ф.: беллетризованный (конкретно-изобразительный), аналитический (обобщающе-характеризующий)
С 50-х годов XX века меняется предмет фельетона: только отрицательный факт.
60-е гг. (оттепель) обобщающее значение. Безадресный фельетон. Объединение сатиры и проблемной статьи. Факты м. б. выдуманы, образность в ф., вымысел, эзопов язык, подтекст, ирония. Ирония превращает эссе в ф.
В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Рассмотрим на примере литературных произведений и публицистики.
Образ автора в литературном произведении не совпадает с реальной личностью писателя. Он художественный образ. Формы авторства: писатель может выступить как непосредственный участник события, как сторонний наблюдатель, как рассказчик. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все. Автор
может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда «находится на границе создаваемого им мира как активный творец его.
Функциональные задачи автора журналистского произведения. Здесь мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Задачи автора журналиста: ж. должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию и постараться проявить свою творческую индивидуальность.
Мировоззренческая позиция автора ж. - совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам».
Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет: 1. Автор - «зеркало» героя 2. автор как лирический герой произведения 3. автор как инстанции анализирующей и оценивающей.
Авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов (мысли, знания, нравственные представления). Эстетическая доминанта мироощущения определяет тип художественного воображения, обусловливает “тяготение” творца в отборе тех или иных впечатлений и воссоздание их в художественных образах. Мировоззренческая установка проявляется в тематических пристрастиях журналиста. (Индивидуальный почерк В. Пескова, выделяется особым лиризмом. Описывая жизнь лесных обитателей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру. Иной образ у Ю. Щекочихина, который долгие годы занимался подростковыми проблемами, а затем исследованием нравов преступного мира. В своих судебных и исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик. Он не просто изучает нравы подростков, но постоянно ставит перед обществом такие актуальные проблемы). На этой основе и возникает публицистический образ автора. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед нами предстает образ размышляющего автора, а в другом – лирического героя.
Функции авторского «я». Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Авторское выражение в газете: 1. автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, 2. поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, 3. выразить свои соображения по поводу поведения героев, 4 выстроить версии и предположения, 5. выразить собственные эмоции, 6. раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д.
Используя такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля повествования.
Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. Размышляя о судьбах своих героев, журналисты постоянно используют различного рода утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным фиксатором событий. Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением.
ПАМФЛЕТ: В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»1[9]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.
Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.
В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.
Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра2[10] относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.
Признаки памфлета — выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.
Полемическое противостояние различных точек зрения -жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое понимание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахождение взамен им новых истин.
Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на выска-зываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.
Наиболее существенными признаками, характеризующими памфлет как жанр, являются синтез сатирических художественных и публицистических образных средств; Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конструкция, создает новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст — это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д.
Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном отображении реальности. Памфлетисты избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.
Обличение в памфлете может быть как открытым (прямым), так и завуалированным, или косвенным (непрямым). В зависимости от типа обличения — прямое и непрямое — различают и модификации памфлета.
Обличение проявляется открыто, когда автор по ходу повествования при помощи таких приемов, как саркастические отступления, едкие, гневные ремарки, высказывает свое отношение к политику, событию, социальному явлению. Открытое обличение имеет целью сатирическое заострение и обобщение.
Памфлет, насыщенный грубой, бранной лексикой, легко трансформируется в инвективу, причем не только из фрагмента, но и из всего текста в целом трудно понять, о чем идет речь — настолько эмоции вытесняют смысл.
Непрямое обличение требует от автора текста создания масок, за которыми он бы прятался. Они появляются в тех модификациях памфлета, в которых автор создает художественные образы.
Для сатирического отображения памфлетист широко использует в своем творчестве аллегорию, буффонаду, гиперболу, гротеск, иносказание, пародию, сарказм и другие средства создания социально-комического.
Памфлету с непрямым обличением свойственно парадоксальное развитие сатирической мысли. Автор должен увидеть парадокс в жизни и показать его. Достижению этой цели подчинены все сатирико-публицистические средства и сюжетно-композиционная структура текста.
Образы используются памфлетистами в полемических целях, поэтому связь с прототипами открытая, смысл образа — в его политической оценке. В тех памфлетах, где действие развивается
стремительно, реже встречаются описания (интерьеры, пейзажи), в повествовании сокращаются эпизоды, отсутствуют портреты персонажей.
Присутствие автора в тексте памфлета всегда подразумевается, хотя может не выражаться открыто. Приемы выражения авторского присутствия в тексте памфлета самые разнообразные. Например, автор призывает читателей в единомышленники.
Масштабность критики в памфлете очевидна: памфлет — критика не нравов, а социальных явлений. Это злободневное сатирическое произведение, смысл которого в конкретном соци-ально-политическом обличении, направленном на полную дискредитацию объекта критики.
Цель памфлета — вызвать у читателя негодование, порой ненависть. Он особенно востребован во время войны, в том числе информационной.
Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, средства комического — сарказм, ирония.