Основные направления экономической проблематики в российских СМИ.
1. Сегодняшний день средств массовой информации России тесно связан с освещением экономической жизни страны. В этой ситуации крайне важно, чтобы журналист, взявшийся писать на экономические темы, имел адекватное представление о процессах, происходящих в экономике страны, понимал, как строится политика государства, бизнеса, общественных институтов в этой области, как она отражается в итоге на жизни граждан, которые выступают как участники экономических отношений.
Экономика как особая субъектно-предметная часть общественных отношений тесно связана с другими элементами общества. Более того, функционирование экономики порождает ряд феноменов, значимых в иных сферах жизнедеятельности. Так экономические интересы разных экономических агентов влияют на появление, деятельность и функционирование отражающих эти интересы политических и социальных структур (партий, общественных организаций), на их программы и цели. Современная рыночная экономика, приобретшая всеобъемлющий характер, привела к коммерциализации, превращению по преимуществу в товар большинства продуктов современной культуры. Сходные процессы проходят и в сфере обыденной жизни людей.
2. Перед переходом к анализу места и функций журналистики в сфере экономических отношений и экономической деятельности в России необходимо тезисно описать изменения, происходившие в стране последние десятилетия, и, прямо или косвенно, отразившиеся на экономике, в частности. Кратко эти изменения можно охарактеризовать как смену парадигмы развития и функционирования российского общества и государства. Эта смена происходила не в самых благоприятных условиях и самый характерный пример – распад Советского Союза как самая крупная геополитическая катастрофа второй половины XX в. Попытки реформировать политическую и экономическую систему страны на базе существовавших политических и экономических структур также (в отличие, к примеру, от Китая) оказались мало удачными. В силу ряда политических, экономических и социальных причин объективного и субъективного характера (резкое падение цен на нефть, крайняя милитаризованность советской экономики, неудачное политическое и экономическое руководство страной в последние годы Советской власти, внутриполитическая борьба во второй половине 80-х гг. прошлого века). В результате, период трансформации страны начался в условиях слабости нового российского государства, распада прежней идеологической и политической системы, глубокого и системного экономического кризиса, что в совокупности повлекло за собой крайне неблагоприятные социальные последствия. Стоит напомнить, что в начале 90-х гг. прошлого века ВВП страны упал наполовину, золотовалютные резервы стремились к нулю, страна накопила за 80–90-е гг. огромный внешний долг.
Несмотря на крайнюю сложность и запутанность происходившей в стране политико-экономической трансформации, сопровождавшейся ожесточенной политической борьбой, постепенно происходит выстраивание (хотя и крайне медленное, и неравномерное) новой экономической системы. Частная собственность постепенно становится ведущим звеном экономики (сегодня 60% ВВП России производится ею), развивается сеть финансовых институтов, становится многочисленным средний класс в лице менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев управления экономикой, развивается инфраструктура и структура российского рынка. Дефолт 1998 г., несмотря на его печальные последствия для финансовой системы страны, для мелкого и среднего бизнеса, для благосостояния граждан, привел, в конечном счете, к оздоровлению российской экономики.
Последние годы характерны для страны следующими политическими и социально-экономическими обстоятельствами:
- политической стабилизацией, связанной с усилением политической власти государства и резким ослаблением олигархической верхушки;
- улучшением внешнеэкономических обстоятельств России (резкое повышение цен на энергетические ресурсы страны);
- устойчивым и высоким ростом ВВП России, в том числе в сфере промышленного производства;
- ростом бюджета страны и его профицита;
- последовавшим вследствие всего этого улучшением условий жизни населения, осуществлением ряда крупных социальных программ.
Конечно, развитие страны еще носит весьма противоречивый характер: высок уровень бюрократизации управления, крайне высока коррупция, противоречивы результаты усиления роли государственных предприятий в экономике страны. Но в целом можно говорить о том, что экономическое развитие страны, взаимодействие экономики с другими сферами жизни общества приняли достаточно устойчивый характер. Одновременно выстраиваются устойчивые информационные связи, характеризующие взаимодействие экономики с другими элементами общества и информационное взаимодействие внутри экономической системы между ее субъектами. Частью этой информационной системы выступает и российская журналистика.
3. Экономические отношения очень рано стали предметом информационного интереса общества в целом и различных субъектов экономической деятельности. Вспомним только один факт. Первые информационные издания в Европе носили во многом экономический характер (например, издания знаменитого в свое время банкирского дома Фуггеров). По мере развития журналистики в мире происходит следующее: возрастает объем и качество используемой ею в интересах общества финансово-экономической информации, возникают и развиваются издания, обслуживающие разнообразные интересы субъектов экономической деятельности. Экономическая информация становится составной частью всех средств информации (сегодня – от газет до Интернета). Существование сложных и разветвленных экономических отношений порождает массу новых способов передачи экономической информации, резко повышает ее значимость, делая ее, в конечном счете, одним из важнейших товаров в системе современной рыночной экономики. Стоит напомнить, что появление рекламы, этого своеобразного информационного продукта, резко сказалось на условиях существования журналистики в целом, превратив ее самою в значимый продукт рыночной экономики.
Развитие российской журналистики в целом, и экономической, в частности, проходило в стране в рамках мировой парадигмы, то есть становления и усложнения рыночной экономики. Этот процесс был прерван, как известно, в 1917 г. Но как не парадоксально, это не прервало существование и развитие журналистики экономической. Просто она получила новые функции, цели и средства их осуществления от новой политико-экономической системы. Говоря короче, она стали информационным агентом командовавшей экономикой политической системы.
Экономическая проблематика присутствовала в советской журналистике с самого момента ее возникновения. Она была представлена в большом спектре изданий: общесоюзных, общеполитических («Правда», «Известия» и т. д., республиканских, областных и местных; была создана (видоизменяясь со временем) система специализированных изданий (газеты «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», система многотиражных изданий предприятий и пр.) Обязательные отделы промышленности, сельского хозяйства существовали практически в каждой газете, на радио и телевидении.
В рамках созданной политико-экономической системы журналистика выполняла, прежде всего, контролирующие, мобилизационные функции в сфере экономической деятельности от лица управления данной системой. Была представлена в ней частично и информационная функция (но в искаженном виде).