Жанры политической журналистики: типология и основные параметры.
Политическая журналистика имеет свои жанры. Вот некоторые из них:
1) аналитическая статья;
2) интервью;
3) журналистское расследование;
4) репортаж;
Аналитические статьи подразумевают под собой публикации, которые имеют задачу проанализировать конкретные ситуации, процессы и явления, происходящие в социальном обществе, с целью выявления уровня политической, экономической и иной значимости, а также выяснить, какие позиции следует занять и как себя вести в свете происходящих событий.
А.А. Тертычный в своей работе «Жанры периодической печати» пишет: «Еще точнее можно определить статью как жанр, предназначенный, прежде всего, для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей».
В теории журналистики принято разделять аналитические статьи на три вида:
1) Проблемная;
2) Пропагандистскую (теоретико-пропагандистскую);
3) Редакционную.
Наиболее часто в политической журналистике можно встретить проблемную статью. Журналист должен реализовать в своем материале следующие задачи, которые являются главными:
1) Формировать повестку дня, выносить проблемные ситуации и противоречия на общественное обсуждение;
2) Отражать конфликт между сторонами, представляющими «новое» и «старое»;
3) Подвергать критике отступление от общепринятых норм;
4) Выдвигать альтернативные пути разрешения сложившейся конфликтной ситуации, обосновывая их.
5) Помочь читателям и дальше размышлять над интересующими их вопросами и предметом обсуждения, который поднимался в тексте.
А.А. Тертычный назвал главную функцию аналитической статьи – объяснять читателям значимость процессов, происходящих в обществе, а также причины их появлений и следствия, вызванные в связи с их наличием, что наталкивает читателей на размышления об этих явлениях и событиях.
Аналитическую статью можно разделить на три части:
1) Тезис (начало);
2) Аргументы (основная часть/«тело»);
3) Вывод (концовка).
Проблемная статья может быть дополнена еще двумя пунктами:
1) Антитезисы;
2) Контраргументы.
Жанр интервью находится на периферии информационной и аналитической жур-ки. В качестве метода сбора инф. в данном жанре используется метод интервью (беседа). Как известно из теории жур-ки сущ-вует множество разнообразных класс-ций видов этой жанровой формы. М.Н. Ким разделяет интервью следующим образом:
1) Коллективное интервью;
2) Анкета;
3) Экспертный опрос;
4) Пресс-конференция;
5) Информационное интервью;
6) Аналитическое интервью;
7) Интервью-диалог;
8) Интервью-монолог;
9) Портретное интервью;
Портретное интервью имеет несколько разновидностей:
a) Событийное портретное интервью;
b) Биографическое портретное интервью;
c) Юбилейное портретное интервью;
d) Политическое портретное интервью;
10) Интервью-сообщение;
В связи с тем, что полит. жур-ка направлена не только на информирование, но и формирование читательских представлений о сложившейся ситуации, а также ОМ, наиболее часто встречаются виды интервью, относящиеся к аналит. жанрам (т.е. аналит.ин-вью, ин-вью диалог, полит. портр. ин-вью).
Журналистское расследование имеет свой «набор» целей, средств, методов деятельности; существуют и «субъекты», специализ. на ее осуществлении = самостоятельный вид журналистской деятельности.
Цели:
1) необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций;
2) обнаружения тайных пружин рассл. явлений или раскрытия механизма совершения престу-я, разоблачения преступников,
3) достижение полит. или эконом. результата, н-р разоблачения деят-ти экстремис. Полит. орган-и.
предмет -
1) Нераскрытые дела, непонятные происшествия, громкие преступления, когда преступник не найден, а на вопросы почему? как? Нет ответа.
2) Раскрытые дела, вызыв. некоторые сомнения. 3. Не начатые дела и скрытые преступления.
Методы наблюдения, интервью и беседа, проработка документов, метод эксперимента, криминолого-следственных методах.
Результат ЖР – текст должен донести факты и выводы, которые были получены.
Репортаж от лат. означ. «передавать», «сообщать». требует: докум-ти, строг. следования фактам жизни, эмоц-ти личн. восприятия событий, внимания к подроб-ям факта, явл-я. исп. худ-выр. ср-ва. Шостак: задача реп-ра –наглядно, образно передавать инф-ю+ впечат-я, обращ. вним-е на авторское «я». Р. – это динамич. картина, кот. каж-ся сиюминутным откликом на соб-е, сохр-щим «взволнованность очевидца». «Происшествие» - один из синонимов Р. Особ. вним-е удел-ся непрерывности читат. вним-я, легкости переходов с абзаца на абзац. Секрет Р. - в видимой непрерывности движ-я, в постоянном «А что дальше?». Тертычный: «эф-т присутствия». сопереживание чит-ля -> изложение динамики события.
Отличительные черты репортажа (по Шостак): развертывание соб-я во времени, раздел-е соб-я на этапы, непременный эмоц. Фон, работа ч/з деталь, созд-е эф-та сиюминутности происх-го («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами, ощутимое авторское «я», стремит. ритм, законченный образ соб-я. Виды репортажа по объекту изобр-я: Событийный (требует особой оперативности. Четкое отражен-е этапов события). Познавательный. Проблемный (Р.+анализ и оценка + проблема). Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. К ним можно отнести: выбор отображаемого отрезка события; выбор и расстановку участников события; отбор и расположение фактического материала в репортаже; отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для описания; отбор характерных деталей; отбор авторских впечатлений.
репортажное описание = временные рамки + послед-ть фактов + автор. отступления, раздумьями, ремарки, зарисовкии др.
Структурно-композ.схема:
1) зарисовочная заставка (яркий жизн. эпизод), ввод в курс события. Роль– привлечение внимания.
2) репортажное описание +различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. = эффект присутствия.
3) основная часть = отображ.дейст-ть (важны детали и подрроб-ти).
4) Сумма и обобщение своих впечатлений, оценкок и мнений. Возможны ассоциативные связи или на историч. параллелях. Но чаще всего Р. строится на фабульной основе. При этом колоритность зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.