Жанры современной журналистики.
1.Жанр – это исторически складывающийся тип произведения, в котором проявляется единство особенных свойств формы в ее основных моментах – своеобразной композиции, образности, речи, ритме. Жанр это также способ отражения действительности, реализуемый как форма устойчивого творческого поведения журналиста.
2.Исследователь Тертычный разделяет три группы жанров – информационные (фиксируют очевидные характеристики), аналитические (направлены на проявление глубинных взаимосвязей) и художественные (в образной форме обобщают познанное).
3.В информационных жанрах важно умение видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты.
Информационные – наиболее популярные: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог.
Заметка – передача актуальных новостей в краткой форме. Пишется по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Имеет заголовок и авторскую подпись. Главный факт подвергается развернутому пояснению: каковы характер и причина события, его участник. Нередко факты выражены в конкретных цифрах. Лид призван привлечь внимание читателя, устанавливать тон повествования. ( НОВОСТИ)
Репортаж – это наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Имеет синтетический характер, в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров, в его структуре
присутствуют элементы зарисовки, интервью, отчета. Журналист создает публицистический образ и колорит события. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если в нем преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.(РР)
Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Прямая речь создает ощущение достоверности. Сообщаемая новость персонифицирована человеком, мнение которого важно для читателя.
4.Тенденции: усиление образности письма, угнетение жанров фельетона, публицистика персонифицируется. Уходят очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати, другие усилили свое присутствие - интервью, комментарий, эссе, пиар и рекламные тексты. СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Гибридность жанров. Репортаж – к аналитике.
5.Аналитические жанры: корреспонденция, колонка, статья, обозрение, комментарий, аналитическое интервью, рецензия.Композиционная структура аналитических жанров: экспозиция, постановка проблемы, аргументация, рекомендация (кульминация, синтез), обобщение и оценка.
Колонка применяется для истолкования события, где авторская позиция может быть представлена как версия. В последнее время колонка стала популярным жанром в отечественных СМИ. Колонка по тональности полемична. Персональная точка зрения – смысловое звено колонки.
Статья – это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях. Факты становятся поводом для постановки важной и актуальной общественной проблемы и анализа тенденций общественного развития. Статья вскрывает противоречия между теорией и практикой функционирования общественных институтов, поэтому ее автором, как правило, является эксперт в определенной области знаний. Жанр требует широкого охвата действительности \, анализа множества систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов.
Обозрение – в нем важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания, диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности. Наиболее популярен тематический вид обозрения, в особый вид обозрения выделяют обзор писем. (МНЕНИЕ кинообозрение и литературное обозрение)
Комментарий – предполагает экспертное объяснение, «расшифровку» сложной проблемы. Публицистический комментарий призван разобрать структурно проблему, объяснить факты с определенной позиции и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. Ведущим приемом является попутный комментарий.
Художественно-публицистические - это авторский анализ реальных событий с помощью эмоционально-чувственных средств: очерк, портрет, эссе, памфлет, этюд, фельетон. В художественной публицистике «анализ типического» достигается за счет различных художественных форм.
Очерк – в нем факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка - дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (путевой, событийный).
Жанрообразование – живой процесс. Неумолимое время сделало архаичными жанры передовой статьи и отчета. Передовая статья заменяется редакторской колонкой или бай-лайнерами.