Социальная миссия журналиста.
На Западе и в России сложились четыре базовые интерпретации соц. миссии жур-ки.
1.Условно Модель «четвертой власти». Жур-ская корпорация здесь рассматривается в качестве независимого соц. института, вовлеченного в управление обществом, так как осуществляет прямое или косвенное влияниена состояние обществ. мнения, прежде всего передавая сведения о действиях органов власти, а также воздействуя на итоги выборов.
2. Модель социальной ангажированной журналистики – рассматривает СМИ в качестве орудия защиты гражд. прав или ср-ва выражения интересов опред. соц. групп или лиц. Это могут быть проф., предпринимательские, потребительские союзы и объединения, культ. и религ. орг-ции, институты рынка, органы обществ. самоуправления. СМИ как ср-во инф-ции и коммуникации помогают членам общества осознать и выразить свои интересы, и в то же время помогают контролировать власть.
3. Модель информационная, в основе которой лежит предпосылка, что «факты говорят сами за себя», и обязанность жур-та состоит в информировании без оценки, т. е., предполагается превращение жур-та в беспристрастного информатора и отказ его от гражданской позиции. Эта модель вряд ли реализуема на практике, ибо чистой безоценочной инф-ции не бывает, в любой констатации в силу особенностей соц. коммуникации уже содержится оценка.
4. Модель «СМИ как медиатор, посредник». Согласно этой м., СМИ представляют собой «форум», на кот. организуется и поддерживается постоянный обществ.диалог с целью достижения баланса интересов и сил в обществе.
Итак, традиц. понимание жур-ки как четвертой власти вызывает возражения, ибо исходит из представлений об этической «непорочности» жур-ской деят-ти и явно преувеличивает возможности СМИ, не учитывая зависимость самих жур-тов от реальной власти, от различных групповых, экономич. и финансовых интересов.
Поэтому адекватный ответ на вопрос о роли медиа в начале третьего тысячелетия должен принимать в расчет не только традиционную опасность – гос. вмешательство, но и проблемы, связанные с концентрацией масс-медиа в частном секторе, при кот. медиа лоббируют интересы опред. коммерч. групп. Неверным стало само убеждение жур-тов, что они «рупор общества», транслируют аудитории «самое важное», на котором и держалась более двухсот лет концепция «четвертой власти», предполагающая реальное «право голоса» за жур-тами.
В начале 21 века ситуация кардинально изменилась. Технологич. развитие (Интернет) привело к обретению аудиторией собств. голоса, односторонний поток инф-ции - от создателя к потребителю, уже невозможен. Сами жур-ты теперь считают себя не «наблюдателями фактов», а «создателями смыслов», претендуя на абсолютную власть. В-третьих, несмотря на то, что СМИ принадлежит информ. власть «игры на опережение», их влияние на обществ. сознание велико, ими манипулируют силы, способные использовать СМИ в своих целях. В этом одна из особенностей совр. демократии, идет процесс перераспределения власти от политич. власти к др. обществ. группам. Поэтому ответственность жур-та резко повышается.
В демократич. развитых странах признается необходимость в журналистике на службе у общества. Для того,чтобы жур-ка была реально полезна людям, жур-ты должны иметь осознанную соц. позицию.
Соц. позиция жур-та, поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается жур-том и проявляется в его творч. деят-ти в разных формах. Соц. позиция может быть неосознанной, формироваться интуитивно. Она м. б. слабо осознанной, когда ее связь с интересами опред. соц. сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений. Для каждого жур-та принципиально важно какую позицию по соц. вопросам занять, на чьей стороне выступать и как действовать, чтобы в наибольшей мере его оценки и предложения отвечали требованиям «добра, истины и справедливости». Соблюдая свою приверженность опред. соц. силе, нужно искать оптимальное решение - наилучшее из всех возможных в данных условиях в интересах не только представляемой жур-том соц. силы, но и всего общества.
Позиция может проявляться в текстах по-разному: открыто, когда жур-т резко выступает в защиту тех или иных соц. слоев и партий; или быть скрытой, выступать в неявно выраженной форме и декларироваться как «следование фактам». В любом случае позиция как выражение, представление и отстаивание интересов опред. обществ. сил определяет подход жур-тов к явл-ям жизни, их понимание, оценку, хар-р предлагаемых решении в экономич., политич., правовой и др.сферах.
Формы проявления позиции:1. Не обращать внимания на иные мнения, критику, обвинения, продолжать подробнее и точнее обрисовывать свою позицию, приводя все более убедительные аргументы. Это способ так называемого принципиального отстаивания своих принципов. 2.Реагировать на критику и обвинения, сглаживая углы, смягчая выражения в своих высказываниях. Это может быть истолковано как стремление к компромиссу, уважение инакомыслия. 3. Предложить аудитории разнообразие мнений, не высказывая при этом своего мнения. Это забота о беспристрастной подаче мат-ла. 4. Поиск компромисса на базе взаимных уступок – синтез трех предыдущих способов. В этом случае происходит апелляция к общечеловеческим ценностям. Но частногрупповые или личностные ценности могут вступать в противоречие с общечеловеческими. Часто думают, что «чистая информационность» - это только сообщение фактов, предоставление возможности свидетельствовать очевидцам событий, исключая выражение собственных взглядов. Однако в скрытом виде позиция все равно будет проглядывать – в подборе собеседников и авторов, в отборе мат-ла, в построении текстов. Это иллюзия, часто вредная, если затрудняет выработку верных представлений в аудитории.
Соц. позиция опред. особенности видения будущего жур-том, и потому определяет его информ. политику, характер его взаимодействия с обществ. мнением, историческим сознанием, мировоззрением и миросозерцанием. Когда журналист обретает ту или иную социальную позицию, то есть определяет силы, которые он намерен поддерживать, возникает вопрос его независимости.
Первая проблема – независимость в определении того, чьи интересы выражать, как их идеологически и практически представить, каким образом без давления извне передать широкой аудитории. Независимость в этом смысле – способность самостоятельно принимать решения и действовать по внутреннему убеждению. Внешняя независимость внутренне оборачивается зависимостью от интересов представляемых жур-том сил.
Вторая проблема Если собств. убеждения расплывчаты или их нет или жур-т считает себя «свободным» от опред. позиции, возникает зависимость от «чужих» убеждений – тех людей и СМИ, на которые он работает, беспринципность. Третья проблема связана с ситуацией, когда жур-т оказывается сотрудником СМИ, с позицией кот. в той или иной мере не согласен. Три решения: 1. наладить диалог, стать партнерами 2. покинуть редакцию 3. принять позицию редакции.
Через ясное осознание отражающей реалии времени соц. позиции, решительное и последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы жур-ской деят-ти. Принципиальность жур-та яв-ся одной из наиб. важных направляющих его деят-ти. Принципы – теоретико-методологические основы жур-ской деят-ти.
Первым в ряду принципов жур-ской деят-ти стоит принцип правдивости и объективности.Правдивость предполагает максимально точное представление фактов жизни. При этом первостепенное значение имеют сведения, кот. жур-т получил непосредственно из жизни и документировал. Если проблема правдивости – это проблема фактической основательности (точности и полноты фактов), то проблема объективности это также и вопрос верной трактовки каждого из отобранных фактов, их связей и взаимосвязей; это и вопрос аргументированности и убедительности интерпретации, высказанных на основе анализа фактов выводов, суждений.
В качестве «четвертой власти» в демократич. обществе жур-ка осуществляет принцип демократизма путем участия в делах гос-ва, способствуя через свои выступления принятию важных решений во всех сферах жизни. Принцип демократизма проявляется в управлении обществ. делами как способ реализации возможностей непосредственной демократии. Будучи инструментом непосредственной демократии, жур-ка, выполняя свои идеологические (формирование масс. сознания, в том числе обществен. мнения) и непосредственно-организаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное «давление» на выборные органы власти от имени народа, будучи непрерывно звучащим vox populi, выразителем интересов и требований. Во-вт., жур-ка реализует принцип демократизма через предоставление желающим возможности заявить о своем мнении с широкой обществен. трибуны и внести свои предложения. В-тр., чтобы полно реализовать принцип демократизма, жур-ка организует «обучение» народных масс управлению. В-четв., в меру эффективности реализации принципа демократизма по всем трем направлениям активно формируются гражд.самосознание и активность граждан в осуществлении своих прав и свобод, в использовании народного суверенитета.
В общем виде гуманизм во всех суждениях и оценках требует исходить из соблюдения неотъемлемых прав и свобод личности, из интересов развития человека как уникальной личности в перспективе прогрессив. развития всего человечества. Гуманистич. подход, в основе кот. лежит представление о человеке как мере всех вещей, требует создания условий жизни, наиболее достойных человеческой природы и соответствующих сущности человека. Для жур-та этом принципе главное – направленность всей его деят-ти на реализацию гуманистич. ценностей, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жизни, на всестороннее развитие человека, гармонизацию отношений с окруж. средой. В связи с движением к новой цивилизации 21 в., где идеи гуманизма становятся опорными для жур-ского мышления, представление о системе принципов жур-ки придется «перевернуть»: соц. позиция жур-та будет прямо «вытекать» из принципа гуманизма, а принцип партийности окажется своего рода «вторичным синтезом» системы принципов, их практически деятельностным выражением.
Основа партийной позиции – представительство интересов какой-л. части общества, без чего немыслима деят-ть жур-та, кот. всегда защищает чьи-то интересы. Это могут быть и интересы частной группы, и интересы народа, всего человечества. При этом в открытом демократич. обществе партийная позиция не может не быть гуманистически ориентированной – это либо выступление с позиций «частной группы» при понимании забот и требований других групп, т.е. «на фоне» общечеловеческого, либо выступление с общечеловеческих позиций, но при учете специфич. нужд и интересов «частных групп» как органических составляющих человечества. Иные подходы ущербны и непродуктивны.
Народность и массовость жур-ки находит свое продолжение в принципе патриотизма. Каждый жур-т, пока существует политич. карта мира, на кот. обозначено около 200 стран, не только должен считаться с патриотическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и обязан выступать с позиций патриотизма, служить процветанию и прогрессу отечества. Объективное существование стран как исторически сложившихся гос. образований предопределяет необходимость выработки жур-тами той или иной линии поведения, базирующейся на осознании ими своих историч. корней, социокультурных особенностей, традиционных форм быта и взаимоотношений людей, на знании языка и природной среды. Принцип патриотизма требует от жур-та ясного разграничения в деят-ти людей и соц. групп, в политике партий, в идеологии и культуре, истории и традициях, стремлениях и поступках, т.е. в духовном мире и практической жизни людей того, что способствует экономич., социальному и духовному развитию, и того, что тормозит исторический процесс.
Подлинный интернационализм требует, чтобы журналисты, основываясь на тщательном анализе жизни людей различных наций, добивались реализации их вызванной объективной необходимостью требований, способствовали бы тому, чтобы каждая нация получила возможность для своего развития, а остальные нации – помощь и поддержку со стороны других на основе идеи интернационального братства. При этом важно исключить всякое ущемление нац. достоинства, навязывание чуждых нации характера и форм организации жизни в экономич., политич., социальной и культурной сферах. Интернационализм предполагает диалог национальных культурв целях взаимообогащения при сохранении своеобразия каждой.
24. СМИ в мобилизационных технологиях.
25. Новость в журналистике.
1. Новости - это главное в журналистике. Ради новостей тысячи людей ежедневно читают газеты, смотрят телевизор, посещают Интернет-СМИ. Журналисты ищут новости по всему свету, вникают в тонкости политических интриг, учатся разбираться в экономике, едут на край света или рискуют жизнью на войне. И все это для того, чтобы люди могли, устроившись в кресле поудобнее, смотреть вечерние новости или за утренней чашкой чая открывать газету.
Новость в журналистском понимании - это информация, которой широкая публика не знала до ее публикации. Новость важна для многих людей, она сообщает о неизвестном доныне, часто необычном событии.
Но как определяют журналисты, что именно вызовет интерес читателей? Обычно опытные репортеры и редакторы чувствуют новости «по запаху». Их чутье на информацию бывает развито настолько сильно, что они с полуслова понимают, какая новость достойна внимания, а о чем писать не стоит, что станет сенсацией, а что пройдет незамеченным.
Среди нескольких определений новостей нет универсального, то есть такого, которое могло бы удовлетворить всех и объяснить, что же такое новость и как найти, вычленить настоящие новости из потока событий или происшествий, происходящих каждый день. Ведь людям интересно знать, что происходит на соседней улице, в городе, в стране, в мире. Чтобы понять, что более интересно, сформулируем параметры новостей, событий или явлений, а также факторы, благодаря которым события становятся новостями.
Самое распространенное определение новости приписывается Джону Богарту и Чарльзу Дана: «Когда собака кусает человека, это не новость, потому что такое случается часто. Но когда человек кусает собаку, - это новость».
Джеральд Джонсон, репортер балтиморской газеты The Sun, писал: «Новость - это то, что интересует хорошего газетчика».
Новость - это нечто, что кто-то где-то очень хочет скрыть. Все остальное - реклама. Приписывается Вильяму Херсту и лорду Нортклифу.
Новость - это то, что не было известо нашему агентству. Главный редактор ереванского агентства новостей Арминфо Александр Аванесов.
Параметры новостей:
- Воздействие: событие интереснее, если его последствия скажутся на большом количестве людей.
- Знаменитости: нам свойственно любопытство. Интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе, повседневной жизни, увлечениях.
- Необычное: события или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные всегда интересны для читателей.
Факторами, благодаря которым события становятся достаточно интересными, чтобы быть новостями в прессе, считаются: конфликт, близость, время.
Журналисты бьются за возможность сообщить новость быстрее, чем конкуренты. Ведь чем быстрее вы передадите информацию, тем больше зрителей будет у вашего телеканала или читателей у вашей газеты, тем большее доверие и известность вы приобретете. В наши дни с развитием электронных технологий счет в передаче новостей идет на минуты: кто быстрее? Особенно это касается тех журналистов, которые работают в агентствах новостей. Меньше это относится к телевизионщикам и еще
меньше - к газетчикам. Однако в случае с газетами на первое место выходит качество подачи информации, профессионализм журналиста.
Итак, новость в журналистике - это изменение какого-то фрагмента действительности, своевременно освещенное в СМИ, которое представляет интерес и ценность для большого количества аудитории, или факт, который вписывается в формат СМИ и о котором еще не было сообщено ранее.