Тенденции развития системы СМИ России в последнее десятилетие ХХ–начале ХХI вв.
Новые историч. условия жизни РФ стали важным фактором формирования массовой жур-ки нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократич. обществе. Процесс, начатый в начале 90-х гг., привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, ТВ, радио, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности СМИ.
С введением российского Закона о СМИ открылись возможности для создания новой системы. Закрытие и трансформация многих сотен старых изданий, возникновение тысяч новых внесли коррективы в типологич. характер структуры прессы.
В 1991–1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономич. фактор – рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету
В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экз.
Однако 7 изданий увеличили тираж.– «Российская газета», «Сельская жизнь», – «Мегаполис-экспресс», «Коммерсантъ», «Экономич. жизнь», «Бизнес и банки». В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфич. исполнение, доставку.
Заметные усилия на информационном рынке прессы предпринимают финн. капитал и финн.-промышленные группы. В середине 90-х гг. в России появились и концерны «Мост», «Олби», «Логоваз», возглавляемые соответственно В. Гусинским, О. Бойко, Б. Березовским, вкладывавшими значительные средства в создание новых печатных и электронных СМИ– газету «Сегодня», ТВ каналы НТВ, ОРТ, модернизацию журнала «Огонек»
В числе крупнейших информац. магнатов оказались и банковские группы, и крупные частно-гос. е монополии. Концерн «Газпром» установил контроль над центральными газетами, «Труд», «Рабочая трибуна», «Сельская жизнь». В империю– «Онэксимбанка» – вошли газеты «КП», «Известия». Компания В. Гусинского «Медиа-МОСТ» помимо телеканала «НТВ» владела газетой «Сегодня», журналом «Итоги», радио-«Эхо Москвы».
Борьба за экономич. и политич. влияние, конкуренция между изданиями выходит на качественно иной уровень. Она все чаще сопровождается «информационными войнами», поисками льготных гос. кредитов и западных инвесторов для СМИ.
В 1990 годы печать перестала целиком принадлежать гос-ву, стала многосубъектной и разделилась на: Гос-ные и независимые издания .Официозные, лояльные к власти и оппозиционные. Качественные и массовые. Политизированные и деполитизированные. Легитимные и не зарег. официально. По ареалу распространения и др. признакам
Были сформулированы главные типоформирующие признаки. Б.И. Есин утверждал, что «типологич. облик периодич. изданий... опред. направлением, содержанием и целью издания, читательской аудиторией, ее запросами». Позже они были развиты Корниловым и Акоповым, выдвинувшими в качестве главных типоформ. признаков - характер читательской аудитории, тематич. направление и целевое назначение.
По характеру аудитории выделяются:
1.Общероссийские СМИ (распростр по всей стране) – «Российская газета», «Известия», «Труд», «Независимая газета», «Новая газета», «АиФ», «КП», «МК».
Издания территориальных общностей: областные – «Волгоградская правда», «Областные вести», «Интер», городские - «Городские вести», «Волжская правда», «Наш город», районные – « Диалог» (Камышин), «Донской вестник» (Иловля)
2.Издания, адресуемые этнич. общностям: «Лусаворич» («Армянская церковь Св. Георгия»), «Шофар Поволжья» (еврейская религ. община), «Казачий круг» (Газета донских казаков).
3. Издания для различных возрастных групп: для молодежи – «Ровесник», « «Yes!», для подростков – «Башня», «До 16 и старше», для детей – «Мурзилка», , «Простокваша»
Издания для женщин («Космополитен», « «Я сама») и мужчин («GQ», «Медведь»).
Издания, адресуемые обществ. группам, возникающим на основе разделения труда. Это издания для проф. групп (в пром-сти, с\х, транспорте, науке…), для групп интеллект. и физич. труда, (издания для интеллект. элиты – «Власть», «Эксперт») и более массовые– «Русский репортер» «Огонек»). Большой отряд деловой прессы адресован людям, занятым в управлении обществ. производством и бизнесе («Коммерсант», «Ведомости», «РБК» «Деньги», у нас – «НДВ», «Мы и налоги», «Южный деловой вестник», «ЮрИнфо»)
Издания для различн. групп верующих – «Церковный вестник», «Радонеж», у нас: «Православное слово» ( Волг. епархия РПЦ), «Духовная сокровищница» (Свято-Никольский приход г. К.-на-Дону),
Выделяются издания для отдельных групп (политич. партий («Сталинградская трибуна»), «Колокол» (газета В. отделения Союза русского народа), издания профсоюзных («Волгоградские профсоюзы»), благотворительных («Аленький цветочек»., клубов по интересам («Кошкин дом»).
Вопрос о характере целевой аудитории тесно связан с содержанием изданий, с необходимостью учитывать предметно-тематич. типологию.
По характеру информации принято выделять универсальные и специализированные издания. Универс. отражают все основные сферы жизни общества. Специализированные сосредоточены на отдельных темах. К специализированным относится деловая пресса (она оперирует инф-цией, которая может оказать влияние на ситуацию на рынке) с ее тематич. подвидами: экономика, финансы, торговля, налоги. Существуют сотни отраслевых изданий: специализированы по отдельным видам народного хозяйства: пром-сть («Нефтяник», «Волжский трубник»), строительство («Градостроитель») транспорт («Трансинфо»), с\х(«Моя земля», «Крестьянская жизнь») , здравоохр. («Медицинская газета), образование («1 сентября», «Учитель»), экология( «Здоровье и экология»). Издания, посвященные искусству («Культура»), лит-ре (Лит. газета, Отчий край), спорту «Сов. спорт», «Футбол». Все они в свою очередь подразделяются на массовые (с более универсальной тематикой в опред. области) и адресованные специалистам-профессионалам.
По характеру информации издания дифференцируются также на содержащие преимущественно событийную информацию (газеты), аналитич., художественно-публицистич.
Классификация по характеру инф-ции включает и дифференциацию по типу творчества: публицистич, научные, литературные.
Целевое назначение изданий определяется учредителями, редакциями. Выделяют:
-издания, реализующие цели субъектов политики: органов гос управления, партий, профсоюзов, других политич. организаций. Среди них издания, являющиеся офиц. органами структур («Российская газета», «Труд», издания местных администраций), а также те, которые объявляют себя_независимыми от различных политич. структур («Аргументы и факты», «Известия»). По отношению к политике правительства выделяются издания: поддерживающие эту политику; имеющие нейтральныйподход; являющиеся оппозиционными;
- издания, реализующие цели субъектов экономической деятельности («Ведомости», «Деньги», «Нефть и капитал», «Фин. директор»…)
- органы печати, программы, целевая направленность кот. определяется субъектами литературной, худож. , научной и иных видов деятельности, связанных с духовным производством. литературные («Литературная газета», худож., научные организации («Вестник ВолГУ»); по целям религ. деятельности, благотворительности и другим видам деятельности.
Выделяют и другие типолог. признаки:
Периодичность (ежедн. газета, выходящие 2-3-4 раза в неделю, еженедельники, ежемесячные журналы, ежеквартальные, ежегодные сборники);
Время выхода (утренние, вечерние, ночные, круглосуточные);
Объем информации ( газеты двухполосные, четырехполосные и т.д.);
Формат издания (газеты, журнала). Для газет: А-2, А-3, А-4.
Среди программ, утвердившихся на Рос. ТВ к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, развлекательные и прямо касавшиеся моральных проблем. По данным социол. службы Останкино от 4 до 23% телезрителей регулярно) смотрели «Новости» Останкино, «Вести» Российского телевидения, «Новости 2x2», «Сегодня» (НТВ), «Информ-ТV» (5 канал), а также программы «Момент истины», «Подробности», «Час пик», «Тема», «Человек и закон».
Кроме информац. программ по тематич. признаку строились музыкальные, кино, спортивные программы; по адресному – программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Неизменным оставался интерес к традиц. «В мире животных», «Клуб кинопутешественников» Кроме того, профилирование телеканалов шло по нац., территориальному, временному признакам Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (гос-ный, платный, общественный, коммерч., арендный).
Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только все больше превращают ТВ в средство массового воздействия, но и индивидуализируют его возможности.Подобного рода проявления вкуса аудитории становятся возможными еще и потому, что к середине 90-х гг. система СМИ пополнилась новой техникой: микроинформатика, кабельное ТВ , спутник. связь, лазерная пресса и других, играющих все большую роль в интенсивной передаче массам многообразного потока информации.
В электронных СМИ усилилась персонификация программ, «журналистское» телевидение и радио стали все более преобладать над «дикторскими», широкое использование получили панарамизация программ, различные формы «информационно-аналитич. вещания». На ТВ появились: «Итоги», «Воскресенье», «Подробности», «Новости плюс», «Зеркало».
В своем воздействии на слушателя радио пошло дальшеТВ , в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на опред. аудиторию.
Прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию гос. радиопрограмм Рос. телерадиокомпании «Останкино» и программы «Радио России». Программы содержали блок информации, публицистич. и музыкальные передачи, рекламу.
Коренным образом повлияли на коммуникативную ситуацию в РФ негос. радиостанции, появление которых стало возможным после разрешения на частное радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге, в областных, краевых центрах. В течение 1991–1993 гг. в стране стали выходить в эфир все новые обществ., частные, коммерч радио.Конкуренция между станциями за создание программ, наиболее отвечавших индивидуальным запросам слушателей, привела к развитию оригинальных концепций структурно-содержательного построения программ, новых нетрадиц. форм вещания. «Радио России “Ностальжи”», «Автоволна», «Радио-Классика», «Радио APT»
«Ракурс», «Исламская волна».
Рост и развитие структуры информагентств были тесно связаны с переходом к рыночным отношениям, с потребностями информ.о рынка в независимой и объективной информации.
Существуя на средства, получаемые от собственной деятельности, они, конкурируя между собой, стремились предложить потребителям качеств. информацию – актуальную, оперативную и достоверную. На одно из первых мест среди инфор агентств, завоевавших доверие потребителей новостей – рос.х и зарубежных СМИ, иностр. посольств, органов гос. власти– вышло ИТАР-ТАСС. Учреждалось при Фед правительстве страны и являлось центральным гос. информагентством РФ.Крупнейшим негос. информ. агентством России стал Постфактум.
Направил свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и странах СНГ.
Проникновение капитала в российскую журналистику привело к возникновению стихийно складывающегося информационного рынка, неподвластного еще во второй половине 90-х гг. цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.
Пресса и выборы – одна из важнейших тем журналистики Российской Федерации. Своей кульминации она достигла в период президентских выборов 1996 г., когда на первое место выдвинулись вопросы регулирования СМИ в ходе кампании.
В прессе находили отражение и проблемы функционирования печати, ТВ, радиовещания, факты нарушения свободы жур-ки.
Период интенсивного развития Интернет в России начинается только с середины 90-х гг.
Полноценные Интернет-версии имеют «Аргументы и факты», «МК», «Огонек», «ОМ» и еще неск. изданий, а также «Новости» телеканала «TV Центр», TV-6, ряд программ НТВ.
Некоторые рос. издания помещают на своих сайтах больше информации, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая доп. информацию к опубликованным материалам. Особое место среди российских СМИ в Интернете занимает Национальная Служба Новостей (НСН), созданная в 1994 г. с участием финн. группировки Б. Березовского Кроме НСН всего несколько информагентств России распространяют через Интернет свои материалы. Это – РИА-Новости, «Атлант», «Алгоритм», «Интерфакс».
Одним из важных событий в рус. Интернет стало появление высококач. сетевых журналов. Самым популярным и одним из лучших стал «Русский журнал» Глеба Павловского.
10. Типология универсальных и специализированных изданий современной России.
Под типологией обычно понимается «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее опред. свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы » Ведущий социолог В. А. Ядов выделял понятия теоретич. и эмпир. типологизации.
Теоретич. типологизация - обобщение признаков соц. явлений на основе идеальной теоретич. модели по теоретич. обоснованным критериям» Эмпирич. типологизацию он характеризовал как «поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов, рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно».Типологией жур-ки занимается большое кол-во исслед. Акопов, Корнилов Станоко, Шкондин, Вартанова, Дзялошинский, Грабельников, Реснянская, Тулупов, Мурзин, Теплова. Б.Есин писал: «Типологич. характеристика помогает лучше оценить и понять особенности не только исследуемых типов, их роль в общественно-политич. жизни, но и особенности других отрядов печати, их обусловленность друг другом. Она много дает для понимания общих процессов в развитии нац. печати как таковой, вскрывает внутренние закономерности ее развития на разных уровнях: тип издания, характер отделов, специфика жанров...»
Для построения типологии в теории жур-ки применяются формальные методы классификации. Большой массив периодич. изданий требуют выработки сравнительно простых критериев, чтобы определить к какому типу следует отнести объект. М.В. Шкондин, «Тип это...образ группы изданий, располагающих общими для этой группы признаками»
Во второй половине 20го века был предложен целый ряд классификаций по различным основаниям. Выделяли СМИ: Гос-ные и независимые издания .Официозные, лояльные к власти и оппозиционные. Качественные и массовые. Политизированные и деполитизированные. Легитимные и не зарег. официально. По ареалу распространения и др. признакам
Были сформулированы главные типоформирующие признаки. Б.И. Есин утверждал, что «типологич. облик периодич. изданий... опред. направлением, содержанием и целью издания, читательской аудиторией, ее запросами». Позже они были развиты Корниловым и Акоповым, выдвинувшими в качестве главных типоформ. признаков - характер читательской аудитории, тематич. направление и целевое назначение.
В.В. Тулупов пишет, что «исследователи типологии печати, активно занимаясь этой проблемой на протяжении последних 30 лет, сходились в одном: тип издания - это некий обобщенный образ
повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих органов массовой информации, типология - это метод (а также результат) науч. познания, науч. систематизации, классификации газет на основе общих для них признаков и свойств»
По характеру аудитории выделяются:
1.Общероссийские СМИ (распростр по всей стране) – «Российская газета», «Известия», «Труд», «Независимая газета», «Новая газета», «АиФ», «КП», «МК».
Издания территориальных общностей: областные – «Волгоградская правда», «Областные вести», «Интер», городские - «Городские вести», «Волжская правда», «Наш город», районные – « Диалог» (Камышин), «Донской вестник» (Иловля)
2.Издания, адресуемые этнич. общностям: «Лусаворич» («Армянская церковь Св. Георгия»), «Шофар Поволжья» (еврейская религ. община), «Казачий круг» (Газета донских казаков).
3. Издания для различных возрастных групп: для молодежи – «Ровесник», « «Yes!», «Зона риска», для подростков – «Башня», «До 16 и старше», для детей – «Мурзилка», , «Простокваша»
Издания для женщин («Космополитен», « «Я сама») и мужчин («GQ», «Медведь»).
Издания, адресуемые обществ. группам, возникающим на основе разделения труда. Это издания для проф. групп (в пром-сти, с\х, транспорте, науке…), для групп интеллект. и физич. труда, (издания для интеллект. элиты – «Власть», «Эксперт») и более массовые– «Русский репортер» «Огонек»). Большой отряд деловой прессы адресован людям, занятым в управлении обществ. производством и бизнесе («Коммерсант», «Ведомости», «РБК» «Деньги», у нас – «НДВ», «Мы и налоги», «Южный деловой вестник», «ЮрИнфо»)
Издания для различн. групп верующих – «Церковный вестник», «Радонеж», у нас: «Православное слово» ( Волг. епархия РПЦ), «Духовная сокровищница» (Свято-Никольский приход г. К.-на-Дону),
Выделяются издания для отдельных групп (политич. партий («Сталинградская трибуна»), «Колокол» (газета В. отделения Союза русского народа), издания профсоюзных («Волгоградские профсоюзы»), благотворительных («Аленький цветочек»., клубов по интересам («Кошкин дом»).
Вопрос о характере целевой аудитории тесно связан с содержанием изданий, с необходимостью учитывать предметно-тематич. типологию.
По характеру информации принято выделять универсальные и специализированные издания. Универс. отражают все основные сферы жизни общества. Специализированные сосредоточены на отдельных темах. К специализированным относится деловая пресса (она оперирует инф-цией, которая может оказать влияние на ситуацию на рынке) с ее тематич. подвидами: экономика, финансы, торговля, налоги. Существуют сотни отраслевых изданий: специализированы по отдельным видам народного хозяйства: пром-сть («Нефтяник», «Волжский трубник»), строительство («Градостроитель») транспорт («Трансинфо»), с\х(«Моя земля», «Крестьянская жизнь») , здравоохр. («Медицинская газета), образование («1 сентября», «Учитель»), экология( «Здоровье и экология»). Издания, посвященные искусству («Культура»), лит-ре (Лит. газета, Отчий край), спорту «Сов. спорт», «Футбол». Все они в свою очередь подразделяются на массовые (с более универсальной тематикой в опред. области) и адресованные специалистам-профессионалам.
По характеру информации издания дифференцируются также на содержащие преимущественно событийную информацию (газеты), аналитич., художественно-публицистич.
Классификация по характеру инф-ции включает и дифференциацию по типу творчества: публицистич, научные, литературные.
Целевое назначение изданий определяется учредителями, редакциями. Выделяют:
-издания, реализующие цели субъектов политики: органов гос управления, партий, профсоюзов, других политич. организаций. Среди них издания, являющиеся офиц. органами структур («Российская газета», «Труд», издания местных администраций), а также те, которые объявляют себя_независимыми от различных политич. структур («Аргументы и факты», «Известия»). По отношению к политике правительства выделяются издания: поддерживающие эту политику; имеющие нейтральныйподход; являющиеся оппозиционными;
- издания, реализующие цели субъектов экономической деятельности («Ведомости», «Деньги», «Нефть и капитал», «Фин. директор»…)
- органы печати, программы, целевая направленность кот. определяется субъектами литературной, худож. , научной и иных видов деятельности, связанных с духовным производством. литературные («Литературная газета», худож., научные организации («Вестник ВолГУ»); по целям религ. деятельности, благотворительности и другим видам деятельности.
Выделяют и другие типолог. признаки:
Периодичность (ежедн. газета, выходящие 2-3-4 раза в неделю, еженедельники, ежемесячные журналы, ежеквартальные, ежегодные сборники);
Время выхода (утренние, вечерние, ночные, круглосуточные);
Объем информации ( газеты двухполосные, четырехполосные и т.д.);
Формат издания (газеты, журнала). Для газет: А-2, А-3, А-4.
Издатель
СМИ Волгоградской области.