В. Белинский – теоретик и организатор русской демократической журналистики.
Бел. Открыл нов.стр. в рус.жур.как практик и теоретик, созд.-ий стройную систему взглядов по вопросам Жур-ки, и как историк. Из всего того, что было напеч.Бел. только 3 произв.увидели свет не на стр.переодики-книга «Основания рус.грамматики»(1837), брошюра «Н.А.Полевой»(46) и работа «О жизни и соч.Кольцова».Все др.более 1000, появ.на стр.жур.и газ.В Москве Бел.в 1835 ред-ет ж. «Моск.наблюдатель». В Пет. стоит во главе ж. «Отеч.записки» и «Современник» В моск. Г. «Листок» Б. опуб.1-ую лит-крит.работу-рецензию на аноним.брошуру о траг Пуш. «Борис.Год.». Дечт-сть как критика распад.на два периода: 1) моск.1830г.выступ.как демократ, но дем.-просветитель. Создает свою теорию реализма, разраб.основы подлинно дем.критики и жур-ки.; 2) петерб.1840.К сер 30г. Б.поним, что его истин.призвание – журн-ка. Дебют – ст. «Литер.мечтания.(Элегия в прозе)». В «Телескопе» опубл.11ст.и рецензий «О стих.Барат». Созд-ет свой жер.кодекс, выраб. ТВ.систему взглядов по вопр.жур., по теории и практике журнального и газ.дела. Самое стройное учение о журнализме включало в себя вопр.о целях и задачах печати в Рос., о хар-ре журнала и его отделах, об отличии жур.от газ, о языке и стилежурнальных ст. Цель – способствовать возн-ию в Рос. Журнала демокр.напр-ия, рассчит.не на узкий круг избранных, а на шир.дкмокр.чит. Ст. «Ничто о ничем, или отчеты г.издателю «Телескопа» и «О критике», «Несколько слов о «Современнике». С 1838 Бел.-неофиц.ред. «Моск.набл.».Вых.2р.в.мес.,потом-ежемесечно,Отделы: «Науки», «Критика», «Лит. Хроника»и др.В июле 1839 покидает журнал,в октябре в Питере стан.-ся фактич.ред.-ом отделов критики «Отеч.зап.».Статьи Бел.отлич.большой емкостью,своего рода энциклопедизмом.Бел.созд.особый тип статьи-глуб.посод.-ию и беллитристич.по форме.Вводит тер. «бел.статья».Для нее хар.-ы острая полемичность, легкость, красноречие, разговорность, эмоц. взволн.тон Форма-монолог или открытая беседа с чит.
Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г.
Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества.
Билет №47