Современная публицистика в годы ВОВ.
К концу 1930-х годов все очевиднее стан.угроза войны. Жур.должна была подг.народ к возм-му нападению врагов. Кол-во газет резко возр.(к40 г- около 9т, 2,5 вых.в нац.сов.респ)возрос и объем вещания Центр.радиост. Воскр.номера газет за 22 июня 1941 года. не предвещали никакой беды. А 24 июня 1941 г.созд-ся Совинформбюро, (краткое изложение военно-операт.сводок.) Через неделю после нач.войны в ред. Центр.газ.и на Всесоюз.радио созд.военные отделы. Жур-ка д/б. поднимать боевой дух сов.народа.Закр.гражд.изд.,появ.воен.(5 центр.газ. и 25жур.для Сов.армии и ВМФ: "Красная звезда" и "Красный флот" объед.в своих ред.круп.сов.пис. - А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова и др,затем.шла фронт.печать, вых.на передовой, подпольная и партиз.пресса, выпуск. в тылу у врага.(в начале войны типогр.способом изд.более 20газ, то к 44 г.их стало около270). До ок.48 года предприн.попытки печ.газ. для солдат и офицеров нем.армии. Но потом их замен.листовки, воззвания, плакаты.Вместе с перестройкой СМИ шел процесс созд.фронт.кор-ой сети. Блест.образцы публ.воен.лет принад.таким фронт.кор-ам, как Шолохов, Б..Полевой, А..Фадеев. Право иметь пост.корреспондентов на фронте пред.Совинформбюро, ТАСС, ред.г. "Правда", "Известия", "Красная звезда", "Красный 'флот", "Ком.правда", Всесоюз. радиокомитету и тем респ., обл.газ, на тер.к-ых прох.воен. действия.Работа не прекр.и во время обороны гор: в Москве, Одессе, Севаст, Ленинграде, Сталинграде. Гл. задача идеол.и мас-пол.работы -чтобы каждый сов.чел. глубоко понял лич.ответс.за судьбу Родины и внес макс. вклад в общую борьб.Очень важно было пробудить нац.гордость в рус. чел. Публ.ст. А.Н.Толстого "Родина", "Мы сдюжим!", "Рассказы Ивана Сударева" обращ.к самым сокр-ым патр.чувствам.Но не менее важно было и превратить чувство любви к нац.святыням в ненависть к врагу. Свою гл.задачу И.Г.Эренбург видел как раз в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи публ-та "О ненависти", "Киев", "Одесса" и др.обостряли это чувство ненависти, показывая зверства захватчиков. Цикл памфлетов Эрен."Бешеные волки" рис.образы фаш.главарей, начиная с.Гитлера. Искл-ая разоблачит.сила его ТВ-ва была напр.на то, чтобы вселить в сознание людей увер.в правоте. К.Симоновиначе подходит к созд.образов сов.солдата. Если И.Г.Эренбург чаще всего пиш.статьи, то К.М.Симонов -очерки. Его задача - раскрыть дух армии. Его произв.строятся на детал.опис.дух.мира чел. Сим.был свид-ем многих реш.битв и писал о них: "В Керченских каменоломнях", "Осада Тернополя", "На старой Смоленской дороге" и др. Огр. роль -кинодокументалистика. Уже в нач.ВОВ на фронт выехало более ста съем. групп кинохроники. ("Ленинград в борьбе" ,"Разгром немецких войск под Москвой,"Битва за Севастополь", "Победа на юге", "Освобождение Советской Белоруссии", "Освобожденная Чехословакия", "Югославия", "Берлин" и мн.др) и фотопуб-ка(лит.-худ. жур"Фронтовая ил-ция" и "Фотогазета).Публиц-ми стан-сь все виды искусства.
С началом вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР фашистская пропаганда обрушила на советских людей всю свою мощь – сотни журналов, газет, брошюр, книг. В ход было пущено кино, радио, громкоговорящие установки и другие средства пропаганды.
Война сразу же изменила весь облик советской печати, более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, паевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.
К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу фага. Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За советскую Украину», «Большевистская правда» , «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины».
Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс» литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.
В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой активно сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий — «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.
. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной. Газета нередко являлась трибуной деятелей партии и международного коммунистического движения: М.И. Калинина, В.А. Карпинского, Е.Д. Стасовой, Димитрова, Тольятти, Тореза, Активно сотрудничали в ней лучшие представители советской литературы: Михаил Шолохов – «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Константин Симонов – «Русские люди». Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер.
Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову.
Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся еще в годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской правды» действовали на строительстве домен. В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», возглавлявшаяся известным фельетонистом С. Нариньяни, в состав которой входил также известный поэт Семен Гудзенко
Достойно в годы Великой Отечественной войны была продолжена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС». Всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов
В историю советской литературы и публицистики навсегда вошло имя Алексея Толстого.
Боевой патриотической направленностью насыщена публицистика писателя в годы Великой Отечественной войны. В его статьях и очерках превалирует тема Родины, в них – высокохудожественное, всестороннее раскрытие сущности русского характера. Эта публицистика раскрывает великие исторические заслуги нашей Родины перед человечеством, ее лучшие традиции, заслуги народа, создавшего непревзойденные исторические памятники культуры, давшего миру выдающихся деятелей науки, литературы и искусства; она обличает врагов цивилизации, душителей всего светлого, гонителей свободы, апостолов мрака и бесправия – германских фашистов.
Вдохновляющая роль в битвах с врагом статей "Что мы защищаем*, "Родина", "Нас не одолеешь", "Мы должны выстоять", "Москве угрожает враг" и многих других выступлений писателя, опубликованных в "Правде", "Красной звезде" и других газетах.
Теме патриотизма, любви к своему народу, борьбы за светлое будущее с мраком фашизма, победы в этой борьбе посвящена и статья "Родина". Это – историко-публицистическая статья, но при том насыщенная историческими сравнениями, сопоставлениями из прошлого нашей Родины, а также примерами из фольклора, пафос ее заключается в том, чтобы как можно лучше, глубже раскрыть само понятие – Родина, во имя которой и ради которой идет священная борьба советского народа.
Статья наполнена народными образами, сравнениями, заимствованными из богатого русского фольклора.
В статьях А.Толстого главная тема – патриотизм, национальная гордость, постоянное подчеркивание того, каким емким представляется понятие Родина, как прекрасно наше любимое Отечество, и это вдохновляюще действовало на советских воинов, читающих пламенные строки одного из замечательных советских писателей и публицистов.
Статьи, очерки, памфлеты Ильи Эренбурга – это оперативные мобилизующие отклики на каждое значительное событие незабываемой эпохи. Он пишет о фронте, о тыле, о героизме советских воинов и подвигах тружеников, о советском патриотизме, о зверствах фашистов. Он разоблачает чудовищные планы и злодеяния гитлеровцев на советской земле, «семи своими выступлениями в печати он воспитывает ненависть к врагу и вселяет в сердца народов, в сознание каждого бойца чувство беспощадной мести к фашистским оккупантам.
Созданные И. Эренбургом сатирические портреты фашистских вояк убедительно раскрывают человеконенавистническую сущность фашизма. Его публицистика насыщена обилием фактов, историческими литературными параллелями, лирическими интонациями. При этом важно подчеркнуть мастерство сатирического обобщения, что давало ему возможность особенно убедительно бичевать не только фашизм как систему со всеми его гнусными пороками и омерзительными делами, но и конкретных носителей фашистской идеологии, фюреров больших и малых, палачей кровавого гитлеризма.
За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами»( «Адольф Гитлер», «Доктор Геббельс») В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей По короткой энергичной фразе безошибочно угадывалось авторство его статей.
Широк диапазон литературно-публицистической деятельности в годы Отечественной войны Константина Симонова. Он автор широко известной пьесы "Русские люди"; замечательного стихотворения "Жди меня" и ряда других литературно-художественных произведений прозы и поэзии, его перу принадлежат многочисленные фронтовые корреспонденции, очерки и рассказы.
Использование эффекта авторского присутствия, документализм, правдивый показ событий, лирические интонации, изобилие ярких диалогов, раскрытие психологии сражающихся воинов – все это очень характерно для публицистики Константина Симонова.
Фронтовые корреспонденции К. Симонова примечательны, например, тем, что они дают реальную картину боев, причем это не только хроникерская запись событий, но и художественное описание их.
Тридцать очерков, рассказов, вошедших в книгу "Фронт", были опубликованы в 1941-1945 гг. на страницах "Красной звезды" или "Правды".
Очерки и рассказы К.Симонова "Третий адъютант", "Русское сердце", "Бой на окраине", "Зрелость", "В высоких Татрах", "На старой Смоленской дороге", "Ночь под Белградом", "Старшина Ерещенко", "Полковник Сабуров" и многие другие, запечатлели многообразную фронтовую жизнь, суровые бои, участников героических сражений на всех этапах Великой Отечественной войны.
Потрясающие факты зверств фашистских преступников, которые приводил в своих газетных выступлениях К.Симонов, вызывали у читателей неукротимую ненависть к врагу, побуждали советских людей к беспощадной мести за эти злодеяния.
Трудно переоценить значение фронтовых корреспонденции, очерков, зарисовок К. Симонова. Его яркое и правдивое слово всегда призывало к новым боевым подвигам, к возвеличению славы советского оружия, и тех, кто является его носителем.
Советская печать в годы ВОВ
Начало войны 22 июня 1941 г. (если кто не знает)
22 июня в 12-00 Центральное радио передает правительственное сообщение о нападении Германии на СССР.
24 июня создается Совинформбюро. Основная задача – краткое изложение военно-оперативных сводок. За время войны обнародовало 2373 различных материалов о ходе военных действий и жизни в тылу, проводило пресс-конференции для советских и зарубежных корреспондентов. Через неделю после начала войны в газетах и на радио созданы военные отделы.
Сокращение гражданской печати (прекращение выхода некоторых изданий, сокращение объема «Правды» и др.), развертывание сети военных газет: фронтовые издания в армиях, дивизиях, бригадах и т. д., освещение войны в центральной прессе («Красная звезда»); создание подпольной и партизанской прессы («За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др.).
Была попытка издания газет, рассчитанных на разложение противника, но надежды на успех не оправдались и в 1942 г. их издание было прекращено. Вместо этого листовки и прокламации.
Выход газет на оккупированных территориях: на Западной Украине и в др. местах.
Создание новых радиопередающих центров, увеличение вещания на местных языках (украинском, белорусском и др.).
Создание фронтовой корреспондентской сети. Право иметь корреспондентов на фронте имели редакции центральных газет, Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзному радиокомитету и газетам тех областей и республик, на территории которых велись боевые действия. Главная задача прессы в годы ВОВ – всестороннее освещение жизни на фронте и в тылу, героизма и мужества солдат.
Сатирические материалы в центральной прессе (Кукрыниксы и Маршак в «Правде») и юмористические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. К апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их издание было прекращено. Вместо них большими тиражами выпускались листовки, прокламации. В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет. «Правда», издававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газеты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение молодежной проблематики возлагалось на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.[9] Среди документов, способствовавших быстрым темпам строительства фронтовой прессы, были директивы государственных и военно-политических органов: «О мобилизации журналистских кадров в военную печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте»[10] и др. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР. Иногда на одном фронте издавалось до 6 газет на национальных языках – дивизионных, армейских, фронтовых.
Билет №45