СМИ и общественное мнение: механизм отражения и способы использования.

Журналистика, воздействуя на аудиторию, вступает во взаимосвязь с массовым сознанием( психологическое сост аудитории, связанное с поступающей к нему массовой информ). Стр-ра масс сознания: мировоззрение( сист четких представлений о том, как устроена жизнь, рациональная сфера сознания), миросозерцание( совокупность представлений о мире, эмоциональная сфера сознания), историческое сознание( память о традициях, обычаях, котрые унаслед-ны от прошлйх поколений), общественное мнение( реакция масс созн-я на явлен совр-й жизни). ОМ – изменчивая область сознания. Всегда есть люди, лидеры мнений, которые выражают желания людей и обладают способностью улавливать настроение людей. ОМ – цель журналистского воздействия. Ж-ка берет на себя обяз-ти ф-ций лидеров мнений. Она изучает ОМ. ОМ психологически воспринимается аудиторией как мнение всех, значит предельно истинное и достоверное. Но даже самые мощные СМИ не могут получить всего набора индивидуальных мнений. Главное создать иллюзию у аудитории, что все мнения получены. Личный опыт людей сегодня находится под сильным воздействием СМИ, а иногда и заменяет личный опыт.

Пять подходов к ОМ: информировать, выявлять, формировать, навязывать, манипулировать. Термин «общественное мнение» появился в конце 18 века (Фр. Просветители). Но общественное мнение, как мнение большинства сопровождает всю историю человека. В первобытных отношениях границы этого большинства, совпадали с границами рода, но с развитием индивидуального сознания эти границы перестали совпадать. Выделение из общей психики индивидуального сознания потребовало от человека сохранения в нем того, что обеспечит ему согласование своих действий с действиями других. Сегодня распространена точка зрения об о.м. как свойства массового сознания (массовое сознание – специфическая характеристика отдельно взятого сознания координировать представления, действия и поступки с представлениями, действиями и поступками др. людей). О.м. следует рассматривать как характеристику индивидуального сознания, которое обладает древнейшей психической структурой, позволяющей соотносить собственное представление о мире с представлениями других людей. Таким образом о.м. -

­­область совпадения смыслов. Общество в процессе эволюции сформировало 2 важнейшие потребности: 1 сохранение в социальной памяти и распространение среди членов общества тех правил и норм поведения, которые на практике доказали свою работоспособность и помогли обществу самосохраниться в борьбе с природой и другими социальными системами. О. м. в этом случае выступало как фактор рассеивания знания внутри социальной системы. 2 выработка новых норм поведения (неоднородность) обеспечило обществу не только приспособление, но дальнейшее развитие.

Системой управляющей организацией о.м. является система моральных и религиозных норм.

Общественное мнение ­– это наиболее подвижная, изменчивая компонента сознания. Есть

у него и другие характерные черты. Так, ему свойственны ситуативность и реактивность:

общественное мнение формируется как реакция, отклик на конкретный повод –событие,

личность, актуальную проблему и т. п._ и выражается в отношении к нему. Оно значи-

тельно богаче, чем мировоззрение, насыщено эмоционально-чувственными и волевыми компонентами, настроениями, хотя в целом было бы неверно вводить жесткое разделение

на рациональное ядро и иррациональное мнение. Общественное мнение относительно легко поддается внешнему воздействию и меняется даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определенное его состояние , срез, проявление. С

этой точки зрения особенно отчетливо видно, что мнение и мировоззрение, мироощущение неразрывно связаны между собой, и разделяются они скорее на уровне теоретического анализа , чем в своем реальном функционировании. По этой причине пропаганда и агитация на практике все теснее переплетаются. В самом деле, когда информационная телепрограмма из раза в раз сообщает о хозяйственных успехах в родном городе, она весьма вероятно, таким образом агитирует за губернатора как участника избирательной компании. Но параллельно в сознание населения вносятся принципиальные положения его программы. Та в свою очередь отражает некую политическую идеологию, будь она либеральной, центристской, социалистической или какой-то иной. Роднит данные функции и способ их проявления – воздействие через текст на сознание, общественное мнение, настроение аудитории. Не случайно в литературе встречается собирательный термин – агитационно-пропагандитская функция.

Общественное мнение еще связывают с прессой как 4 властью. Не случайно говорят, что кто владеет о. м., тот господствует в политике.

Пресса «сотрудничает» с о. м. в 2 аспектах: с одной стороны она его выражает сама являясь в большей части продуктом о.м. В этом смысле население страны или региона через редакционную почту , читательские конференции, подписные компании навязывают СМИ свое понимание происходящего в жизни и заставляет отражать это мнение на полосе экране, эфире. По существу – это канал обратной связи, который не может не учитывать пресса. С другой стороны, пресса не всеядна, она избирательна, следовательно из множества сигналов читателей она выбирает, по ее мнению, самые важные, полезные суждения. С целью улучшения экономического, социального и духовного бытия. Она делает вытяжки из первичного массива информации, отсекая незначительное, нетипичное и формирует отсорбированное о.м. , способное в отшлифованном виде стать элементом социального управления.

Обеспечивая конституционное право граждан на получение информации, пресса «пристегивает» к внештатному участию к системе государственного управления. Пресса как бы тренирует сознание массы и отдельной личности доводя их до уровня государственного мышления, а последняя кристаллизуется тогда, когда граждане знают все и судят обо всем со знанием истины. Это в идеале, который возможен при полной гласности политики, экономики, социальной сферы. Без полного знания и грамотного суждения нельзя стать политически образованным человеком. При этом нечего и думать об участии в государственном управлении. Т. о. в прессе на роду написано – формировать высокую политическую культуру граждан путем просвещения гласной информации истинного значения и получать через письма читателей их мнения, ожидания, запросы, интересы по отношению к общественным институтам и органам управления. Но мнение, выраженное в письме – основа, материал для формирования о.м. Само его действие начинается тогда. Когда читательское суждение попадает в прессу, когда автор письма становится производителем массовой информации. Причем давление о.м. через прессу на органы управления может быть разной степени тяжести, в крайних ситуациях оно побуждает к срочным решениям.

О.м. – отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации в стране или за рубежом, а пресса как оформитель этого мнения должна иметь респондентскую модель его изучения, выражения и формирования.

О.м. обладает функциями: регулятивная, воспитательная, оценочная, контрольная, консультативная, директивная, познавательная. Выражаемая в прессе структура о.м. имеет элементы:1 социальной оценки (журналист определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, которые он сам выдвигает).2наглядно-образное знание (журналист дает обобщенный образ многих впечатлений, результат работы воображения) 3 социальные установки ( журналист ориентирует людей на реализацию их мнений).

По отношению к о.м. пресса может поступать следующим образом: информировать ( удостоверять), выявлять (изучать), формировать ( навязывать), выявлять – формировать (в равной степени), манипулировать (извращать).

2Возникновение и развитие уездной печати в Мордовии. Газеты «Мужик» (1906), «Саранские вести» (1912).В Саранске в 1898 было создано две типографии Кожевникова и братья Сыромятниковы. 16 декабря 1918 обе типографии были конфискованы советской властью и на их базе была создана новая типография, а в 1937 было построено здание на ул. Советской – дом печати. Божанов – зачинатель мордовской журналистики. Уроженец села Курилова.

Занимался самообразованием, большие задатки к письму – очерки, фельетоны, рассказы. Печатается в столичном ж-ле «Воскресенье»(Питер). За 1904 было опубликовано 5 его произведений – «В сельской лавочке», «Волостной суд», «Серый и белый». Печатался в Симбирском вестнике», в пензенских печатных изданиях. В истории остался как издатель первой мордовской газеты, морд не по языку, а по духу. Газету «Мужик» создал в конце 1906 в Саранске. Тираж 3-7 тыс очень большой, поэтому распростр и в сельск местности. «Мужик» - народная, политическая, литературная газета. Пользуется популярностью у народа, власти недолюбливают. Чиновники старались помешать газете. Газ подверг-сь репрессиям, некот номера конфисков-сь. «М» выражала интересы крест-ва, выступала против беззакония и произвола местных властей. Было издано 22 номера, в 1907 газ была закрыта.

Мордовская публицистика зародилась в начале 20 века. Ее представляют авторы, журналистская деятельность которых еще не получила всестороннего освещения. Это В.В. Бажанов, организатор и издатель газет «Мужик» и « Саранские вести», Г.К. Ульянов, ответственный редактор газеты «Дело народа» и создатель журнала «На чужбине», С.В. Аникин, редактор газет «Голос деревни», «Народный листок» (Саратов), организатор журнала «бодрое слово» (Питер). Это были профессиональные журналисты, выходцы из мордвы, писавшие на русском языке, т. к. это был их родной язык, что отражало исторически сложившееся проживание совместно мордвы и русских, медленное становление мордовских литературно-письменных языков, отсутствие национальной литературы и журналистики.

Народная, политическая, литературная газета «Мужик», выходившая 2 раза в неделю в г. Саранске Пензенской губернии, имела программу, в которой определялись основные ее направления:1 известия о деятельности Гос. Думы 2 новости из телеграмм 3 важные сообщения из иностранных и русских газет 4 местная и иногородняя хроника 5 статьи по с\х и педагогике 6 рассказы и стихи 7 письма в редакцию 8 почтовый ящик 9 объявления.

Газета хоть и издавалась в Саранске, но очень мало отражала жизнь самого народа, его экономику и культуру. Причин может быть несколько: либо автор и издатель такой задачи не ставил, либо жизнь города была бедной и не представляла интереса. Скорее всего Бажанов не хотел превращать свою газету в собрание бытовых, местных подробностей, чтобы не снижать ее политического звучания. Газете стремилась к освещению общеполитических вопросов – деятельности правительства, Думы, съезда партии эсеров, писала о жертвах событий 1905 года, бюджете России. Из местных событий - выборы в Саранске, положения крестьян, преследования читателей своего издания, беспредел урядников. Крестьянскую направленность с политическим подтекстом имели многочисленные стихотворения, опубликованные в газете («Я мужик», «Как мужик живет», «Плачь мужика по сохе» ).

Значение газеты «Мужик» выходит за рамки городского или уездного издания. По данным В.К. Абрамоваи Г.С. Лапшиной, тираж ее доходил до 9600 экземпляров. Однако нельзя согласиться с исследователями в том, что газета распространялась только в среде сельского населения уезда. Переписка и объявления говорят о распространении газеты в Пензенской, Симбирской и др. губерниях.

В 1912 году Бажанов получил у властей разрешение на издание в Саранске газеты «Саранские вести».

Газета «Мужик» разоблачала произвол властей и Бажанов был арестован. Сидел в саранской, затем в Бутырской тюрьме, отправлен в ссылку. Жена и 4 детей были с ним. Но в новой газете не отступился от своих убеждений.

Редакция «Саранских вестей» располагалась в доме Щетенина, на ул. Л.Толстого. Газета просуществовала 2 месяца. Подробности послереволюционного периода деятельности Бажанова не известны.

Билет №34

Наши рекомендации