Занятие 5: публицистические жанры журналистики
Если новостной журналистике в большинстве случаев присущи сухой официальный язык фактов, то публицистические жанры можно назвать разговорными. Публицистика – это предметный разговор автора с читателем. Если корреспондент-новостник или хроникер пишет вообще для всех, то автор-публицист должен представлять себе целевую аудиторию.
Язык публициста – это в большинстве своем разговорная речь. Для создания особой читабельности материалов публицистику следует писать так, как автор разговаривает в повседневной жизни. Всегда лучше читаются именно такие тексты, которые написаны разговорным стилем - с шутками-прибаутками, сленгом, приличными жаргонизмами и т.д. Поэтому публицист это в какой-то мере – рассказчик.
Но автору также нужно помнить, что у него внутри, то он будет привносить и в тексты: обида на жизнь и людей, недовольство всем и вся, поиск врагов внешних и внутренних.
Зарисовка – это изображение портрета человека, события, явления в жизни, окружающей нас действительности литературно-художественными средствами. Зарисовка – это малая форма очерка. Она, как правило, посвящается конкретному и сравнительно локальному по своему значению событию: пуску производственного или открытию культурного объекта, трудовому дню цеха, бригады, началу учебного года, будням трудового лета школьников и студентов, спортивному соревнованию, туристическому слету и т.д.
Зарисовки бывают: портретные, событийные (псевдорепортажные), пейзажные, публицистические. Видно, что у зарисовки нет четких границ, потому что она вбирает в себя многие журналистские жанры. От очерка зарисовка отличается тем, что не имеет четкого сюжета (может быть просто впечатлением, развитием мысли, залетевшей в голову). Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличии от очерка для зарисовки необязательны - композиционная завершенность, глубина, логичность.
Если зарисовка – это один мазок кистью, то очерк – это уже целая живописная картина. Также это один из древнейших видов жанра, который возник с появлением журналистики. Однако, не нужно путать литературный очерк с журналистским. Журналистский очерк, хотя, как и литературный, также образно отражает события, явления действительности, героев этих событий и явлений. Он тем и отличается от других жанров публицистики - художественным, образным письмом. А от литературного очерка – отличается – конкретностью, предельной точностью воспроизведения реальных фактов и явлений. Недопустим художественный вымысел.
Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Считается самым древним жанром журналистики – уходит корнями в средневековье. Это свободный полет мысли. Эссе также редко имеет определенный сюжет. Это, скорее, попытка с первых строк найти новую форму разговора с читателем. То есть это жанр диалога автора с его читателем. Различают следующие формы эссе: проповедь, дневник, исповедь, речь, письмо, слово. Основными же видами считают: автобиографическое (личностное), философское, художественно-критическое.
Нередко классическое интервью относят к жанру публицистики, поскольку такие тексты подаются в разговорном формате. Особенно это касается портретного интервью, когда интервьюер встречается с интересной личностью. Для качественного интервью необходима как раз интересная личность, а не человек, из которого трудно добиться и пары слов. Здесь журналист должен основательно подготовиться, чтобы узнать достаточно о том, кого он собирается интервьюировать. От этого зависит качество и читабельность материала.
Можно выделить два основных вида интервью по способу контакта: очное и заочное. Очное – когда журналист встречается с интервьюируемым лицом к лицу, и непосредственно фиксирует его речь, либо общается по телефону или посредством скайп-связи. Заочное – когда автор отправляет заранее подготовленные вопросы тому, у кого хочет взять интервью – по электронной почте или через мессенджеры. То есть интервьюируемый отвечает на вопросы не в режиме реального времени, а позже. Интервью всегда необходимо согласовывать с героем, особенно это касается очного формата.