Заголовки, подзаголовки, врезки, подписи к фотографиям

Главное – писать ясные и выразительные элементы заголовочного комплекса, которые не повторяют, а развивают друг друга. Для этого редакторы должны уметь следующее:

Знать и координировать роли этих различных элементов.

Знать правила организации заголовычных комплексов, которые установились в данной газете.

Уметь писать ясные по содержанию заголовки, которые иногда могут быть остроумными, но всегда должны быть информативными и обращающими на себя внимание.

Советы:

Помните, что заголовки, подзаголовки, врезки, подписи к снимакам, специально оформленные вытяжки из текста и цитаты, - все это, прежде всего, должно нести информацию.

Не забывайте, что заголовки должны быть написаны точно и ясно. Используйте выразительные, активно употребляемые слова.

Чем проще, тем лучше: не пытайтесь сказать все сразу в заголовке.

Помогите себе: набросайте список ключевых слов, когда редактируете какой-либо материал. Они будут служить вам подсказкой и подавать идеи, когда вы будете придумывать заголовок.

ЧТЕНИЕ КОРРЕКТУРЫ

Редакторы должны научиться выявлять:

Самых опасных врагов: опечатки в заголовках, подзаголовках, врезках, обрубленные строки в колонках;

Ошибки в именах, званиях, должностях;

Ошибки в приводимых цифрах и статистических данных;

Ошибки в датах и последовательности событий.

Советы:

Составьте свой собственный список контрольных вопросов для проверки ключевых моментов – заголовки, подзаголовки, врезки, вытяжки, цитаты, колонтитутлы и т.п. Работая над материалом, пробегитесь по списку: все ли проверено?

Проверяйте написание каждого имени во всем материале и заголовках. Написание имени должно быть везде одинаково.

Проверьте у репортера, если вам кажется, что возраст, зарплата, бюджетные цифры или ценовые предложения на торгах кажутся вам неправдоподобными. Всегда лучше спросить, чем сделать неверное предположение.

Проверяйте дважды суммы, указанные в заголовках и материале. Убедитесь, что опечатка не превратила миллионы в миллиарды, или вместо 750,000 тысяч не стоит 75,000.

Убедитесь, что во время верстки, не выпали строки колонок или какая-то колонка не оказалась обрублена.

Календари событий нужно внимательно проверять: какие события возможно уже произойдут к моменту публикации, «завтра» возможно окажется «сегодня», а в даты могут закрасться ошибки.

Проверяйте колонтитулы на правильность указания даты и номера страниц.

Проверяйте правописание только на последнем этапе работы. Так эта процедура принесет вам большую пользу, а не станет ложной заменой настоящего редактирования.

Определение сути

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема
Репортаж подготовлен, но что означают все эти заметки и записи? Как мне выявить СУТЬ этого материала? Как определить фокус будущей публикации?

Решения:

Расслабьтесь. Отложите в сторону все свои блокноты, записи интервью и документы. То, что вам нужно, вы вспомните и так. То, что вы забыли, возможно, и не достойно запоминания. В данном случае, вам решать. Возьмите чистый блокнот, зарядите чистый лист в пишущую машинку (или создайте новый файл на дисплее компьютера) и спросите самого себя:

В чем заключаются новость?

О чем будет материал?

Какая информация удивила меня больше всего?

Что именно нужно знать моему читателю?

Что я узнал такого, чего я узнать не ожидал?

Что нельзя не включить в то, что я собираюсь написать?

О чем конкретно мне надо узнать больше?

Как можно выразить суть всего материала в одном предложении?

Попробуйте сформулировать в одном коротком предложении о чем собственно материал.

Спросите себя, в чем именно – в личности, месте, событии, подробности, факте, цитате – основное зерно моего материала?

Чем материал поможет читателю?

Какой образ стоит у меня перед глазами и, кажется, символизирует всю тему в целом?

Какая личность или какое лицо запомнились мне из моего репортажа?

Какой из узнанных мною фактов имеет наибольшее значение? (Постарайтесь выделить один факт.)

Какая из цитат имеет наибольшее значение?

Какие статистические данные удержались у меня в голове?

Расскажите о своем материале редактору, коллеге или супруге с тем, чтобы услышать, как вы сами изложите суть происшедшего. Представьте, как бы ваш читатель пересказал эту историю своему другу.

Используя формулу «Субъект - Действие - Объект» [«Подлежащее - Сказуемое - Дополнение] (Кто сказал или сделал что? Что произошло?), вкратце набросайте основные положения.

Определите основные вопросы к материалу (Кто, что, когда, почему (зачем) и где):

«Кто» означает действующее лицо.

«Что» означает сюжет.

«Когда» означает хронологию событий.

«Где» означает место действия.

«Почему (зачем)» означает мотив (побудительную причину)

Напишите черновик концовки с тем, чтобы получить представление о том, к чему вы стремитесь.

Напишите врезку, из которой читателю станет ясно почему ему должен быть интересен этот материал.

Форма несет в себе смысл. Продумайте разные подходы к написанию материала. Что вы пытаетесь сделать: просто рассказать о происшедшем, дать справку, предложить решение проблемы, объяснить читателю что произошло?

Взгляните на материал с различных точек зрения: пожарного поднимающегося по лестнице к окну горящего дома, отчаявшейся матери, видящей своего ребенка, в этом горящем окне.

Попробуйте поставить себя на место будущего читателя этого материала. Какие вопросы у вас бы возникли?

Найдите в своем материале точку напряженности. Кто вовлечен в конфликт? Как можно свети разные точки зрения вместе или, наоборот, развести их.

Организация материала

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Теперь я знаю, о чем мой материал. Вот только я не знаю, каким образом все это расположить. Как привести мой материал в ПОРЯДОК?

Решения:

Составьте список того, что вы хотите сообщить.

Спросите себя, какая информация должна быть в начале? Какая информация должна быть в конце? Что относится к середине?

Задайтесь теми же вопросами, которые будет задавать читатель, и расположите их в том порядке, в котором они будут задаваться.

Оцените имеющиеся цитаты с точки зрения их ценности для данного материала. Расположите их для себя в порядке убывания степени важности.

Если это достаточно длинный материал, подумайте, нужно ли, и, если да, то как можно разбить его на главки. Может быть вообще информацию стоит организовать в несколько отдельных материалов?

Организуйте имеющуюся информацию по смысловым блокам. Определите последовательность, в которой эти блоки должны находиться.

Набросайте заголовок и подзаголовок своего будущего материала.

В любой истории, ищите наиболее драматические моменты:

когда ситуация меняется;

когда развитие какого-то события, явления, проблемы становится необратимым;

когда мы извлекаем уроки из произошедшего;

когда ситуация застывает в неустойчивом равновесии.

Пишите по часам. Начинайте в определенный запланированный момент и заканчивайте в определенный запланированный момент.

Набросайте врезку, основные положения будущей публикации и несколько вариантов окончания. Посоветуйтесь с редактором.

Для сложных материалов иногда полезно изобразить развитие сюжета в виде диаграммы. Это поможет вам лучше организовать свои мысли.

Набросайте примерный план материала.

Разложите ваши заметки по группам. Затем разложите группы в порядке, который покажется наиболее логичным.

Набросайте для себя в виде схемы хронологию событий.

Организовывая свой материал, отталкивайтесь от пиковых моментов или сцен в развитии сюжета.

Работа над черновиком материала

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Как мне записать – и продолжать писать – данный материал с тем, чтобы набросать черновик в максимально пригодной для публикации форме?

Решения:

На первом этапе пишите быстро, без использования рабочих записей. Что запомнилось, то и должно остаться. Что забылось, должно быть, по всей вероятности, выброшено. Когда черновик будет закончен, вы всегда сможете вернуться к своим заметкам и еще раз проверить достоверность фактов.

Если вы что-то забыли, не беда: пока просто оставьте в тексте специальные пометки или пустое подчеркнутое место. (Позднее вы вернетесь и заполните лакуны.) Главное пишите, не останавливаясь.

Начинайте писать как можно раньше до наступления срока сдачи материала. Это дасть вам возможность определить, что вы знаете и что, возможно, вам еще нужно узнать.

Выбирете самые важные моменты и потратьте время на их адекватную разработку. Краткость достигается отбором наиболее важного, а не простым уменьшением количества слов.

Когда пишите, проговаривайте свои фразы вслух, прислушивайтесь к тому, что и как вы говорите.

«Покажите» факт, а не просто констатируйте его. Если вы напишите, что жизнь пенсионерки Ивановой трудна, это никому ничего не покажет. Но если вы сообщите размеры ее пенсии, уровень цен на продукты на местном рынке, упомянете, что Иванова живет на 54-м этаже многоквартирного дома с неработающим лифтом и удобствами на улице, тогда и констатация того, что «жизнь пенсионерки трудна» не нужна будет. Все и так будет видно и понятно. А если вы еще и опишите, как бедная недоедающая старушка на 54-й этаж тащит ведра с водой (воду-то отключили!) по мрачному заплеванному подъезду, то читатели и вовсе разрыдаются.

Сначала напишите легко дающиеся части, те части, которые вам хочется писать.

Если работа застопорилась, возможно стоит несколько снизить свои ожидания от материала. Авторы часто сталкиваются с препятствиями, когда они устанавливают для себя недостижимые в данных обстоятельствах стандарты.

Убедитесь, что материал написан так и содержит такие факты, которые позволяют читателю поверить тому, о чем вы говорите.

Если все-таки процесс написания все равно «не идет» остановитесь и проанализируйте причины, по которым это происходит и выработайте решение: возможно, нехватает информации и нужно дособирать фактов, или необходимо сменить фокус публикации.

В конце концов, попробуйте вместо компьютера писать ручкой или наоборот. Сделайте перерыв.

Подготовка чистового варианта

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Черновик моего материала написан. Как мне теперь сделать материал ясным, интересным и, в то же время, кратким?

Решения:

Сделайте распечатку, чтобы «увидеть» свой материал.

Перечитайте свой материал вслух, чтобы «услышать» его.

Попробуйте посмотреть на свой материал с разных точек зрения:

сначала как читатель,

потом как писатель,

потом как редактор.

Будьте выдержаны, даже при приближении срока сдачи материала. Передохните и перечитайте его еще раз.

Спросите самого себя. Что сработало? На чем надо работать?

Помните, чем короче, тем лучше. Что можно не включать, включать не нужно.

Дает ли ваша история работу чувствам: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусу?

Есть ли в Вашем материале также чувство времени и места? Ощущается ли драма?

Планируйте свою работу так, чтобы оставалось врем на работу над чистовиком.

Нужна ли мне дополнительная репортерская работа? Все ли факты проверены?

Могу ли я сделать еще что-нибудь для того, чтобы сделать изложение этого материала:

проще?

яснее?

изящнее?

точнее?

короче?

Материал предназначен для частного ознакомления!

Помните об авторских правах!

Наши рекомендации