Вопрос, который поможет решить
Каково должно быть вступление к материалу
Это (произошедшее) хорошая новость или плохая новость?
Для кого это важно? Почему читатель должен прочитать этот материал?
Ну, и что? Что конкретно это значит для читателя?
Как данная новость отразится на жизни читателя?
Что читателю нужно знать об этом в первую очередь? Выберете один самый главный момент.
Как я могу передать суть произошедшего в 3-4-х предложениях?
Какие эмоции должен вызвать этот материал у читателя — гнев, печаль, надежду, страх, сострадание?
Какой момент в излагаемой истории «цепляет» более всего?
Как я закончу материал?
Что меня наиболее всего удивило, когда я готовил материал?
Могу ли я написать заголовок для материала?
Есть ли какой-то фрагмент истории, который отражает суть всего произошедшего?
Есть ли какой-то образ или деталь, которые отражают суть материала?
В чем конфликт и драма?
Можно ли представить историю так, как видит ее один из героев, его глазами и через его опыт?
Есть ли хорошая цитата, которая доносит суть произошедшего и способна захватить внимание читателя?
Какой должен быть тон материала: отстраненный, личный, светлый, темный, лиричный, шутливый, сухой, ироничный?
Каков будет материал по форме? Перевернутая пирамида? Простое повествование? Параллельное повествование? Хронологическое изложение произошедшего? Другое?
Где происходит действие? Какова обстановка?
Есть ли какая-то метафора или эпитет, который мог бы передать суть произошедшего?
Как можно обобщенно выразить тематическую линию материала? Преступление и наказание… Лучшие уходят первыми… Жизнь хрупка и скоротечна… Жизнь — борьба… Мы все — одной крови… Давайте жить дружно… Война ужасна… Любовь спасет мир… Большинство героев никому не заметны… и т.д.
Правила хорошего текста
Пошаговая оздоровительная программа для тех, кто никак не может научиться хорошо писать
Думайте о том как собирать информацию и готовить материал до того, как начнете работу над темой; обеспечьте себе доступ к источникам, подгтовьте нестандартные вопросы, и т.п.
Подходите к процессу сбора информации творчески, записываете то что видите и слышите, записывайте своие личные наблюдения, записывайте, что вы чувствуете: просто записывать чьи-то слова — недостаточно.
Организовывайте свои записи.
Всегда помните о чем материал и почему он пояляется в газете; сортируйте свои записи в соответствии с тем, насколько прямо эти факты и цитаты, работают на главную цель; безжалостно избавляйтесь от всего, не имеющего отношения к главной теме и затрудняющего понимание.
Структурируйте свой материал заранее; определяйте, что вы скажете в о врезке, первом абзаце и окончании (начало и конец одинаково важны), решайте, как будет развиваться повествование между двумя этими ключевыми точками. (Структура может быть набросана как в виде подробного плана, так и просто в нескольких предложениях — неважно. Главное, чтобы вы представляли логику развития материала заранее.)
Решив, о чем ваш материал, почему он появляется в газете, и какова его структура, пишите, уже ни на что особенно не оглядываясь. Будьте свободны, раскованны, избегайте клише, избегайте общих фраз, будьте конкретны.
«Доводите до ума» свой материал желательно после небольшого перерыва (обеда или просто чашки кофе). Будьте строги и придирчивы к самому себе. С особенным подозрением еще раз оцените те фразочки и цитаты, которые особенно «дороги вашему сердцу»: все должно служить цели материала. Всегда оставляйте время для такого саморедактирования, даже если это всего 5-10 минут (в случае «горящих» материалов).
Замолчи и послушай: как наиболее эффективно провести интервью
Подготовка
Подберите для интервью наиболее подходящего человека. Когда вы только на-чинаете собирать материал, для начала имеет сымысл поговорить с кем-то, кто может дать общее представление о проблеме или предмете материала. После этовго, вы поговорить с кем-нибудь, кто поможет снять оставшиеся вопросы. (Этом может быть эксперт или просто человек имеющий опыт в данной сфере.) Используйте любые источники информации, чтобы определить нужного человека для интревью: справочники, своих коллег, личную библиотеку, Интернет, другие источники. Если вы пишете на какую-то особенно деликатную тему, может понадо-биться посредник: человек, которого и вы знаете, и тот с кем вы собираетесь разговаривать. (Важно, чтобы вы оба доверяли этому человеку.)
Хорошенько исследуйте тему перед тем, как брать интервью. Узнайте как можно больше о человеке и теме, на которую вы собираетесь писать. Честно признайте, что вам известно не все. (В конце концов, именно поэтому вы и собираетесь говорить с данным человеком.) Если вы будете настроены на то, что вам и так уже все известно (или вести себя таким образом), ваш собеседник вряд ли в это поверит. А вот вы не сможете уз-нать у него ничего нового.
Заранее продумайте вопросы. Полностью прописывать, что, когда и как вы будете спрашивать, конечно же, глупо. Но можно продумать вопросы или даже прорепетировать их вслух в машине, направляясь на интервью. Продумайте дополнительные вопросы, которые могут у вас возникнуть в зависимости от ответов интервьюируемого на тот или иной вопрос. Проработайте разные сценарии. Неплохо иметь список тем, которые вы хотите обсудить в ходе ин-тервью. Не нужно, конечно, рабски следовать этому списку, но, заглянув в него под конец интервью, всегда можно увидеть, не пропустили ли вы чего-то важного. Используйте собранный материал, чтобы спланировать свои вопросы: Какие вопросы помогут мне вникнуть в суть конфликта? понять поступки героя интервью?
Напишите все, что можете, по теме до интервью. Если записывать все, что становится Вам известно по данной теме, у Вас получится список важных, конк-ретных вопросов для последующих интервью.
Налаживание взаимоотношений
Обстановка. Если возможно, проведите интервью в обстановке, привычной для человека: у него дома, на работе, в школе, церкви, в том месте, где он обычно проводит свое свободное время, отдыхает. Настройтесь на длительное интервью и, по возможности, назначьте его на время, удобное собеседнику. Иногда удачными оказывается интервью, проводимое во время обеда или ужина. Однако здесь есть также и свои минусы: приходится отвлекаться на приносимые и уносимые официантами тарелки, ваш собеседник почти все время вынужден говорить, у него почти не остается времени на еду, а вам труднее за ним записывать. Если позволяют обстоятельства, можно провести «мобильное» интервью, что может быть достаточно эффективным методом: начните на работе у интервьюируемого, затем сходите с ним куда-нибудь поесть, отправьтесь с ним к нему домой, попроси-те показать дом и сад, и т.п.
Честность. Еще когда договариваетесь с человеком об интервью, и в тот момент, когда оно начинается, откровенно расскажите собеседнику, над каким материалом вы работаете. Это не значит, что самые сложные вопросы сле-дует задавать в начале интервью. Просто вы честно ставите интервьюируемого в известность о том, на какую тему пишете и о чем будете его спрашивать. В этом случае ваши каверзные вопросы не застанут его врасплох.
Выражение недовольства. Не исключено, что собеседник выразит недоволь-ство по поводу того, как вы лично, ваша газета или средства массовой информа-ции вообще писали ранее о каком-либо событии. Выслушайте все претензии, но помните, что вы вовсе не обязанны отвечать на них. Если все же решили ответить, не следует спорить и раздражаться. Не извиняйтесь, если ваши извинения неискренни или если вы не чувствуете за собой вины. Самое лучшее в таких случаях - выслушать претензии собеседника, признать, что такое могло произойти и дать несколько кратких объяснений, если они уместны.
Личный контакт. Постарайтесь установить контакт на личностном уровне. Возможно, вашему ребенку столько же лет, сколько и ре-бенку собеседника. Расспросите собеседника о его детях, посочувствуйте ему по поводу детских сидений в машине, или того, что дети этого возраста часто писаются, по поводу страховки и т.д. Или скажем, увидев диплом на стене, вы понимаете, что учились в том же университете, что и ваш собеседник. Скажите несколько слов о преподавателях, у которых вы оба могли учиться или о том, насколько хуже сейчас играет университетская футбольная команда, или найдите другие точки соприкосновения на эту тему. Не делайте видимости лично-го контакта, не лезьте из кожи вон, чтобы установить его, просто будьте иск-ренни и внимательны, чтобы не упустить то общее, что может у вас быть с интервьюируемым. Если общего все же мало, попробуйте установить контакт с собе-седником, просто выказывая к нему искренний интерес, выходящий за узкие рамки интервью.
Контроль. Если собеседник не привык давать интервью, то он, вероятно, будет чувствовать себя неловко, глядя на вас, сидящего напротив с блокнотом в руке. Начиная и заканчивая интервью, дайте вашему собеседнику почувствовать себя хозяином положения. Естественно, вопросы задаете вы, но если собеседник тоже хочет спросить о чем-то, ответьте на его вопросы. Не перебивайте, если интервьюируемый в своем рассказе отклоняется от основной темы. Люди рассказы-вают не так, как мы пишем об этом. Они зачастую не начинают с главного. Дайте собеседни-ку время добраться до сути. Прежде чем закончить интервью, спросите, не хочет ли человек что-нибудь добавить. Основную часть времени хозяином положения бу-дете вы, задавая прямые, жесткие вопросы. Но если на какое-то время ваш собе-седник будет чувствовать, что контролирует ситуацию, это поможет ему расслабиться, а вам - получить более содержательные ответы.
Вопросы
Начинайте интервью с общих, не предполагающих однозначных ответов, вопросов, или просто постарайтесь разговорить собеседника. «Расскажите мне об этом», «Как это было?», «Посвятите меня в…» Подобные вопросы помогают человеку начать рассказ. Они также дают ему возможность рассказать что-то, о чем вы в силу незнания фактов никогда не спросили бы. Кроме того, общий характер вопросов дает интервьюируемому возможность по-чувствовать, что именно он контролирует ход интервью.
Интервью будет проходить более живо и естественно, если время от времени вы будете произносить короткие фразы или задавать вопросы, выражающие ваше отношение к услышанному и помогающие собеседнику продолжать свой рассказ, например «Вот как?», «Правда?», «И что было дальше?», «И как вы на это отреагиро-вали?»
Чтобы получить более детальную и конкретную информацию, которой не получишь через общие вопросы, задавайте вопросы прямые. Например: «И сколько Вы заплатили за это?», «Почему Вы это сделали?»
Ваши вопросы должны быть краткими.
Берегите самые жесткие вопросы для конца интервью. Это даст возможность наладить контакт с собеседником прежде, чем вы начнете зада-вать неприятные вопросы. Даже если после одного из подоб-ных вопросов собеседник откажется дальше говорить, вам все-таки уже удастся получить некоторую информацию.
Не забывайте о подробностях описываемой истории. Проявляйте наблюда-тельность, делайте записи, и задавайте вопросы по поводу обстановки, окружаю-щей вашего собеседника. Замеченная фотография, награда или произведение искусства могут напомнить собеседнику о каком-то эпизоде или вызвать его на откровенность. Попросите интервьюируемого показать, как он совершил то или иное действие, место, где произошло то или иное событие, или припомнить какой-либо конкретный разговор.
Попросите собеседника показать относящиеся к делу документы. При этом постарайтесь, чтобы он не воспринял это как вызов (если, конечно, вы действи-тельно не задаетесь целью поставить его в затруднительное положение). Просто поинтересуйтесь. Письма или личный дневник могут быть гораздо более эмоциональны, чем ответы во время интервью, когда со времени события уже прошло ка-кое-то время. Юридические или финансовые документы дадут точную информацию о датах или суммах, тогда как, отвечая на ваши вопросы, интервьюируемый зачастую припоминает их лишь приблизительно. Полицейский рапорт может содержать неко-торые детали, о которых жертве преступления не захочется говорить. В резюме может содержаться информация, о которой скромный человек умолчит, если ему не напомнить.
Завершайте интервью одним или несколькими вопросами общего плана: «Вы не хотели бы добавить что-нибудь еще?», «С кем еще вы бы посоветовали мне погово-рить на данную тему?», «На Ваш взгляд, о чем еще следовало бы написать моей газете?»
Умение слушать
Умение слушать весьма важно для установления взаимопонимания с собе-седником. Успех интервью в большей степени зависит от вашего умения слушать, чем от задаваемых вопросов. Говоря, вы не получаете никакой инфор-мации. Говорите лишь то и тогда, когда это помогает установить контакт с со-беседником и направить интервью в нужное русло. Вы произведете на интервьюи-руемого лучшее впечатление, когда слушаете его, а не когда говорите сами.
Не считайте необходимым заполнять долгую неловкую паузу, даже если вам (как, наверное, и вашему собеседнику) очень хочется это сделать. После такой паузы собеседник может сказать что-то более интересное, чем он сказал бы, просто отвечая на вопрос. Вам нужны обдуманные ответы, поэтому дайте интервьюи-руемому время на размышление. Если пауза затянулась, не следует просто си-деть, глядя в упор на собеседника. Воспользуйтесь появившейся возможностью просмотреть свои записи, отметить в блокноте несколько деталей обстановки или внешности собеседника и его манеры держаться. Просто помолчите и послушайте.
Старайтесь не пропустить чего-то необычного: случайно сказанную вашим со-беседником фразу, противоречащую тому, что, как казалось, вы уже знали; намек на го-раздо более интересный материал; что-то абсолютно не связанное с данной те-мой, о чем можно будет написать в дальнейшем.
После интервью
Постарайтесь получить после интервью дополнительную информацию у вашего собеседника: позвоните ему, договоритесь еще об одной встрече, или просто свяжитесь с ним по электронной почте. У вас могут появиться новые вопросы, а у вашего собеседника новые ответы. Иногда повторное интервью дает лучшие результаты, так как человек продолжает обдумывать вопросы, заданные вами в ходе первого интервью, вспоминает что-то, звонит кому-то, роется в старом альбоме с вырезками. В результате вы получаете ответы, которых не получили в первый раз. Возможно, и вы зададите более интересные вопросы, поскольку тоже продолжали размышлять на данную тему или пытались раздобыть дополнительную информацию из других источников.
Начинайте писать материал сразу же после интервью. Лучше написать всю статью целиком, даже если вы еще не закончили сбор материала. Если информация собранная во время ин-тервью составит лишь небольшую часть статьи, напишите эту часть. По крайней мере, перечитайте свои записи, сделанные во время интервью, перепишите те из них, которые предположительно войдут в материал. Не забудьте о ваших наблюдениях по поводу манеры поведения собеседника, его эмоционального состояния, обста-новки, в которой проходило интервью.
Постарайтесь раздобыть документы из полиции, суда, Интернета и т.д., чтобы подтвердить, углубить или опровергнуть информацию, полученную вами от ин-тервьюируемого. Данные документы могут подсказать вам вопросы для повторного интервью.
Орлиный глаз, легкая рука.