Советы начинающему журналисту.

Советы начинающему журналисту.

Материалы сайта http://www.mvf.ru

Фонд поддержки независимых СМИ

Источник: www.mvf.ru : Журналистика : Книги и статьи

Copyright 2001 Media Viability Fund

Здесь — материалы, наработанные на наших семинарах, а также книги и статьи наших консультантов по различным аспектам газетного бизнеса.

Прямая ссылка: http://www.mvf.ru/journal/journal_books/

Содержание:

Критерии отбора тем

Где искать темы материалов?

Профессиональные ценности журналистики

Критерии хорошо написанного материала

Вопросы, на которые должен ответить материал

21 вопрос, который поможет решить, каково должно быть вступление к материалу

Правила хорошего текста

Замолчи и послушай: как наиболее эффективно провести интервью

Орлиный глаз, легкая рука. Советы редактирующему тексты

Определение сути

Организация материала

Работа над черновиком материала

Подготовка чистового варианта

Критерии отбора тем

Что делает событие или факт новостью достойной публикации?

Параметры отбора

Наличие аудитории

Близость к аудитории

Актуальность

Степень воздействия события на аудиторию

Необычность

Заметность

Наличие конфликта

Где искать темы материалов?

Новости


Сама природа нашей работы предполагает, что большинство идей материалов будет приходить из новостей. Не позволяйте себе идти по пути наименьшего сопротивления и просто описывать события или пересказывать, кто что сказал. Вы не стенографист. Подумайте, как еще можно подать событие? Должен ли это быть хронологически выстроенное повествование? Возможно ли попробовать иной подход: сопроводить собственно описательную часть объяснением того, что же произошло, попробовать спрогнозировать дальнейшее развитие событий, оценить возможные последствия, поместить случившееся в контекст других событий, сравнить с тем, что было в прошлом? Не стоит ли сопроводить ваш материал рассказом о том, что происходило «за кулисами» события? Поможет ли это лучше понять случившееся или сделает историю более интересной? Нужно ли сопроводить публикацию краткой информацией о главных действующих лицах? Насколько это целесообразно?

ЛЮДИ
Ваша аудитория – важный источник информации. Многие читатели уже сами по себе заслуживают того, чтобы о них написать, и уж точно они полны историй, который потенциально могут быть интересны всем. Проводите больше времени вне редакции, общайтесь со своими источниками, обзаводитесь новыми. Спрашивайте людей, что для них важно, о чем таком они знают, что еще не было опубликовано в газете. Спрашивайте не только об их работе, но и вообще о жизни, о том, что они видят вокруг.

ДОКУМЕНТЫ
Скучные бумаги часто содержат крупицы бесценной информации, которая может привести к написанию удивительно интересных материалов. Посмотрите внимательнее на тонны документов, которые производятся в освещаемой вами сфере. Попросите знающих людей объяснить вам смысл этих документов, то, что стоит за цифрами и профессиональным жаргоном. Обращайте внимание и на, казалось бы, незначительные документы, которые вы обычно даже и не читаете. Например, если вы освещаете деятельность судов, обычное завещание может вывести вас на историю о старушке-пенсионерке, которая была тайной миллионершой, а заурядное дело о банкротстве может обернуться печальным рассказом о рухнувших мечтах.

ИНТЕРНЕТ
Следите за информацией, которая появляется на местных инетернет-ресурсах. Иногда веб-сайт может вывести вас на интересную информацию или тему.

ЛЮБОПЫТСТВУЙТЕ!
Задавайте себе вопросы (и много вопросов!) и находите на них ответы: «Почему это происходит? Кому это может быть выгодно? Кто тут пытается скрыть истину? Как? Что можно сделать?» Если вы задаетесь этими вопросами, возможно и читатели спрашивают тоже самое. Спросите ваших читателей и источники, на какие вопросы о местном сообществе они хотели бы получить ответ.

ЧЕСТНЫЙ ПЛАГИАТ
Не стесняйтесь подсматритвать и использовать идеи материалов, которые вы видите в других средствах массовой информации. Если вам очень понравилась какая-та публикация, подумайте, нельзя ли сделать что-либо подобное на местном материале. Спрашивайте своих друзей, знакомых, ваши источники и читателей, какие идеи есть у них.

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ!
Оставляйте время на «свободный поиск». Время от времени говорите с потенциальными источниками информации, даже не имея какой-либо конкретной идеи материала в голове. Может с кем-то из своих источников вы давно не общались, может вы давно не посещали какую-либо службу. Не поленитесь сходить пообщаться о том о сем, может быть вместе сходить перекусить или выпить чашечку кофе. Как результат такого общения вы, возможно, выйдите на тему или получите дополнительный источник информации, и уж точно будете лучше информированы о происходящем в вашем городе.

Выбор тем

Решая, какие новости достойны публикации, всегда думайте о том, что важно и нужно для аудитории и местного сообщества в целом.

Объясняйте, помогайте людям понять, что происходит вокруг.

Выбирайте и доносите до читателя то, что важно и интересно; определяйте, как это делать так, чтобы читатель извлек из информации максимальную пользу.

Давайте людям достаточно информации, чтобы они могли составить собственное и обоснованное мнение о проблеме.

Обращайте внимание на «крайности» (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не «обитайте» среди них постоянно.

Ясность

Материалы ясно изложены, когда:

Я легко могу понять, что происходит и почему.

Я могу УВИДЕТЬ произошедшее, услышать и ощутить.

Я легко понимаю все используемые слова и термины или легко могу понять их значение из контекста.

Цитаты уместны и имеют смысл.

Сложные понятия и концепции объяснены.

Количество людей так или иначе упоминаемых в тексте не велико, и мне ясно, кто они.

Статистистические выкладки и цифры переработаны, организованы и поданы таким образом, что я легко могу понять их значение. (Пример из Нью Йорк Таймс: «Три унции мяса по размеру примерно равны колоде карт». Такое объяснение поможет даже тем, кто никогда не пользовался унциями в качестве единицы измерения.)

В материалах нет элементов замедляющих чтение и понимание. К таким элементам могут относиться:

Длинные названия должностей. Мне скорее нужно знать, чем занимается человек, а не как он титулуется.

Длинные цитаты. Цитаты — это «приправа» к материалу, а не «главное блюдо».

Неясные цитаты. Не все способоны говорить членораздельно. Еще меньше людей способны говорить внятно и организованно. Поэтому во многих случаях лучше передать сказанное своими словами, чем буквально цитировать собеседника.

Чрезмерно длинные предложения с обильной пунктуацией.

Ссылки на источники, ранее упомянутые в тексте. Ссылка на Петрова в пятнадцатом абзаце замедлит мое чтение и понимание, если последний раз, когда я про этого Петрова слышал — второй абзац материала.

Упоминание имен людей, без объяснения кто они — распространенная ошибка, особенно, когда журналисты пишут о звездах. Предполагаеся, что имена эти на слуху и каждый сразу поймет о ком идет речь. Однако не каждый смотрит все подряд фильмы и передачи или слушает все подряд музыкальные альбомы.

Шутки, остроты, «анекдоты к случаю» — все это заставляет читателя остановиться, чтобы «оценить» ваше остроумие и, если срабатывает, «воздать хвалу» вашему писательскому таланту. Однако хотите ли вы, чтобы читатель останавливался?

Авторитетность

Заставить материал звучать авторитетно не просто, потому что в этом случае и репортер и работающий с ним редактор должны, во-первых, досконально знать предмет материала и, во-вторых, брать на себя ответственность делать выводы. Ясность написания помогает мне понять, что и почему произошло — авторитетность помогает мне понять, что это значит. Авторитетность — это то, за что читатель платит деньги, в данном случае. Читатели должны видеть, что журналисты знают, о чем они пишут.

Совет пишущим: Станьте экспертом в своей теме. Если какие-то данные, факты вам доподлинно известны, не ссылайтесь бесконечно на многочисленные источники. Ссылайтесь на источники, только когда вы не уверены, что информация однозначна и достоверна, или когда есть риск, что вы будете вовлечены в судебные разбирательства.

Вопросы, на которые должен ответить материал

Что за историю я хочу рассказать?

Что на самом деле произошло?

Что это значит?

Почему мне должно быть до этого дело?

Как это произошло?

Что за этим стоит?

Что будет потом?

Что можно по этому поводу сделать?

Подготовка

Подберите для интервью наиболее подходящего человека. Когда вы только на-чинаете собирать материал, для начала имеет сымысл поговорить с кем-то, кто может дать общее представление о проблеме или предмете материала. После этовго, вы поговорить с кем-нибудь, кто поможет снять оставшиеся вопросы. (Этом может быть эксперт или просто человек имеющий опыт в данной сфере.) Используйте любые источники информации, чтобы определить нужного человека для интревью: справочники, своих коллег, личную библиотеку, Интернет, другие источники. Если вы пишете на какую-то особенно деликатную тему, может понадо-биться посредник: человек, которого и вы знаете, и тот с кем вы собираетесь разговаривать. (Важно, чтобы вы оба доверяли этому человеку.)

Хорошенько исследуйте тему перед тем, как брать интервью. Узнайте как можно больше о человеке и теме, на которую вы собираетесь писать. Честно признайте, что вам известно не все. (В конце концов, именно поэтому вы и собираетесь говорить с данным человеком.) Если вы будете настроены на то, что вам и так уже все известно (или вести себя таким образом), ваш собеседник вряд ли в это поверит. А вот вы не сможете уз-нать у него ничего нового.

Заранее продумайте вопросы. Полностью прописывать, что, когда и как вы будете спрашивать, конечно же, глупо. Но можно продумать вопросы или даже прорепетировать их вслух в машине, направляясь на интервью. Продумайте дополнительные вопросы, которые могут у вас возникнуть в зависимости от ответов интервьюируемого на тот или иной вопрос. Проработайте разные сценарии. Неплохо иметь список тем, которые вы хотите обсудить в ходе ин-тервью. Не нужно, конечно, рабски следовать этому списку, но, заглянув в него под конец интервью, всегда можно увидеть, не пропустили ли вы чего-то важного. Используйте собранный материал, чтобы спланировать свои вопросы: Какие вопросы помогут мне вникнуть в суть конфликта? понять поступки героя интервью?

Напишите все, что можете, по теме до интервью. Если записывать все, что становится Вам известно по данной теме, у Вас получится список важных, конк-ретных вопросов для последующих интервью.

Налаживание взаимоотношений

Обстановка. Если возможно, проведите интервью в обстановке, привычной для человека: у него дома, на работе, в школе, церкви, в том месте, где он обычно проводит свое свободное время, отдыхает. Настройтесь на длительное интервью и, по возможности, назначьте его на время, удобное собеседнику. Иногда удачными оказывается интервью, проводимое во время обеда или ужина. Однако здесь есть также и свои минусы: приходится отвлекаться на приносимые и уносимые официантами тарелки, ваш собеседник почти все время вынужден говорить, у него почти не остается времени на еду, а вам труднее за ним записывать. Если позволяют обстоятельства, можно провести «мобильное» интервью, что может быть достаточно эффективным методом: начните на работе у интервьюируемого, затем сходите с ним куда-нибудь поесть, отправьтесь с ним к нему домой, попроси-те показать дом и сад, и т.п.

Честность. Еще когда договариваетесь с человеком об интервью, и в тот момент, когда оно начинается, откровенно расскажите собеседнику, над каким материалом вы работаете. Это не значит, что самые сложные вопросы сле-дует задавать в начале интервью. Просто вы честно ставите интервьюируемого в известность о том, на какую тему пишете и о чем будете его спрашивать. В этом случае ваши каверзные вопросы не застанут его врасплох.

Выражение недовольства. Не исключено, что собеседник выразит недоволь-ство по поводу того, как вы лично, ваша газета или средства массовой информа-ции вообще писали ранее о каком-либо событии. Выслушайте все претензии, но помните, что вы вовсе не обязанны отвечать на них. Если все же решили ответить, не следует спорить и раздражаться. Не извиняйтесь, если ваши извинения неискренни или если вы не чувствуете за собой вины. Самое лучшее в таких случаях - выслушать претензии собеседника, признать, что такое могло произойти и дать несколько кратких объяснений, если они уместны.

Личный контакт. Постарайтесь установить контакт на личностном уровне. Возможно, вашему ребенку столько же лет, сколько и ре-бенку собеседника. Расспросите собеседника о его детях, посочувствуйте ему по поводу детских сидений в машине, или того, что дети этого возраста часто писаются, по поводу страховки и т.д. Или скажем, увидев диплом на стене, вы понимаете, что учились в том же университете, что и ваш собеседник. Скажите несколько слов о преподавателях, у которых вы оба могли учиться или о том, насколько хуже сейчас играет университетская футбольная команда, или найдите другие точки соприкосновения на эту тему. Не делайте видимости лично-го контакта, не лезьте из кожи вон, чтобы установить его, просто будьте иск-ренни и внимательны, чтобы не упустить то общее, что может у вас быть с интервьюируемым. Если общего все же мало, попробуйте установить контакт с собе-седником, просто выказывая к нему искренний интерес, выходящий за узкие рамки интервью.

Контроль. Если собеседник не привык давать интервью, то он, вероятно, будет чувствовать себя неловко, глядя на вас, сидящего напротив с блокнотом в руке. Начиная и заканчивая интервью, дайте вашему собеседнику почувствовать себя хозяином положения. Естественно, вопросы задаете вы, но если собеседник тоже хочет спросить о чем-то, ответьте на его вопросы. Не перебивайте, если интервьюируемый в своем рассказе отклоняется от основной темы. Люди рассказы-вают не так, как мы пишем об этом. Они зачастую не начинают с главного. Дайте собеседни-ку время добраться до сути. Прежде чем закончить интервью, спросите, не хочет ли человек что-нибудь добавить. Основную часть времени хозяином положения бу-дете вы, задавая прямые, жесткие вопросы. Но если на какое-то время ваш собе-седник будет чувствовать, что контролирует ситуацию, это поможет ему расслабиться, а вам - получить более содержательные ответы.

Вопросы

Начинайте интервью с общих, не предполагающих однозначных ответов, вопросов, или просто постарайтесь разговорить собеседника. «Расскажите мне об этом», «Как это было?», «Посвятите меня в…» Подобные вопросы помогают человеку начать рассказ. Они также дают ему возможность рассказать что-то, о чем вы в силу незнания фактов никогда не спросили бы. Кроме того, общий характер вопросов дает интервьюируемому возможность по-чувствовать, что именно он контролирует ход интервью.

Интервью будет проходить более живо и естественно, если время от времени вы будете произносить короткие фразы или задавать вопросы, выражающие ваше отношение к услышанному и помогающие собеседнику продолжать свой рассказ, например «Вот как?», «Правда?», «И что было дальше?», «И как вы на это отреагиро-вали?»

Чтобы получить более детальную и конкретную информацию, которой не получишь через общие вопросы, задавайте вопросы прямые. Например: «И сколько Вы заплатили за это?», «Почему Вы это сделали?»

Ваши вопросы должны быть краткими.

Берегите самые жесткие вопросы для конца интервью. Это даст возможность наладить контакт с собеседником прежде, чем вы начнете зада-вать неприятные вопросы. Даже если после одного из подоб-ных вопросов собеседник откажется дальше говорить, вам все-таки уже удастся получить некоторую информацию.

Не забывайте о подробностях описываемой истории. Проявляйте наблюда-тельность, делайте записи, и задавайте вопросы по поводу обстановки, окружаю-щей вашего собеседника. Замеченная фотография, награда или произведение искусства могут напомнить собеседнику о каком-то эпизоде или вызвать его на откровенность. Попросите интервьюируемого показать, как он совершил то или иное действие, место, где произошло то или иное событие, или припомнить какой-либо конкретный разговор.

Попросите собеседника показать относящиеся к делу документы. При этом постарайтесь, чтобы он не воспринял это как вызов (если, конечно, вы действи-тельно не задаетесь целью поставить его в затруднительное положение). Просто поинтересуйтесь. Письма или личный дневник могут быть гораздо более эмоциональны, чем ответы во время интервью, когда со времени события уже прошло ка-кое-то время. Юридические или финансовые документы дадут точную информацию о датах или суммах, тогда как, отвечая на ваши вопросы, интервьюируемый зачастую припоминает их лишь приблизительно. Полицейский рапорт может содержать неко-торые детали, о которых жертве преступления не захочется говорить. В резюме может содержаться информация, о которой скромный человек умолчит, если ему не напомнить.

Завершайте интервью одним или несколькими вопросами общего плана: «Вы не хотели бы добавить что-нибудь еще?», «С кем еще вы бы посоветовали мне погово-рить на данную тему?», «На Ваш взгляд, о чем еще следовало бы написать моей газете?»

Умение слушать

Умение слушать весьма важно для установления взаимопонимания с собе-седником. Успех интервью в большей степени зависит от вашего умения слушать, чем от задаваемых вопросов. Говоря, вы не получаете никакой инфор-мации. Говорите лишь то и тогда, когда это помогает установить контакт с со-беседником и направить интервью в нужное русло. Вы произведете на интервьюи-руемого лучшее впечатление, когда слушаете его, а не когда говорите сами.

Не считайте необходимым заполнять долгую неловкую паузу, даже если вам (как, наверное, и вашему собеседнику) очень хочется это сделать. После такой паузы собеседник может сказать что-то более интересное, чем он сказал бы, просто отвечая на вопрос. Вам нужны обдуманные ответы, поэтому дайте интервьюи-руемому время на размышление. Если пауза затянулась, не следует просто си-деть, глядя в упор на собеседника. Воспользуйтесь появившейся возможностью просмотреть свои записи, отметить в блокноте несколько деталей обстановки или внешности собеседника и его манеры держаться. Просто помолчите и послушайте.

Старайтесь не пропустить чего-то необычного: случайно сказанную вашим со-беседником фразу, противоречащую тому, что, как казалось, вы уже знали; намек на го-раздо более интересный материал; что-то абсолютно не связанное с данной те-мой, о чем можно будет написать в дальнейшем.

После интервью

Постарайтесь получить после интервью дополнительную информацию у вашего собеседника: позвоните ему, договоритесь еще об одной встрече, или просто свяжитесь с ним по электронной почте. У вас могут появиться новые вопросы, а у вашего собеседника новые ответы. Иногда повторное интервью дает лучшие результаты, так как человек продолжает обдумывать вопросы, заданные вами в ходе первого интервью, вспоминает что-то, звонит кому-то, роется в старом альбоме с вырезками. В результате вы получаете ответы, которых не получили в первый раз. Возможно, и вы зададите более интересные вопросы, поскольку тоже продолжали размышлять на данную тему или пытались раздобыть дополнительную информацию из других источников.

Начинайте писать материал сразу же после интервью. Лучше написать всю статью целиком, даже если вы еще не закончили сбор материала. Если информация собранная во время ин-тервью составит лишь небольшую часть статьи, напишите эту часть. По крайней мере, перечитайте свои записи, сделанные во время интервью, перепишите те из них, которые предположительно войдут в материал. Не забудьте о ваших наблюдениях по поводу манеры поведения собеседника, его эмоционального состояния, обста-новки, в которой проходило интервью.

Постарайтесь раздобыть документы из полиции, суда, Интернета и т.д., чтобы подтвердить, углубить или опровергнуть информацию, полученную вами от ин-тервьюируемого. Данные документы могут подсказать вам вопросы для повторного интервью.

Орлиный глаз, легкая рука.

Редактирование материалов

Чтобы черновой вариант, написанный сотрудниками, был правильным и юридически корректным, редакторы должны уметь:

Выявлять ошибки в написании, грамматические и стилистические погрешности.

Убеждаться, что материал написан человеческим языком и будет понятен любому из ваших читателей.

Определите места, которые могут вызвать обвинение в клевете или юридические проблемы.


Советы:

 Прочитав статью, спросите себя, ясен ли ее фокус? Насколько он подтверждается самим рассказом?

 Улучшайте фокус. Убедитесь, что смысл статьи понятен из первых абзацев.

 При редактировании читайте вслух каждое предложение, в котором было сделано изменение, чтобы было видно, насколько оно сработало и не вызывает ли новых структурных проблем.

 Поясняйте жаргонные или профессиональные слова, или лучше по-возможности избавляйтесь он них. Заменяйте длинные и сложные слова на короткие и ясные, так чтобы это не вредило точности выражения смысла.

 Сокращайте пространные цитаты. Удаляйте или перефразируйте чересчур длинные цитаты, из-за них повествование расплывчато, и внимание читателя начинает блуждать.

 Юридическая сигнализация: если вы почувствовали, что есть какое-то юридически небезопасное место, даже если вы не совсем в этом уверены, скажите об этом главному редактору. Лучше сто раз поднять ложную тревогу, чем один раз «подставиться».


На что особенно обращать внимание при редактировании:

Правописание

Цифры и расчеты

Местонахождение, адреса и географические названия

Имена собственные и звания

Ссылки

Даты и время

РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ,
ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНСТВ

Чтобы эффективно отредактировать материалы информационных агенств, редакторы должны помнить о следующем:

При сокращении слишком длинных статей или написании кратких сообщений, удостоверьтесь, что ключевая информация сохранена. Не убирайте просто конец статьи. Очень часто именно в нем содержатся ключевые моменты.

Избегайте повторений и лишних ссылок.

Избавляйтесь от беспорядочно построенных фраз и жаргона.

Советы:

 Сокращая текст, обращайте внимание на прямые цитаты, которые можно сократить или перефразировать. Слабые цитаты или же пространные куски текста и комментарии, можно опустить.

 За исключением очень срочных случаев, прочитывайте текст полностью до редактирования. Возьмите за привычку просматривание всей статьи при первом прочтении. Это отточит ваше умение быстро прочитывать большие куски текста - неоценимое качество редактора в условиях дефицита времени.

 Поясняйте жаргон и журналистские термины. Чтобы не нарушить смысл текста, заменяйте длинные и сложные слова на короткие и понятные. В особенности это касается сообщений агенств на спортивную и развлекательную темы, которые изобилуют избитыми клише. Заменяйте их простыми и ясными словами.

 Сокращайте беспорядочно сформулированные фразы. Агенства склонны к повторениям многословных формальных высказываний. Всегда вырезайте ненужные слова из предложений. Уточняйте смысл текста, помогите читателю понять его.

 Не забывайте, где живут ваши читатели. Когда делаете изменения, следите за тем, чтобы такие вещи как единицы измерения, географические названия, цены выраженные в иностранной валюте были понятны вашему читателю.

ЧТЕНИЕ КОРРЕКТУРЫ

Редакторы должны научиться выявлять:

Самых опасных врагов: опечатки в заголовках, подзаголовках, врезках, обрубленные строки в колонках;

Ошибки в именах, званиях, должностях;

Ошибки в приводимых цифрах и статистических данных;

Ошибки в датах и последовательности событий.

Советы:

Составьте свой собственный список контрольных вопросов для проверки ключевых моментов – заголовки, подзаголовки, врезки, вытяжки, цитаты, колонтитутлы и т.п. Работая над материалом, пробегитесь по списку: все ли проверено?

Проверяйте написание каждого имени во всем материале и заголовках. Написание имени должно быть везде одинаково.

Проверьте у репортера, если вам кажется, что возраст, зарплата, бюджетные цифры или ценовые предложения на торгах кажутся вам неправдоподобными. Всегда лучше спросить, чем сделать неверное предположение.

Проверяйте дважды суммы, указанные в заголовках и материале. Убедитесь, что опечатка не превратила миллионы в миллиарды, или вместо 750,000 тысяч не стоит 75,000.

Убедитесь, что во время верстки, не выпали строки колонок или какая-то колонка не оказалась обрублена.

Календари событий нужно внимательно проверять: какие события возможно уже произойдут к моменту публикации, «завтра» возможно окажется «сегодня», а в даты могут закрасться ошибки.

Проверяйте колонтитулы на правильность указания даты и номера страниц.

Проверяйте правописание только на последнем этапе работы. Так эта процедура принесет вам большую пользу, а не станет ложной заменой настоящего редактирования.

Определение сути

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема
Репортаж подготовлен, но что означают все эти заметки и записи? Как мне выявить СУТЬ этого материала? Как определить фокус будущей публикации?

Решения:

Расслабьтесь. Отложите в сторону все свои блокноты, записи интервью и документы. То, что вам нужно, вы вспомните и так. То, что вы забыли, возможно, и не достойно запоминания. В данном случае, вам решать. Возьмите чистый блокнот, зарядите чистый лист в пишущую машинку (или создайте новый файл на дисплее компьютера) и спросите самого себя:

В чем заключаются новость?

О чем будет материал?

Какая информация удивила меня больше всего?

Что именно нужно знать моему читателю?

Что я узнал такого, чего я узнать не ожидал?

Что нельзя не включить в то, что я собираюсь написать?

О чем конкретно мне надо узнать больше?

Как можно выразить суть всего материала в одном предложении?

Попробуйте сформулировать в одном коротком предложении о чем собственно материал.

Спросите себя, в чем именно – в личности, месте, событии, подробности, факте, цитате – основное зерно моего материала?

Чем материал поможет читателю?

Какой образ стоит у меня перед глазами и, кажется, символизирует всю тему в целом?

Какая личность или какое лицо запомнились мне из моего репортажа?

Какой из узнанных мною фактов имеет наибольшее значение? (Постарайтесь выделить один факт.)

Какая из цитат имеет наибольшее значение?

Какие статистические данные удержались у меня в голове?

Расскажите о своем материале редактору, коллеге или супруге с тем, чтобы услышать, как вы сами изложите суть происшедшего. Представьте, как бы ваш читатель пересказал эту историю своему другу.

Используя формулу «Субъект - Действие - Объект» [«Подлежащее - Сказуемое - Дополнение] (Кто сказал или сделал что? Что произошло?), вкратце набросайте основные положения.

Определите основные вопросы к материалу (Кто, что, когда, почему (зачем) и где):

«Кто» означает действующее лицо.

«Что» означает сюжет.

«Когда» означает хронологию событий.

«Где» означает место действия.

«Почему (зачем)» означает мотив (побудительную причину)

Напишите черновик концовки с тем, чтобы получить представление о том, к чему вы стремитесь.

Напишите врезку, из которой читателю станет ясно почему ему должен быть интересен этот материал.

Форма несет в себе смысл. Продумайте разные подходы к написанию материала. Что вы пытаетесь сделать: просто рассказать о происшедшем, дать справку, предложить решение проблемы, объяснить читателю что произошло?

Взгляните на материал с различных точек зрения: пожарного поднимающегося по лестнице к окну горящего дома, отчаявшейся матери, видящей своего ребенка, в этом горящем окне.

Попробуйте поставить себя на место будущего читателя этого материала. Какие вопросы у вас бы возникли?

Найдите в своем материале точку напряженности. Кто вовлечен в конфликт? Как можно свети разные точки зрения вместе или, наоборот, развести их.

Организация материала

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Теперь я знаю, о чем мой материал. Вот только я не знаю, каким образом все это расположить. Как привести мой материал в ПОРЯДОК?

Решения:

Составьте список того, что вы хотите сообщить.

Спросите себя, какая информация должна быть в начале? Какая информация должна быть в конце? Что относится к середине?

Задайтесь теми же вопросами, которые будет задавать читатель, и расположите их в том порядке, в котором они будут задаваться.

Оцените имеющиеся цитаты с точки зрения их ценности для данного материала. Расположите их для себя в порядке убывания степени важности.

Если это достаточно длинный материал, подумайте, нужно ли, и, если да, то как можно разбить его на главки. Может быть вообще информацию стоит организовать в несколько отдельных материалов?

Организуйте имеющуюся информацию по смысловым блокам. Определите последовательность, в которой эти блоки должны находиться.

Набросайте заголовок и подзаголовок своего будущего материала.

В любой истории, ищите наиболее драматические моменты:

когда ситуация меняется;

когда развитие какого-то события, явления, проблемы становится необратимым;

когда мы извлекаем уроки из произошедшего;

когда ситуация застывает в неустойчивом равновесии.

Пишите по часам. Начинайте в определенный запланированный момент и заканчивайте в определенный запланированный момент.

Набросайте врезку, основные положения будущей публикации и несколько вариантов окончания. Посоветуйтесь с редактором.

Для сложных материалов иногда полезно изобразить развитие сюжета в виде диаграммы. Это поможет вам лучше организовать свои мысли.

Набросайте примерный план материала.

Разложите ваши заметки по группам. Затем разложите группы в порядке, который покажется наиболее логичным.

Набросайте для себя в виде схемы хронологию событий.

Организовывая свой материал, отталкивайтесь от пиковых моментов или сцен в развитии сюжета.

Работа над черновиком материала

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Как мне записать – и продолжать писать – данный материал с тем, чтобы набросать черновик в максимально пригодной для публикации форме?

Решения:

На первом этапе пишите быстро, без использования рабочих записей. Что запомнилось, то и должно остаться. Что забылось, должно быть, по всей вероятности, выброшено. Когда черновик будет закончен, вы всегда сможете вернуться к своим заметкам и еще раз проверить достоверность фактов.

Если вы что-то забыли, не беда: пока просто оставьте в тексте специальные пометки или пустое подчеркнутое место. (Позднее вы вернетесь и заполните лакуны.) Главное пишите, не останавливаясь.

Начинайте писать как можно раньше до наступления срока сдачи материала. Это дасть вам возможность определить, что вы знаете и что, возможно, вам еще нужно узнать.

Выбирете самые важные моменты и потратьте время на их адекватную разработку. Краткость достигается отбором наиболее важного, а не простым уменьшением количества слов.

Когда пишите, проговаривайте свои фразы вслух, прислушивайтесь к тому, что и как вы говорите.

«Покажите» факт, а не просто констатируйте его. Если вы напишите, что жизнь пенсионерки Ивановой трудна, это никому ничего не покажет. Но если вы сообщите размеры ее пенсии, уровень цен на продукты на местном рынке, упомянете, что Иванова живет на 54-м этаже многоквартирного дома с неработающим лифтом и удобствами на улице, тогда и констатация того, что «жизнь пенсионерки трудна» не нужна будет. Все и так будет видно и понятно. А если вы еще и опишите, как бедная недоедающая старушка на 54-й этаж тащит ведра с водой (воду-то отключили!) по мрачному заплеванному подъезду, то читатели и вовсе разрыдаются.

Сначала напишите легко дающиеся части, те части, которые вам хочется писать.

Если работа застопорилась, возможно стоит несколько снизить свои ожидания от материала. Авторы часто сталкиваются с препятствиями, когда они устанавливают для себя недостижимые в данных обстоятельствах стандарты.

Убедитесь, что материал написан так и содержит такие факты, которые позволяют читателю поверить тому, о чем вы говорите.

Если все-таки процесс написания все равно «не идет» остановитесь и проанализируйте причины, по которым это происходит и выработайте решение: возможно, нехватает информации и нужно дособирать фактов, или необходимо сменить фокус публикации.

В конце концов, попробуйте вместо компьютера писать ручкой или наоборот. Сделайте перерыв.

Подготовка чистового варианта

Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века).

Проблема:
Черновик моего материала написан. Как мне теперь сделать материал ясным, интересным и, в то же время, кратким?

Решения:

Сделайте распечатку, чтобы «увидеть» свой материал.

Перечитайте свой материал вслух, чтобы «услышать» его.

Попробуйте посмотреть на свой материал с разных точек зрения:

сначала как читатель,

потом как писатель,

потом как редактор.

Будьте выдержаны, даже при приближении срока сдачи материала. Передохните и перечитайте его еще раз.

Спросите самого себя. Что сработало? На чем надо работать?

Помните, чем короче, тем лучше. Что можно не включать, включать не нужно.

Дает ли ваша история работу чувствам: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусу?

Есть ли в Вашем материале также чувство времени и места? Ощущается ли драма?

Планируйте свою работу так, чтобы оставалось врем на работу над чистовиком.

Нужна ли мне дополнительная репортерская работа? Все ли факты проверены?

Могу ли я сделать еще что-нибудь для того, чтобы сделать изложение этого материала:

проще?

яснее?

изящнее?

точнее?

короче?

Материал предназначен для частного ознакомления!

Помните об авторских правах!

Советы начинающему журналисту.

Материалы сайта http://www.mvf.ru

Фонд поддержки независимых СМИ

Источник: www.mvf.ru : Журналистика : Книги и статьи

Copyright 2001 Media Viability Fund

Здесь — материалы, наработанные на наших семинарах, а также книги и статьи наших консультантов по различным аспектам газетного бизнеса.

Прямая ссылка: http://www.mvf.ru/journal/journal_books/

Содержание:

Критерии отбора тем

Где искат<

Наши рекомендации