Похищение одежд у незамужних гопи

Пересказ Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

По обычаям ведического общества незамужние девушки в возрасте от десяти до четырнадцати лет, чтобы получить хорошего мужа, должны поклоняться либо Господу Шиве, либо богине Дурге. Но юные гопи Вриндавана уже были очарованы красотой Кришны. Тем не менее перед самым приходом зимы в месяц аграхаяна (октябрь-ноябрь) все они дали обет поклоняться богине Дурге. Сначала они ели хавишьяну, блюдо из мунг-дала и риса, сваренных вместе без специй и куркумы. Веды рекомендуют такую пищу для очищения тела перед ритуальной церемонией. Все незамужние гопи ежедневно рано утром омывались в Ямуне и затем возносили поклонение богине Катьяяни. Катьяяни - одно из имен богини Дурги. Ей поклоняются, слепив ее изображение из песка, взятого на берегу Ямуны. В Ведах говорится, что образ божества можно сделать из самых разных материалов: его можно нарисовать красками, изготовить из металла или драгоценных камней, из дерева, глины или камня. Кроме того, поклоняющийся божеству может создать его образ в своем сердце. Философы-имперсоналисты (майявади) считают такие образы божества плодом воображения, но в ведических писаниях их полагают тождественными либо Верховному Господу, либо соответствующему полубогу.

Незамужние гопи делали изображение богини Дурги и поклонялись ему, зажигая светильники, воскуривая благовония, надевая на божество гирлянды и умащая его чанданой. Они подносили Дурге плоды, зерно и зеленые ветви. После обряда поклонения, согласно обычаю, можно просить божество о благословении. Девушки с великим трепетом молились богине Катьяяни и просили: "О могущественная внешняя энергия Бога! О высшая мистическая сила! О владычица материального мира! О богиня, окажи милость и сделай так, чтобы сын Махараджи Нанды Кришна стал нашим мужем". Вайшнавы, как правило, не поклоняются полубогам. Шрила Нароттама дас Тхакур строго запретил это всем, кто хочет совершенствоваться в чистом преданном служении. Однако мы видим, что гопи, которые любят Кришну, как никто другой, поклонялись богине Дурге. Почитатели полубогов иногда говорят, что даже гопи поклонялись богине Дурге, однако необходимо понять, какова была их цель. Обычно к Дурге обращаются за материальными дарами. Но гопи Вриндавана в своих молитвах просили богиню о том, чтобы получить в мужья Господа Кришну. Преданный, который посвящает Кришне все свои дела и поступки, может воспользоваться любыми способами, чтобы достичь поставленной цели. Гопи старались всеми средствами угодить Кришне или услужить Ему. Таково их неповторимое свойство. Они целый месяц поклонялись богине Дурге, чтобы получить в мужья Кришну, сына Махараджи Нанды, и каждый день молились об этом.

Рано утром гопи приходили на берег Ямуны, чтобы совершить омовение. Они обычно собирались вместе, брались за руки и громко пели о чудесных играх Кришны. У индийских девушек и женщин издавна заведено, купаясь в реке, оставлять одежду на берегу и входить в воду нагими. К тому месту на реке, где купаются женщины, не может приблизиться ни один мужчина. Этот запрет действует и поныне. Верховный Господь, зная, о чем мечтают незамужние молодые гопи, хотел благословить их и дать им возможность достичь заветной цели. Они молились о том, чтобы Кришна стал их мужем, и Кришна решил исполнить их желание.

В конце месяца Кришна вместе с друзьями появился на берегу Ямуны. Одно из имен Кришны - Йогешвара, повелитель всех мистических сил. Если даже обычные йоги, занимаясь медитацией, могут научиться узнавать мысли и желания других людей, то, уж конечно, Кришне не составляло труда узнать, о чем мечтают гопи. Он тут же собрал всю одежду девушек, влез на стоявшее рядом дерево и, улыбаясь, заговорил с ними.

"Милые гопи, - сказал Он, - подходите ко Мне по одной и просите вернуть вашу одежду. Я говорю серьезно. Я не собираюсь шутить с вами, ибо знаю, что вы устали, целый месяц храня обеты и поклоняясь богине Катьяяни. Прошу, не подходите все вместе. Я хочу видеть каждую из вас во всей красе, ведь у вас такие тонкие талии. Я прошу вас подходить по одной, так исполните же Мою просьбу".

Когда находившиеся в воде девушки услышали эти шутливые слова, они стали переглядываться и улыбаться. Они были очень рады услышать просьбу Кришны, ибо уже были влюблены в Него. Гопи робко глядели друг на друга, но не смели выйти из воды, так как были нагими. Долго находясь в воде, девушки замерзли и дрожали от холода, но веселые, шутливые слова Говинды наполнили их сердца великой радостью. Они ответили: "О Кришна, не шути так с нами. Мы ничем не заслужили подобного обращения. Ты такой достойный юноша, ведь Ты - сын Махараджи Нанды, и Ты очень дорог нам. Но Ты не должен так шутить с нами, ведь мы стоим в воде и уже дрожим от холода. Верни же нашу одежду, не мучай нас". Они продолжали говорить, смиренно взывая к Кришне: "Дорогой Шьямасундара, мы - Твои вечные слуги. Мы готовы без колебаний исполнить любое Твое повеление, ибо считаем это своим религиозным долгом. Но это Твое приказание невыполнимо, и если Ты будешь настаивать на нем, то нам, конечно, придется пойти к Махарадже Нанде и пожаловаться на Тебя. Если же Махараджа Нанда ничего не предпримет, мы расскажем о Твоем возмутительном поведении царю Камсе".

Услышав эти слова, Кришна ответил: "Милые гопи, если вы считаете себя Моими вечными слугами, всегда готовыми исполнять Мои приказания, прошу, подходите сюда по одной и с улыбкой на лице забирайте свою одежду. Если вы не сделаете этого и пожалуетесь Моему отцу, Меня это нисколько не испугает, ибо Я знаю, что отец Мой стар и ничего Мне не сделает".

Когда гопи увидели, как решителен и настойчив Кришна, им ничего не оставалось, как исполнить Его повеление. Одна за другой они выходили из воды, но будучи совершенно нагими, старались скрыть свою наготу, прикрывая левой рукой низ живота. Они дрожали всем телом. Девушки были очень невинны и чисты, и Господь Кришна остался доволен ими. Так все юные гопи, просившие богиню Катьяяни о том, чтобы выйти замуж за Кришну, достигли того, о чем мечтали. Женщина может предстать обнаженной только перед своим мужем. Незамужние гопи хотели стать женами Кришны, и вот Кришна исполнил их желание. Он был доволен ими и, положив их одежды на плечо, сказал: "Милые девушки, вы совершили серьезный проступок, купаясь в Ямуне обнаженными. Этим вы разгневали повелителя Ямуны - Варунадеву. Прошу вас, сложив ладони и коснувшись ими лба, склонитесь перед полубогом Варуной, чтобы он простил вам это прегрешение". Девушки были простодушны и приняли за истину все, что сказал Кришна. Чтобы спастись от гнева Варунадевы, а также достичь цели своих обетов и, самое главное, угодить своему обожаемому Господу Кришне, они тотчас исполнили Его повеление. Так гопи стали величайшими возлюбленными Кришны и Его самыми покорными служанками.

Ничто не может сравниться с сознанием Кришны, которым обладают гопи. В действительности им не было дела ни до Варуны, ни до любого другого полубога - они хотели только угодить Кришне. Своим простодушием девушки снискали Его расположение и доставили Ему величайшую радость. Он немедленно отдал каждой ее одежду. И хотя Кришна обманул юных гопи, заставив их предстать перед Ним обнаженными, шутливо поддразнивал их и играл с ними, как с куклами, хотя Он украл их одежду, они все равно были довольны Им и не стали на Него жаловаться. Чувства гопи выразил в Своих молитвах Господь Чайтанья: "О возлюбленный Господь Кришна, Ты можешь обнять меня или попрать ногами, или разбить мое сердце, навсегда скрывшись от меня. Ты волен поступать, как хочешь, ибо обладаешь полной свободой. Но, как бы Ты ни обращался со мной, Ты навечно мой Господь, и я буду поклоняться только Тебе одному". Так относились к Кришне гопи.

Господь Кришна был доволен ими и, поскольку все они мечтали выйти за него замуж, Он сказал им: "О безгрешные девушки, Я знаю, что желанен вам, знаю, зачем вы поклонялись богине Катьяяни и одобряю все ваши действия. Тот, чье сознание всегда поглощено Мной, остается возвышенным, даже если он испытывает ко Мне вожделение. Подобно тому как не может прорасти поджаренное семя, никакое желание, связанное с любовным служением Мне, не может быть чревато последствиями, в отличие от обычных кармических действий".

В "Брахма-самхите" говорится: кармани нирдахати кинту ча бхакти-бхаджам. Все живые существа связаны результатами собственной кармы, но преданные, которые действуют только для того, чтобы угодить Господу, не страдают от последствий своих поступков. Хотя на первый взгляд может показаться, что гопи вожделели Кришну, их чувства нельзя сравнивать с плотскими желаниями обычных женщин. Причину объясняет Сам Кришна. Деятельность в преданном служении Господу не влечет за собой кармических последствий.

"Дорогие гопи, - продолжал Кришна, - ваше желание стать Моими женами будет исполнено, ведь ради этого вы и поклонялись богине Катьяяни. Обещаю, что следующей осенью вы сможете встретиться со Мной и вкусить супружеских наслаждений".

Позже Кришна в компании Своих друзей, вриндаванских пастушков, нашел приют в тени деревьев и радостно сказал друзьям: "Дорогие Стока-Кришна, Варутхапа, Бхадрасена, Судама, Субала, Арджуна, Вишала и Ришабха, взгляните на эти счастливейшие существа - деревья Вриндавана. Они живут только на благо других. Эти деревья переносят всевозможные беды: ураганы, ливни, палящую жару и леденящий холод, но при этом всегда готовы облегчить нашу усталость и дать нам приют. О друзья, Я считаю, что, родившись деревьями, эти живые существа покрыли себя славой. Они всегда стараются дать приют другим и потому похожи на благородных, очень возвышенных и щедрых людей, которые никогда не отказывают тем, кто обращается к ним за помощью. Эти деревья готовы укрыть под своей сенью любого. Они дают людям многочисленные дары: листья, цветы, плоды, тень, корни, кору, свои ароматные соки и смолу, а также топливо. Деревья являют собой высочайший пример благородства. Они подобны великодушному человеку, отдавшему все - тело, ум, труд, разум и речь - на благо всех живущих".

Так Верховный Господь Кришна проходил по берегу Ямуны, касаясь листьев, плодов, цветов и ветвей деревьев и восхваляя их замечательные деяния на благо всех живых существ. Разные люди придерживаются разных взглядов на то, какие виды деятельности благотворны для человеческого общества, но действовать ради счастья всех людей, ради их вечного блага можно, только распространяя Движение сознания Кришны. Этому должен содействовать каждый. Как учил Господь Чайтанья, преданный Кришны должен быть смиреннее травы и терпеливее дерева. О том, как терпеливо дерево, говорит здесь Господь Кришна, и проповедники философии сознания Кришны должны учиться у Господа Кришны и Господа Чайтаньи, получая наставления от Их представителей в цепи духовных учителей.

Проходя по лесу вдоль берега Ямуны, Кришна остановился в одном очень живописном месте и позволил коровам напиться холодной прозрачной воды из реки. Уставшие пастушки, Кришна и Баларама тоже утолили жажду. После встречи с юными гопи, купавшимися в Ямуне, Кришна провел остаток утра со Своими друзьями.

На этом заканчивается двадцать вторая глава книги Бхактиведанты "Кришна", которая называется "Похищение одежд у незамужних гопи".

***

Гаудия-вайшнавы, следуя по стопам Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами не следуют обетам, которые принимали гопи. Это обусловлено тем, что рупануги стремятся обрести вечную паракия-бхаву в настроении гопи-манджари в служении Шримати Радхарани. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж очень ясно объяснял это в своей хари-катхе. Гопи молились о свакия-бхаве, гопи-манджари не стремятся к этому настроению и поэтому последователи Шрилы Рупы Госвами следуют только тем обетам, что описаны в «Хари-бхакти-виласе» и работах Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами дал полное описание всех правил и врат, которые должны внести в свою практику его последователи. Не практикуя ничего лишнего, рупануга-вайшнавы стремятся к чистоте своего настроения и избегают всего того, что может сформировать расабхасу. По этой причине рупануги используют в своей садхане только те молитвы, направленные на культивацию своей сварупы, которые оставлены последователями Шрилы Рупы Госвами. Ни один ачарья Гаудия-сампрадаи не следовал обетам катьяяни-враты.

Катьяяни-врата ки - джай!

Компиляция материалов:

Ари Мардан дас, Камала д.д.

Наши рекомендации