Принципы отбора тем и источники информации
Модель – городской еженедельник А4, 12 полос. В соответствии с целями курса «Выпуск учебных СМИ» студентам индустриального модуля «Пресса» и «Дизайн СМИ» предлагается подготовить городской еженедельник. Модель городского еженедельника допускает большую свободу в формировании повестки дня номера. Тематический план еженедельника включает в себя новости и события разного уровня и категорий: это повестка местной власти, история, культурная жизнь города, инициативы городских сообществ и судьбы местных жителей.
Значимый объем имеет тематический блок, посвященный городской молодежи, студенческой жизни, а также общеуниверситетским мероприятиям МГУ и событиям факультета журналистики. Другой вариант планирования городского еженедельника – это Москва и университет в преддверии каких-либо праздников (Новый год, Татьянин день и т. п.), либо жизнь каких-либо групп общества (инвалиды, студенты, мигранты и т. д.) в мегаполисе.
Официальная повестка и основные городские новости доступны на ресурсах московского правительства. События культурной жизни города нужно мониторить на ресурсах важнейших городских площадок. Городские сообщества тоже активно работают, в первую очередь, с социальными сетями и форумами, а истории горожан лучше всего искать через личные связи и знакомства.
Модель – тематический еженедельник А-4, 16/24 полосы. В рамках программ тематических и индустриальных модулей бакалавриата или магистратуры («Социальная проблематика в СМИ», «Политическая журналистика», «Спорт в СМИ», «Журналистика стиля жизни» и т. п,) студенты проходят углубленную специализацию и должны более глубоко понимать процессы в изучаемой ими сфере. Им предлагается подготовить выпуск тематического еженедельника А4, 16 полос (3 курс), 24 полосы (4 курс). Это может быть выпуск по итогам политического года или обзор событий в медиабизнесе, для тематического выпуска также могут быть разработаны отдельные аспекты тематического направления: например, модуль «Социальная проблематика в СМИ» предлагает студентам выпускать еженедельник по таким аспектам социальной проблематики: «волонтерство», «инвалиды», «молодежь», , «студенчество», «семья», «защита животных», «экология», «дети войны» и т.п. Концепция номера разрабатывается преподавателями тематических модулей, конкретный тематический поворот может определить только выпускающий редактор вместе с группой.
Работая над тематическим выпуском студенты должны хорошо ориентироваться в актуальной повестке, уметь пользоваться справочными материалами и составлять бэкграунды. Важно понять, кто является специалистом по этой теме и мог бы рассказать об этом для нашей аудитории. Это может быть, например, комментарий эксперта, интервью с журналистом, уже делавшим материалы на данную тему, инфографика с результатами социологического опроса и т.д.
Рубрики, форматы и жанры
В еженедельнике используются только полосные рубрики (колонтитулы). Для модели городского еженедельника могут быть предложены рубрики из предлагаемого перечня.
Есть 3 типа полосных рубрик:
А) Определяющие уровень охвата событий: Город, Университет, Факультет, Район, Места, Улица, Дом, Семья, Человек.
Б) Тематические: В городской Думе, Власть, Повестка дня, Бизнес в городе, Социум, Порядок, Культура, Музыка, Театр, Кино, Музеи, История, Инновации, Спорт, Образование, Специальность, Здоровье, Безопасность, Развлечения, Еда, Календарь, Технологии, Медиа, Увлечения, Метро, Горожанин. и т. д.
В) Жанровые и другие: Событие, Главное, Репортаж, Интервью, Фоторепортаж, Эксклюзив, Эксперимент, Прямая речь, Афиша, Встречи, Круглый стол, В блогах и т. п.
Г) Поощряется использование авторских рубрик: Парадоксы, Горизонтали, Внутри и снаружи, Адреса доброты и т. д.
Для модели тематического еженедельника рубрики разрабатываются преподавателем в зависимости от аспектов изучаемой сферы, ее отдельных сегментов, болевых точек и актуальных событий.
Формат еженедельника предполагает подготовку достаточно больших материалов – до 8 тыс. знаков (объем разворота – двух соседних полос). В работе могут быть использованы все существующие форматы и жанры современной газетно-журнальной периодики: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет, мини-опрос и т. д), аналитические (статья, корреспонденция, обозрение, обзор, комментарий, рецензия, расследование и др.), художественно-публицистические (очерк, фельетон, зарисовка, эссе, реплика, письмо, дневник и т. п.).
Выпускающий редактор должен следить, с одной стороны, за жанровым разнообразием номера, а с другой стороны – за его тематической и смысловой целостностью, точно так, как дирижер следит за игрой оркестра, где у каждого инструмента есть свой голос и своя партия.
Необходимо продумать очередность подачи материалов в номере, а также о размещении тематически близких материалов на разворотах.
Все это следует учесть еще при планировании номера.