Как проходит химический бой?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КОМАНД
К ТУРНИРУ ЮНЫХ ХИМИКОВ
(Информация взята с сайта Турнира юных биологов и немного изменена)
1) Подготовка решений
Подготовку решений необходимо начинать заранее. Далее мы приведем некоторые рекомендации, по подготовке решений турнирных задач, но в самом начале рассмотрим две самые распространенные ошибки, которые совершают команды при подготовке:
1. «Задачи слишком сложные, мы их не осилим!» Многие педагоги от участия в турнире со своими учениками отказываются по причине высокой сложности задач. На самом деле задачи турнира составлены таким образом, чтобы на самом простом уровне решить их смог даже обычный школьник, но для более искушенных в химии - там тоже есть над чем подумать. Мы называем турнирные задачи «многослойными» - они имеют множество решений, как простых (доступных обычным школьникам), так и достаточно сложных (для искушенных). При этом на турнире не нужно будет приводить обязательно самое сложное из возможных решений, достаточно вполне простого, но логически и биологически обоснованного и продуманного Докладчиком в деталях. Т.е. не обязательно решать задачу для всех возможных случаев, можно выбрать модель для решения, сузить рамки и придерживаться их (вот только выбор модели придется обосновать).
2. «Мы подготовили отличный доклад, а он вам не нравиться!»К сожалению, не все руководители пытаются разобраться в том, что такое Турнир, в чем его особенности. Поэтому подготовка к Турниру сводится к созданию доклада на околозадачную тему и разучиванию его текста. Ни руководители, ни участники при этом не понимают, что они должны не столько выучить текст сообщения, сколько начать разбираться в теме, которая обсуждается в задаче. Поэтому на турнире такие участники делают неплохие доклады, но полностью теряются, когда им начинают задавать даже самые простые вопросы по их тематике. Просто они не готовы на них отвечать, ведь они учили только доклад, а в теме разобрались недостаточно. Такие ситуации часто приводят к очень низким оценкам со стороны Жюри и к обиде со стороны участников и руководителей команд, которые считают, что раз они потратили время на подготовку доклада (т.е., как бы решили задачу), их команда должна получить за это максимальный балл. И участникам абсолютно не важно, что в теме они как не разбирались до решения задачи, так не разбираются и после подготовки доклада.
Далее мы приводим выдержки из двух статей, посвященных подготовке к Турнирам:
Выдержка из статьи А.В. Григоровича «Работа с одаренными учениками. Химические турниры» (оригинал здесь: http://chemturnir.org.ua/doc/turnir.pdf)
Задачи турнира - это не обычные школьные или олимпиадные задачи. По своей природе они являются открытыми задачами, т.е. не имеют однозначного решения. Сколько команд принимает участие в Турнире, столько же разных решений, в чем-то они могут быть сходными, но чаще отличаются и иногда довольно существенно.
Подготовку доклада можно разделить на два периода: коллективный и индивидуальный. Сначала собирается вся команда и методом мозгового штурма предлагаются разные подходы к решению. Обязательно, чтобы на этом этапе принимали участие все члены команды, и принимать надо все предложения. Иногда даже самая бессмысленная идея может оказаться ценной и единственно верной. На этом этапе также надо разделить задачи между отдельными учениками так, чтобы за каждую задачу отвечал один человек, который потом будет готовить доклад по этой задаче. Конечно, при этом необходимо учитывать возрастные особенности каждого ученика и уровень базовой подготовки.
Учитывая все предложения, принимают несколько наиболее интересных идей, которые потом принимаются в более детальную разработку. Исходя из принятых идей, разрабатывается модель решения и здесь уже наступает время индивидуального этапа подготовки доклада. На этом этапе собирается вся информация в литературе, которая касается избранной модели решения. Поиски литературных источников надо вести не только в Интернете, а обязательно и в научных библиотеках. Из литературы выбирается вся полезная информация. Возможно, некоторые данные в дальнейшем не понадобятся, но сначала накапливать надо все. Лишней информации не бывает, из нее можно сформировать целый банк резервных данных.
Исходя из информации, полученной из литературы, формируется черновой доклад, который потом необходимо обсудить всей командой. При обсуждении надо обращать внимание на спорные вопросы, которые могут вызвать замечание со стороны будущего оппонента, а также проявить на какие вопросы докладчик может не ответить во время полемики.
При обсуждении, руководителю необходимо указать какие теоретические вопросы нуждаются в дополнительном внимании, ведь часто турнир требует глубокой отработки тех разделов учебного материала, которые по программе еще не изучались. Черновой доклад также желательно обсудить с другими специалистами и научными сотрудниками. На таком собрании, где обсуждаются черновые доклады, необходимо чтобы другие члены команды выступали в роли оппонента. Такая работа поможет проявить слабые и сильные стороны доклада, а также подготовить оппонирование этой задачи на Турнире.
Последним этапом подготовки доклада является подготовка наглядных материалов. Существование наглядных материалов оказывает содействие более полному пониманию доклада и помогает докладчику. В качестве наглядности можно использовать плакаты со схемами, рисунками. В последние годы много команд стараются изготовлять наглядный материал в виде презентации в PowerPoint. Конечно, информация, представленная таким образом, воспринимается намного лучше.
При изготовлении наглядности необходимо, чтобы на слайдах были представлены основные результаты поиска решения, выводы, формулы и уравнение. Не следует на плакатах представлять подробные выкладки и промежуточные уравнения. Если докладчик владеет своим материалом, то он без усилий сможет дополнительно изобразить необходимую информацию на доске. Или для этого можно изготовить дополнительные слайды, предупреждая вопросы оппонентов.
Выдержка из статьи Галины Ягенской «Подготовка школьных команд к Турниру юных биологов» (оригинал здесь: http://bioturnir.ru/files/tub/Jagenskaya_podgotovka.doc)
В процессе многолетней работы у нас выработался определенный алгоритм подготовки к турниру.
Учитель и ученики знакомятся с заданиями, которые публикуются в печати или вывешиваются на соответствующих сайтах предварительно. Начинается совместная работа учителя и учеников над поиском решений турнирных задач. На первом этапе важно заинтересовать детей, ознакомить их с заданиями и убедить, что, невзирая на сложность задач, в сотрудничестве команда справится с этими трудностями.
1. Поиск информации
Работа по подготовке к турниру, как и любое исследование, начинается с поиска источника информации. Если ученики не имеют необходимой подготовки, нужно: ознакомить с правилами работы в библиотеке – научить пользоваться каталогом, составлять перечень необходимой литературы; вместе с детьми провести поиск в системе "Интернет"; научить отбирать релевантную информацию и составлять перечень "резервных" научных источников.
Этот этап работы мы называем поиском информации, или "погружение в информацию". После предыдущего ознакомления с литературой относительно данных заданий (или же с ее отсутствием) необходимо определить суть каждой и главное направление ответов.
2. Мозговой штурм – выдвижение идей (без критики)
На втором этапе работы команды организуется мозговой штурм для выдвижения идей (с запрещением критики). Проводится тщательная запись всех предложенных вариантов или направлений решения (работает дивергентное мышление – мышление "вширь"). Результатом является несколько выдвинутых гипотез решения конкретного задания.
3. Анализ и обсуждение идей (критика)
Дальше проводится анализ каждой идеи, их детальное обсуждение. Этот этап мы называем "критика", поскольку он происходит в форме резвой дискуссии с аргументацией позитивных и негативных сторон каждой гипотезы. Этот этап является важнейшим – он завершается как формированием рабочей гипотезы для Докладчика, так и аргументацией отклонения других решений для Оппонента и Рецензента.
4. Подготовка чернового варианта доклада
Казалось бы, что задача уже решена. Но решение в таком виде не может быть успешно представлено и защищено в турнирном бою. Необходимо провести глубокий анализ принятой гипотезы сквозь призму современной научной информации. На этом этапе работает конвергентное мышление - мышление "вглубь". Необходимо проработать много информации, детально разобраться в теоретических основах данной проблемы. И здесь ученикам особенно необходима помощь учителя. Ведь часто турнир требует глубокой проработки тех разделов учебного материала, которые по программе еще не изучались.
В результате разработки решения готовится черновой доклад. На его обсуждение приглашаются не только члены команды, но и все заинтересованы биологией. Полезно, чтобы на такие обсуждения попадали люди разной профессии, разного возраста с нестандартным мышлением. Участие младших учеников в таком обсуждении способствует заинтересованности предметом в целом и турнирами в частности. Это способствует формированию научного общества в школе и обеспечивает преемственность поколений. У каждого из собравшихся свой взгляд на представленное решение, которое дает возможность взглянуть на проблему под разными углами зрения. Проблема атакуется из всех сторон. Такая атака дает возможность предусмотреть вопрос Оппонента, обнаруживает слабые или сильные стороны в теоретических знаниях Докладчика, готовит его к настоящему бою. Важно фиксировать все конструктивные вопросы, замечания и советы. Это пригодиться при оппонировании и рецензировании данного вопроса.
Иногда доклад такой атаки не выдерживает. Тогда необходимо отказаться от этого решения и вернуться на второй этап работы. Если же доклад и докладчик выстояли, то можно переходить на заключительный этап – "шлифование".
5. Шлифование - подготовка презентации
Необходимо изготовить наглядность – таблицы, схемы, рисунки. До этого часто привлекаются болельщики. Они же приглашаются на ролевые игры, которые проводятся для осознания роли Оппонента и Рецензента. Важно провести работу над культурой выступления и ведения полемики. Стоит к этому привлечь учителей русского языка, выпускников, которые имеют опыт в проведении турниров.
Задачу считаем решенной, если готов к представлению чистовой вариант собственного решения, собраны заметки для аргументированного оппонирования других решений и команда имеет необходимую теоретическую базу по данному вопросу.
2) Подготовка оппонирований и рецензий
Большинство участников-новичков допускает одну и ту же ошибку – они считают, что роли Оппонента и Рецензента заключаются только в том, чтобы задавать вопросы Докладчику, при этом как можно более корыстные. Это не так, совсем не так. Оппонент и Рецензент прежде всего проводят довольно большую аналитическую работу. Их задачей не является «завалить» Докладчика. Поэтому членам Жюри всегда очень обидно ставить оценки «3-» Оппоненту за умение анализировать в стиле «Здравствуйте, я Оппонент от команды «Название». Спасибо докладчику за интересный доклад, но у нас есть ряд вопросов: [Перечисляет вопросы]». В данном случае вся аналитическая работа оппонента сведена к фразе: «Спасибо докладчику за интересный доклад». А что там с полнотой, научностью и оригинальностью решения, присутствия в нем биологических и логических ошибок, с адекватностью выбора модели исследования и т.д. Оппонент ответа не дает. То, чем занимаются Оппонент и Рецензент и за что их оценивают члены Жюри приведено в правилах биологических боев (пункты 2.2 и 3.2).
Далее мы приводим выдержки из двух статей, посвященных подготовке к Турнирам:
Выдержка из статьи А.В. Григоровича «Работа с одаренными учениками. Химические турниры» (оригинал здесь: http://chemturnir.org.ua/doc/turnir.pdf)
Оппонент отмечает положительные и отрицательные моменты решения Докладчика, делает критические замечания к докладу, задает вопросы, которые характеризуют основные недостатки и ошибки в понимании проблемы. Вопросы Оппонента должны касаться только представленного доклада, в рамках той модели решения, которую предлагает Докладчик. Но в своем выступлении Оппонент также может сделать критические замечания и к модели решения, если она существенно отличается от того, что требуется в условии задачи. Но в любом случае необходимо обсудить правильность выбора Докладчиком модели решения. Важно подчеркнуть, что выступление Оппонента не должно сводиться к изложению своего решения этой задачи, это приводит в негодование членов жюри и снижает их оценки. Разрешается для оппонирования также выдвигать двух членов команды и для Сооппонента действуют те же ограничения, что и для Содокладчика.
Наиболее сложной задачей для многих команд является выступление в качестве Рецензента. В большинстве случаев благодаря тому, что они не сознают в чем заключается суть роли Рецензента и часто сводят свое выступление к дополнительному оппонированию. Прежде всего, Рецензент дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента. Он должен показать своим соперникам и членам жюри, на сколько качественно Докладчик и Оппонент справились со своей ролью. В случае, если Оппонент не очень качественно справился со свей задачей, обычно Рецензент может частично взять на себя его обязанности, но этим не надо увлекаться.
Подготовка оппонирования
С одной стороны, во время боя команда сама предлагает Докладчику ту или иную задачу. Это предусматривает, что команда должна быть готовой оппонировать ее. Но жизнь всегда преподносит сюрпризы и не возможно предусмотреть, каким будет доклад и ваши домашние заготовки могут не понадобиться. Но при подготовке оппонирования можно выделить несколько принципов. Во-первых, основной принцип заключается в том, что в оппонировании необходимо отметить как положительные, так и отрицательные стороны доклада. Этот принцип часто забывают некоторые команды и во время оппонирования стараются привести только замечания. Но это совсем не правильно, даже в самом плохом и неподготовленном докладе можно найти положительные стороны, и в этом и заключается искусство Оппонента. Причем, чем слабее доклад, тем больше должно быть отмечено положительных моментов в нем. Наиболее сложно оппонировать хорошо подготовленный доклад. Иногда случается, когда Докладчик с блеском управился со своей задачей, но Оппонент этого даже не отметил и приводит только недостатки и критические замечания, иногда даже искусственно придуманные. Этого не надо ни в коем случае делать. Не следует приводить замечание, которые не имеют отношения к реальному состоянию дел. Члены жюри поймут, что Оппонент не понял доклада и старается просто «завалить» хорошо подготовленного Докладчика. В том случае лучше отметить больше положительных моментов, а следующую полемику строить на принципах выявления более глубоких сторон доклада и обсудить ее возможные интересные тонкости. В этом случае Оппонент покажет себя как квалифицированный специалист и, безусловно, получит высокие баллы за оппонирование.
Во-вторых, при оппонировании в первую очередь необходимо обсудить модель решения задачи, которую предлагает Докладчик и только потом обсуждать более мелкие детали.
В-третьих, оппонирование не должно сводиться только к перечню вопросов, их можно будет спросить при общей полемике с Докладчиком.
Несмотря на то, что предусмотреть доклад невозможно, все же оппонирование необходимо готовить заранее, вместе с собственными докладами. Чаще всего оппонирование на бое готовит тот член команды, который готовил и собственный доклад для этой задачи. Но это не совсем удачный подход. В качестве Оппонента от команды лучше выступать тому ученику, у которого это получается естественно, а другие члены команды, в том числе и тот, кто готовил доклад по этой задаче, должны помочь ему сформулировать тезисы для оппонирования.
Подготовка оппонирования должна начинаться в тот момент, когда начинается первичное обсуждение задач перед подготовкой доклада. При выдвижении первых мыслей и формированию модели доклада, многие собственные идеи отсеиваются по разным причинам. В этот момент необходимо записывать те причины, из которых откидывается та или иная модель. Ведь возможно, что у других команд также появятся те же идеи, но они их примут и будут разрабатывать. На этот случай у вас уже будут заготовленные аргументы, которые вы сможете предъявить будущему Докладчику во время оппонирования или полемики.
Но основная работа по подготовке оппонирования должна проходить при обсуждении черновых докладов. Вполне возможно, что при обсуждении члены команды или другие присутствующие найдут недостатки в вашем собственном докладе, но ваш будущий визави на бое сможет сделать те же ошибки и это поможет вам в формировании собственного оппонирования.
Итак, как говорят, наилучший экспромт - это экспромт, который заранее тщательно подготовлен. Готовить будущее оппонирование необходимо вместе с докладом и так же тщательно, как и доклад. Но предусмотреть всего невозможно и красивое оппонирование – это настоящее искусство.
Подготовка рецензирования
Рецензирование - одна из сложнейших ролей на Турнире, ведь рецензирование не должно касаться конкретных деталей решения задачи, представленной Докладчиком. Поэтому на роль Рецензента желательно выдвигать самых опытных и смелых членов команды. Наверное, благодаря сложности, за рецензию команда получает наименьшее количество баллов, чем за доклад или оппонирование. Но не следует снижать роль Рецензента. Бывали случаи, когда команда за счет блестящей рецензии выигрывала бой.
Роль Рецензента заключается, в первую очередь, в том, что он должен дать оценку выступлениям Докладчика и Оппонента, как они справились со своими ролями во время боя.
Во-первых, необходимо отметить качество подготовки Докладчика, его информированность в сути проблемы и владение литературой. Также надо оценить и качество изготовления наглядных материалов, и целесообразность приведенных рисунков, схем и т.п. Что касается Оппонента, то по поводу его оценки необходимо отметить, насколько Оппонент разобрался в представленном Докладчиком решении, насколько точно он выявил положительные и отрицательные стороны доклада, какие вопросы он задавал. Возможно, что оппонент интересовался только поверхностными сторонами доклада, а к сути задачи даже не притронулся. Также необходимо отметить насколько квалифицированно Оппонент принимал участие в полемике и насколько он разбирается в сути заявленной проблемы.
В случае, если Оппонент не справился со своей задачей и не заметил существенных недостатков, Рецензент может об этом заявить и частично взять на себя роль Оппонента, а для этого Рецензент также должен разбираться в сути обсуждаемой проблемы, и владеть необходимым теоретическим материалом.
Подготовить рецензию заранее практически невозможно, ведь неизвестно как будет проходить бой и как поведут себя на нем Докладчик и Оппонент, но Рецензент должен знать какие моменты надо обсудить в рецензии и внимательно следить за ходом боя.
Выдержка из статьи Галины Ягенской «Подготовка школьных команд к Турниру юных биологов» (оригинал здесь: http://bioturnir.ru/files/tub/Jagenskaya_podgotovka.doc)
Особенности роли Рецензента
Дальше в дискуссию вступает Рецензент, он задает уточняющие вопрос и имеет 1–2 минуты на подготовку рецензии. Привести конкретный пример рецензирования невозможно – ведь для этого нужно знать весь ход турнирного боя.
Рецензия начинается с благодарности Докладчику за представленное решение задачи и Оппоненту за проведенное оппонирование. Дальше подается общая оценка доклада и выступления Оппонента. Рецензент должен указать на ошибки и неточности, сделанные Оппонентом, и те ошибки Докладчика, которые Оппонент не заметил.
Проблема в том, что рецензирование не должно дублировать оппонирования. Рецензент дает детальную оценку выступлению Докладчика, если его мысль не совпадает с оценкой Оппонента. Следует не забывать, что, кроме анализа доклада и оппонирования, Рецензент должен проанализировать еще и полемику между Докладчиком и Оппонентом.
Чаще всего на рецензию отправляются опытнейшие члены команды. В этом случае важно правильно сыграть роль. Однако, если опытный ученик не владеет необходимыми знаниями по данному вопросу – даже опыт ему не поможет. Кроме того, команда не выбирает задачу, которая выпадает на рецензию. И возможен случай, когда на рецензии разыгрывается задача того ученика, который уже выступил в роли Докладчика и Оппонента. А по правилам турнира нельзя выступать за один бой трижды. На рецензию должен идти другой участник. Вот почему важно обсуждать все турнирные задания полным составом команд.
После рецензии Докладчик и Оппонент отвечают на замечание Рецензента и происходит полемика между ними. Через определенное время объявляется общая полемика, в которой могут принять участие все члены команд. Вот где сказывается командная игра.
3) Роль руководителя в подготовке команды
Выдержка из статьи А.В. Григоровича «Работа с одаренными учениками. Химические турниры» (оригинал здесь: http://chemturnir.org.ua/doc/turnir.pdf)
Турниры - это особая форма соревнования и потому нуждается в особой форме подготовки. Турниры проходят в виде турнирных боев, в которых школьники принимают участие в научных дискуссиях в роли докладчика, оппонента и рецензента. Задача для турниров публикуются заранее, поэтому это дает возможность основательно подготовить учеников к участию в турнире.
В первую очередь необходимо тщательно выучить правила проведения Турнира, чтобы иметь четкое представление о действиях которые проходят во время выступлений. Обязательно подробно об этом рассказать ученикам, чтобы для них было как меньше всего неожиданностей во время Турнира, особенно если вы готовите совсем новую команду.
Много руководителей считают своей целью только помочь подготовить доклады для турнирных задач, но только на этом не следует останавливаться. Каждый ученик на протяжении химического боя выполняет несколько функций и его необходимо достойно подготовить к выполнению каждой из них.
Но работа по подготовке команды может начинаться совсем не с турнира. Одним из главнейших качеств, которые необходимые ученику на турнире - это умение говорить, четко и корректно формулировать и высказывать свою мысль. И начинать подготовку команды следует именно из того, чтобы научить ученикам «говорить». Для этого можно подготовить несколько коротких проблем, не обязательно связанных с химией, которые нуждаются в развернутом ответе. На общем собрании будущей команды необходимо обсудить эти заготовленные проблемы и предложить ученикам высказать мысли относительно каждой из них.
При этом необходимо следить не только за качеством этих мыслей, но и за корректностью формулировок. Обязательно каждый ученик должен высказать свою мысль относительно доклада своего товарища, указать на ее недостатки. Таким образом также формируется команда, и руководитель может выявить кто из учеников больше подходит к выполнению той или иной роли в турнире соответственно индивидуальным возможностям учеников. Важно, чтобы в процессе подготовки команда стала одним единым целым, в котором каждый ученик ощущает другого. Для формирования у учеников привычек высказывания собственных мыслей также можно их ознакомить с кратким курсом риторики.
Очень важно нацелить учеников на то, чтобы во время боя работает вся команда. Каждый должен вносить свой вклад в слаженную работу всей команды во время всего боя. Особой роль руководителя является непосредственно на Турнире. И это касается не только ответственности за жизнь детей и поддержку благоприятных условий работы команды. Во-первых, руководитель должен корректировать деятельность команды при проведении боев. Для этого руководитель должен в совершенстве знать как действовала команда на бое, какие были успехи и какие промахи. Но по собственному опыту могу сказать, что желательно руководителю не присутствовать на боях. Присутствие руководителя может нежелательно сказаться на работе всей команды во время боя, ученики могут дополнительно волноваться и допускать дополнительные ошибки. Если же никто из знакомых и ответственных лиц не видит их работы, они чувствуют более свободно, и не допускают лишних ошибок. Необходимо научить учеников, чтобы по окончанию боя они смогли полностью воссоздать все обстоятельства на бое, как действовал каждый член команды, какие были вопросы, как действовали другие команды на этом бое. Важно услышать и зафиксировать все замечания (как отрицательные, так и положительные), быстро отыскивать аргументы, которые будут использованы во время оппонирования, рецензирования, а также и во время общей полемики. Максимально эффективно использовать время, которое предоставляется для подготовки к оппонированию и рецензированию. За эти аспекты работы команды в первую очередь должен отвечать капитан команды, а ему должны помогать другие ученики и тщательно записывать все важнейшие моменты хода боя. Поэтому обязательно в команде необходимо проявить лидера, который бы мог своевременно мобилизовать команду к работе и принимать стратегические решения.
Во-вторых, после воспроизведения всех обстоятельств боя обязательно необходимо тщательно проанализировать действия каждого из членов команды, отметить успехи каждого и ошибки. Дать совет как избегнуть в дальнейшем основных ошибок. Также необходимо проанализировать действия каждой из команд-соперников. Возможно, в дальнейшем это поможет вам лучше выступить в следующем бое, более тщательно подготовить свои тактические действия.
Турнир - это игра командная и по многим аспектам воссоздает реальную жизнь, и не только тем, что требует от учеников выступать в реальных научных ролях. В первую очередь, залогом успеха выступления любой команды на Турнире является тщательная подготовки стратегии и тактики поведения команды как в каждом бою, так и на протяжении всего Турнира, а также удачное использование умений каждого из членов команды. Можно привести много примеров, когда команда, имея довольно посредственные доклады с блеском выступала на Турнире и занимала высокие призовые места. И наоборот, команды с блестящими докладами и талантливыми учениками даже не занимала призового места благодаря тому, что не смогла построить свою стратегию поведения.
Подготовка стратегии работы команды заключается в том, чтобы тщательно продумать как и в каком порядке докладывать каждую из свои задач, умело пользоваться тактическими и стратегическими отказами. Заготовки для стратегии своего поведения необходимо сделать еще к началу Турнира, но ее все равно необходимо будет корректировать после тщательного изучения схемы отборочных боев.
Перед каждым боем необходимо обсудить тактические действия команды, а именно какой команде лучше предложить ту или другую задачу. Причем в данном случае необходимо построить свою тактику таким образом, чтобы попробовать команду-соперника принудить отказаться от наибольшего количества задач. Таким образом можно узнать ее наиболее чувствительные места, а может, выйдет снизить ее коэффициент. Это наиболее виртуозный способ выиграть бой.
Особое место в тактических действиях команды занимает конкурс капитанов. Конечно, лучше выиграть конкурс капитанов для более удобного построения своей тактики выступления, но даже второе место дает большие преимущества. Относительно конкурса капитанов следует заметить, что много команд по ошибке думают, что капитан, который заняв первое место в конкурсе капитанов первым избирает роль команды в бое. Это не совсем отвечает реальности: капитан, который занял первое место в конкурсе капитанов, выбирает, которым по очереди он будет выбирать свою роль, т.е. он решает будет ли он выбирать роль первым, вторым или третьим. Это дает большое преимущество, так как можно посмотреть какая команда уже выбрала свою роль и выступать на бое в зависимости от того, как поделили роли другие команды. Наиболее удобным случаем является дать возможность наиболее сильной команде выступать докладчиком, а самому выступать оппонентом к ней, а для этого лучше избирать свою роль вторым.
Относительно выбора тактики во время боя, следует особое внимание обратить на пользование отказами. Во время отборочных боев у команды есть два типа отказов: тактические и стратегические. Если команда заявляет какую-нибудь задачу как стратегический отказ, то на протяжении всех отборочных боев никто не сможет уже предложить ее вам для доклада. Если задача заявлена как тактический отказ, то это означает, что команда отказывается докладывать эту задачу только во время текущего боя. Причины, из которых можно отказаться от доклада могут быть разными. Во-первых, задача просто может быть не решенной. Во-вторых, решение задачи может быть не очень блестящим (по мнению команды) и капитан может решить, что в данном бое лучше докладывать другую задачу. Если умело и грамотно пользоваться отказами, то можно принудить оппонента задать вам именно ту задачу, которую вы хотите докладывать. Но это большое мастерство. В моем опыте были случаи, когда команда, отказавшись от четырех задач по разным причинам, снизила себе коэффициент за доклад, но выступила настолько с блеском, что набрала баллов за доклад больше, чем бы она докладывала другую задачу, пусть и с нормальным коэффициентом.
Конечно, невозможно привести все тонкости построения своей стратегии и тактики, но я считаю, что перечислил основные. Умело пользоваться преимуществами грамотного построения тактики может только опытная команда. Итак, основной совет всем командам: играйте в Турнир как можно больше и набирайтесь опыта.
4) Особенности правил, которые должны знать участники команд
Кратко участников стоит ознакомить с:
1. Правилами вызова на задачу и отказа от доклада.
2. Тем, что такое уточняющие вопросы
3. Тем, что Оппонент и Рецензент не только вопросы задают, но и анализируют решение или работу других участников (т.е. в их выступлении должно быть наличие содержательной части).
4. Правилами ведения полемики – вопросы должны быть только по решению задачи, нельзя навязывать собственный вариант решения.
Подготовка к докладу 1 мин.
В этот момент докладчик производит приготовления к докладу (обычно это ограничивается открытием презентации PowerPoint с решением). В этот момент ведущий должен заполнить паузу и зачитать условие задачи. Часто в этот момент возникают различные казусы с техникой – обычно они связанны с тем, что на компьютере установлен MS Office старой версии (2003 или XP), который не может открывать файлы в формате MS Office 2007. Поэтому мы рекомендуем участникам сохранять документы в формате MS Office 2003 или XP.
Далее начинается сам доклад – на это регламентом отводится до 7 минут:
Подготовка к оппонированию 2 мин.
По истечению данного времени Оппонент должен выйти к доске и представиться членам Жюри и участникам боя (имя и фамилию также можно записать на доске). Докладчик также остается на своем месте у доски (ему нельзя до конца действия совещаться с командой). Если посоветоваться все же необходимо, то можно взять тайм-аут – тогда на 1 минуту все участники, находящиеся у доски могут объединиться со своими командами. Но такой тайм-аут команда может взять всего один раз за весь бой. Тайм-аут может взять капитан или любой участник у доски в любой момент раунда боя (т.е. на любом этапе).
Далее следует собственно выступление оппонента:
7. Выступление Оппонента (анализ решения и вопросы) 5 мин.
На данном этапе все новички совершают одну и ту же ошибку – они упускают анализ содержания и формы доклада, а потому сразу переходят к вопросом. Выглядит это примерно так: «Здравствуйте, меня зовут Сидоров Иван, я представляю команду «Адреналин» и буду оппонировать решение задачи №3. Нам очень понравился ваш доклад, но у нас возникли следующие вопросы: [далее участник начинает задавать их по одному и ждать ответа]».
В правилах турнира описано, что Оппонент за свое выступление получает две оценки – первую за умение анализировать, вторую за участие в полемике. Так вот, в случае оппонирования, приведенного выше, он получит оценку за анализ «3-», а за полемику – то, что наработает. Поэтому координатор площадки должен заранее акцентировать внимание руководителей или капитанов команд, что Оппонирование включает в себя не только вопросы, но и анализ приведенного решения. Ведущий же, в свою очередь, если такая ситуация возникла во время боя должен остановить Оппонента и напомнить ему, ЧТО СНАЧАЛА НУЖНО СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ, А ТОЛЬКО ПОТОМ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. Как сделать анализ? Очень просто – открываем правила и читаем пункт 2.2 «Роли команд на протяжении боя»:
ОППОНЕНТ:
(1) делает развернутый анализ представленного доклада: оценивает полноту, научность и оригинальность решения; высказывает критические замечания к форме доклада; должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в самом выступлении Докладчика.
Вот это все и должно быть сказано в выступлении Оппонента.
Кроме того, на данном этапе и Оппонент и Докладчик делают другую распространенную ошибку: Оппонент пытается сразу перейти к полемике – задает один вопрос и ждет когда Докладчик начнет на него отвечать. По правилам Турнира сначала Оппонент в ходе своего выступления (после того, как он провел анализ решения) обозначает список из 3-4 вопросов. Это делается так: «Так же у нас к Вам, уважаемый Докладчик, есть ряд вопросов: первый…, второй…, третий… На этом мое оппонирование закончено». Далее ведущий должен сообщить Докладчику, что «А теперь Докладчик, Вы можете ответить на замечания и вопросы Оппонента». После этой фразы Докладчик может сказать, что в чем-то не согласен с оценкой Оппонента, в чем-то считает что Оппонент его не так понял, а в чем-то признать свои промахи (ИМЕННО ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «ОТВЕТ НА ЗАМЕЧАНИЯ ОППОНЕНТА ПО ДОКЛАДУ»). Далее докладчик начинает отвечать на вопросы Оппонента в том порядке, в котором он сочтет нужным (именно для этого Оппонент их должен задать все сразу). – здесь они вступают в полемику.
Ведущий может попросить на данном этапе Докладчика взять ручку и блокнот и записать задаваемые ему Оппонентом вопросы, чтобы потом не переспрашивать их.
Ведущий должен следить, чтобы вопросы были корректными, не выходили за рамки доклада, не повторялись, были бы конструктивными – т.е. направленными на расширение дискуссии и углубление в проблему.
Итак, на ответы Докладчика на замечания и вопросы Оппонента, формулирование дополнительных вопросов и ответы на них участники могут потратить до 3-х минут:
Подготовка к рецензированию 2 мин.
После этого рецензент должен выйти к доске и представиться. В это время Докладчик и Оппонент ждут его у доски и к командам не уходят (им запрещено советоваться с членами команд до завершения действия боя).
Далее следует собственно выступление рецензента:
11. Выступление Рецензента (краткая оценка выступлений и вопросы) 3 мин.
Несмотря на то, что Рецензенту Ж<