Журналистика Англии в послевоенное время
В конце 40-х и в 50-е годыпресса в Англии была в основном поделена между ведущими пресс-концернами. Одной из самых могущественных являлась группа «Дейли Миррор Ньюспейперс» (ею владел Сесиль Кинг). Основными изданиями группы являлись «Дейли Миррор» и «Санди Пикториал». Кроме газет и журналов в Англии, Сесилю Кингу принадлежали газеты в Африке. Он вкладывал средства в прессу Австралии, а также в коммерческое телевидение Англии и Австралии. С 1959 г. С. Кингу принадлежал концерн «Амальгамейтед Пресс». «Одамс Пресс Групп» (А. Дункан) владела, кроме «Дейли Геральд», множеством газет и журналов в Англии, Африке и Австралии. «Рой Томсон Ньюспейперс» (бывшая «Кэмсли Ньюспейперс») стала обладателем «Санди Таймс» и «Санди График». «Ассошиэйтед Ньюспейперс» Ротермира не только контролировала лондонские газеты («Дейли Мейл», «Дейли Скетч», «Ивнинг Ньюс» и «Санди Диспатч»), провинциальную прессу и зарубежные издания, но и вкладывала капитал в производство газетной бумаги, железорудные месторождения, в коммерческое телевидение. Среди магнатов газетно-журнального бизнеса в 50-е годы в Англии выделялись также Джон Эллерман («Иллюстрейтед Ньюспейперс»), Гарольд Дрейтон («Юнайтед Ньюспейперс»), лорд Каудрей («Вестминстер Пресс Провиншл Ньюспейперс»), Гарольд Хармсворт («Хармсворт Ньюспейперс Лтд»).
Монополизация прессы в 50-е годы нашего столетия не могла не волновать английскую общественность, однако обсуждение этой проблемы не внесло каких-либо изменений в развитие английской журналистики.В 50-е гг. укрепляются связи власти и владельцев газетно-журнального рынка Англии. Эта тенденция проявилась еще в годы второй мировой войны, когда и лорд Кэмроз и лорд Бивербрук занимали важные государственные посты.
По мнению Г. Герда, в середине XX в. положение английской прессы было исключительно стабильно, что во многом объяснялось ростом рекламы и постоянной ориентацией на разнообразные группы, составлявшие читательскую аудиторию. Журналист приспособился к новым ритмам жизни, отказался от помпезного стиля. Стала более живой подача материалов на первой полосе, увеличился объем международной информации, стал интереснее иллюстративный материал. В 50-е годы еще не был утрачен возросший во время войны интерес к серьезной журналистике (свидетельство тому – успех журнала «Спектейтор» в послевоенное время, когда издание не только увеличило объем продажи внутри страны, но и получило известность за границей).
Но, тем не менее, на рубеже 50–60-x годов XX столетия специфику английской прессы определяли издания, лидировавшие в то время среди качественных и массовых газет. Продолжал оставаться исключительно высоким престиж «Таймс», хотя газета не стремилась расширить круг своих читателей, и ее тираж колебался в пределах 200–240 тыс. экземпляров. В 1959 г. приобрела общенациональный характер «Манчестер Гардиан», отныне именовавшаяся просто «Гардиан» (150 тыс. экземпляров). Наиболее многотиражной из качественных газет являлась «Дейли Телеграф энд Морнинг Пост» (1 млн. экземпляров). Выжив в долгой конкурентной борьбе, заявила о себе как о серьезном и информированном издании выходившая с 1888 г. «Файненшл Таймс» («Финансовое время»).
Среди массовых газет первое место по тиражу занимала «Дейли Миррор» (4700 тыс. экземпляров), за ней следовали «Дейли Экспресс» (4 млн.), «Дейли Мейл» (2 млн.) и «Дейли Скетч» (1 млн. экземпляров). Скандальную «Ньюс оф де Уорлд» по воскресеньям читали 16 млн. человек. Характер серьезного издания удалось сохранить старейшей английской газете «Обсервер». Вне конкуренции в середине 50-х годов оставался юмористический журнал «Панч» (год его выхода в свет – 1842).
После войны финансовые трудности испытывала коммунистическая пресса. Если в конце войны тираж «Дейли Уоркер» составлял 102 тыс. экземпляров, то к середине 50-х годов он снизился до 83422 экземпляров. «Дейли Уоркер» продолжала оставаться единственной ежедневной газетой компартии. В 1957 г. начал выходить теоретический ежемесячный журнал «Марксизм Тудей» («Марксизм сегодня»), о проблемах коммунистического движения писал еженедельник «Уорлд Ньюс» («Мировые новости»). Журналы «Чэллендж», «Вумэн Тудей», «Бритиш-Совьет Френдшип» («Британо-Советская дружба»), «Лейбор Рисерч» («Трудовые исследования»), «Эдьюкейшен Тудей энд Туморроу» («Образование сегодня и завтра») также были связаны с деятельностью английских коммунистов, но предназначались для широкого круга читателей.
Широкое распространение в Англии получила профсоюзная печать, представленная в основном журналами, циркулярами и бюллетенями. Среди пацифистских изданий наибольшим тиражом издавался еженедельник «Пис Ньюс» («Новости мира») – 30 тыс. экземпляров.
Довоенные изменения, произошедшие в «Рейтер», смена руководства помогли агентству, в конце концов, пережить «хорошую войну». Если новости в Великобритании подвергались достаточно суровой цензуре, то несколько большей свободой пользовалась информация, передаваемая за границу. Примечательно, что Германия очень внимательно следила за сообщениями «Рейтер», не без основания считая их частью британской пропагандистской машины.
В «географии» информации «Рейтер» существенное место занимал Советский Союз, куда был направлен репортер агентства Гарольд Кинг (в мае 1943 г. он получил лично подписанное Сталиным заявление о роспуске Коминтерна). Тщательно велась агентством подготовка к освещению высадки союзников в Нормандии. Эта акция получила оперативную и разностороннюю информационную поддержку. Дональд Рид придерживался версии, что Гитлер застрелился в своем бункере, потому что услышал сообщение «Рейтер» о переговорах Гиммлера с союзниками. Рид добавляет, что Гитлер «всегда доверял точности новостей «Рейтер». Корреспондентов «Рейтер» подстерегали многочисленные опасности: так, в Токио в 1940 г. при загадочных обстоятельствах был убит сотрудник агентства Джимми Кокс.
Во время войны и в первые послевоенные годы произошла серьезная реорганизация финансовой структуры агентства «Рейтер», которое в 1941 г. было превращено в трест. Половина акций «Рейтер» была продана Ассоциации газетных предпринимателей, в которую входили владельцы всех лондонских буржуазных газет, что одновременно укрепило связи агентства с монополиями прессы и упрочило финансовую базу. В 1945 г. общий штат сотрудников «Рейтер» (в том числе и находящихся за рубежом) составил 2000 человек. К 1950 г. крупные бюро агентства действовали в 23 странах мира, а небольшие – еще в 19.
В 40–50-е годы «Рейтер» получало около полумиллиона различных сообщений. Позиции «Рейтер» укрепились в Азии, особенно Юго-Восточной, в Африке, на Ближнем Востоке. Правда, если прибыль, получаемая «Рейтер» из Европы, за первое военное пятилетие увеличилась в четыре раза, из стран Дальнего Востока – почти в 11 раз, то резко сократились его доходы (примерно в 4,5 раза) из Индии, после провозглашения в этой стране независимости.
Координация деятельности «Рейтер» и «Пресс ассошиэйшн», раздел сфер их влияния способствовали тому, что пресса (и английская и зарубежная) получала огромный поток разнообразной информации.
Таким образом, английская пресса на рубеже 60-х годов двадцатого столетия продолжала занимать ведущее место в формирующейся системе средств массовой информации Великобритании, да и во всем мире.
Радиовещание в годы «холодной войны». В 1946 г., на год раньше «Голоса Америки», Би-Би-Си начала радиовещание на Советский Союз. После произведенной в 1948 г. реорганизационной перестройки иновещания, приведшей к объединению Заморской и Европейской служб, повышению степени централизации и координации передач на зарубежную аудиторию, передачи Би-Би-Си велись уже более чем на 40 языках народов мира. В начале 1950-х годов для вещания на СССР была создана радиостанция «Свобода». На ведении передач на страны Восточной Европы и балтийские республики СССР была специализирована радиостанция «Свободная Европа». Вплоть до средины 1970-х годов обе станции, имеющие штаб-квартиру в Мюнхене (ФРГ), действовали под вывеской независимых информационных учреждений. После того, как конгресс и правительство США признали реальный статус станций, в 1976 г. произошло их слияние в единую организацию (RFE/RL, Inc.). «Свободная Европа/Свобода», имеющая статус самостоятельной вещательной компании, но финансируемая по решению конгресса США из госбюджета, стала ведущей службой внешнего вещания на СССР и страны советского блока.
Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. Они сочетались с передачами, призванными информировать радиослушателей о негативных явлениях и проблемах во внутренней жизни и внешней политике государств советского блока – и восполнить таким образом «фигуры умолчания», созданные в этих странах официальными СМИ, а также продемонстрировать тоталитарный характер социалистического строя, несоблюдение демократических прав и свобод граждан при социализме. Для привлечения внимания аудитории и формирования эмоциональных мотивов к постоянному прослушиванию передач использовались музыкальные программы и пласты информации, апеллирующие к «человеческому интересу» (новинки моды, жизнь знаменитостей, курьезные происшествия и пр.) Особое внимание уделялось расширению охвата молодежной аудитории.