Английская журналистика 20-30-х годов ХХ века
ВВеликобританиипредшественниками газет в XVI веке были рукописные листки «Ньюс» («Новости»), извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати связывают с 23 июня 1588 г., когда вышел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После английской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в английском языке появляется слово «газета». В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 г. газету «Таймс» («Времена»).
На рубеже XIX-XX веков в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую.
Период развития английской журналистики в 20-30–е годы ХХ века оказался напряженным. Процесс монополизации в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны. В 1921 г. 116 из 130 провинциальных ежедневных газет не были собственностью монополий, в 1929 г. только 69 из 113 считали себя немонополизированными.
Формирование расширявшейся системы массовой информации предполагало и расширение сфер влияния агентств новостей (например, агентство «Рейтер»). Но в послевоенный период «Рейтер» испытывало трудности, в определенной степени обусловленные вызовом, брошенным ему Америкой. Потребовалась серьезная реорганизация различных служб агентства, руководство которого по достоинству оценило преимущества «беспроволочной» телеграфной связи и телефона. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. – новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио.
Укрепились финансовые связи «Рейтер» с английской прессой. После первой мировой войны «Рейтер» стремилось усилить свои позиции в разных регионах мира – в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Индии (отсюда агентство продолжало получать самые большие прибыли), Китае. Но «Рейтер» все больше и больше ощущало на себе давление со стороны американских информационных агентств – «Юнайтед Пресс Интернэйшнл» и «Ассошиэйтед Пресс». Финансовый кризис 30-х годов не обошел стороной и «Рейтер».
Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри – Кэмроза – укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс».
Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них - «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты.
Ротермир – владелец «Дейли Мейл» – в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.
Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком – хозяином «Дейли Экспресс».
Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей.
Развитие журнальной периодики Великобритании в 20–30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. Среди журналов типа «мэгэзин» выделялся «Кантри Мэн» («Сельский житель»), созданный Дж.У. Роберсоном в 1927 г. Это издание карманного формата сжато и лаконично освещало события, происходившие в провинции. «Кантри Мэн» пользовался популярностью, которую, по мнению историков журналистики, можно было сравнить с известностью «Ридерз Дайджест».
В 1938 г. появился национальный иллюстрированный еженедельник «Пикчер Пост» («Иллюстрированная почта» – его издателем был Эдвард Халтон). Первый номер «Пикчер Пост» разошелся в количестве 750 тыс. экземпляров. Принципиально новым явлением в истории стало возникновение «Радио Таймс» (1923) и «Лиснер» («Слушатель», 1929), тесно связавших судьбу с английским радиовещанием. Оба ежеквартальных журнала издавались Би-Би-Си.
Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики: «Мьюзик энд Леттерз» («Музыка и литература», 1920), «Джиогрэфикал Мэгэзин» («Географический журнал», 1935), «Уорлд Ревью» («Всемирное обозрение», 1936), «Джон О'Лондон'з Уикли» (1919), «Эврибоди» («Для всех», 1927), «Чилдренз Ньюспейпер» («Газета для детей», 1919). Не всем дорогостоящим изданиям удалось выстоять: исчезли «Критериев» после сравнительно короткого времени его существования в 20–30-е годы, «Лондон Меркури» («Лондонский вестник», 1919), «Реалист» (1929), «Лайф энд Леттерз» и многие другие.