Английская журналистика 20-30-х годов ХХ века

ВВеликобританиипредшественниками газет в XVI веке были рукописные листки «Ньюс» («Новости»), извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати связывают с 23 июня 1588 г., когда вышел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После английской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в ан­глийском языке появляется слово «газета». В 1702 г. стала изда­ваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 г. газету «Таймс» («Времена»).

На рубеже XIX-XX веков в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую.

Период развития английской журналистики в 20-30–е годы ХХ века оказался напряженным. Процесс монополизации в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны. В 1921 г. 116 из 130 провинциальных ежедневных газет не были собственностью монополий, в 1929 г. только 69 из 113 считали себя немонополизированными.

Формирование расширявшейся системы массовой информации предполагало и расширение сфер влияния агентств новостей (например, агентство «Рейтер»). Но в послевоенный период «Рейтер» испытывало трудности, в определенной степени обусловленные вызовом, брошенным ему Америкой. Потребовалась серьезная реорганизация различных служб агентства, руководство которого по достоинству оценило преимущества «беспроволочной» телеграфной связи и телефона. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. – новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио.

Укрепились финансовые связи «Рейтер» с английской прессой. После первой мировой войны «Рейтер» стремилось усилить свои позиции в разных регионах мира – в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Индии (отсюда агентство продолжало получать самые большие прибыли), Китае. Но «Рейтер» все больше и больше ощущало на себе давление со стороны американских информационных агентств – «Юнайтед Пресс Интернэйшнл» и «Ассошиэйтед Пресс». Финансовый кризис 30-х годов не обошел стороной и «Рейтер».

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри – Кэмроза – укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс».

Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них - «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты.

Ротермир – владелец «Дейли Мейл» – в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком – хозяином «Дейли Экспресс».

Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20–30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. Среди журналов типа «мэгэзин» выделялся «Кан­три Мэн» («Сельский житель»), созданный Дж.У. Роберсоном в 1927 г. Это издание карманного формата сжато и лаконично освещало события, происходившие в провинции. «Кантри Мэн» пользовался популярностью, которую, по мнению историков журналистики, можно было сравнить с известностью «Ридерз Дайджест».

В 1938 г. появился национальный иллюстрированный еженедельник «Пикчер Пост» («Иллюстрированная почта» – его издателем был Эдвард Халтон). Первый номер «Пикчер Пост» разошелся в количестве 750 тыс. экземпляров. Принципиально новым явлением в истории стало возникновение «Радио Таймс» (1923) и «Лиснер» («Слушатель», 1929), тесно связавших судьбу с английским радиовещанием. Оба ежеквартальных журнала издавались Би-Би-Си.

Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики: «Мьюзик энд Леттерз» («Музыка и литература», 1920), «Джиогрэфикал Мэгэзин» («Географический журнал», 1935), «Уорлд Ревью» («Всемирное обозрение», 1936), «Джон О'Лондон'з Уикли» (1919), «Эврибоди» («Для всех», 1927), «Чилдренз Ньюспейпер» («Газета для детей», 1919). Не всем дорогостоящим изданиям удалось выстоять: исчезли «Критериев» после сравнительно короткого времени его существования в 20–30-е годы, «Лондон Меркури» («Лондонский вестник», 1919), «Реалист» (1929), «Лайф энд Леттерз» и многие другие.

Наши рекомендации