Французская пресса в 50-60-е годы ХХ века
Одной из важнейших функций французской прессы в 50-60-е годы период являлась политическая пропаганда. По мнению франзузских теоретиков, политическая пропаганда по степени ее воздействия на массы стоит где-то между рекламой и образованием, хотя ближе, разумеется, к первому. Начало ей было положено еще во времена Наполеона, и за время своего существования французская пресса накопила богатый опыт по обработке общественного мнения. Среди характерных черт французской политической пропаганды рассматриваемого периода можно выделить следующие:
- выполнение функции прямого посредника между правительством и народными массами;
- тесная связь между дипломатией и задачами внешне-политической пропаганды;
- возрастание интереса к странам третьего мира;
- стремление к аполитичности;
- тотальность и массовость;
- учет психологии потребителя, который призван обеспечить систему пропаганды научными данными;
- тенденциозность в освещении политических событий.
Роль посредника прессы между правительством и обществом заключалась в том, что правящий кабинет выносил - зачастую в обход парламента - на страницы печати проекты своих решений, заранее подготавливая тем самым общественное мнение и возможный вариант обсуждения проектов в Национальном собрании. Совершенствовались также методы вмешательства правящих кругов в процесс первичной обработки информации. Цензуры как таковой не существовало, но масса новостей, получаемых ежедневно крупной редакцией от телеграфных агенств и своих собственных корреспондентов, подвергалась тщательной обработке. Редактор учавствует в формировании общественного мнения, используя при высказывании на страницах газеты своего или редакционного мнения выражений типа общество не одобряет или протестует.
Национальная пресса использовалась также правительством для защиты своих интересов в межнациональных конфликтах. Недоброжилательная тенденциозность всех без исключения крупнейших органов печати Франции в освещении политических событий, суть которых противоречит генеральным установкам официальной пропаганды, прослеживается на примере газеты Монд - самого серьезного и объективного органа печати Франции. Почти в каждом номере последних месяцев франко-алжирской войны 1962 г. Монд отводила полосу под сообщения об убийствах и преступлениях, чинимых оасовцами на алжирской территории. Здесь же читателю предлагались сведения о действиях Фронта национального освобождения Алжира. Все это помещалось под общими заголовками Действия ОАС и ФНО, Преступления ОАС и ФНО. Газета, таким образом, ставила в один ряд политических преступников из фашистской организации и алжирских оппозиционеров, стремясь вызвать у читателей чувства неприязни как по отношению к первым, так и по отношению ко вторым.
В своем отношении в войне во Вьетнаме некоторые буржуазные французские газеты также не делали различий между агрессором и жертвой агрессии, обвиняя во всех несчастьях Вьетнама самих вьетнамских патриотов. Газета французских коммунистов Юманите писала по этому поводу, что в свое время нацисты объявляли непосредственными виновниками чинимых ими репрессий участников движения Сопротивления.
Возрастание внимания французской прессы к странам третьего мира, образовавшимся на территориях бывших французских колоний, объяснялась главным образом экономическими интересами. К новым приемам пропаганды здесь можно отнести рекламу французского образа жизни в противовес усилиям американцев распространить свое влияние на Африканском континенте.
Проявления тенденциозности в публикации той или иной социальной и политической информации могли иметь самые различные формы. Во-первых, любая информация будучи опубликованной или, напротив, утаенной, уже выполняет пропагандистские функции. Прежде всего, это проявлялось в публикациях так называемой большой прессы, к которой относятся крупные парижские газеты и еженедельники, выходившие большими тиражами и рассчитанные на вкусы среднего обывателя. Для них характерно владение всей полнотой информации, но преподнесение ее лишь в виде реплик, частных замечаний, в качестве сенсации Опубликованная в таком виде информация имела мало общего с действительностью в результате использования сокращений, искажений, вычеркиваний, вольных толкований, безапелляционных высказываний, обеспечивающих якобы максимальную доходчивость и простоту для переутомленных на работе читателей.
Одной из главных идеологических тенденций развития массовой французской печати в 50-х-б0-х годах являлась ее так называемая деполитизация, удовлетворявшая интересы как - с одной стороны - правящих кругов, так и - с другой стороны - среднего читателя. Главная цель политики деполитизации заключалась в отвлечении народных масс от жизненно важных для них социальных проблем, в ограничении их влияния на ход событий. Она позволяла привлечь к печатным органам интерес читателей и рекламодателей, но в то же время нейтрализовать влияние тех изданий, которые выступали с критикой в адрес правительства. Проявления тактики деполитизации были характерны для массовой ежедневной прессы Парижа и части провинциальных газет.
Достижению этих целей способствовала в частности тактика концентрации печати, ее укрупнения, то есть увеличения тиража и количества страниц одних изданий за счет сокращения в ликвидации других.
Политическая нейтральность французской прессы могла быть только мнимой, поскольку ее реальный социально-политический облик могли определить только источники поступления денежных средств. В начале 60-х годов финансирование крупнейших французских изданий происходило главным образом за счет:
- поступлений из правительственных фондов;
- пожертвований от крупных промышленных и финансовых групп;
- рекламодателей. Доля доходов от размещения рекламы в балансе крупнейших французских еженедельников в 60-е годы составляла от 60 до 80%.
Таким образом, можно констатировать, что в период 50-60-х годов в распоряжении французской прессы находилась достаточно мощная система методов идеологической и политической пропаганды, позволяющая при необходимости успешно манипулировать общественным мнением.
В общем потоке периодической печати Франции в 50-60-х гг. можно выделить определенные течения, различающиеся по их политической и социальной ориентации.
1. Правое националистическое (Орор, Паризьен либере, Карефур), призывавшее к ликвидации во Франции парламентского строя и многопартийности и установлению личной власти генералов.
2. Течение, отражающее взгляды части крупной и средней буржуазии, финансово-промышленных групп (Фигаро, Пари-Матч).
3. Либерально-объективистское течение (крупнейшая французская ежедневная газета Франс-суар, отличавшаяся разнообразием политических убеждений и универсальностью, наиболее серьезная из всех буржуазных газет Франции Монд).
4. Социалистическое направление. К нему можно отнести как газеты, выражающие точку зрения ОФИО (Попюлер), так и более консервативную левую прессу, находящуюся под влиянием Объединенной социалистической партии (Нувель, Обсерватер, Франс обсерватер).
5. Коммунистическое направление, отражающее точку зрения ФКП (Юманите, Франс нувель, Кайе дю коммунизм).
6. Католическая печать Франции в 60-е гг. (Круа, Масс-Увриер, Юньон дэз Эвр католик) в целом была развита хуже, чем соответствующие институты в других государствах Европы. Ее отличительной особенностью было то, что для всех католических изданий идеологический эффект был важнее экономического.
7. Провинциальная пресса. Тираж этого направления в середине 60-х годов составлял 60% от общего числа экземпляров французской ежедневной прессы. Основными тенденциями в его развитии так же были концентрация и деполитизация. К концу 60-х вся территория Франции была охвачена и разграничена между несколькими десятками крупнейших провинциальных изданий, которые никогда не стремились афишировать свои идеологические предпочтения. В 1965 г. таких провинциальных изданий во Франции насчитывалось 88 штук.
Информационные еженедельники, или журналы новостей, относились к наиболее влиятельным изданиям Франции к. 50-60-х годов. Они стремились представить информацию об основных событиях прошедшей недели, соответствующим образом отобрав ее и прокомментировав. Эти журналы, как правило, отличались четким лаконичным стилем и разнообразностью. Именно к такому типу изданий относили журналы «Экспресс» и «Нувель обсерватер».
Французский еженедельник «Экспресс» (либерально-объективистское направление), созданный в 1953 г. , занимает особое место в истории послевоенной французской печати и в формировании типа периодического информационного еженедельника. Он быстро завоевал себе широко аудиторию, выступая против колониальных войн в Индокитае и Алжире. Несмотря на то, что это был самый дорогой из политических еженедельников, издающийся богатыми людьми для богатых читателей, «Экспресс» в 50-60-е годы стал одним из самых значительных изданий радикальной буржуазной прессы. Он выступал, с одной стороны, с резкой критикой правящего большинства, а, с другой - опасался роста влияния коммунистов.
Постепенно из органа политической прессы «Экспресс» превратился в информационный еженедельник по типу американского Тайма и немецкого Шпигеля. Однако, в отличие от американских и германских аналогов, следуя традициям французской прессы, «Экспресс» сохранил авторские подписи под материалами, отказавшись от использования тактики коллективного журнализма. Новый еженедельник отдавал приоритет информации над комментарием, четко распределяя ее по рубрикам: Франция, мир, экономика, современная жизнь, спектакли, книги, развлечения, отдых, моды и пр. Усилия оправдались: в момент выхода нового издания в Париже было распродано 70 тыс, экземпляров, в то время как продажа старого не превышала 15 тыс.
Констатировать, однако, что журнал оставался политически нeзависимым, нельзя. Заявляя о том, что «Экспресс» является свободным, его руководители фактически превратили еженедельник в рупор крупного капитала. Самому Ж..-Ж. Серван-Шрейберу принадлежало около 40% акций изданий группы «Экспресс», которая служила ему не только в пропагандистских целях, но и финансировала из своих доходов его предвыборные кампании.
Приблизительно по такой же схеме происходила и эволюция социалистического издания «Нувель обсерватер». Основным объектом своего воздействия издатели «Нувель обсерватер» избрали средней руки буржуа-интеллектуала, опять же представителя среднего класса.
В числе других важнейших факторов увеличения популярности еженедельников «Экспресс» и «Нувель обсерватер» в начале 60-х гг. следует назвать техническое переоснащение изданий, привлечение высококвалифицированных журналистских кадров, качественное изменение внешнего вида продукции: как правило, это был переход от многостраничной крупноформатной газеты к иллюстрированному еженедельнику, объемом в 100-120 страниц, меньшего формата.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период 50-60-х годов развитие французской прессы шло главным образом по пути перерождения долго сохранявшей свое влияние партийной прессы в массовые информационные издания широкого профиля. Это было связано с отходом французских издателей от специфических политических позиций к процессам деполитизации, сказавшимся не только на массовых, но и на качественных изданиях.
Однако беспартийность прессы могла носить только формальный характер, поскольку вся периодическая печать Франции находилась в руках двух хозяев: крупного капитала - непосредственного владельца печатных изданий и государства, осуществляющего общее руководство.