Развитие спутникового телевидения.
Запуск в июле 1962 г. коммуникационного спутника Teistar, разработанного американской корпорацией АТТ, открыл эру космического телевидения: благодаря ему стали возможны прямые телетрансляции между США и Европой. Развитие спутникового вещания в международном масштабе потребовало объединения усилий и средств различных государств мира. В 1960-е – 1970-е годы формируются международные организации спутниковой связи, обеспечивающие вывод на орбиту коммуникационных спутников и их эксплуатацию, а также предоставление в аренду каналов космической связи вещательным организациям тех стран, которые не имели необходимых для этого технологий. Так были образованы Intelsat – международный консорциум при участии 106 стран, находящийся под контролем корпорации «Комсат», близкой к правительству США, Eutelsat – организация европейской космической связи, объединившая коммуникационные ведомства 40 стран Европы и соседних с ней регионов, а также Интерспутник – учрежденная в 1973 г. организация, обеспечивавшая спутниковые коммуникации 14 стран советского блока.
В середине 1970-х годов были созданы предпосылки для обеспечения просмотра программ космического ТВ индивидуальными пользователями. Но широкое распространение непосредственного доступа к космическому ТВ сдерживалось из-за технического несовершенства первых индивидуальных приемных устройств и их высокой стоимости.
С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания, не требующего постройки дорогостоящих наземных приемных комплексов и позволяющего принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами – «тарелками». В 1984 г. ограничение на использование этого оборудование было снято, и уже в следующем году в США ежемесячно устанавливалось до 60 тыс. индивидуальных приемных устройств.
В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. Так, в Европе к концу десятилетия свыше 10 млн. семей были обладателями индивидуальных приемных спутниковых устройств, лидерами же по их распространению стали Германия и Великобритания. Аудитория спутниковых каналов непрерывно расширялась также за счет телезрителей, получавших программы космического ТВ в трансляции по кабельным сетям и эфирным каналам.
CNN International – глобальная служба теленовостей.Первоначально телекомпания Cable News Network (CNN), созданная американским бизнесменом Тэдом Тернером в 1980 г., вела спутниковые передачи, предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 г. передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу в сентябре этого года разворачивается инфраструктура CNN International как службы телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности.
К 1985 г. CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 г. достигло 29. В 1989 г. было начато вещание на Западную Европу через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях люкс во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии.
По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. Успех концепции CNN как круглосуточной службы теленовостей побудил конкурентов применить аналогичные схемы при создании новостных каналов. В 1995 г. появился испаноязычный аналог CNN International – проект «Telenoticias», реализованный консорциумом испанских, испано-американских и латиноамериканских телекомпаний. В 1996 г. корпорация Р. Мердока «News Corp.» запустила в США канал Fox News, передающий новости 24 часа в сутки. Корпорациям «Майкрософт» и NBC принадлежит еще один круглосуточный новостной кабельно-интернетный телевизионный канал – MSNBC (1996 г.).
В последние годы телекомпания часто подвергалась критике в американской и мировой прессе. Ставится под сомнение роль CNN как глобальной информационной организации: несмотря на декларируемые попытки снизить долю новостей из США, телекомпания по-прежнему уделяет им преимущественное внимание, мировые же текущие события продолжают рассматриваться в основном с американской точки зрения и отображаются в американском стиле.
Новатор в области телевизионного бизнеса, основатель CNN Тэд Тернер, в 1996 г. продал свою телекомпанию концерну «Time Warner» (по мнению некоторых экспертов, эта продажа была вынужденной). После слияния в 2000 г. «Time Warner» с крупнейшим Интернет-провайдером – корпорацией AOL Тернер стал вице-президентом образовавшегося мегаконцерна, обладая немногим более трех процентов его акций. В последующие годы в прессе неоднократно появлялись сообщения, что он недоволен информационной политикой «AOL-Time Warner» и своей (во многом символической) ролью в его управлении. В начале 2003 г. Тернер принял решение оставить пост вице-президента этого концерна и фактически уйти из большого бизнеса.
Панъевропейская спутниковая телевизионная служба новостей Euro News.Возможность осуществлять трансграничное телевизионное космическое вещание открыла многообещающие перспективы выхода на общеевропейскую аудиторию, чему способствуют углубляющиеся процессы интеграции и расширения границ объединенной Европы. Сегодня Европейский Союз объединяет 15 стран с мощным экономическим потенциалом и общим населением численностью около 380 млн. чел., имеющим высокую покупательную способность. В очереди на принятие в ЕС стоят еще несколько государств со средним уровнем развития. В условиях сформировавшегося в странах ЕС единого емкого рынка, позволяющего обеспечить общеевропейские продажи товаров и услуг, космическое телевидение становится незаменимым средством трансграничной доставки коммерческой рекламы. Политическая же интеграция европейских стран, всестороннее сближение народов единой Европы диктуют необходимость создания наднациональных панъевропейских информационных институтов.
Одним из таких институтов стала многонациональная спутниковая служба теленовостей Euro News, начавшая вещание с 1 января 1993 г. В соответствии с евродирективой «Телевидение без границ» (1989) и европейской конвенцией о трансграничном телевещании, Euro News учреждалась с целью дать европейцам новостную службу, отражающую их общие заботы, интересы и перспективы, а также составляющую альтернативу американской CNN. Создание Euro News было предпринято по инициативе Европейского вещательного союза и при политической и финансовой поддержке руководящих структур ЕС. Многонациональный (но немногочисленный) журналистский коллектив Euro News был размещен в штаб-квартире в Лионе (Франция). Он укомплектован журналистами из телеорганизаций разных стран, входящих в Европейский вещательный союз.
В настоящее время прибыльность телепроизводства на Euro News обеспечена. Канал получает доход от продажи эфирного времени под рекламу и демонстрацию спонсорских видеофильмов, плату от кабельных операторов, транслирующих программы Euro News, доход от продажи лицензий на эфирную трансляцию своих передач, а также прибыль от контрактов совместного производства с ЕС.
В октябре 2001 г. телезрители в Москве, а затем и некоторых других городах получили возможность регулярно смотреть программы Euro News. В настоящее время осуществляется эфирная трансляция Euro News с русскоязычным звуковым сопровождением – тогда как раньше эти передачи могли приниматься только в спутниковом варианте и не были адаптированы для русскоязычной аудитории. В России аудитория русскоязычной версии панъевропейской службы теленовостей составляет около 5 миллионов семей.
Множество кабельных и спутниковых каналов ретранслируют передачи Euro News в 39 странах большой Европы. Обладатели спутниковых приемных устройств могут смотреть новости Euro News на русском языке и других европейских языках круглосуточно по всему миру, поскольку вещание телеканала фактически приобрело глобальный масштаб, перешагнув за европейские границы. Сегодня передачи Euro News смотрят в 77 странах Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, начата их трансляция в Канаде и Нью-Йорке. Количество зрителей канала в последние годы непрерывно увеличивалось. В 2002 г. зрительская аудитория Euro News (113 миллионов семей) превысила численность зрителей CNN (95 миллионов).
Британские спутниковые службы теленовостей.Британские вещатели в лице Би-Би-Си и ITN не приняли участия в создании Euro News в 1993 г., не без оснований увидев в этой панъевропейской новостной телеслужбе потенциального конкурента. Британская вещательная корпорация начала регулярные спутниковые телепередачи на Европу еще в 1989 г. в рамках канала «ВВС TV Europe». А в 1991 г. в космическом эфире появилась новостная телевизионная служба Би-Би-Си, адресовавшая передачи азиатской и ближневосточной аудитории. С января 1995 г. служба, получившая наименование «ВВС World», приобрела новое важнейшее направление вещания – европейское, продолжая вести передачи для стран Азии и Ближнего Востока. А в ноябре следующего года начались трансляции «ВВС World» на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. После того, как редакция перешла в новую студию, оснащенную новейшим цифровым оборудованием, в конце 1990-х круглосуточное вещание распространилось и на Северную Америку. В 2002 г. передачи «ВВС World», объединившейся с Всемирной службой радиовещания Би-Би-Си в единое новостное подразделение, которое действует на коммерческих началах (за счет доходов от подписки и рекламы), принимали уже 222 млн. семей в более чем 200 странах мира.
Несмотря на некоторые различия в концепциях вещательной деятельности, в целом структура программ «ВВС World» сходна с программами Euro News – но при этом всемирный новостной телеканал Би-Би-Си больше тяготеет к формату обычного телевидения, предлагая изобилие документальных фильмов и тематических программ на темы бизнеса, спорта, новых технологий и пр. Новости являются ключевым элементом передач «ВВС World», однако Euro News или CNN в целом предлагают зрителям больший объем новостей. В отличие от панъевропейского новостного спутникового ТВ, на британском канале существенная часть передач готовится своими силами, а не компонуется из телематериалов, полученных от европейских вещательных организаций и информационных служб. В то время как многонациональная Euro News большое внимание уделяет международным проблемам и ЕС, в содержании вещания «ВВС World» велика доля передач, освещающих внутреннюю жизнь и внешнюю политику Великобритании, ее социальные, научно-технические и культурные достижения – хотя присутствует и значительная доля передач на общеевропейские темы.
Германская спутниковая служба телевидения «Дойче Велле» («Deutsche Welle» – «Немецкая волна»).В числе национальных европейских телеорганизаций, не принявших непосредственного участия в создании Euro News, находились германские телекомпании. Изначально поддержав идею учреждения панъевропейской новостной службы спутникового ТВ, общественные телеслужбы Германии в дальнейшем воздержались от прямого участия в формировании ее структур. Однако они участвуют в общеевропейском обмене телепрограммами, а подготовленные ими передачи транслируются через канал Euro News.
В 1990-е годы происходило становление Deutsche Welle – германского космического телевидения, адресованного главным образом европейскому зрителю, хотя передачи этого новостного канала транслируются также на другие регионы мира. Созданное в 1992 г. телевидение Deutsche Welle предлагало зарубежным зрителям новости и тематические передачи, последовательно чередуя выходящие в эфир разноязыкие выпуски.
Платное спутниковое ТВ в Европе. В настоящее время в мире действует большое количество телевизионных спутниковых систем, специализирующихся на многоканальном платном обслуживании абонентов. Развитие спутникового телевидения привлекло к нему внимание больших корпораций, которые сделали ставку на коммерческое использование его возможностей. В Англии именно коммерческие структуры первыми приступили к реализации масштабных проектов космического телевидения. В 1993 г. 15% британских телезрителей уже имели доступ к программам спутникового ТВ – либо через кабельные сети, либо через индивидуальное приемное устройство. А через пять лет к «небесному» телевидению были приобщены около 30% британских семей.
Наибольшей популярностью среди телезрителей Англии пользовалась созданная в 1989 г. крупнейшая платная британская спутниковая служба – BSkyB, основным владельцем которой стала корпорация Р. Мердока «News Corp.». Уже в середине 1990-х годов BSkyB обслуживала около 4 млн. британских абонентов, предлагая им 28 разнообразных спутниковых каналов, главным образом – развлекательных. Несмотря на появление конкурента – британской платной спутниковой службы ITV Digital, которая сумела привлечь около миллиона абонентов, BSkyB сохранила лидирующие позиции в этом секторе рынка: в 2002 г. она обслуживала более пяти миллионов подписчиков, предлагая им около 140 различных каналов.
В 1990-е годов возможности платного спутникового вещания на зарубежную аудиторию активно осваивает Британская вещательная корпорация. К концу 1990-х годов Би-Би-Си имела в своем распоряжении набор спутниковых служб телевещания, адресованных зарубежной аудитории, в том числе подразделение, осуществляющее вещание на Азию, ВВС America (вещание на США, организованное в сотрудничестве с компанией «Дискавери коммьюникейшн»), два канала документальных и научно-популярных программ для Латинской Америки. Платные и открытые международные каналы Би-Би-Си охватывают своими передачами в общей сложности 450 миллионов семей в разных частях света.
Спутниковое телевидение развивающихся стран.Арабские страны вступили в XXI век, имея в своем распоряжении большое количество каналов спутникового телевидения, передачи которого адресованы не только арабам, но и телезрителям многих других государств, включая Россию. В распоряжении большинства арабских государств находится от одного до нескольких спутниковых каналов, развивается коммерческое телевещание со спутников. На рубеже веков арабское космическое ТВ охватило своим вещанием фактически весь земной шар.
Арабские телекомпании активно осваивают возможности международного сотрудничества в развитии спутникового телевещания, применяя новейшие коммуникационные технологии. Немаловажное значение имел и взятый арабами курс на координацию действий и сотрудничество в информационной сфере. Еще в 1945 г. при создании Лиги арабских стран (ЛАС) в ее устав было внесено положение о необходимости информационного сотрудничества государств – членов этой организации. С середины 1960-х годов Лига оказывает содействие в активизации обмена информацией между арабскими странами и в учреждении коммуникационных систем при коллективном участии государств – членов Лиги.
Одной из таких систем стал Arabsat – организация арабского спутникового телевидения, идея создания которой была поддержана в 1967 г. совещанием министров культуры арабских стран в Тунисе. Благодаря созданию Arabsat начал преодолеваться западный монополизм в международных телевизионных обменах, отмеченный специалистами ЮНЕСКО в 1970-е – начале 1980-х годов. А вместе с ним – и парадоксальное положение, когда арабский телезритель видел события в соседних странах арабского же мира главным образом через объективы телекамер той или иной западной вещательной службы.
Одним из пионеров спутникового телевидения в арабском мире является Египет. Именно в этой стране был создан первый арабский государственный канал ESC-1 (Egyptian Space Channel-1), ведущий постоянные телепередачи в космическом эфире. В сентябре 1990 г. Госкомитет по радиовещанию и телевидению Египта подписал соглашение с Arabsat об аренде спутникового канала связи. После трехмесячного периода пробных передач канал ESC-1 перешел в декабре 1990 г. в режим регулярного вещания. В 1991 г. был создан второй египетский спутниковый канал ESC-2, ведущий передачи на арабском, английском и французском языках. Третий спутниковый канал Египта – Nile International – ведет регулярные передачи с 31 мая 1994 г. Канал назван именем Нила – великой реки, символа древней египетской цивилизации.
Бурно развивается космическое ТВ и в странах Персидского залива. Так, в ОАЭ действуют четыре спутниковых канала. Именно в Эмиратах был создан в октябре 1992 г. первый в арабском мире канал круглосуточного вещания через спутники – Dubai, 70% передач которого транслировались на арабском языке, 30% – на английском.
Небольшое арабское государство Катар известно своей высокопрофессиональной круглосуточной службой космического ТВ, которая выходит в эфир с 1 ноября 1996 г. под названием JSC (Al-Jazeera Satellite Channel) или «Аль-Джазира». Среди других арабских телевизионных организаций «Аль-Джазира» выделяется своей подчеркнутой беспристрастностью в освещении событий и проблем общественной и политической жизни. Канал стремится представлять в своих передачах независимую сбалансированную картину новостей, весь спектр мнений по освещаемым вопросам. «Аль-Джазира» нередко критикует арабские режимы и их лидеров. Подобный характер передач далеко не всегда встречает понимание властей в регионе. Редакция канала получила в общей сложности около 400 официальных нот протеста, включая ноты от Израиля, а также от палестинского руководства – с обвинением в произраильской позиции. В ряде арабских стран «Аль-Джазира» запрещена. Тем не менее в настоящее время этот новостной телевизионный канал является самым высокорейтинговым на Ближнем Востоке. Его аудитория составляет около 40 млн. чел. – главным образом в арабских странах, а также в других государствах мира. Передачи «Аль-Джазиры», которые ведутся на арабском и английском языках, смотрят, в частности, 160 тыс. семей в США, располагающих индивидуальными приемными спутниковыми устройствами.
В последние годы в Западной Европе на средства арабских учредителей созданы спутниковые вещательные организации, использующие новейшие коммуникационные технологии и хорошо обученный персонал. Одной из крупнейших арабских телевизионных служб, базирующихся в Европе, является Арабская новостная сеть – ANN (Arab News Network), открытая в мае 1997 г. в Лондоне. Широкая собственная корреспондентская сеть, развитые контакты со сторонними источниками информации позволяют ANN с большой оперативностью откликаться на мировые события, готовить содержательные выпуски новостей, проводить дискуссии в прямом эфире и пр.
С началом распространения непосредственного телевизионного вешания многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки также проявили интерес к созданию собственных систем спутникового телевидения. В 1985 г. Бразилия вывела на орбиту собственный коммуникационный спутник Brasilsat, позволяющий осуществлять трансляции по 24 телевизионным каналам. Мексиканская телесеть Televisa организовала распространение своих передач на страны Латинской Америки, США и Европу через PanAmSat – первую в мире частную международную спутниковую систему. Латиноамериканские страны Андской группы осуществили проект космического ТВ на базе спутников Condor. Африканские же государства воспользовались коммуникационными возможностями спутниковой системы Afrosat, призванной улучшить распространение телепередач на континенте. В 1993 г. при содействии ЮНЕСКО, ряда международных учреждений и зарубежных компаний был запущен на орбиту коммуникационный спутник Afrostar, призванный обеспечить панафриканское спутниковое телевещание в рамках организации Afrosat. Созданная под эгидой Организации африканского единства, панафриканская система спутникового ТВ помогает доставлять в страны континента программы, создаваемые телекомпаниями континента.
Все более активную деятельность в международном спутниковом телеэфире развивают телекомпании Китая, Индии, некоторых других азиатских стран. Развитие спутникового телевидения в современном мире наглядно выявило возрастание глобальности коммуникационных процессов, расширение состава и увеличение количества субъектов международной информационной деятельности в конце XX – начале XXI вв.