Роль «макрейкерства» в истории развития американской журналистики
В начале XX столетия американская журналистика пережила период «макрейкерства» (движения «разгребателей грязи»), т.е. разоблачительной журналистики.
Движение макрейкеров - прогрессивных журналистов - в своих истоках восходит к концу XIX в., когда в печати появились произведения Марка Твена («Позолоченный век», 1873), Г. Джорджа («Прогресс и бедность», 1879), Э. Беллами («Взгляд назад», 1888).
В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление «разгребателей грязи». Речь идет о нью-йоркском «The Forum» и бостонском «The Arena», предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни. На страницах журнала «Арена», издававшегося Б. Флауером, печатались статьи, поднимавшие вопрос о возрастающей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о растущей политической коррупции. В 1901 г. Б. Флауер выступил со статьей, в которой говорил о необходимости прогрессивных реформ, возврата к принципам Декларации независимости, ограничения трестов, государственной собственности на землю и даже прямых выборов.
Журнал «Арена» поднимал острые проблемы современности. Его издатель действительно был первым, кто начал открыто говорить о пороках американской общественной жизни. Правда, эта критика выражалась в общей форме, без упоминания имен мэров или конгрессменов, названий корпораций. Но выступления «Арены» подтолкнули журналистов заняться конкретными расследованиями злоупотреблений в органах городского управления и деятельности монополий.
Традиционно начало «макрейкерства» в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Д. Риис, корреспондент «The New York Sun», обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге «Как живет другая половина» (1890). Факты, полученные Рисом, в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина «разгребатели грязи») писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него «просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность». Десятилетний «крестовый поход» Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге «Битва с трущобами» (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.
Журналист-реформатор из Чикаго. Г Д. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале «The Atlantic Monthly». В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией «The Standard Oil». Г.Д. Ллойда в 1894 г. написал материал «Богатство против общества».
Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга «Богатство против благосостояния» (1894), в которой рассказывалось «как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Ллойд убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия». Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что «свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу», стала девизом «разгребателей грязи». Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение «макрейкеров» от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий.
Термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позднее, в 1906 г., после того как президент Т. Рузвельт публично назвал так энтузиастов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду.
1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как «макрейкерские», — «McClure's Magazine» («Макклюрз мэгэзин»), «The Arena», «Everybody's Magazine» («Эврибодиз мэгэзин»), «The American Magazine» («Америкен мэгэзин»), «Cosmopolitan Magazine» («Космополитэн мэгэзин») и т.д. Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал «McClure's Magazine» (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г статьи «Времена Твида в Сент-Луисе» о взяточничестве и мошенничестве членов муниципалитета, написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрейкеров. Этой статьей обычно датируют начало движения за «разгребание грязи». Успех статьи Стеффенса был огромным. Номер журнала раскупили в один день, газеты кричали о сенсации и требовали дальнейших разоблачений.
Стеффенс был приглашен на должность главного редактора «McClure's Magazine» и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В журнале последовала новая серия разоблачительных материалов.
Издатели, понимавшие, что сенсация приносит деньги, предоставили журналистам возможность заняться расследованиями и публикацией разоблачительных материалов. Так началось движение макреикеров, составивших его знаменитую книгу «Позор городов» (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее «горячие» материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.
В «McClure's Magazine» работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу «История «Стандард Ойл», в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж. Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества.
Макрейкерские статьи печатались и в других журналах, например в «Мэнсиз мэгэзин», хотя этот журнал лишь отчасти примыкал к направлению «разгребателей грязи». Не следует думать, что издатели отличались радикальными взглядами. Они гнались за сенсацией и преследовали цель повысить доходность журналов. Не исключено, что риск и чувство азарта также играли здесь роль.
Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на «разгребателей грязи» и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. «American News Company» также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику.
1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.