Информационные войны: методы и формы воздействия
Термин «информационная война» впервые был употреблён американскими военными теоретиками в 80-е годы XX века. Получил широкое распространение после проведённой операции «Буря в пустыне» 1991 года.
На сегодняшний день информационная война – это термин, имеющий несколько значений:
1) воздействие на граждан другого государства путём распространения определённой информации с целью достижения политических и военных целей;
2) целенаправленные действия, направленные на достижение информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
Принципиальное отличие информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум, дух, а не на тело человека. В результате применения информационного оружия объект воздействия (человек, социальная группа, народ) начинает совершать действия, идущие в разрез с его собственными интересами и отвечающими интересам противника. Информационная война обладает для ведущей ее стороны целым рядом преимуществ по сравнению с обычной войной, эффект от применения информационного оружия зачастую достигается гораздо больший, чем с помощью обычного оружия.
Какова бы ни была стратегическая цель конкретного участника информационной войны, тактическая цель преследуется всегда одна и та же – затруднить доступ людей к достоверной информации. Для этого может быть использован целый ряд разнообразных методов:
Метод 1. Скрытие существенной информации.
Этот метод состоит в умалчивании информации, существенно влияющей на принятие решения или просто интересной обществу.
Метод 2. Информационный мусор. Если есть цель, чтобы человек не имел доступ к качественной информации, а скрыть ее не получается, можно забить её информационные каналы мусором. Отсюда фактическое поощрение мусора в почтовых ящиках, спама, телефонного обзвона с рекламными предложениями. В США есть закон о частной жизни, где предусматривается наказание за доставку информации без запроса абонента.
Сюда же примыкает обилие бессмысленных репортажей и шоу на телевидении.
Метод 3. Смещение понятий.Этот метод состоит в том, что общепризнанный термин используется не по назначению.
В этом ряду стоит величание средненьких исполнителей звездами и супер звездами отечественного шоу бизнеса. Сюда же относятся режиссированные реалити шоу, построенные по заранее написанному сценарию.
Метод 4. Отвлечение внимания. Этот метод состоит в том, что внимание человека, выбирающего информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий. Этот принцип (впервые применявшийся «Коммерсантом») взят на вооружение желтой (и не только) прессой для привлечения внимания аудитории к незначимым новостям за счет броских заголовков и тем самым отвлечения внимания от реально значимых новостей. Хрестоматийный пример – «Наташа Королева сбита автомобилем». Это - заголовок статьи про то, что жительница Томска с этими, вполне распространенными, именем и фамилией действительно попала под машину. Но заголовок на первой странице, а новость – внутри газеты. Купи – и прочти. В эту же категорию попадают бесконечные новости по телевидению о пожарах, наводнениях и переворотах во всех странах, кроме одной (угадайте, какой именно). Интересным примером является недавнее спасение батискафа, вытеснившее из информационных новостей другие события, происходившие в то же время. Эта идея восходит к знаменитому спасению челюскинцев, занявшему в умах людей место гораздо более существенных для них событий, происходивших в то же время.
Метод 5. Применение ничего не значащих понятий.
Этот метод состоит в использовании понятий, находящихся на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла.
«Духовность» - классический пример. Вообще говоря, бездуховных людей не бывает. Имеется ли в виду под «бездуховностью» необразованность, невоспитанность, атеизм или еще что-то, непонятно. Наиболее вероятно, что так клеймится приверженность к позиции, отличной от позиции говорящего, но звучит красиво.
Метод 6. Негативная информация продаётся лучше.
Этот метод состоит в том, что негативная информация получает приоритет над позитивной. Он практически приведет к самоуничтожению СМИ как источника информации. Напомню, что в конце 70-х никто СМИ за серьезный источник информации не считал, и даже ярый диссидент Солженицын с придыханием описывал в «В круге первом», как его герой умел извлекать информацию из межстрочных промежутков газеты «Правда».
Сегодня по инерции, полученной в эпоху гласности, некоторым кажется, что сейчас информация в СМИ есть. Спешу их разочаровать. Никакая достоверная позитивная информация, не связанная с государственными органами, сегодня в СМИ попасть по определению не может. Эпоха джинсы научила работников пера и камеры, что за публикацию позитивных сведений с их героев можно (а, значит, и нужно) брать деньги. Достоверность информации к этому процессу отношения не имеет и отбрасывается в первую очередь. Я знаю реальный случай, когда бизнесмен заказал в популярной газете «Московский Богомолец» негативную статью о своем бизнесе, поскольку понимал, что на позитивную никто не обратит внимания.
Когда меня пригласили на телевидение, жаркие дебаты вызвала проблема титров для моего выступления. Оказывается, титул генерального директора компании ДИСКо (даже без упоминания направления компании и ее продукции) уже находится под запретом. Интересно, если бы компания была большой, ее название тоже было бы под запретом или как-нибудь договорились бы? В результате без моего ведома появилось бессмысленное слово «эксперт», иронически перекликающееся с названием моей популярной статьи «Невезучий эксперт». То-то мои приятели позлорадствовали. Все это к тому, что реальную позитивную информацию на телевидение не пропихнешь по определению. За эфир позитивной информации надо платить, что в случае достоверной информации – практически нонсенс. С другой стороны, негативная информация идет на ура и бесплатно. Считается, что народу интересно знать и видеть ужасы катастроф, стихийных бедствий и так далее.
Метод 7. Ссылка на несуществующие основания.
Этот метод состоит в том, что информация представляется достоверной на основании, которое не имеет никакого реального смысла.
Шампунь хорош, потому что увеличивает шелковистость волос на 34% - типичный пример. Кто и как меряет шелковистость, остается на совести рекламщиков, а звучит – красиво. Известны случаи формирования профессиональных ассоциаций с красивыми названиями только для того, чтобы их рекомендации прозвучали в рекламе. Никакого реального тестирования свойств продукта при этом даже не предусматривается.
Сюда же вплотную примыкают публикации некорректно проведенных социологических и маркетинговых исследований. Мой знакомый, являющийся большим авторитетом в социологической статистике, рассказывал, что почти все агентства, ведущие опросы, имеют весьма приблизительное понятие о формировании представительной выборки. Мне же вспоминается, как в эпоху dialup опрос «Используете ли Вы сейчас Интернет?» был проведен по телефону. Отдельного обсуждения заслуживают телевизионные рейтинги. Жульничество, в них заложенное, заметно невооруженным глазом. Пострадавших сторон две – PR бюджеты больших компаний, покупающиеся на эти рейтинги (да и Бог с ними), и, что гораздо обиднее, ни в чем не повинные зрители. Им не только приходится смотреть на все телебезобразие, но и, кроме того, размышлять, что же с ними не так, если всем передача нравится, а их она коробит. Забавный пример этого метода я вижу в книжных магазинах, где с недавних пор появилась полка бестселлеров. Большинство книг, на ней располагающихся, по-моему, просто невозможно читать – не из-за содержания, а из-за неимоверных усилий, которые требуется для продирания через новорусский язык, на котором они написаны. Яркий представитель таких бестселлеров книги О.Робски. Я уверен, что если бы они не лежали на полке бестселлеров, их никто не купил бы. Но человеку свойственна неуверенность в своем вкусе.
Метод 8. Ложное основание. Этот метод состоит в том, что основанием сомнительного вывода представляется достоверная или общеизвестная информация, никакого отношения к выводу не имеющая. Например, делается вывод, что для усиления борьбы с терроризмом следует увеличивать производство танков и истребителей. Или делается вывод, что отмена свободных выборов губернаторов может служить основой борьбы с терроризмом.
Еще один пример. Россия производит нефть, поэтому цена бензина в стране не должна зависеть от мировой конъюнктуры.
Метод 9. Информационные табу. Этот метод состоит в том, что информация по некоторым вопросам считается запрещенной по определению. Он отличается от умалчивания тем, что о наличии такой информации всем известно, но сама она скрывается.
Мне, как потребителю информации, в конечном счете, все равно, почему СМИ не публикуют актуальную информацию – из-за государственной цензуры или из-за самоцензуры. Или из-за вполне понятного страха потерять работу и привилегии, связанные с особым местом СМИ в обществе.
Тем не менее, отсутствие очевидных сведений в СМИ – признанный факт. Критикуя Лужкова, в основном говорят о его мелких недостатках, в крайнем случае, о жене, но никто не упоминает о том, например, что бесплатный проезд пенсионеров практически разрушил систему наземного городского транспорта (интервалы на некоторых автобусных маршрутах с 1990 года увеличились в 10 раз), отдав транспорт на откуп маршруткам. И тот, очевидный для каждого знакомого с гидродинамикой, факт, что организация автомобильного движения в Москве направлена на образование пробок, тоже замалчивается СМИ. В советское время была в большом почете секретность. Доходило до смешного. В научных учреждениях существовал список засекреченных тем, который сам был секретен. Для публикации научной статьи требовалась экспертиза, что в статье не содержится не только секретных, но и просто новых сведений.
Метод 10. Прямая ложь. Этот метод состоит в распространении информации, заведомо ложной даже с точки зрения ее распространителя.
Особо популярна так называемая «ложь во спасение». Например, народ не надо волновать тысячью заложников, поэтому дадим цифру поменьше.
Есть тактическая ложь.
Навязывание чужых целей – это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы и антирекламы. Средствами ведения и.в. и использования вышеперечисленных методов являются любые средства передачи информации – от СМИ до почты и сплетен.
Информационная война, по сравнению с обычной, имеет ряд преимуществ: агрессора, как правило, невозможно уличить в уничтожении людей; стоимость и.в. в разы меньше; стороны свободны в своих действиях, т.к. не связаны нормативными документами; эффект зачастую достигается больший, чем от использования оружия, а потери минимальны.
Результатом информационной войны может стать:
1) создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;
2) манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;
3) дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
4) снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
5) дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
6) провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
7) инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
8) затруднение принятия органами управления важных решений;
9) подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
10) нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.
К сожалению, заметного уменьшения попыток влияния на общественное мнение не происходит. В первую очередь это связано с отсутствием закреплённых моральных норм и традиций в политике и бизнесе. Те же самые методы влияния на общественное мнение могут быть использованы и в освещении межнациональных конфликтов в новостных выпусках на телевидении.
Краткие выводы
Итак, по результатам анализа теоретических основы исследования, было рассмотрено понятие и историческая основа межнационального конфликта.
В последние десятилетия ХХ века в общественно-политическом дискурсе получили название эры «этнического ренессанса». С распадом СССР, Югославии, с ростом этнической напряженности на Ближнем Востоке, в Европе и Канаде проблематика межнациональных конфликтов все чаще привлекает внимание политологов, социологов, этнологов, антропологов, теоретиков международных отношений. Но даже беглый взгляд на конфликтные ситуации с участием этнических групп позволяет понять, что понятие «межнациональный конфликт» толкуется достаточно произвольно. Большей частью внимание фокусируется на тех аспектах этнического конфликта, которые являются близкими к проблематике определенной дисциплины.
Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.
Межнациональный конфликт как теоретическая проблема и эмпирическое явление еще далеко не изученный феномен. Несмотря на значительное количество научной литературы больше всего проблем существует именно в области теоретического изучения конфликта. И по сей день среди исследователей нет единства ни по определению понятия. В предложенном в данном исследовании подходе подчеркивается рассмотрение этнического конфликта в узком смысле как явления внутрисистемного. С одной стороны, это позволяет отделить его от международных конфликтов, где инициаторами часто становятся доминирующие этнические группы, но участниками - суверенные государства. С другой стороны, это дает возможность отграничить межнациональный конфликт от других форм антагонистических этнических отношений, в первую очередь таких, как соперничество и неприязнь. Сущностью межнационального конфликта является борьба за важные коллективные материальные и нематериальные ценности. Борьба может приобретать вид, как прямой физической конфронтации, так и косвенных агрессивных действий.
С целью предотвращения и урегулирования этнических конфликтов дальнейшие научные поиски стоит сосредоточивать вокруг психологии конфликтов и ее использования в изучении явления межнационального конфликта.
Проблемами конфликтов интересуются не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, педагоги, руководители, социальные работники, журналисты - все, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
На современном этапе развития общественных наук в целом и психологии в частности в нашей стране существует противоречие. С одной стороны, осознаваемая необходимость научного осмысления и практической работы с конфликтами. С другой стороны - мы оказались не готовы к такой работе. И это противоречие касается прежде психологов. Ведь проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки.
Не менее важную роль играют конфликты и в социальной жизни человека: и в интерперсональных отношениях, и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, можно утверждать, что проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Это правомерно и для межнациональных конфликтов.
Решение национального вопроса и проблем, которые возникают в связи с определенными несправедливостями, возникающими в межнациональном общении, свидетельствуют, что межнациональные напряженные и спорные вопросы будут существовать всегда, а их урегулирование заключаться в поиске путей гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении перерастания этих противоречий в межнациональные конфликты.
Проблема толерантности, как охватывающей социальные процессы и психологию, касается всей сферы общественной жизни: социальной, религиозно-конфессиональной, политической, личностной, межэтнической. Вопрос межэтнической толерантности актуализируется в мире с ростом количества межэтнических конфликтов, угрозы мирному сосуществованию и установлению конструктивных взаимодействий между различными этнокультурными группами на международном уровне и внутри национальных сообществ.
Уровень межэтнической толерантности оценивается в двух измерениях:
- Психологическом - как готовность к сближению или неприятию людей другой национальности;
- Политическом - как действие или реализация через законы и традиции отношения к различным этническим группам, которые становятся общественной нормой.
Оба измерения является сущностной составляющей феномена толерантности, высокий уровень которой составляет ценность и социальную норму гражданского общества, обеспечивает общественно-политическую стабильность и гармонию межэтнических отношений.
Итак, понятна потребность тактических решений и действий, которые способствовали бы развитию и укреплению межэтнической толерантности, а также выработка стратегических подходов к межнациональным и межрелигиозным отношениям следующего десятилетия. А в воспитании подрастающего поколения следует ориентироваться на формирование такой культуры межэтнических отношений, при которой наличие в непосредственной близости представителей другой культуры восприниматься как несомненное благо, как бесценный дар, который делает жизни каждого богаче, разнообразнее и интереснее. И несомненно в формировании межнациональной толерантности особое место принадлежит именно журналистике и средствам массовой информации, как одной из главных их функций.
Но журналистика не всегда действует во благо общества. Когда целью СМИ становится не примирение сторон, а дальнейшее разжигание межнационального конфликта, мы можем говорить об информационной войне.
На сегодняшний день информационная война – это термин, имеющий несколько значений:
1) воздействие на граждан другого государства путём распространения определённой информации с целью достижения политических и военных целей;
2) целенаправленные действия, направленные на достижение информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
Принципиальное отличие информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум, дух, а не на тело человека.
Какова бы ни была стратегическая цель конкретного участника информационной войны, тактическая цель преследуется всегда одна и та же – затруднить доступ людей к достоверной информации. Для этого может быть использован целый ряд разнообразных методов:
1) скрытие существенной информации;
2) информационный мусор;
3) смещение понятий;
4) отвлечение внимания;
5) применение ничего не значащих понятий;
6) негативная информация продаётся лучше;
7) ссылка на несуществующие основания;
8) ложное основание;
9) информационные табу;
10) прямая ложь.
Навязывание чужых целей – это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы и антирекламы. Средствами ведения и.в. и использования вышеперечисленных методов являются любые средства передачи информации – от СМИ до почты и сплетен.
К сожалению, заметного уменьшения попыток влияния на общественное мнение не происходит. В первую очередь это связано с отсутствием закреплённых моральных норм и традиций в политике и бизнесе. Те же самые методы влияния на общественное мнение могут быть использованы и в освещении межнациональных конфликтов в новостных выпусках на телевидении.