Глава i. понятие «межнациональный конфликт» (межнациональный конфликт в условиях информационной войны)
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития информационного общества средства массовой информации становятся инструментом формирования общественного мнения в рамках освещения наиболее острых социальных проблем, в том числе и межнациональных конфликтов.
Значение средств массовой информации проявляется как в возможности их использования с целью профилактики конфликтов, так и как фактор, определяющий поведение людей, их отношение к сложившейся ситуации. Масс-медиа, таким образом, оказывают влияние на формирование поведенческих установок общества, содействуют созданию конструктивных установок на решение проблемных ситуаций социального взаимодействия.
Однако отсутствие единого мнения в разных источниках информации, теле- и радио каналов, а также отдельных журналистов создает преграды к истинному пониманию процессов, происходящих в рамках конфликтов межнационального характера. Наличие различных подходов к освещению в СМИ рассматриваемых событий актуализирует необходимость их научного анализа.
Вышеуказанная проблема осложняется еще и тем, что в рамках межнациональных конфликтов, кроме освещения причинно-следственных связей, СМИ также оказывают влияние на формирование психологических установок по отношению к участникам и пострадавшим от конфликта.
Таким образом, сегодня ответа на вопрос, - каким образом подход к отражению проблемы межнациональных конфликтов влияет на формирование отношения к представителям оппозиционной стороны, в полной мере мы не получаем. Исследование подхода к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах приобретает важное значение в современных условиях Российской Федерации. Именно это делает актуальной тему нашего исследования.
Объект исследования – новостные выпуски федеральных телеканалов: «Россия-1» и «НТВ».
Предмет исследования – подходы к отражению межнациональных конфликтов в новостных выпусках на федеральных телеканалах.
Цель дипломной работы – выявить подходы к отражению межнациональных конфликтов в новостных выпусках на федеральных каналах.
Для решения поставленной в дипломной работе цели и в соответствии с объектом и предметом исследования необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и историческую основу межнационального конфликта.
2. Проанализировать психологическую основу конфликта, а также изучить понятие «толерантность» и др.
3. Рассмотреть понятие «информационные войны». Методы и формы воздействия.
3. Определить идеологические функции журналистики в формировании массового сознания.
4. Рассмотреть особенности телевидения как информационного канала.
5. Дать общую характеристику федеральных каналов «Россия-1» и «НТВ».
6. Провести анализ подходов к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах.
Практическая ценность работы определяется тем, что наработки автора могут быть использованы в деятельности работников СМИ при освещении межнациональных конфликтов, а также в учебном процессе - при изучении специального курса по конфликтологии, адаптированного для журналистов, редакторов.
Структура исследования. Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, определены ее цели и задачи, методы и значение исследования. В рамках первой главы проведен анализ теоретической основы исследования и рассмотрен ряд вопросов, а именно: понятие и историческая основа межнационального конфликта; психологическая основа конфликта, понятия «толерантность» и др., рассмотрено понятие «информационные войны», их методы и функции. Во второй главе нами рассмотрены идеологические функции журналистики в формировании массового сознания и особенности телевидения как массово-информационного канала. В третьей главе дипломной работы проведен анализ подходов к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах «Россия-1» и «НТВ». В заключении сделаны основные выводы и определены перспективы исследования. Список использованной литературы содержит 55 наименования. Общий объем дипломной работы - 81 страница.
Краткие выводы
Итак, по результатам анализа теоретических основы исследования, было рассмотрено понятие и историческая основа межнационального конфликта.
В последние десятилетия ХХ века в общественно-политическом дискурсе получили название эры «этнического ренессанса». С распадом СССР, Югославии, с ростом этнической напряженности на Ближнем Востоке, в Европе и Канаде проблематика межнациональных конфликтов все чаще привлекает внимание политологов, социологов, этнологов, антропологов, теоретиков международных отношений. Но даже беглый взгляд на конфликтные ситуации с участием этнических групп позволяет понять, что понятие «межнациональный конфликт» толкуется достаточно произвольно. Большей частью внимание фокусируется на тех аспектах этнического конфликта, которые являются близкими к проблематике определенной дисциплины.
Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.
Межнациональный конфликт как теоретическая проблема и эмпирическое явление еще далеко не изученный феномен. Несмотря на значительное количество научной литературы больше всего проблем существует именно в области теоретического изучения конфликта. И по сей день среди исследователей нет единства ни по определению понятия. В предложенном в данном исследовании подходе подчеркивается рассмотрение этнического конфликта в узком смысле как явления внутрисистемного. С одной стороны, это позволяет отделить его от международных конфликтов, где инициаторами часто становятся доминирующие этнические группы, но участниками - суверенные государства. С другой стороны, это дает возможность отграничить межнациональный конфликт от других форм антагонистических этнических отношений, в первую очередь таких, как соперничество и неприязнь. Сущностью межнационального конфликта является борьба за важные коллективные материальные и нематериальные ценности. Борьба может приобретать вид, как прямой физической конфронтации, так и косвенных агрессивных действий.
С целью предотвращения и урегулирования этнических конфликтов дальнейшие научные поиски стоит сосредоточивать вокруг психологии конфликтов и ее использования в изучении явления межнационального конфликта.
Проблемами конфликтов интересуются не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, педагоги, руководители, социальные работники, журналисты - все, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
На современном этапе развития общественных наук в целом и психологии в частности в нашей стране существует противоречие. С одной стороны, осознаваемая необходимость научного осмысления и практической работы с конфликтами. С другой стороны - мы оказались не готовы к такой работе. И это противоречие касается прежде психологов. Ведь проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки.
Не менее важную роль играют конфликты и в социальной жизни человека: и в интерперсональных отношениях, и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, можно утверждать, что проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Это правомерно и для межнациональных конфликтов.
Решение национального вопроса и проблем, которые возникают в связи с определенными несправедливостями, возникающими в межнациональном общении, свидетельствуют, что межнациональные напряженные и спорные вопросы будут существовать всегда, а их урегулирование заключаться в поиске путей гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении перерастания этих противоречий в межнациональные конфликты.
Проблема толерантности, как охватывающей социальные процессы и психологию, касается всей сферы общественной жизни: социальной, религиозно-конфессиональной, политической, личностной, межэтнической. Вопрос межэтнической толерантности актуализируется в мире с ростом количества межэтнических конфликтов, угрозы мирному сосуществованию и установлению конструктивных взаимодействий между различными этнокультурными группами на международном уровне и внутри национальных сообществ.
Уровень межэтнической толерантности оценивается в двух измерениях:
- Психологическом - как готовность к сближению или неприятию людей другой национальности;
- Политическом - как действие или реализация через законы и традиции отношения к различным этническим группам, которые становятся общественной нормой.
Оба измерения является сущностной составляющей феномена толерантности, высокий уровень которой составляет ценность и социальную норму гражданского общества, обеспечивает общественно-политическую стабильность и гармонию межэтнических отношений.
Итак, понятна потребность тактических решений и действий, которые способствовали бы развитию и укреплению межэтнической толерантности, а также выработка стратегических подходов к межнациональным и межрелигиозным отношениям следующего десятилетия. А в воспитании подрастающего поколения следует ориентироваться на формирование такой культуры межэтнических отношений, при которой наличие в непосредственной близости представителей другой культуры восприниматься как несомненное благо, как бесценный дар, который делает жизни каждого богаче, разнообразнее и интереснее. И несомненно в формировании межнациональной толерантности особое место принадлежит именно журналистике и средствам массовой информации, как одной из главных их функций.
Но журналистика не всегда действует во благо общества. Когда целью СМИ становится не примирение сторон, а дальнейшее разжигание межнационального конфликта, мы можем говорить об информационной войне.
На сегодняшний день информационная война – это термин, имеющий несколько значений:
1) воздействие на граждан другого государства путём распространения определённой информации с целью достижения политических и военных целей;
2) целенаправленные действия, направленные на достижение информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
Принципиальное отличие информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум, дух, а не на тело человека.
Какова бы ни была стратегическая цель конкретного участника информационной войны, тактическая цель преследуется всегда одна и та же – затруднить доступ людей к достоверной информации. Для этого может быть использован целый ряд разнообразных методов:
1) скрытие существенной информации;
2) информационный мусор;
3) смещение понятий;
4) отвлечение внимания;
5) применение ничего не значащих понятий;
6) негативная информация продаётся лучше;
7) ссылка на несуществующие основания;
8) ложное основание;
9) информационные табу;
10) прямая ложь.
Навязывание чужых целей – это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы и антирекламы. Средствами ведения и.в. и использования вышеперечисленных методов являются любые средства передачи информации – от СМИ до почты и сплетен.
К сожалению, заметного уменьшения попыток влияния на общественное мнение не происходит. В первую очередь это связано с отсутствием закреплённых моральных норм и традиций в политике и бизнесе. Те же самые методы влияния на общественное мнение могут быть использованы и в освещении межнациональных конфликтов в новостных выпусках на телевидении.
Краткие выводы
Функции журналистики - это совокупность ее обязанностей перед обществом и характер их выполнения, это та роль, которую играет журналистика как социальный институт.
Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.
Основная социальная функция журналистской деятельности заключается в удовлетворении посредством СМИ потребностей населения в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества.
Журналистика в современном мире - главный, хотя и не единственный, способ формирования и существования общественного мнения. Но рождение представлений о необходимых изменениях и процесс внедрения этих изменений невозможны сегодня без участия СМИ.
Таким образом, демократическое общество, если хочет остаться таковым, вынуждено балансировать между двумя крайностями: с одной стороны, без свободы слова отсутствует демократия, а с другой - существует опасность использования свободы слова для манипулирования массовым сознанием. Поэтому пресса должна взвешенно и критически оценивать события, а государство в свою очередь должно контролировать средства массовой информации в соответствии с конституцией и законами, чтобы нейтрализовать возможные проявления информационного вреда для своих граждан.
Так как носителем, выразителем массового сознания является индивид, учитывая имидж человека и личную обязанность в СМИ особое значение приобретают личности журналистов, которые в рамках своей профессиональной деятельности могут по-разному влиять на общественное массовое сознание в сложных, острых социально-политических вопросах, в том числе и в освещении межнациональных конфликтов. Таким образом, необходимо провести глубокий анализ подходов к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах на современном этапе развития миграционных вопросов в России, учитывая не только факт влияния СМИ на массовое сознание, но и личности журналистов, которые освещают важные вопросы современности.
Массовая коммуникация - процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
По определению закона РФ «О СМИ», массовая информация – это неограниченные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства - массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи - средств массовой коммуникации. Главным среди них является телевидение.
Сегодня телевидение является наиболее популярным видом СМИ. Среднестатистический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой информации. Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет ему выполнять следующие функции:
1) информационная;
2) культурно-просветительская;
3) интегративная;
4) социально-педагогическая или управленческая функция;
5) организаторская;
6) образовательная;
7) рекреативная.
Телевидение - самое массовое средство информации и самый доступный и популярный способ развлечения всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и по уровню доверия опережает другие СМИ. Даже можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. По среднестатистическим данным россияне смотрят телевизор ежедневно 3.5 часа в среднем, в то время как читают газеты, слушают радио, ходят в кино или театр значительно реже и меньше. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Оно способно повлиять на общество в целом, на каждого без исключения. В этом и заключается его главная особенность.
Именно поэтому для анализа подходов к отражению межнациональных конфликтов в условиях информационной войны мы взяли информационные телевизионные выпуски федеральных каналов «Россия-1» и «НТВ».
Краткие выводы
В третьей, заключительной главе данной дипломной работы, нами был проведён анализ репортажей в новостных выпусках на федеральных телеканалах «Россия-1» и «НТВ».
Для того, чтобы анализ был как можно более объективным, мы обратились к истории и общей характеристике каналов. Вместе с тем нами были даны определения понятиям «федеральный телеканал» и «новость».
Федеральные телеканалы производят вещание не только в отдельных городах, но и на всей территории России. Вещание производится бесплатно.
Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.
«Россия-1» - общероссийский государственный телеканал, аудитория которого превышает отметку в 117 млн. человек. Потенциальная аудитория канала составляет 98,5% населения России. На сегодняшний день позиционирует себя как «Главный телеканал страны».
«НТВ» - общероссийский телеканал, начавший вещание в 1993 году. НТВ круглосуточно вещает из Москвы, из телецентра «Останкино». Помимо территории России, вещание НТВ распространяется за пределы России.
Аудиторию «НТВ» и «Россия-1» можно назвать статистически равнозначной. Отклонения по каждой группе зрителей составляет не более 5%. Следует отметить, однако, что аудитория каналов почти равна по численности и составляет 117 млн. человек у «Россия-1» против 120 млн. человек у «НТВ».
Данные показатели являются наивысшими среди информационных каналов России, что свидетельствует о правильности выбора предмета данного исследования.
Далее нами были выявлены самые громкие и скандальные случаи участия телеканалов «Россия-1» и «НТВ» в информационной войне против Украины и тот факт, что в условиях информационной войны не может быть объективной информации. Каждое СМИ придерживается своей стороны, пропагандируя ценности своего государства. В связи с этим общественное мнение подвергается искажению.
Информационная война Россия-Украина набирала обороты вплоть до июня. Тогда, 6 июня, произошла неожиданная встреча Владимира Путина и нового президента Украины Петра Порошенко в Нормандии. Между главами государств состоялся конструктивный диалог, который привёл к резкому изменению тональности российских СМИ в отношении Украины. И это несмотря на то, что конфликт остаётся нерешённым и по сей день.
В результате, в заключительной, практической главе мы проанализировали подходы к отражению межнациональных конфликтов на фоне информационной войны Россия-Украина. Для анализа на примере федеральных каналов, в частности телеканала «Россия-1» и «НТВ», мы использовали сюжеты из архива телеканала за период с 15.03.2014 по 15.06.2014.
На каждом канале нами было взято по три сюжета. 4 до встречи Владимира Путина и Петра Порошенко в Нормандии, 2 после. В результате исследования нами на конкретных примерах были выявлены подходы к отражению межнациональных конфликтов в условиях информационной войны, в частности:
1) 2 случая прямой лжи;
2) намеренная неопределённость;
3) 3 подмены фактов мнением;
4) провокация неодобрения;
5) 3 случая создания образа врага;
6) смещение понятий;
7) 4 случая ложного основания;
8) ирония;
9) чрезмерная эмоциональность
10) перенос;
11) положительная характеристика;
12) логическая ошибка.
Всего в 6 репортажах нами было обнаружено 20 методов ведения информационной войны. Это доказывает, что межнациональный конфликт существует не только внутри Украины, но и за её пределами. Главным врагом становится Россия.
Российские СМИ, как мы выяснили, принимают активное участие в конфликте с Украиной. Противостояние стран продолжает набирать обороты. Результатом становится двустороннее искажение информации, нарастание негативного отношения между нациями.
Заключение
Целью данной работы было выявление подходов к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах. Для полного и всестороннего анализа нами были рассмотрены и изучены понятия «межнациональный конфликт», «информационная война: методы, формы воздействия».
Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.
На сегодняшний день информационная война – это термин, имеющий несколько значений:
1) воздействие на граждан другого государства путём распространения определённой информации с целью достижения политических и военных целей;
2) целенаправленные действия, направленные на достижение информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
Затем мы выявили функции журналистики в формировании массового сознания и особенности телевидения как информационного канала.
Функции журналистики - это совокупность ее обязанностей перед обществом и характер их выполнения, это та роль, которую играет журналистика как социальный институт.
Основная социальная функция журналистской деятельности заключается в удовлетворении посредством СМИ потребностей населения в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой информации. Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет ему выполнять следующие функции:
1) информационная;
2) культурно-просветительская;
3) интегративная;
4) социально-педагогическая или управленческая функция;
5) организаторская;
6) образовательная;
7) рекреативная.
Телевидение - самое массовое средство информации и самый доступный и популярный способ развлечения всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и по уровню доверия опережает другие СМИ. Даже можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. По среднестатистическим данным россияне смотрят телевизор ежедневно 3.5 часа в среднем, в то время как читают газеты, слушают радио, ходят в кино или театр значительно реже и меньше. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Оно способно повлиять на общество в целом, на каждого без исключения. В этом и заключается его главная особенность.
Именно поэтому для анализа подходов к отражению межнациональных конфликтов в условиях информационной войны мы взяли информационные телевизионные выпуски федеральных каналов «Россия-1» и «НТВ».
В третьей, заключительной главе данной дипломной работы, нами был проведён анализ репортажей в новостных выпусках на федеральных телеканалах «Россия-1» и «НТВ».
Для того, чтобы анализ был как можно более объективным, мы обратились к истории и общей характеристике каналов. Вместе с тем нами были даны определения понятиям «федеральный телеканал» и «новость».
Федеральные телеканалы производят вещание не только в отдельных городах, но и на всей территории России. Вещание производится бесплатно.
Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.
Также, нами были выявлены самые громкие и скандальные случаи участия телеканалов «Россия-1» и «НТВ» в информационной войне против Украины и тот факт, что условиях информационной войны не может быть объективной информации. Каждое СМИ придерживается своей стороны, пропагандируя ценности своего государства. В связи с этим общественное мнение подвергается искажению.
В результате, в заключительной, практической главе мы проанализировали подходы к отражению межнациональных конфликтов на фоне информационной войны Россия-Украина. Для анализа на примере федеральных каналов, в частности телеканала «Россия-1» и «НТВ», мы использовали сюжеты из архива телеканала за период с 15.03.2014 по 15.06.2014.
На каждом канале нами было взято по три сюжета. 4 до встречи Владимира Путина и Петра Порошенко в Нормандии, 2 после. В результате исследования нами на конкретных примерах были выявлены подходы к отражению межнациональных конфликтов в условиях информационной войны, в частности:
1) 2 случая прямой лжи;
2) намеренная неопределённость;
3) 3 подмены фактов мнением;
4) провокация неодобрения;
5) 3 случая создания образа врага;
6) смещение понятий;
7) 4 случая ложного основания;
8) ирония;
9) чрезмерная эмоциональность
10) перенос;
11) положительная характеристика;
12) логическая ошибка.
Всего в 6 репортажах нами было обнаружено 20 методов ведения информационной войны. Это доказывает, что межнациональный конфликт существует не только внутри Украины, но и за её пределами. Главным врагом становится Россия.
В результате исследования нами доказано, что российские СМИ принимают активное участие в конфликте с Украиной. Информация отражается с позиции, удобной для той или иной стороны.
Результатом подобного подхода к отражению межнациональных конфликтов стало негативное отношение российского зрителя к властям, событиям и людям Украины. То же самое отношение создают СМИ Украины в отношении российского зрителя.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, почти каждый четвёртый житель России (25%) считает, что на Украине произошёл государственный переворот и силовой захват власти, 29% респондентов видят в этой ситуации исключительно разгул анархии, бандитизма и нацизма, а 27% наших сограждан называют события на Украине началом войны.
50% опрошенных вообще не симпатизируют ни одной из сторон конфликта. И считают, что в скором времени произойдёт развал страны.
К такому мнению жителей России привели СМИ, в частности федеральные каналы «Россия-1» и «НТВ». На основе нашего анализа мы видим, какими методами пользуются журналисты в отражении информации, способствуя продвижению своего государства. Информация искажается благодаря использованным методам, которые мы выявили. В результате зритель получает не до конца объективную информацию.
На сегодняшний день можно смело утверждать, что информационная война Россия-Украина существует, и каждый день конфликт разгорается с новой силой. Временное затишье, связанное с встречей Владимира Путина и Петра Порошенко, по нашему мнению, будет недолгим. И никто не может предугадать, чем закончится эта война, которая уже нанесла непоправимый вред Украине, а также её отношениям с Россией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. – М.: Дело, 2005. – 472 с.
2. Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций) / В. М. Амиров; Гос. федеральное образовательное учреждение, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Фак. журналистики, Каф. периодической печати. Екатеринбург, 2008. - 51 с.
3. Арлин Одергон. Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов. – М.: Энигма, 2008. – 512 с.
4. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект-пресс, 2012. – 352 с.
5. Асаул А.Н., Джаман М.А., Рыбнов Е.И., Шуканов П.В.. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира. – М.: АНО "ИПЭВ", 2010. – 304 с.
6. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2012. – 399 с.
7. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 352 с.
8. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М.: Знание, 2010, - 119 с.
9. Бакшин В.В. Основы журналистики. – М.: Флинта, 2012. – 56 с.
10. Берт Хеллингер. Большой конфликт. Ответ. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. – 192 с.
11. Ближний Восток. Война и политика. – М.: Марджани, 2010. – 288 с.
12. Блохин И.Н.. Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб, 2009. – 26 с.
13. Вадим Пересветов. Журналистика. Секреты успеха. – М.: Тровант, 2009. – 88 с.
14. Воробьев В. П., Герасимович О. П. Топология СМИ в конфликте: методологический аспект // Труд. Профсоюзы. Общество. 2009. № 4. С. 66–68
15. Ворошилов В.В. Журналистика. – М.: КноРус, 2010. – 496 с.
16. Глухова А.В. Политические конфликты. Основания, типология, динамика. Теоретико-методологический анализ. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
17. Головин Ю.А., Коханая О.Е., Коломийцева Е.Ю. Актуальные проблемы современности и журналистика: Учебная Программа По Специальности «Журналистика». – М.: , 2010. – 1 с.
18. Данн Ван Кампенхаут. Слезы предков. Жертвы и преследователи в коллективной душе. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. – 240 с.
19. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 2013. – 164 с.
20. Дэвид Д.Бернс. Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.
21. Журналистика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2012. – 144 с.
22. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990-2007. – М.: Издательство МГУ, 2007. – 560 с.
23. Керимов К.С. Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в северном регионе // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2013. №3.
24. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. – М.: Проспект, 2013. – 88 с.
25. Калоева И.Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов (Чеченская республика: 1994-2004 гг.) : Дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10 : Санкт-Петербург, 2004 198 c.
26. Карымсакова Р. Д. Освещай, но не разжигай. Пособие для журналистов. Алматы, «Адил соз», 3-е издание, Алматы, 2010. – 69 с.
27. Ковалевская И.Л. Управление информацией и конструирование новостей технологиями // Медийные стратегии современного мира. Материалы Второй Международной научно-практической конференции (Сочи, 1-3 ноября 2008 г.). Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013. - с. 291-294.
28. Койбаев Б.Г. Межэтнические проблемы в СМИ Южного Кавказа // Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью: Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 января 2008 г. Ч.2. Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т, 2008. c. 92-96.
29. Корконосенко С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. – М.: Логос, 2011. – 29 с.
30. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
31. Кэрол Теврис, Эллиот Аронсон. Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 336 с.
32. Лазукин А.Д. Конфликтология. – М.: Омега-Л, 2011. – 160 с.
33. Лемке М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. – М.: Либроком, 2011. – 440 с.
34. Мария Конюкова. Журналистика для всех. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с.
35. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
36. Никитин А.И. Конфликты, терроризм, миротворчество. – М.: Навона, 2009. – 232 с.
37. Окран С. С. Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов на африканском континенте : 1990-2007 : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Окран Сидней Самуэль; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 152 с.
38. Официальный сайт «Россия-1» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.tv/
39. Официальный сайт «НТВ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntv.ru/
40. Паин Э.С. Конструирование образа иммигранта в прессе // Социс, 2013, №11 - с.46 - 52.
41. Политическая наука: электронная хрестоматия (мультимедийное учебное пособие). Авт. и сост.: Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов. 2014.
42. Поль Рикер. Конфликт интерпретаций. – М.: Академический Проект, 2008. – 704 с.
43. Пономарев Н. Ф. Политические коммуникации и манипуляции. М.: Аспект Пресс, 2013. - 128 с.
44. Прикладная конфликтология для журналистов. 2-ое изд., перераб. и дополн. – М.: Права человека, 2013. – 158 с.
45. Светлов В., Семенов В. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
46. Семин В.П., Дегтярев А.П. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. – 504 с.
47. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 320 с.
48. Средняя Европа. Проблемы международных и межнациональных отношений. XII-XX вв. – СПб.: Алетейя, 2009. – 546 с.
49. Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике (Методология, Методы, Методика). Учебное Пособие. – М.: , 2008. – 147 с.
50. Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. – М.: , 2011. – 552 с.
51. Том Вулф. Новая журналистика и Антология новой журналистики. – СПб.: Амфора, 2008. – 576 с.
52. Федченко А. И. Политические PR-технологии в условиях межэтнической напряженности на примере Осетино-Ингушского конфликта : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Федченко Артём Игоревич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 169 с.
53. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 496 с.
54. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 236 с.
55. Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. – М.: Наука, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2007. – 584 с.
Приложение А
Рис. A. Типология межнациональных конфликтов
Приложение B
Рис. B. Показатели каналов. Россия
[1] Ближний Восток. Война и политика. – М.: Марджани, 2010. – 288 с.
[2] Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций) / В. М. Амиров; Гос. федеральное образовательное учреждение, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Фак. журналистики, Каф. периодической печати. Екатеринбург, 2008. - 51 с.
[3] Арлин Одергон. Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов. – М.: Энигма, 2008. – 512 с.
[4] Данн Ван Кампенхаут. Слезы предков. Жертвы и преследователи в коллективной ду