Тема 13. СМИ Германии после Второй мировой войны

Печать Германии в 1945–1949-х гг. и ее правовой статус. Развитие систем СМИ ФРГ и ГДР после 1949 г. Жесткое партийное руководство СМИ в ГДР и копирование опыта советской журналистики. Активизация процесса концентрации печати в ФРГ. Передел собственности в СМИ. Появление концернов Шпрингера, Хольцбринка, Бурды, Бауэра и др. Концерн Бертельсмана как ведущий европейский транснациональный концерн в сфере СМИ и издательского дела. Типологические особенности печати ФРГ. Региональная и местная, локальная пресса. Широкое распространение журнальной периодики.

Общественно-правовое телевидение и радиовещание, источники их финансирования. Возникновение коммерческого телевидения в середине 80-х гг. Расширение и банкротство телевизионной империи Л. Кирха. Связь СМИ с основными политическими партиями. Роль федеральных земель в развитии СМИ. Изменения в системе СМИ и в деятельности основных информационных концернов после присоединения ГДР. Гюнтер Вальраф как яркий представитель расследовательской журналистики.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные этапы развития зарубежной журналистики в первой половине ХХ в.

2. Концентрация печати и новый этап в развитии массовой прессы. Появление первых таблоидов.

3. Развитие техники СМИ в первой половине ХХ в.

4. Становление и развитие радиовещания в первой половине ХХ в.

5. Крупные магнаты прессы США и стран Западной Европы в первой половине ХХ в.

6. Становление рекламы как основного канала финансирования прессы.

7. Пресса и движение «разгребателей грязи» в США.

8. Деятельность информационных агентств США и мировых европейских телеграфных агентств в первой половине ХХ в.

9. Развитие социал-демократической и социалистической печати в зарубежных странах.

10. Зарождение и становление коммунистической печати. Печать Коминтерна.

11. Зарубежная журналистика в период Первой мировой войны.

12. Государственные службы пропаганды в период Первой мировой войны.

13. Газеты и журнальная периодика США первой половины ХХ в.

14. Мировой экономический кризис 1929 г. и его влияние на положение прессы.

15. Журналистское творчество Джона Рида.

16. Особенности журналистского мастерства Эгона Эрвина Киша.

17. Политико-идеологическая дифференциация прессы в ХХ в.

18. Зарубежные журналисты и писатели о Советском Союзе.

19. Печать периода Веймарской республики в Германии.

20. Первые радиовещательные корпорации США.

21. Создание и развитие Би-Би-Си.

22. Радиовещание Веймарской республики в Германии.

23. Три основные модели организации и финансирования радиовещания.

24. Становление иновещания (радиовещания на другие страны) как важного направления внешнеполитической пропаганды.

25. Развитие рекламы и системы паблик рилейшнз в первой половине ХХ в.

26. Зарождение телевидения. Начало регулярного телевещания в развитых странах Запада.

27. Фашистская пресса в Италии и зарождение нацистской пропаганды в Германии.

28. Структура и система нацистской пропаганды.

29. Методы и приемы нацистской пропаганды.

30. СМИ антифашистской коалиции в период Второй мировой войны.

31. Подпольная антифашистская печать Сопротивления в период Второй мировой войны.

32. Немецкая антифашистская пресса в эмиграции.

33. Печать США и стран Западной Европы в первые послевоенные годы.

34. Активное участие СМИ в политико-идеологической конфронтации периода холодной войны.

35. СМИ, маккартизм и «охота на ведьм» в США.

36. Международное радиовещание как главное средство психологической войны.

37. Формы и методы психологической войны.

38. Американский опыт пропагандистского освещения крупных международных и региональных конфликтов.

39. Эволюция отношений между СМИ и политическими партиями во второй половине ХХ в.

40. Основные события научно-технической революции в сфере информации и коммуникации после Второй мировой войны.

41. Роль спутников связи в глобализации и совершенствовании деятельности СМИ.

42. Развитие техники и внедрение новой технологии в сфере радиовещания.

43. Роль компьютеров в технологических изменениях в средствах массовой информации.

44. .

45. Развитие Интернета как системы глобальной информации и коммуникации.

46. Структурные изменения глобальных информационных потоков, связанные с внедрением новой техники и технологии в сфере СМИ.

47. Развитие кабельного, спутникового и цифрового телевещания.

48. Основные тенденции в концентрации СМИ во второй половине ХХ в.

49. Создание и развитие транснациональных корпораций в сфере СМИ и коммуникации.

50. Усиление после Второй мировой войны перехода в сфере СМИ от семейного к акционерному капиталу.

51. Развитие антимонопольного законодательства в сфере СМИ в развитых странах Запада.

52. Типологические изменения в СМИ, зависящие от экономических факторов.

53. Углубление концентрации и передела собственности СМИ в США после Второй мировой войны. Ослабление старых и появление новых медиакорпораций.

54. «Уотергейтское дело» и другие примеры деятельности расследовательской журналистики в США.

55. Типологические изменения в СМИ США после Второй мировой войны.

56. Развитие ТВ и радиовещания в США во второй половине ХХ в.

57. Особенности концентрации печати Великобритании после Второй мировой войны.

58. Место прессы в политической жизни Великобритании и в попытках сохранить колониальную империю.

59. Развитие ТВ и радиовещания Великобритании после Второй мировой войны.

60. Создание и развитие частного коммерческого ТВ Великобритании.

61. Особенности развития и деятельности Би-Би-Си после Второй мировой войны.

62. Основные информационные группы и медиамагнаты Великобритании второй половины ХХ в.

63. Типологические изменения в прессе Великобритании после Второй мировой войны.

64. Печать Временного режима и Четвертой Республики во Франции (1944–1958 гг.).

65. Печать Пятой Республики и ее деятельность в условиях войны в Алжире.

66. СМИ и студенческое движение 1968 г. во Франции.

67. Коммунистическая печать стран Западной Европы после Второй мировой войны.

68. Развитие радиовещания и ТВ Франции после Второй мировой войны.

69. Законодательные реформы в сфере аудиовизуальных СМИ Франции в 80-е годы и начало работы каналов частного коммерческого вещания.

70. Основные информационные группы и концерны Франции второй половины ХХ в. Тесное сращивание СМИ с крупными промышленными корпорациями.

71. Печать в оккупационных зонах Германии в 1945–1949 гг. и ее правовой статус.

72. Развитие систем СМИ ФРГ и ГДР после 1949 г.

73. Особенности концентрации печати Германии во второй половине ХХ в.

74. Ведущие информационные концерны Германии второй половины ХХ в.

75. Типологические особенности прессы Германии.

76. Развитие общественно-правового ТВ и радиовещания Германии.

77. Возникновение частного коммерческого ТВ Германии в середине 80-х гг. и особенности его развития.

78. Изменения в системе СМИ ФРГ и в деятельности основных информационных концернов после воссоединения Германии и распада социалистических систем СМИ в Восточной Европе.

Литература

Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. – М., 1991.

Аникеев В.Е. История французской прессы (1830–1945). – М.,1999.

Артемов В., Семенов В. Би-Би-Си. История. Аппарат. Методы радиопропаганды. – М., 1978.

Багдикян Б. Монополия средств информации. – М., 1987.

Беглов С.И. Империя меняет адрес. – М., 1997.

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. – М., 2002.

Вачнадзе Г.Н. Печать V Республики (1958–1968 гг.). – М., 1969.

Волковский Н.Л. История информационных войн. – Ч. 1, 2. – СПб., 2003.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии. – М., 1999.

Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. – СПб., 2004.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М., 2004.

Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х годов. – М., 1996.

Дугин Е.Я. Кабельное ТВ на Западе. – М., 1998.

Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. – М., 1956.

Зарубежная журналистика накануне ХХI в.: В 3 ч. – М., 2004.

Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. – М., 1991.

История мировой журналистики: Учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д, 2004.

Кашлев Ю.Б. Информационный взрыв. Международный аспект. – М., 1988.

Кашлев Ю.Б. Массовая информация и международные отношения. – М., 1981.

Кирия И.В. Телевидение и Интернет во Франции на пути к информационному обществу. – М., 2005.

Киш Э.Э. Приключения на шести континентах. – М., 1985.

Котенок Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. – М., 1978.

Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая история радиовещания и ТВ Великобритании. – М., 1995.

Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии / Пер. с нем. – М.: Риден, 1995.

Макеенко М.И. Ежедневная печать: Американский опыт конца ХХ столетия. 1995–2000. – М., 2004.

Матвеев В.А. Империя Флит-стрит. – М., 1961.

Национальные модели информационного общества. К 250-летию Московского университета. – М., 2004.

Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. – М., 1970.

Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. – М., 1985.

Острогорский В.М. Осторожно: «Немецкая волна». – М., 1985.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М., 2000.

Панфилов А.Ф. Радиовойна: история и современность. – М., 1984.

Прайс Монро Э. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. – М., 2002.

Прайс Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. – М., 2000.

Рид Д. Избр. произв.: В 2 т. – М., 1987.

Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами: так делают президентов. – М., 1999.

Ткачева Н.В. На пути к информационному обществу в Азии. – М., 2000.

Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. – М., 1996.

Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945–1990 гг. – М., 1990.

Шарончикова Л.В. Печать Франции (80–90 гг.). – М., 1995.

Шарончикова Л.В. Французская журналистика 1944–1958 гг. – М., 2001.

Наши рекомендации