Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы
Работа, связанная с выбором темы, должна быть выполнена до начала преддипломной практики или за месяц до окончания предпоследней экзаменационной сессии. При выборе темы исследования из перечня, рекомендованного кафедрой, выпускнику целесообразно руководствоваться:
· кругом своих личных научных и практических интересов;
· актуальностью данной разработки для современного российского общества;
· возможностью получения фактических материалов;
· наличием специальной научной литературы и круга источников по проблематике исследования.
Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, учитывать потребности теории и практики, современного развития журналистики в целом как социального института. Выбор темы происходит на основе примерной тематики выпускных работ, разрабатываемых кафедрой, или тема может быть предложена самим студентом с учетом его научно-практических интересов. При выборе темы диплома желательно учитывать тематику выполненных курсовых работ, чтобы выпускное исследование стало своего рода итогом и углублением ранее разработанной проблематики.
Важно для выбора темы предварительно проконсультироваться с научным руководителем от кафедры. Возможен вариант, когда студент-выпускник сам определяет тему, отсутствующую в списке кафедры, которая связана с его настоящей или будущей практической работой.
Научный руководитель совместно со студентом разрабатывают календарный график написания выпускной квалификационной работы, что способствует соблюдению установленных сроков при подготовке проекта.
Выбрав тему выпускной квалификационной работы, студент подает в деканат письменное заявление с указанием темы будущего исследования и предполагаемого руководителя на имя заведующего выпускающей кафедрой. Утверждение темы работы и назначение научного руководителя производится на заседании выпускающей кафедры и закрепляется распоряжением декана факультета.
Изменение темы допускается в порядке исключения. Студент обязан письменно поставить в известность научного руководителя и заведующего кафедрой с обоснованием причин. Заведующий кафедрой обосновывает необходимость изменения темы и доводит до руководства факультета. Список студентов в указанием темы исследования, научного руководителя и рецензента вывешивается на стендах факультета.
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
При выполнении исследовательской работы студент, как правило, сталкивается с необходимостью работы в библиотеке, с электронными информационно-образовательными ресурсами Интернет-сайтов и он-лайн библиотек. Поэтому следует усвоить основные принципы и приемы работы с каталогами, заказами, заполнением требований и т.д.
В процессе изучения литературных источников по теме своего исследования необходимо учесть, что главное в их изучении - это отбор и систематизация материалов в соответствии с планом выпускной работы. Практическая реализация такого подхода позволит по-новому изложить уже известный материал, сопоставить различные точки зрения, сформулировать собственный взгляд на исследуемую проблему, и в результате - самостоятельно изложить содержание темы выпускной квалификационной работы.
При подборе литературы по теме исследования студент обращается к различными источникам. Необходимо анализировать научную литературу (монографии, научные публикации, авторефераты диссертаций и т. п.), журналистскую практику, собственный опыт. Для эффективного составления библиотечно-справочного аппарата при работе с источниками оптимальнее сразу фиксировать выходные данные источника, указывая конкретные страницы и/или сохраняя URL-коды Интернет-страниц.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Составление плана работы по выполнению выпускной квалификационной работы - важный этап работы выпускника и научного руководителя. Правильно составленный план создает стратегическую основу для успешного решения поставленной перед студентом задачи. Нужно, чтобы план определял не только круг вопросов, которые должны быть затронуты в работе, но и ее основное содержание, что позволяет получить выпускнику общую ориентацию в материале темы, обеспечивает его правильный отбор и логичность изложения.
Первый вариант плана составляется на основе общего ознакомления и изучения литературы. Он может предоставлять собой развернутую программу работы, приспособленную для сбора материала. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы может быть подготовлен на основе более детального изучения литературы, анализа отобранного фактического материала и уточнения его с научным руководителем.
План самой выпускной квалификационной работы должен иметь следующую структуру: введение, в котором указывается актуальность, степень научной разработанности, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методология проведения исследования, два-три раздела основного содержания, заключение, список литературы и источников, приложения.
Выпускник самостоятельно разрабатывает план выпускной работы и в обязательном порядке согласовывает его с научным руководителем.
Очень важной для составления плана выпускной квалификационной работы и се успешного выполнения является первая консультация, в ходе которой выясняются возможности выпускников решить стоящие перед ними задачи; осуществляется знакомство с методикой написания выпускного исследования, подбора необходимой литературы и составления плана.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Рекомендуется следующая структура выпускной квалификационной работы:
· титульный лист;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы и источников;
· приложения (в случае необходимости).
Начало работы должно быть представлено титульным листом.
Названия структурных частей выпускной работы должны быть уточнены в соответствии с темой исследования и конкретизированы с учетом журналистского процесса или явления, на материале которого выполняется выпускная работа.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования как на уровне журналистики региона, страны или всего мира, так и на уровне отдельной социальной группы, общества в целом, показывается необходимость решения проблемы на современном этапе. Затем кратко излагается степень научной разработанности проблематики исследования с обязательным указанием ведущих специалистов и их работ, научных школ и направлений. Далее четко определяется цель и формулируются основные задачи, которые следует решить в ходе выполнения выпускного исследования, обосновывается свое видение проблемных вопросов темы. Цель выпускного квалификационного исследования всегда одна и должна отражать тему исследования. Задачи чаще всего формулируются по параграфам и отражают последовательность достижения цели исследования. При этом можно подчеркнуть, какие проблемы выходят за пределы данной работы и могут быть раскрыты в дальнейшей научной работе в магистратуре, аспирантуре.
Здесь также дается краткий обзор публикаций по этой теме, показывается степень изученности в литературе исследуемых вопросов. Обязательно выделение во вводной части объекта и предмета исследования, а также применяемых методов исследования, таких, как системный и сравнительный анализ, метод экспертных оценок, применение статистических методов обработки данных. Введение должно занимать по объему не более 3-5 страниц. При написании введения необходимо помнить, что содержательная часть выпускной работы в нем не должна рассматриваться.
Таким образом, во введении тезисно обозначается актуальность работы, проблема, на решение которой она направлена, степень научной разработанности, кратко описывается цель и задачи исследования, определяются объект и предмет; теоретико-методологическая основа исследования. Кроме того, во введении может быть описаны принципы использованной выборки, перечислены применявшиеся методики, указаны структура и объем выпускной квалификационной работы. При необходимости следует указывать хронологические рамки исследования, которые зависят от масштабности поставленной цели исследования.
Содержание обзорно-теоретической главы зависит от темы исследования. Однако в любом случае она имеет свое название, адекватно отражающее ее содержание.
Содержание первой главы посвящается рассмотрению существующих в специализированной отечественной и зарубежной литературе подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать описание достижений и критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и практических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме (выводы по главе) и логичным переходом к исследовательской части дипломной работы.
Результатом написания обзорной главы должны быть:
· разъяснение поставленной в работе проблемы,
· постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,
· постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеоретического разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,
· обоснованный переход к исследовательской части работы.
Обзорно-теоретическая часть дипломной не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него).
Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, предлагаемые студентом.
Исследовательская глава посвящается описанию анализа методов решения поставленных задач, изложению практических результатов исследовательской работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее содержание.
Во второй главе при необходимости следует представить описание процедуры проведения исследовательской работы.
Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. После изложения результатов производится их интерпретация - разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения методических или прикладных целей. При отсутствии содержательной интерпретации выпускное исследование не может претендовать на положительную оценку.
Для более наглядного изложения анализируемые тексты, документы и иллюстративные материалы рекомендуется помещать в приложениях к выпускной квалификационной работе. Следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещенный в основную часть работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, помещаемые в основной части таблицы должны быть аналитическими, т.е. являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации рассматриваемых положений. Этот вид таблиц рекомендуется приводить в приложениях к работе.
В заключении не должно содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы, так как оно является не продолжением текста работы, а сжатыми выводами из ее содержания. В этой части дается краткое описание проведенной работы, приводятся обобщения и выводы. Выводы формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка. Примерный объем заключения - 3-5 страниц.
После заключения дается список литературы и источников, который должен содержать информационные источники, использованные при выполнении выпускной квалификационной работы. Источники: законодательные документы, постановления правительства по соответствующим вопросам, монографии, статьи в периодической печати и пр. располагаются в алфавитном порядке. В тексте дипломной работы обязательны ссылки на указанные в библиографии источники. Список использованных источников и литературы должен включать не менее 30 наименований.
После списка литературы и источников даются приложения, которые включают вспомогательные материалы, необходимые для обоснования отдельных положений, выводов и предложений (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, формулы, расчеты, действующие методики, описания используемых программ и т.п.). Приложения в общий объем дипломной работы не входят.
В целом выпускные квалификационные работы, выполняемые в системе высшей школы, относятся к разряду учебно-исследовательских работ и представляют собой законченное теоретическое исследование, позволяющее определить степень готовности будущего специалиста к выполнению реальных функций в своей профессиональной деятельности. Основной целью такой работы является потребность выявить общую теоретическую подготовку и специальные знания выпускников для работы в современных условиях.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
8.1. Общие требования
Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 с соблюдением следующих стандартов:
Объем работы – не менее 50 страниц, максимум 70 страниц без приложений;
Параметры страницы, поля: верхнее, нижнее — 1,5 см; левое – 3 см, правое — 1,5 см.
Заголовки: размер шрифта 14 пунктов. Расстояние от заголовка до текста, главы, параграфа — 1 строка полуторного интервала.
Основной текст:
Шрифт: Times New Roman, размер 14 пунктов.
Абзац: Красная строка — 1,25 см;
Межстрочный интервал — полуторный.
Текст таблиц: размер шрифта 12 пунктов.
Сноски к тексту: сквозные, размер шрифта 10 пунктов.
Нумерация страниц: в правом нижнем углу, размер шрифта 12 пунктов.
Выпускная квалификационная работа сдается на кафедру в переплетенном виде. Приложения переплетаются совместно с основной частью. Если это не возможно, то брошюруются отдельно и сдаются вместе с основным текстом.
Титульный лист работы должен содержать:
· полное название университета и кафедры, где была подготовлена работа,
· обозначение типа работы (выпускная квалификационная),
· название работы,
· фамилию студента, написавшего работу,
· фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя и рецензента,
· дату допуска к защите;
· место и год защиты работы;
· подписи студента, научного руководителя, рецензента и заведующего выпускающей кафедрой о допуске к защите.
За титульным листом должно следовать оглавление, в котором указаны названия глав и параграфов с указанием соответствующих страниц. Приложения вносятся в содержание под порядковыми номерами.
Заголовки глав следует выравнивать по центру, заголовки параграфов выравниваются как основной текст работы. Каждая новая глава начинается с новой страницы, каждый новый параграф продолжается на текущей странице. Расстояние между заголовками параграфов и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.
8.2. Порядок оформления текста, таблиц, графических материалов.
Основная часть работы в зависимости от темы исследования и содержания излагается в виде текста, иллюстративного материала (таблиц, чертежей, схем, диаграмм) в различном сочетании. Форма таблицы применятся при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков. Таблицы применяются для большей наглядности и сравнения показателей.
Таблицы имеют два вида членения текста: вертикальный - графы, горизонтальный - строки. Графы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более, чем на одной странице; на последующих страницах повторяются номера граф. Заголовки и подзаголовки граф должны быть выражены именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Заголовок таблицы помещают под словом «таблица» в середине.
Иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) помещают в работе только с целью установления свойств и характеристик объекта исследования или для лучшего понимания текста.
Иллюстративный материал должен иметь тематическое наименование (название), которое помещают сверху. Под графическим материалом при необходимости помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).
Иллюстративный материал основной части, в том числе и приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в работе имеется только один чертеж (рисунок), схема, диаграмма и т.д., то его не нумеруют.
Чертеж (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) следует выполнять на одной странице. Если чертеж не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. Тематическое наименование (название) чертежа помещают на первой странице.
Заимствованные таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, чертежи и иные графические элементы в обязательном порядке оформляются сносками в конце самого элемента. Рекомендуется таблицы, рисунки, схемы и т. п., занимающие более страницы, помещать в приложение к выпускной квалификационной работе. Тогда в основном тексте работы делается указание на соответствующее приложение.
Нумерация страниц.
Страницы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставят. На последующих страницах номер проставляют в правом нижнем углу без знаков препинания.
Приложения.
Приложения оформляются как продолжение работы после списка использованных источников и литературы и располагаются в их порядке ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа в правом верхнем углу словом «Приложение» и нумеровать последовательно арабскими цифрами, например, Приложение 1, Приложение 2. В приложении в левом углу можно указать на основании, каких источников оно составлено.
Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании - его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.
В приложениях могут быть представлены документы, результаты исследований и т.д., целесообразные и актуальные для лучшего представления результатов исследовательской работы.
Требования к списку литературы и источников, к подстрочным ссылкам.
Оформление списка и ссылок производится в соответствии с требованиями, изложенными в действующих государственных стандартах. Ведомственные акты приводятся по официальным изданиям соответствующих ведомств (при их существовании). Акты дореволюционного времени приводятся по соответствующим изданиям. Иноязычная литература указывается на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка (в том числе употребления прописных и строчных букв).
После основного текста работы следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и «свежие» публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы. Приветствуется наличие в списке работ на иностранных языках, которые указываются после русскоязычных источников также в алфавитном порядке. Минимальное количество источников – 30.
В списке литературы все источники указываются по группам: сначала указываются нормативно-правовые акты, затем научные источники (монографии, учебники, брошюры и научные статьи), затем периодические печатные издания, далее электронные ресурсы. Внутри групп все источники располагаются в алфавитном порядке.
При указании печатного источника обязательно указывается автор (авторы) работа, название работы, место и год издания. При указании электронного интернет источника обязательно указывается автор (авторы) используемого материалы (при наличии), название и полный электронный адрес, с которого взята информация, а также дата обращения к источнику.
Первым элементом библиографического описания является фамилия автора. В описании издания одного автора приводят его фамилию в именительном падеже и инициалы: Радаев В. В.
При описании издания двух авторов приводят фамилии обоих авторов, разделяя их запятой: Снегирев В. И., Журавлева Г. П.
При описании издания трех и более авторов приводят фамилию автора, указанную в книге первой, с добавлением слов «и др.». Например: Сидорович М. И др.
При необходимости в описании издания трех авторов приводят фамилии всех авторов, разделяя их запятой, например: Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р.
Заглавие книги берется с ее титульного листа.
Относящиеся к основному заглавию даты, а также сведения о месте проведения конференции и т.п., которые грамматически не связаны с заглавием, приводят после заглавия, например: Анализ и обобщение переходных процессов, происходящих в современном мире. / Тезисы докладов Международной конференции по теме «Переходная экономика: закономерность, модели, перспективы», Москва, 13-15 июня 1995 г.
При цитировании или использовании каких-либо положений из других работ в обязательном порядке дается ссылка на источник. Все источники, указанные в ссылках, в обязательном порядке должны быть перечислены в списке источников.
Если в работе многократно упоминаются названия периодических изданий, состоящих из нескольких слов, можно ввести их сокращенные названия. Например, «Вопросы экономики» - ВЭ и т.п. Обязательно употребление общепринятых в научной литературе сокращений. Значение всех библиографических сокращений раскрывается в списке сокращений, который помещается перед списком литературы.
В выпускной квалификационной работе используются постраничные сноски со сквозной нумерацией по всей работе. При повторных ссылках на один и тот же источник на одной странице полное описание источника дается только один раз, а дальше пишется «Там же» и указывается номер страницы, на которую делается ссылка.
Выпускная квалификационная работа без ссылок к защите не допускается.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Студент готовит доклад (не более 10 минут) по содержанию работы с учетом отзыва научного руководителя, сопровождаемый демонстрацией таблиц, графиков, схем, представленных художественно оформленными на отдельных листах, плакатах или с использованием мультимедийных технологий. В докладе следует сделать упор на личный вклад в исследование проблемы, на достигнутые конкретные результаты и возможность их реализации. Рекомендуется текст доклада написать, согласовать с научным руководителем, но выступать на защите свободно, не зачитывая текст, а лишь опираясь на его главные положения. В докладе в обязательном отмечается актуальность проведенного исследования, цель исследования, объект и предмет исследования, кратко характеризуются основные результаты исследования. В основном студент докладывает введение и заключение, выводы которого иллюстрируются примерами из основной части.
После доклада студента члены комиссии задают вопросы как по теме работы, так и в целом по дисциплинам, связанным с положениями выпускной работы. На эти вопросы студент отвечает, как правило, непосредственно после доклада, но по отдельным вопросам, с согласия комиссии, возможна дополнительная подготовка. При необходимости можно пользоваться своей работой (таблицами, схемами).
Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании Государственной комиссии. Комиссией учитываются: актуальность и научно-практическое значение проблем и методов их решения; качество выполнения и оформление работы; содержательность доклада и ответов на вопросы.
Оценка результатов защиты работ объявляется выпускникам на открытом заседании Государственной комиссии после окончания защиты всех работ.