Факторы, влияющие на восприятие журналистского материала. Общая характеристика.

Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Основные факторы, влияющие на восприятие журналистского материала:

А. социальные (в группе)

Б. социально-психологические

В. психофизиологические (темперамент, привычка, психологические свойства личности)

А. социальные – привносятся в сознании установки, важен для понимания журналистики, механизма действия информации. Социализация раннего возраста.

Б. социально-психологические – при общности социальных установок, менталитета и др. ценностей существует различие психологии разных слоёв населения. Самая трудная работа в молодёжной прессе, так как возникает барьер в восприятии. В женской больше иллюстраций и примеров.

В. индивидуальные и психические свойства личности. Свойства темперамента и качественной особенности психических процессов личности.

Холерика раздражает замедленность. Флегматика раздражает быстрота.

Все зависит от психических особенностей разных полов и групп населения. У женщин развито правое полушарие мозга (чувство). Левое – на логику, абстракции на особенности культур, физиологический порок. Пропускная система уха и глаз. Мужской баритон голос лучше воспринимается в рекламе.

Разные уровни мышления:

- словесно логическая (рассуждать, доказав)

- словесно образная (для детей)

- словесно наглядная

Надо хорошо изучать в каких условиях человек воспринимает информации.

Внешние факторы восприятия:

- размер - интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)- контрастность

- движение – повторяемость - новизна и узнаваемость

Внутренние факторы:

Установка восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть увидено по опыту.

- избирательность

- активность (от состояний человека)

Восприятие активности зависит от многих факторов.

Социальная установка – формируется целенаправленно. (родина, семья, язык…) та система ценности до школьных возраста.

Разные люди один и тот же материал воспринимают по-разному. Могут исказить материал, могут не понять смысл.

Факторы :

- национальный – материальный – образовательный – профессиональный - гендерный

- политический- религиозный- территориальный- возрастной

Восприятие – целостное отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, при их непосредственном воздействии на орган чувств.

Ощущение – органы чувств дают представление о предмете. Ощущение отличается от восприятия тем, что мы познаём разные стороны, целостное представление о предмете.

Мышление – обобщённое, познание сути явления (анализ \ синтез) последний этап познания действительности.

От особенностей восприятия: предметов, речи (в массовой коммуникации), человека.

ТВ – синтез речи и предметов.

На восприятие влияют особенности личности.

Апперцепция – как восприятие зависит от человека.

- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. ( от содержания психики человека)

Восприятие: - искажённое (степень большая или меньшая) - неискажённое

Не может быть абсолютно искажённым или абсолютно неискажённым. (Предметность, целостность, константность, обобщённость и избирательность придают образу важную черту – независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.)

Восприятие и переработка информации на основе имеющихся знаний. Сознание человека, воспринимающее и отрабатывающее информации можно представить виде фильтра.

Эмоции и установки могут изменить содержание.

Установки: в 1921 г. немецкие психологи пришли к выводу, что существуют психологические процессы. Которые нельзя отнести к чувствам, это процесс состояния сознания.

Установка : 1. Общая («твердый, резкий») 2. Социальная (attitude)

Установка – предрасположенность человека определённым образом оценивать события и факты.

Условный рефлекс – установка. Действует на подсознательном уровне.

Человек разделяет какие-то ценности, следует им, и на основе социального опыта определяется его поведения.

К социальному фактору можно отнести: любовь к культуре, особенности менталитета, любовь к ценностям этнической группы и языку.

Проходит 3 этапа формирования :

- до 12 лет, под влиянием родительских установок

- с 12 до 20 свои установки, под влиянием своего опыта

- с 20 до 30 лет. Установки окончательно формируется. Стойкие образования. Изменить их трудно.

Когнитивный элемент (знание) носит не полный характер.

Стереотип – поверхностное, упрощённое знание о действительности. Результат целенаправленного воспитания.

Предрассудки отличаются на извращённое, искажённое, не соответствующее действительности направление.

Парадокс ля Пьера. Процесс формирования сознания.

Конвергенция взглядов (изменение)

Факторы :

- смена общественного строя

- новое знание о предмете

- шоковая терапия в обществе

- целенаправленная пропаганда (СМИ материалы, передачи)

Наши рекомендации