Факторы, влияющие на восприятие журналистского материала. Общая характеристика.
Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Основные факторы, влияющие на восприятие журналистского материала:
А. социальные (в группе)
Б. социально-психологические
В. психофизиологические (темперамент, привычка, психологические свойства личности)
А. социальные – привносятся в сознании установки, важен для понимания журналистики, механизма действия информации. Социализация раннего возраста.
Б. социально-психологические – при общности социальных установок, менталитета и др. ценностей существует различие психологии разных слоёв населения. Самая трудная работа в молодёжной прессе, так как возникает барьер в восприятии. В женской больше иллюстраций и примеров.
В. индивидуальные и психические свойства личности. Свойства темперамента и качественной особенности психических процессов личности.
Холерика раздражает замедленность. Флегматика раздражает быстрота.
Все зависит от психических особенностей разных полов и групп населения. У женщин развито правое полушарие мозга (чувство). Левое – на логику, абстракции на особенности культур, физиологический порок. Пропускная система уха и глаз. Мужской баритон голос лучше воспринимается в рекламе.
Разные уровни мышления:
- словесно логическая (рассуждать, доказав)
- словесно образная (для детей)
- словесно наглядная
Надо хорошо изучать в каких условиях человек воспринимает информации.
Внешние факторы восприятия:
- размер - интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)- контрастность
- движение – повторяемость - новизна и узнаваемость
Внутренние факторы:
Установка восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть увидено по опыту.
- избирательность
- активность (от состояний человека)
Восприятие активности зависит от многих факторов.
Социальная установка – формируется целенаправленно. (родина, семья, язык…) та система ценности до школьных возраста.
Разные люди один и тот же материал воспринимают по-разному. Могут исказить материал, могут не понять смысл.
Факторы :
- национальный – материальный – образовательный – профессиональный - гендерный
- политический- религиозный- территориальный- возрастной
Восприятие – целостное отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, при их непосредственном воздействии на орган чувств.
Ощущение – органы чувств дают представление о предмете. Ощущение отличается от восприятия тем, что мы познаём разные стороны, целостное представление о предмете.
Мышление – обобщённое, познание сути явления (анализ \ синтез) последний этап познания действительности.
От особенностей восприятия: предметов, речи (в массовой коммуникации), человека.
ТВ – синтез речи и предметов.
На восприятие влияют особенности личности.
Апперцепция – как восприятие зависит от человека.
- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. ( от содержания психики человека)
Восприятие: - искажённое (степень большая или меньшая) - неискажённое
Не может быть абсолютно искажённым или абсолютно неискажённым. (Предметность, целостность, константность, обобщённость и избирательность придают образу важную черту – независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.)
Восприятие и переработка информации на основе имеющихся знаний. Сознание человека, воспринимающее и отрабатывающее информации можно представить виде фильтра.
Эмоции и установки могут изменить содержание.
Установки: в 1921 г. немецкие психологи пришли к выводу, что существуют психологические процессы. Которые нельзя отнести к чувствам, это процесс состояния сознания.
Установка : 1. Общая («твердый, резкий») 2. Социальная (attitude)
Установка – предрасположенность человека определённым образом оценивать события и факты.
Условный рефлекс – установка. Действует на подсознательном уровне.
Человек разделяет какие-то ценности, следует им, и на основе социального опыта определяется его поведения.
К социальному фактору можно отнести: любовь к культуре, особенности менталитета, любовь к ценностям этнической группы и языку.
Проходит 3 этапа формирования :
- до 12 лет, под влиянием родительских установок
- с 12 до 20 свои установки, под влиянием своего опыта
- с 20 до 30 лет. Установки окончательно формируется. Стойкие образования. Изменить их трудно.
Когнитивный элемент (знание) носит не полный характер.
Стереотип – поверхностное, упрощённое знание о действительности. Результат целенаправленного воспитания.
Предрассудки отличаются на извращённое, искажённое, не соответствующее действительности направление.
Парадокс ля Пьера. Процесс формирования сознания.
Конвергенция взглядов (изменение)
Факторы :
- смена общественного строя
- новое знание о предмете
- шоковая терапия в обществе
- целенаправленная пропаганда (СМИ материалы, передачи)