Развитие и дифференциация прессы в годы гражданской войны в России.
К середине 1918 г. объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции развязали гражданскую войну. Бедствием для народов России было то, что междоусобная война поставила по разные стороны линии фронта носителей социалистической идеи: большевиков, с одной стороны, меньшевиков и эсеров – с другой. Гражданская война внесла определенные изменения в структуру журналистики Советской России. Буржуазные издания, с которыми полностью сомкнулись газеты и журналы правых эсеров, целиком встали на сторону контрреволюции и перешли во враждебный стан.
Вторая половина 1918 г. практически свела на нет прессу оппозиционных социалистических партий. Если в начале года в стране выходило 154 издания меньшевиков, эсеров (левых, правых), анархистов, эсеро-меньшевистских, мелкобуржуазных, то к сентябрь их осталось 50, а в 1919 г. – всего 3. Ведущую роль в системе печати Советской России в условиях войны играла большевистская журналистика. В 1918 г. в стране насчитывалось до 10 типов изданий, проводивших политику правящей партии. Это партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Результатом продолжавшегося в 1918–1920 гг. процесса дифференциации следует считать появившиеся в «Правде» и других газетах странички «Красноармеец», «Женщина-работница», «Юный коммунист». Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий.
6 ноября 1918 г. вышла в свет ежедневная газета «Экономическая жизнь» (орган Высшего Совета Народного хозяйства и экономических наркоматов). Разделы этого издания «В Президиуме ВСНХ», «Официальный отдел», «Продовольствие», «Топливо», «Транспорт», «Финансы» и другие позволяют достаточно полно представить цели и задачи газеты. «Экономическая жизнь» была призвана стать важным инструментом в разработке и осуществлении хозяйственной политики РКП(б) и Советского государства, изданием нового типа. Ленин, по инициативе которого была создана газета, хотел видеть в ней орган, регулярно публикующий материалы по экономике, дающий научный анализ статистического материала, содействующий улучшению работы всех отраслей народного хозяйства. Газета не оправдывала его надежд. Она публиковала много различного материала, но он был случаен, неполон, несистематичен, а поэтому и не оказывал влияния на ход экономического строительства.
Среди центральных изданий, возникших в годы гражданской войны, следует назвать газету «Жизнь национальностей» (орган Народного Комиссариата по делам национальностей). Главная ее цель – освещение мероприятий Советской власти по национальному вопросу. Сеть изданий на национальных языках неуклонно росла.
В 1918–1920 гг. продолжался процесс дальнейшего строительства системы советской прессы. Развивалась местная и национальная печать, появлялись новые областные, губернские, уездные газеты. Периодические издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них Советской власти.
В общей системе партийно-советской прессы периода гражданской войны определенное место занимали военные газеты, среди которых ведущую роль играла массовая красноармейская печать. К концу 1918 г. в основном определился тип и характер военной печати: фронтовая, армейская (флотская) газеты. К началу 1919 г. во всех действующих армиях издавались армейские газеты. К концу этого года вся советская военная печать в целом насчитывала около 90 газет.
В годы гражданской войны во многих районах Украины, Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока активно действовала подпольная и партизанская печать.
В системе советской журналистики периода ГР. войны и иностранной военной интервенции важную роль играла пресса иностранных интернационалистов. На фронтах в рядах Красной Армии сражались представители многих народов Западной Европы. В ноября 1918 г. появилась газета «Коммуна» (центральный орган Федерации иностранных групп РКП(б)), Она выходила в Петрограде на английском, французском, немецком, сербо-хорватском, итальянском, финском, русском языках.
Утверждение в стране однопартийной журналистики неразрывно связано с процессом формирования системы средств информации Советской России. Так, обогащается структура не только газетной периодики, создаются новые журналы различного типа. В 1919 году возникают журналы «Вестник агитации и пропаганды», «Спутник агитатора», «Коммунист», «Юный Коммунист»; военные журналы «Политработник», «Красноармеец».
Заметное развитие получает и книгоиздательское дело. Активизировалась деятельность издательств «Прибой», «Волна», «Жизнь и знание». Летом 1918 г. было создано единое издательство «Коммунист», а затем учреждено единое центральное советское объединенное Государственное издательство (ГИЗ). Госиздат начал выпускать популярную, научную и научно-популярную литературу, группируя ее в серии «Красная книжка», «Наука для всех», «Начатки знания», «Естественно-научная библиотека». В 1918 г. Наркомпросу с помощью A.M. Горького удалось наладить выпуск произведений русских классиков в массовой серии «Народная библиотека», создать издательство «Всемирная литература». Предпринимаются первые шаги в издании детской литературы. Необходимость учета и систематизации всей выпускаемой в стране печатной продукции требовала сосредоточения этой работы в одном центре. Им стала созданная летом 1920 г. в Москве Книжная палата.
Задачей советской журналистики этого времени была борьба с внутренней и внешней контрреволюцией. Лозунг «Социалистическое отечество в опасности!» постоянно звучал со страниц печати. Так, «Правда» убеждала рабочих и крестьян создать революционную армию. Нужны были выступления печати, которые могли изменить психологию крестьянской массы, убедить ее, что восстановление старых порядков лишит их земли, что право на нее нужно защищать с оружием в руках. Повседневно освещали большевистские газеты положение на фронтах, боевые действия Красной Армии.
Сообщениям советской прессы о положении дел в стране и на фронте противостоял другой поток информации – белогвардейская печать. Военно-общественные газеты белого движения выходили на фронтах гражданской войны. Это были «Голос Сибирской Армии», «Вестник Донской Армии», «Голос фронта». Особое место занимали газеты общеполитического направления. Прежде всего это газета «Великая Россия». Белое движение располагало также и сетью местной и региональной печати. Главные темы белогвардейской прессы имели несколько направлений: борьба за единую, великую, неделимую Россию; защита веры; установление административного и правового порядка; установление военной диктатуры. Ведущая мысль всех выступлений – борьба с большевизмом до конца. К началу 1920 г. белогвардейские армии и войска интервентов, терпя одно поражение за другим, покидали Россию. Вместе с ними уходила в эмиграцию значительная часть членов социалистических партий – эсеры, меньшевики, анархисты. В 1919 г. были закрыты их три последние газеты.
37. Особенности публицистики периода Великой Отечественной войны (на примере творчества 2-3 авторов).
Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. Обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Так, в первом военном номере «Красной звезды» в статье «Уроки истории» В. Вишневский писал: «Не быть вольному русскому человеку – сыну победителей на Чудском озере, у Танненберга, сыну покорителей Берлина – под фашистской пятой. Не быть свободолюбивому украинцу – сыну запорожцев – под проклятой баронской пятой... Не быть никогда! Не согнет шею ни белорус, ни гордый грузин, ни казах, ни смелый латыш».
В начале войны у советских людей еще не было подлинной ненависти к агрессорам, присутствовало определенное благодушие, наивность – сказывался и запрет на антифашистские выступления, который фактически существовал с 1939 г. Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».
В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам, которые проявляли колоссальное мужество и самоотверженность. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев, тысяч других героев не только показывали силу духа советских людей, но и давали образцы для подражания. Со 2 июля в «Правде» появляется постоянная рубрика «Боевые эпизоды» (впоследствии – «На фронтах Отечественной войны»), которая не сходила с газетной полосы до 1945 г. Здесь были опубликованы, например, «Четыре товарища» А. Безыменского, «Морские охотники» В. Вишневского, «Поединок» С. Голованиновского и мн. др. Отличительной чертой всех материалов, вышедших под этой рубрикой, было внимание к отдельным случаям, конкретным эпизодам. Широкие картины военных сражений, действия армий и фронтов в целом начали показываться уже во время наступательных операций, после Сталинграда. Характерны в этом отношении заголовки материалов Б. Полевого, написанных весной 1944 г., – «Днестровская эпопея», «Разгром немцев под Уманью», «Наступление наших войск в Румынии» и т.д.
Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг. После изгнания фашистов из Подмосковья журналисты узнали от жителей с. Петрищево о том, как фашисты мучили и казнили девушку, пытавшуюся поджечь дома, где жили немецкие захватчики. 27 января в «Правде» был напечатан подвал «Таня» П. Лидова, а в «Комсомольской правде» – очерк С. Любимова «Мы не забудем тебя, Таня!». В феврале, после того, как по опубликованной фотографии была опознана героиня, 3. Космодемьянская, вышел второй очерк П. Лидова «Кто была Таня». Материалы вызвали огромный резонанс, они перепечатывались многими местными и армейскими газетами, в зарубежной прессе, передавались по радио, издавались отдельными листовками и брошюрами. Картина зверств фашистов с каждым освобожденным селом и городом дополнялась все новыми и страшными подробностями. На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.
В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам. Вступление войск на территорию Германии обосновывалось необходимостью «задушить зверя в его логове», окончательно разгромить фашизм. Как и в начале войны, особую актуальность приобретает тема фашизма, нацизма, но уже в другом аспекте – аспекте трагедии всей немецкой нации, которая не должна нести ответственность за преступления гитлеровцев. Гуманизм советского воина, вступившего на землю врага, подчеркивался, например, в очерке Б. Горбатова и О. Курганова «Мирные немцы», опубликованном в «Правде» 26 февраля 1945 г.
Пресса, радиовещание подробно рассказывали обо всех важнейших этапах Великой Отечественной войны: битве за Москву, обороне Ленинграда, сражении за Сталинград, штурме Берлина.
Эти и многие другие героические события 1941–1945 гг. отражены в той летописи, которая велась ежедневно на газетных страницах советскими журналистами. Публицистика периода 1941–1945 гг. – одна из непревзойденных вершин, ее воздействие на умы и сердца людей было сильно как никогда, газетные строки, прозвучавшие в эфире слова часто вызывали боевой порыв, героические поступки, внушали веру в победу. Нет ничего удивительного в том, что мастерство журналистов в годы войны достигло такого высочайшего уровня. Постоянными корреспондентами газет стали многие крупные художники – А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский и другие. Их яркие, страстные выступления помогли советским людям выжить и победить в самой страшной войне XX века.
Первая статья А. Толстого, написанная после начала войны, называлась «Что мы защищаем» и была опубликована в «Правде» 27 июня 1941 г. В ней определились все основные темы дальнейшей военной публицистики писателя и в том числе центральная – тема Родины. Завершалась статья пронзительными словами: «Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Большой резонанс среди читателей имела статья А. Толстого «Кровь народа» – яркое правдивое произведение, пронизанное горечью и верой в победу одновременно. Огромное число откликов и писем вызвала и статья писателя «Родина», посвященная ответу на один вопрос – за что воюет советский народ. Его жизнеутверждающие слова «Ничего, мы сдюжим!», которые идут рефреном через всю статью, стали символом, лозунгом, были подхвачены многими газетами страны. Эти и другие статьи А. Толстого, а также рассказ «Русский характер», цикл «Рассказы Ивана Сударева» публиковались в разных газетах – в «Правде», «Красной звезде», «Известиях», «Комсомольской правде» и др., кроме того, выходили в авторских сборниках, которые печатались огромными тиражами с «Блиц-криг» или «блиц-крах» (1941), «Немецкие орды будут разгромлены» (1942), «Что мы защищаем» (1942), «Я призываю к ненависти» (1942) и др.
С первых дней войны начал сотрудничать с «Правдой» и с «Красной звездой» М. Шолохов. Уже 4 июля в «Правде» был опубликован его очерк «На Дону», где показывались сцены проводов на войну в казачьих станицах, размышления и настроения тех, кто остается на хозяйстве. Патриотический дух казаков очень тонко передан в корреспонденции «В станице Вешенской», очерке «В казачьих колхозах». Непосредственно из действующей армии М. Шолоховым был написан материал «На смоленском направлении», основная идея которого сформулирована в словах: «Какие бы тяжелые испытания ни пришлось перенести нашей Родине, – она непобедима». О зверствах фашистов, о гневе, который нарастает в сердцах людей, рассказал писатель в очерке «На Юге». Тема ненависти была продолжена М. Шолоховым в очерке-рассказе «Наука ненависти». Он был опубликован в «Правде» в первую годовщину войны – 22 июня 1942 г. и по праву считается одним из наиболее ярких художественно-публицистических произведений этого периода. И. Эренбург к 1941 г. был известен не только как писатель, но и как автор ярких очерков и репортажей о войне в Испании, которые он публиковал как корреспондент газеты «Известия». В годы Великой Отечественной войны он стал одним из самых активных журналистов, ежемесячно писал по 12–20 материалов, которые печатались в центральных и фронтовых газетах, а затем издавались сборниками под названием «Война» (вышло 4 тома). Как вспоминал впоследствии сам И. Эренбург, он никогда в жизни так много не работал, как в эти годы. Иногда писал по 3–4 материала в день – для «Красной Звезды» в номер, по просьбе «Daily Herald», «New York Post», «La France», информационного агентства «United Press» и пр. Чуть ли не ежедневно выступал по радио как для советских слушателей, так и для французов, американцев, чехов, поляков. Яростный антифашист, он едко высмеивал врагов. Серия материалов «Фриц-философ», «Фриц-нарцисс», «Фриц-блудодей», «Фриц-литератор» показывала бесчеловечность, духовное ничтожество, подлость захватчиков, вызывала чувство нравственного превосходства над врагом. Одна из самых знаменитых статей И. Эренбурга «Выстоять!» появилась на страницах «Красной звезды» в период тяжелейших битв под Москвой в октябре 1941 г. Публицист не скрывает опасности, но его вера в победу незыблема: «Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль – выстоять... Мы должны выстоять. Октябрь сорок первого года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить России! Россия была, есть и будет».
Исключительной оперативностью и точностью в работе отличался корреспондент «Правды» Б. Полевой. Его материалы с военной точки зрения всегда были грамотными, отвечающими действительной обстановке. По мнению маршала И.С. Конева, Б. Полевой писал о боевых событиях на фронте «с наибольшим знанием дела, наиболее справедливо и объективно». Его посылали на самые важные участки фронта, он всегда был на переднем крае, а часто и в самом пекле событий. На основе личных наблюдений, а не на основе сводок писал свои материалы и военный корреспондент «Правды» Б. Горбатов. Он опубликовал немало ярких очерков и корреспонденции, но вершиной его творчества справедливо считаются «Письма к товарищу». В «Письмах» журналист вел прямой, проникновенный разговор с бойцами – своими товарищами, одетыми в солдатскую шинель. Он вкладывал в эти послания всего себя, все свое сердце, обращаясь ко всем вместе и к каждому в отдельности. Первое «Письмо» появилось в печати в сентябре 1941 г., когда немцы захватывали один город за другим, и Б. Горбатов заговорил о родной земле, о своем Донбассе: «Там наши хаты под седым очеретом – и моя, и твоя. Там прошумела наша веселая юность – и моя, и твоя. Там степь бескрайна и небо сурово...» По лиричности, образности языка отдельные части текста напоминали стихотворение в прозе. Совсем другой характер у второго письма, названного «О жизни и смерти», – строгий, четкий как клятва: «Над родной донецкой степью встает солнце. Солнце боя. Под лучами его я торжественно клянусь тебе, товарищ! Я не дрогну в бою! Раненый, не уйду из строя. Окруженный врагами – не сдамся. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу – только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет... Иду». Последние «Письма к товарищу» Б. Горбатов писал после освобождения родного Донбасса от немецких оккупантов, и посвящены они теме восстановления народного хозяйства. Как считает К. Симонов, цикл «Писем» Б. Горбатова – это самый сильный и самый точный «художественный документ» периода войны.
В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Общий враг, фашизм, сплотил мировые державы, была создана антигитлеровская коалиция, открыт второй фронт. Как в европейской, так и в советской прессе тема борьбы с фашизмом вышла на первый план. Начался активный обмен информацией: в СССР на страницах газет публиковались многочисленные отклики на победы русского оружия, цитировались и перепечатывались материалы зарубежных авторов, а в западных СМИ – советских. Впервые после 1917 г. журналисты нашей страны так активно работали с европейскими и американскими газетами, журналами, радиокомпаниями и информационными агентствами. Только один И. Эренбург подготовил несколько сотен материалов для зарубежной аудитории. После окончания войны эти интеграционные процессы начали сворачиваться, но в то же время усилилось влияние СССР на функционирование системы журналистики в странах Восточной Европы.
Эти «душевные боеприпасы» поставляли героям фронта и тыла, прежде всего, центральные газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», поднимая советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость своей Родины. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной. «Не раз Страна Советов выходила победителем из тяжелых испытаний, – говорилось в ее передовой статье 1 июля 1941 г. – Сегодня на нее наступает вооруженный до зубов, озверелый, готовый на все враг. Противопоставим ему всю нашу силу, всю нашу волю, образцовую организацию, выдержку и самоотверженность, образцовый революционный порядок, революционную бдительность, и враг будет разбит».
Газета нередко являлась трибуной деятелей партии и международного коммунистического движения: Активно сотрудничали в ней лучшие представители советской литературы: Михаил Шолохов – «Наука ненависти», «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Александр Корнейчук – «Фронт», Константин Симонов – «Русские люди». 27 января 1942 г. в «Правде» появился очерк П. Лидова «Таня», а 18 февраля второй его очерк «Кто была Таня». Эти очерки о Зое Космодемьянской, о ее безмерном героизме и мужестве в течение всей войны не переставали вдохновлять советских воинов, отважных партизан на новые и новые подвиги, как и материалы «Правды» о Николае Гастелло, Александре Матросове, Александре Покрышкине, о молодогвардейцах.
Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер.
В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. Здесь печатали газету с матриц, присылавшихся из Москвы.
Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову.
Незабываемые события войны ярко запечатлены на страницах прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика», «Сталинградской правды».
В пору самых суровых военных испытаний незаменимым средством воздействия на героических защитников Родины были газеты Вооруженных Сил, возглавляемые «Красной звездой», которая с 11 декабря 1941 г. в течение всей войны выходила под девизом «Смерть немецким оккупантам!» О массовом героизме советских воинов – пехотинцев, моряков, летчиков, танкистов, артиллеристов рассказывали в «Красной звезде» писатели и поэты, считавшие за высокую честь носить имя ее военного корреспондента К. Симонов, Ф. Панферов, В. Ильенков, Б. Лапин, Б. Галин и многие другие. 26 июня 1941 г. в газете появилась первая статья И. Эренбурга «Гитлеровская орда», которая положила начало его четырехлетнему сотрудничеству в «Красной звезде». Только в апреле 1944 г. в центральном органе Вооруженных Сил с рассказами и очерками о героях фронта выступили П. Павленко (очерк «Мать»), А. Сурков (очерк «Молодой коммунист Петр Ватутин»), А. Платонов (рассказ «Через реку»), А. Авдеенко (очерк «На земле Украинской»), Н. Тихонов (статья «Победа» – о разгроме немцев под Ленинградом), Ю. Нагибин (очерк «Трое суток»), Б. Галин и И. Денисюк (очерк «Десантники»). Была напечатана песня А. Жарова «Заветный Камень».
ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата».
За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».
Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА А.Н. ТОЛСТОГО, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.
Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.
Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».
Человеческая красота защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в военной публицистике Н. Тихонова, регулярно присылавшего в центральные газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда. «Можно без преувеличения сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг, – что, если бы «Красная звезда» из художественных произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы читатель знал о жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города».
За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший начальником группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов» написал свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской правде», в ленинградской фронтовой газете «На страже Родины». Пусть знают враги, гневно заявлял в тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сражаться до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного вражеского танка, ни одного вражеского солдата.
Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симонов так передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить». Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом:
– Робеночка не пожалели...
Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые не пожалели».
Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух замечательных произведений очевидна.
Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу» Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!».
Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище».