Журналистская деятельность Герцена.
Герцен – значительная фигура в журналистике. Его имя было хорошо известно за границей. Он основал вольную прессу за границей и издавал там журналы, где русские писатели могли печатать свои произведения без цензуры. Он приблизил к России европейские традиции. Например, раньше передовые статьи в России не печатались.
Основные этапы:
1. 30-е годы. Герцен начинает работать как журналист в провинции.
2. 40-е годы – столичный период
3. 50-60 гг. – деятельность за границей.
Герцен из богатой дворянской семьи, получает хорошее образование. Но еще в детстве у него складывается критическое отношение к дворянству. Он читает работы французских просветителей, философов. В «Былом и думах» он вспоминает два обстоятельства, которые повлияли на его мировоззрение – Отечественная война и восстание декабристов. Оно потрясло Герцена расправой над ними. У него вырабатывается «неприятие кровавых методов борьбы». Когда Николай I приезжает на коронацию в Москву, на ней присутствует 14-летний Герцен и клянется «отмстить за казненных». Он знакомится с запрещенными в России произведениями.
Герцен поступает в Московский университет и ищет единомышленников, которые тоже критически воспринимают действительность (Огарев и другие). Друзья собираются вместе, читают работы философов, социалистов-утопистов о социальном неравенстве и о том, как его избежать. Еще на студенческой скамье он хочет издавать журнал. Скорее всего, нелегальный. Сначала он отбывает ссылку в Вятке, затем во Владимире, где с мая 1838 по июль 1839 года становится редактором неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости». Герцену ставят условие – не выходить за пределы, в которых должна находиться газета. Так как каждый экземпляр подписывался лично губернатором, освещать можно было только вопросы краеведения и тому подобное.
Первый опыт журналиста заставляет Герцена задуматься о программе газеты. Он ставит вопрос о свободе провинциальной газеты и печати вообще. Он говорит «дать возможность сообщать читателям обо всем, что происходит в регионе, даже о чрезвычайных происшествиях». Информировать читателей обо всем, что происходит в губернии. Он начинает формировать актив, работающий в газете из числа представителей интеллигенции (учителя). Он попадает в статистическое Управление и начинает использовать в газете статистику – чрезвычайные происшествия открывали каждый номер газеты. Вся хроника бедствий – на первой полосе. Ущерб, который понесли крестьяне, самоубийства. «От чрезвычайной бедности», - объясняет он. Гиды по Золотому Кольцу России до сих пор пользуются статьями Герцена об архитектурных памятниках Владимира, выходивших в газете «Владимирские губернские ведомости».
В 1849 г. он приезжает в Петербург, знакомится с Белинским и начинает работать в журнале «Отечественные записки». Герцен овладевает учением Гегеля и показывает себя как диалектик, материалист. Он публикует художественные произведения («Кто виноват?»). Он заявляет себя как западник, рассматривая развитие России с учетом опыта Европы. Включается в полемику с теоретиками официальной народности и славянофилами, пишет ряд пародийных произведений. «Путевые записки господина Ведрина». Несколько памфлетов - «Москвитянин» о Копернике» и «Москвитянин» и вселенная» - Герцен публикует в «Отечественных записках». До 1847 года он сотрудничает в журнале, затем едет за границу, чтобы посмотреть, что это за Запад, познакомиться с европейской жизнью. Кроме того, на родине он подвергается гонениям. Его вызывали в третье отделение и предупредили, что могут вновь отправить в ссылку.
Сначала в Европе Герцен сталкивается со свободой, но потом оценивает ее негативно. Решить задачу может община – общий труд и разделение его результатов поровну. Задумав выпускать собственное издание, Герцен ищет в Европе типографию. Только в Лондоне, в 1853 году он смог ее организовать. Там он выпускает листовки «Братьям на Руси», «Юрьев день», «Поляки прощают нас» - о национальных и крепостнических проблемах.
Началась война России с Англией (Крымская война), умирает Николай I. Герцен следит за событиями и предполагает, что смерть императора не случайна, что он покончил с собой из-за поражения русского флота, а вовсе не от простуды. «Николай скончался от Евпатории в легких» - пишет Герцен. (Евпатория – место, где был разбит русский флот). Новый император Александр II – новый путь развития страны – считает Герцен.
В 1855 году он начинает издавать в Лондоне журнал «Полярная звезда» (1855-1862), назвав его в четь альманаха декабристов, силуэты которых находятся на обложке. Эпиграф «Да здравствует разум!» взят из Пушкина. В передовой статье – программа освободительного движения в России. Первая задача – освобождение крестьян. Вторая – свобода слова. Герцен печатает в «Полярной звезде» отрывки из «Былого и дум», письмо Белинского к Гоголю, «У парадного подъезда» Некрасова. Он применяет форму диалога «Разговор с детьми» и «Опыт беседы с молодыми людьми». Эта форма используется впервые. Он предлагает посылать в Лондон все запрещенное в России произведения.
В «Полярную звезду» начинают приходить письма из России от читателей. Он печатает стенограмму заседания о крепостном праве. Даже император черпает информацию из «Полярной звезды». В 1857 году в Лондон приезжает Огарев и они решают издавать газету «Колокол». «Полярная звезда» выходила раз в год, необходимо было издание с большей периодичностью. «Колокол» выходит на папиросной бумаге, вначале один раз в месяц, затем – раз в неделю. Газета выходила 10 лет, откликаясь на самые злободневные вопросы.
Авторы предлагали Александру II провести крестьянскую реформу сверху, а не то она произойдет снизу. Поднимались национальные вопросы. «Русская кровь льется» - о восстании поляков. В 1861 году было отменено крепостное право, но Герцен отнесся к реформе критически, описывая крестьянские волнения. Крестьянам дали землю, но самую плохую, и за которую надо было платить огромный выкуп государству. Обрабатывать землю надо было без орудий труда (они принадлежали помещику). Герцен и Огарев говорят: «Крепостное право не отменено, народ царем обманут».
Одна из статей – «Земля и воля» - дала название народовольческой организации, с которой поддерживал контакт Герцен. Герцен считал, что либералам надо объединиться. Демократы считали, что нет. Чернышевский отправился в Лондон, чтобы побеседовать с Герценом.
Герцен публикует пришедшее из России «Письмо из провинции», где есть слова «И к топору зовите Русь», но с примечанием – «не к топору, а к метле», то есть к реформам.
Герцен, отправляя «Колокол» в Россию, организует сеть ее распространителей. «Колокол» ходил по рукам и на Дону. После разгрома народников в России они приезжают в Женеву и предлагают Герцену издавать «Колокол» там. Он переводит газету туда, но не соглашается с идеей террора и закрывает издание в 1867 году.
Сатирический журнал Искра
Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти пятнадцати лет – с 1859 по 1873 г.
«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н.А. Степановым. Замысел сатирического журнала с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить.
Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое распространение. С каждым днем известность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.
Успех «Искры» – заслуга прежде всего его редакторов. К началу издания журнала Курочкин и Степанов были хорошо известны в литературных и художественных кругах. Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца. Позже он вошел в революционное движение и с весны 1862 г. вместе с Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичами, А.А. Слепцовым и H.H. Обручевым был членом центрального комитета «Земля и Воля». Н.А. Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет.
В 1856–1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знакомых», в котором среди других авторов участвовал и Курочкин. Тетради альбома дышали злободневностью, мишенью для карикатур и текста было социальное неравенство, царящее в обществе.
Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов – художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. «В журнале этом, – писал Горький, – собралась компания самых резких и наиболее демократически настроенных людей того времени...». Здесь много и плодотворно работали поэты – Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.С. Курочкин, П.И. Вейнберг, прозаики – Н. и Гл. Успенские, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов, публицисты – Г.3. Елисеев, М.М. Стопановский, Н.А. Демерт, художники-карикатуристы – П.Ф. Марков, М.М. Знаменский, Н.В. Иевлев, В.Р. Щиглев и многие другие.
Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям о фактах, заслуживающих разоблачения в «Искре».
Многочисленные сообщения из провинции становились основой материала для отдела «Нам пишут», который составлял M.M. Стопановский. В «Искре», разумеется, было много интересного и кроме этого обозрения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала все же занимал важнейшее место. Он создавал «Искре» популярность, помогал проникать в самые глухие места, воспитывал читателя, который теперь не только пассивно воспринимал печатное слово, но все больше сознавал себя активным участником издания. По воспоминаниям современников, «Искра» в Петербурге играла как бы роль «Колокола», царские чиновники очень боялись «попасть» в «Искру». Курочкина же по праву называли «председателем суда общественного мнения».
Цензура препятствовала тому, чтобы в журнале обличались крупные чиновники, назывались города, где творится произвол и беззаконие. Редакция пошла на хитрость и придумала условные имена, которыми постоянно пользовалась.. Читатель быстро научился узнавать города и подлинные фамилии чиновников. «Искра» била прямо в цель. Это понимали и в правительственных кругах. С №29 за 1862 г. отдел «Нам пишут» был запрещен. Но и после этого редакция изобретательно искала журнальные формы, чтобы напечатать письма своих корреспондентов.
Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток, афоризмов, пародий, эпиграмм, и «Сказки современной Шехерезады».
Очень большое место занимала в «Искре» поэзия. Поэтические произведения, весьма разнообразные по жанрам – от стихотворного фельетона и пародии до лирического стихотворения и песни, – составляли ядро журнала.
Уже в 1859 и 1860 гг. в «Искре» получает широкое развитие тема социального неравенства. Она составляет идейное содержание и публицистики Елисеева, и стихов В. Курочкина, и рассказов Н. Успенского.
«Искра» всегда уделяла особое внимание городской теме, однако жизнь деревни, бедствия народа, отношение помещика к крестьянину как в дореформенный, так и в послереформенный период занимают в журнале видное место. В 1859–1860 гг. в «Искре» появилось много статей, стихов и рисунков, сатирически изображающих русских помещиков.
В «Искре» было немало резких выступлений против казнокрадства, взяток, подхалимства, невежества чиновников; беспринципности, враждебности народу суда; самоуправства царской полиции. Все это делало журнал демократическим в самом высоком значении слова.
И все же твердо на революционно-демократические позиции «Искра» становится лишь после объявления крестьянской реформы 1861 г. Раньше редакция журнала, неоднородная по своему составу, колебалась между демократизмом и либерализмом, и это сказывалось на издании в целом.
«Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с «Русским вестником» и другими журналами либерально-монархического толка.
В 1873 г., после трех предупреждений, «Искра» была приостановлена на четыре месяца, но издание ее больше не возобновилось. Формальным поводом для запрещения послужила статья «Журнальные заметки» («Искра», 1873, №8), в которой обнаружили «превратные и совершенно неуместные суждения о правительственной власти». Так царизм расправился еще с одним журналом, сатира которого была направлена против социально-политического строя России.