Сатирические журналы Новикова.
В 1759 году в сущности прессы происходят важные события – зарождается частная журналистика. Тогда начинают складываться буржуазные отношения. Начинают появляться частные типографии и выпускать частные газеты (в недрах феодального уклада стали зарождаться экономические, буржуазные отношения).
Владельцы газет видят патриархальность экономики России и высказывают свое критическое отношение на страницах журналов. Средство – сатира. Журналистика в 1759 году становится сатирической. Причины – в экономике. В числе первых 1759 г. «Трудолюбивая пчела» В.Сумарокова. Речь идет о разных общих пороках.
1769 г. – реакция правительства на частную прессу. На престоле – Екатерина II (просвещенный монарх, переписывается с Вольтером Ю Дидро, занимается философией). Она берется за перо – журнал «Всякая всячина». Запретить журналистику она не могла, но показала ей свое место. Она призывала всех заняться журналистикой. Появляются десятки сатирических журналов.
Особая заслуга в развитии издательского дела в России принадлежит крупнейшему деятелю культуры, издателю, редактору, журналисту Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818), взявшему в аренду на 10 лет типографию Московского университета (1779-1789). Н.И. Новиков предпринял издание газеты «Московские ведомости» и серии журналов. Среди них:
- нравственно-религиозный «Утренний свет»,
- сельскохозяйственный – «Экономический магазин»,
- первый в России детский журнал – «Детское чтение для сердца и разума»,
- первый женский – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета»,
- первый библиографический – «Санкт-Петербургские ученые ведомости»,
- первый естественнонаучный – «Магазин натуральной истории, физики и химии»
- ряд сатирических – «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек».
Новиков стремится изложить свое понимание и назначение сатирической журналистики. Видел недостатки общества.
На страницах «Трутня» перед читателем во всем своем значении возникла крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловечных господ. Материалы «Трутня» с большой сатирической остротой показали, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственное значение. Так, в таком объеме и с такой силой тема эта еще не ставилась в русской литературе.
Происходит поляризация, раскол в едином лагере журналистики. Раскол состоит в понимании роли журналистики. И Новиков и Екатерина усматривают ее роль в обличении порока.
Екатерина: «Порок – роль морально-психологическая» (ложь, лень и т.д.).
Новиков: «Порок – зло социальное» (тунеядство, взяточничество, казнокрадство).
Екатерина: «Не называть лиц».
Новиков: «Сатира должна быть адресной, пользу можно принести, обличая пороки, но и увеселяет».
Новиков отмечает важное качество журналиста – вмешиваться в политические дела.
Екатерина считает главным качеством журналиста «Пылать любовью к Государю» и вводит термин «улыбательная журналистика».
Второй подход – разоблачительная журналистика (журналы сатирические).
Журналы имели листковый характер, что задавало жанр: жанры малой сатиры (афоризмы, объявления, рецепты, говорящие фамилии). Еще одна особенность сатирической журналистики (журналы «Трутень», «Живописец») – рисунки. Они имеют декоративное назначение (ангелочек с венком – будет увенчана добродетель). Новиков, размышляя об этом, приходит к выводу, что иллюстрация может иметь социальный заряд. Вместо декоративной виньетки он изображает социально-бытовые жанровые картинки (помещик сечет крестьян, осёл и т.д.).
Раньше был эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите». После того, как начались гонения, он его меняет, но не меняет виньетку, давая понять, что направленность издания не изменилась. Самоназвание «Трутень» контрастирует с журналом Екатерины «Всякая всячина».
«Кошелек» - первое значение «Кошелек русский истощается от подражания французской моде». Второе – кошелек – приспособление, куда укладывалась коса от мужского парика – критика подражательства.
В сатирической журналистике решается важная проблема: каково ее назначение и идет полемика между Екатериной и Новиковым и зарождаются сатирические жанры (жанры малой сатиры).
В июне 1770 г. в Петербурге вышла книжка нового ежемесячного журнала под названием «Пустомеля». Как показали исследования, издателем его был Новиков, действовавший на этот раз через подставное лицо, некоего фон Фока, объявившего себя в типографии издателем этого журнала. О связи же «Пустомели» с «Трутнем» говорят некоторые материалы, помещенные на его страницах.
Второй номер «Пустомели» стал и последним. В нем Новиков поместил «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну», перевод с китайского А. Л. Леонтьева. В этой статье говорилось о долге и обязанностях государя и вельможи и при чтении ее невольно возникали сопоставления с тем, что происходило в России. А дальше Новиков напечатал стихотворение Д. И. Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором легко усматривались атеистические ноты и был весьма заметен «дух вольнодумства». Видимо, этих материалов оказалось достаточно для того, чтобы дальнейшее издание «Пустомели» было прекращено.
Сатирические журналы Новикова представляют собой один из важнейших этапов развития русской журналистики XVIII в. и служат заметной вехой на пути движения великой русской литературы к реализму.
Новиков был объявлен «государственным преступником», организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества, опасного для православной религии, агентом иностранных держав, издателем «развращенных книг».
Екатерина II добилась своего – уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней.