Предпосылки возникновения и особенности развития европейской журнальной периодики в XVIII веке
.
Развитие журнальной периодики связано с течением «Европейского просвещения».
Особенность первых журналов – их научная ориентация. В Европе уже сформировалась общность людей, ведущих активную переписку (обмен идеями), «Республика литераторов». Переписка не могла их удовлетворить, и возникает первый европейский журнал «Журнал ученых» (1665 – 1728). Издан по инициативе министра финансов Кольбера (его роль сравнивают с ролью Ришелье). Жан-Батист Кольбер задумал журнал. Первый номер – 5 января 1665 года. К работе над ним был привлечен Дени де Салло (издатель, редактор). Журнал выходил вначале один раз, потом два раза в неделю (12 страниц). Содержание – преемственность переписки. Большинство материалов – в форме писем. Идея издания нового журнала витала в воздухе и была востребована и в других странах. Всего через несколько недель начал выходить «Философские труды королевского общества» (Великобритания). Выходил ежемесячно. Издания связаны между собой не только тематически, но и его первые три статьи представляют собой переводы из «Журнала ученых». 1668 году в Риме появился первый журнал на итальянском языке (литературоведение, философские труды). Редактор – Франческо Надзари.
Во второй половине 17 века начинает формироваться Европейское просвещение, происходят изменения в социальной и культурной жизни. Происходит перестройка в научной жизни. Отношение к библии меняется – ответы на возникающие вопросы могут быть найдены рациональным путем. Необходимо изучать законы общества. Это период становления и расцвета журнальной периодики. Философы, литераторы, ученые – властители дум, которые нуждаются в периодике. Возникает персональный журнализм. Каждый ученый – яркая личность и основной сотрудник своего журнала.
Задачи просветительской журналистики – исправление нравов общества. Язык изданий – простой и ясный (доходчивый для максимального количества людей).
Даниэль Дефо (1660–1731) — английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа, как жанра. Дефо плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминальность, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником Экономического журнализма и персонального журнализма.
Дефо– непосредственный участник «Славной революции» – в «Очерке о проектах» (1693) разработал широкую программу достижения общественного блага в Англии. «Очерк» был одобрен королевским двором, и Дефо стал известен как придворный памфлетист (считается, что он служил секретным осведомителем Вильгельма III Оранского). Фортуна изменила Дефо после воцарения королевы Анны. В 1702 г. был опубликован памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами»; через год писатель был арестован, выставлен у «позорного столба», но наказание обернулось триумфом: народ обвил «позорный столб» цветами, произносил тосты за здоровье Дефо, а написанный им «Гимн позорному столбу» читался на улицах.
Журналистскую славу принес Дефо еженедельник «Ревью» («Обозрение») (его писатель начал выпускать в 1704 г., находясь в тюрьме). Дефо «был одновременно репортером, редактором, правщиком, комментатором». Вначале «Ревью» выходил на восьми, а иногда даже на четырех страницах еженедельно, потом перешел на двух- и трехразовый выпуск в неделю. Издание продолжалось девять лет. Журнал освещал проблемы политики, общественной жизни, коммерции. Выходили также приложения, предназначенные для привлечения читателей.
Неприятности с властями постоянно преследовали Дефо: после публикации нескольких памфлетов в 1713 г. он был вновь арестован; через год конфликт возобновился. Современники по-разному оценивали личность Д. Дефо, но никто не мог умалить его значения для английской журналистики.
Джо́натан Свифт (1667–1745) — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.
В 1701 г. Джонатан Свифт написал свой первый памфлет «Рассуждения о раздорах и разногласиях знаний и общин в Афинах и Риме». Сопоставляя политические события, происходившие в современной для него Англии, с историей античности, Свифт пришел к выводу, что отстранение от управления достойных людей и замена их алчными и легкомысленными может привести к краху государства. В «Сказке о бочке» (1704) Свифт так резко критиковал католическую церковь, духовенство, что памфлет был включен Римом в список запрещенных книг.
Свифт не раз менял свою политическую ориентацию, поддерживая то вигов, то тори, однако не снискал благодарности ни у тех, ни у других. После прихода к власти тори писатель начинает издавать журнал «Экзаминер» («Ревизор») и в течение года (1710–1711) печатается в нем (до того как был вынужден покинуть Англию). М. Горький высоко ценил публицистический дар Свифта, его умение бичевать «грязный, циничный, отвратительный порядок жизни, основанный на беспощадном угнетении людей хищниками и паразитами».
Ричард Стил (1672–1729) — ирландский писатель, журналист, политик. Один из родоначальников просветительской литературы в Англии.
Славу основателя журналистики в Англии с Дефо по праву разделяет Ричард Стил, природную одаренность и высокие человеческие качества которого отмечали его соотечественники. Стил проявил себя на разных поприщах. Он был военным, литератором, драматургом, камер-юнкером, редактором «Лондон Газетт». Под влиянием Дефо Стил стал ведущим автором еженедельника «Тэтлер» («Болтун», 1709), явившись, по мнению исследователей журналистики, основателем нового типа периодики, который в дальнейшем развился в современное еженедельное обозрение – ревю. Стил ввел новый формат газетной полосы и макет, вполне соотносимые с современными. Эти новшества были связаны с новаторским характером журнала. «Тэтлер» был рассчитан на горожан, завсегдатаев кофеен, тех, кто был склонен к «цивилизованной дискуссии» и обращался как к мужчинам, так и к женщинам.
«Тэтлер» выходил на двух страницах три раза в неделю. Первый его номер содержал семь статей, в том числе заметку о театральной жизни. В дальнейшем на его полосах печатались материалы об интеллектуальных интересах дня, о модах и о манерах. На страницах еженедельника печатались Дж. Свифт и Дж. Аддисон. «Тэтлер», безусловно, носил просветительский характер.
Журналистская деятельность Стила, отражавшая его политические убеждения (он был сторонником вигов), привела этого английского просветителя к долговой тюрьме. В 1711 г. Стил и Аддисон начали издавать еженедельник «Спектейтор» (журнал не носил ярко выраженного политического характера, но хорошо освещал политическую жизнь страны), а в 1713 – еженедельный «Гардиан» («Опекун»), для которого была типична резкая критика партии тори, критике подвергалась даже королева. Самостоятельно Стил выпускал «Гардиан» (1713) – ежедневное издание неполитического характера, но тем не менее живо обсуждавшее ключевые проблемы дня. Вышло 176 номеров этой газеты.
В 1713 г. Стил был избран в палату общин, но пробыл там недолго: его журналистская активность снова вызвала недовольство. Стилу предъявили обвинение в антиправительственной агитации и большинством голосов исключили из парламента. Его политическая деятельность возобновилась в 1714 г. после прихода вигов к власти. Он снова стал руководить политическими журналами «Инглишмен» («Англичанин»), сменивший «Гардиан», «Таунток» («Городская молва»), «Плебей». В 20-е годы XVIII столетия он отошел от общественно-литературной деятельности.
«Великий моралист XVIII в.» – Джозеф Аддисон (1672–1719) известен как литератор и общественный деятель, который сумел занять ряд высоких государственных постов. Поддерживая вигов, написал в 1707 г. памфлет «Рассмотрение современного состояния войны и необходимость ее продолжения», где рассматривалась целесообразность войны с Францией. Публицистический дар Аддисона проявился в «Тэтлере». Правда, там ему принадлежит сравнительно мало публикаций, но, по свидетельству литературоведов, он внес особый шарм в жанр эссе.
В 1711 г. Аддисон и Стил стали выпускать «Спектейтор», который был задуман как ежедневное издание, обращенное к широкой аудитории. Следует добавить, что каждый экземпляр читали несколько человек. Кроме того, издавались целые тома «Спектейтора». Больше половины выпусков «Спектейтора» связаны с Аддисоном. Историки журналистики полагают, что его манера письма значительно превосходила литературные возможности Стила. Но тем не менее «Спектейтор» был действительно совместным изданием. Вместе они придали форме эссе яркость, и многие современные эссеисты являются прямыми наследниками этого уникального партнерства.
Журналистскую деятельность Аддисона не смогла затмить даже его драматургическая карьера. Вернувшись в 1715 г. в Англию из Ирландии (там он находился на государственной службе и помирился со Свифтом), он снова выступает и как драматург, и как журналист, создав журнал «Фригольдер» («Свободный землевладелец»). В 1717 г. Аддисон становится государственным секретарем, заняв таким образом высокий пост в Англии.
В Германии – журналы «Разумник», «Веселая молва», «Беседы живописцев». В Швейцарии «Честный человек», «Вольнодумец», «Ипохондрик».
В 1731 году в Великобритании выходит «Журнал джентльменов», первый в истории журнал в современном понимании (выходил до 1907 года). Применен термин «мэгезин» (журнал). Отличается своей структурой. Ранние журналы – набор эссе на разные темы или одно эссе. Здесь – достаточно разнообразное чтение (политические дебаты, литературные произведения и так далее, множество рубрик). Вызвал множество подражаний.