Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт
В Петровские времена и даже ранее, во времена Ивана Грозного были документы, регламентирующие деятельность переписчиков книг (библии), которые при переписке допускали ошибки и даже добавляли что-то от себя. Оттуда пошла первая цензура - духовная. Она самая старая и самая жестокая. Сохранилась духовная цензура до 1917 года. Кроме того, была цензура иностранная (все, что переводилось на русский язык и привозилось из-за рубежа). В то время сформировались два вида цензуры:
1. Предварительная (разрешающая)
2. Последующая (карательная)
Манифест 1905 года вводил свободу слова. Ослабление рычагов контроля (в том числе и цензурного), дало возможность печати развиваться.
В советское время руководители страны спекулировали на положении печати в царское время. Обещали свободу слова, но уже 26 октября вышел декрет о печати. Буржуазные газеты были закрыты, частные типографии национализированы. Журналисты стали выходить из рядов рабочих и крестьян. В 1922 году при ВКП(б) был организован политический отдел и сектор по печати, введена предварительная цензура (Главлит), имеющая свои отделения на местах (Облит). Где их не было - редактор выполнял функции цензора.
После войны, когда вышла декларация 1948 года о правах человека и гражданина, где были и гуманитарные части, в Советском Союзе стали подумывать (в 1965 году) о принятии Закона о печати. Суслов, воспользовавшись событиями в Чехословакии, отказался от его принятия. И только с приходом к власти Горбачева (1984 год) стал разрабатываться закон о печати. Появился «Закон о печати и других средствах массовой информации», который отменял цензуру и разрешал частным лицам учреждать издания. Максимально демократичный закон. Затем в 1991 году был принят новый закон.
История российского права – это история цензуры. Закона о печати в прежние времена не было. Но существовали постановления ЦК партии и Верховного Совета. Закон 1990 года отменил цензуру, разрешил учреждать СМИ физическим лицам.
Российское право о СМИ полинормативное. Много законов регулируют деятельность СМИ. Закон о СМИ – основа (7 глав).
4 уровня права о СМИ.
1. Международное
2. Конституционное
3. Законодательные (подзаконные) акты.
4. Ведомственные
Международные – декларация прав человека, Европейская конвенция.
Законодательное – закон о государственной тайне, Информации и информатизации (отменен), Об авторском праве и смежных правах (защищается еще и Гражданским кодексом РФ, вступит в силу с июля). Есть право субъектов федерации, законы, регулирующие СМИ (В Ростовской области – об экономической поддержке газет и журналов, в Татарстане – о защите чести и достоинства президента).
Ведомственный уровень – инструкции и распоряжения, принимаемые министерствами, департаментами и так далее. Принцип – нижестоящие не должны противоречить вышестоящим (тогда приводят в соответствие с федеральным законодательством, многие отменяют).
Конституционное законодательство широко распространено в странах Европы (отсюда – «континентальное»).
В массово-информационной области действуют общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.
Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы.
В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые заметные среди них: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиваться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе «О средствах массовой информации», получают подробное толкование в специальных правовых актах. Так, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища как бы развертывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов». Статья 42 («Авторские произведения и письма») подкрепляется действием глубоко детализированного Закона «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.
Закон «О средствах массовой информации»
Принят 27 декабря 1991 года.
Глава I. Общие положения.
Свобода массовой информации, которая не подлежит ограничениям.
Основные понятия о средствах массовой информации (что понимается под СМИ, периодическим изданием, теле-радио-видеопрограммами, редакцией, журналистом, издателем, распространителем и т.д.).
Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации.
Глава II. Организация деятельности средств массовой информации.
Учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации и так далее. Прекращение и приостановление деятельности СМИ (решением учредителя либо через суд), возникновение прав и обязанностей (с момента регистрации СМИ). Статус учредителя, редакции. Ограничения, связанные с учреждением организаций, осуществляющих вещание (иностранные граждане и капитал). Устав редакции, статус издателя, договоры. Информагентства, иные средства массовой информации.
Глава III. Распространение массовой информации.
Порядок распространения, выход в свет (эфир), выходные данные, тираж, обязательные экземпляры.
Федеральная комиссия по телерадиовещанию (вырабатывает государственную политику в области лицензирования). Лицензии на вещание и их аннулирование. Искусственные помехи и хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения. Распространение рекламы (ссылка на Закон о рекламе). Эротические издания (передачи с 23 до 4 часов, продажа – в запечатанных упаковках, с специально предназначенных местах).
Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями.
Право на получение информации (которое имеют граждане). Запрос информации (направляет редакция). Отказ в предоставлении информации (если содержит охраняемую законом тайну) и отсрочка (7 дней, если не представлено уведомление). Конфиденциальная информация (охраняется редакцией до решения суда). Авторские произведения и письма, право на опровержение и его порядок, основания отказа, право на ответ.
Глава V. Права и обязанности журналиста.
Права журналиста (искать, запрашивать, получать информацию, право доступа к официальным лицам и документам, произведения записей, проверять достоверность, отказаться от подготовки материала или подписи под ним), аккредитация, обязанности журналиста (соблюдать устав редакции, проверять достоверность информации, сохранять конфиденциальность источника, предъявлять удостоверение). Скрытая запись (допускается для защиты общественных интересов или по решению суда). Недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус (распространяется на штатных и внештатных авторов).
Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.
Межгосударственные договоры и соглашения, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.
Возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею, ответственность за иные нарушения законодательства. Порядок обжалования, возмещение морального вреда.