Создание кодексов журналистской этики

В процессе окончательного оформления журналистики в качестве особой области профессиональной деятельности складывались предпосылки и для закрепления нормативных основ профессии в форме кодексов. Первые профессиональные кодексы прессы появились в США и европейских странах в конце XIX–начале XX в.

Многие видные представители общественности выступили с критикой деятельности коммерциализированной прессы, обвиняя ее в зависимости от большого бизнеса и рекламодателей, в отступлении от правил свободной конкуренции в условиях формирования крупных издательских объединений, в нарушении принципов нравственности и невмешательства в частную жизнь людей, в применении журналистами нечистоплотных методов добывания информации, некорректных приемов информирования читателей и в постоянном нарушении ими этических норм.

Среди тех, кто осудил нараставшие негативные тенденции, были как американцы (Марк Твен, Эптон Синклер, Уилл Ирвинг и др.), так и представители других стран, на собственном опыте изучившие практику и нравы массовой прессы. Одним из первых критиков коммерциализированной прессы стал Л. Вилмер – автор вышедшей в 1860 г. книги «Наша газетная шайка», в которой были охарактеризованы пороки тогдашней североамериканской журналистики. Развитие «желтой» журналистики, создание первых крупных издательских компаний вызвали новую волну общественной критики. На страницах журнала «Collier's» в 1911 г. публицист Уилл Ирвинг опубликовал серию из 15 разоблачительных статей под общим названием «Власть прессы». Американские исследователи М. Марцолф и X. Дикен-Гарсиа установили, что в период с 1880 по 1950 г. внимание критиков прессы привлекали две главных проблемы: роль печати в сохранении общественных свобод и демократии, а также ее общественно-культурная роль.

Латиноамериканский публицист Хосе Марти в публицистическом цикле «Североамериканские сцены» он отразил и осудил пороки печати США с просветительских гуманистических позиций.

В 1920 г. известный писатель и журналист-макрейкер Эптон Синклер выпустил книгу «The Brass Check», в которой поднял проблемы концентрации печати и раскрыл отрицательное влияние этого процесса на состояние журналистики, подверг критике роль рекламы и рекламодателей в деятельности коммерциализированных изданий. В другой своей работе – полемической брошюре, вышедшей в 1921 г. по следам книги «Чек позора», Э. Синклер обвинил респектабельную газету «New York Times» и ее «адвоката» – декана Школы журналистики Нью-Йоркского университета Дж. М. Ли – в грубом нарушении базовых принципов профессиональной этики.

В 1920-е годы появляются первые критические работы Джорджа Сельдеса – известного публициста, выступавшего вплоть до своей смерти в 1988 г. против коррупции и искажений в прессе. Заметным явлением стали критические работы Уолтера Липпманна 1920-х гг., обнажившие уклонение коммерчески ориентированной прессы от миссии общественного служения.

Общественное недовольство породило к жизни различные движения, ставящие во главу угла строгое соблюдение принципов этики в профессиональной деятельности работников периодической печати.

Таким образом, первые профессиональные кодексы журналистов возникли в обстановке общественной критики в отношении коммерциализированной прессы и характерного для ее журналистов духа и методов профессиональной деятельности. Они представляли собой не только явление, связанное с формализацией этического самоопределения журналистского сообщества, но и своего рода ответ этого сообщества на критику со стороны общественности.

Наиболее активно процесс этического самоопределения и формального закрепления норм профессионального поведения работников прессы происходил в США и Западной Европе в десятые-двадцатые годы, когда были приняты регулирующие документы, определившие на многие годы базовые принципы журналистской этики. В их формирование вносили свой вклад как профсоюзы и иные журналистские ассоциации, так и организации, объединявшие редакторов и издателей. Так, Национальное объединение журналистских профсоюзов Франции разработало в 1918 г. «Кодекс профессиональных обязанностей французских журналистов», который провозглашал клевету, необоснованные обвинения, подделку документов, искажение фактов и ложь самыми серьезными профессиональными преступлениями. Кодекс призывал журналистов принимать только такие задания, которые совместимы с их профессиональным достоинством, обязывал не использовать статус журналиста для получения наживы, в частности, не подписываться под материалами, носящими коммерческий или рекламный характер. В соответствии с положениями кодекса, достоинство журналиста предусматривает отказ от использования придуманных характеристик и качеств, от нечестных методов получения информации.

Характер большинства провозглашенных в этом документе регулирующих положений позволяет сделать вывод о том, что их принятие в виде профессионального кодекса представляло собой не только попытку формального закрепления сложившегося в журналистском сообществе определенного набора этических установок, но и декларативный отказ от критикуемых общественностью духа и методов работы. В частности, в этических кодексах был провозглашен принцип строгого разделения журналистской и рекламной деятельности, отрицающий прямое участие работников прессы в коммерческом продвижении товаров и услуг.

В 1923 г. Американское общество редакторов газет (ASNE), объединившее руководящих работников крупнейших газет, приняло «Каноны журналистики» – один из первых профессиональных кодексов, на десятилетия определивший рамки «правил игры» журналистов и периодических изданий США. В нем был впервые провозглашен принцип ответственности прессы и журналистов за благо общества, принципы правдивости, точности, беспристрастности, благопристойности и уважения к частной жизни людей. Ряд положений кодекса был явственно направлен против использования в газетной практике наиболее критикуемых приемов, свойственных «желтому журнализму». Например, требование обеспечить соответствие заголовков публикаций их содержанию, поскольку в массовой коммерциализированной прессе несовпадение заголовка с содержанием следующего под ним текста сообщения было – и по сей день остается – обычным явлением.

В кодексе Общества профессиональных журналистов «Сигма Дельта Кай» (1926 г., США), отразились свойственные многим работникам прессы той поры представления о профессиональном долге, о критериях этичной журналистской практики. В кодексе был обозначен статус журналистов как представителей общественности, обязывающий их служить всеобщему благу и характеризовалась ответственность работников перед обществом, заключающаяся в обеспечении его права на знание правды.

В ранних кодексах профессиональной этики журналистов содержатся положения, закрепляющие за прессой и ее работниками ответственность и роль социальных просветителей. Так, в «Канонах журналистики» (1923) провозглашено, что газета служит целям просвещения. В кодексе общества профессиональных журналистов (1926 г.) записано: «Мы верим в просвещение общества как условие достижения справедливости...». С появлением радио, а затем и телевидения были разработаны и приняты кодексы, призванные обеспечить этико-регулирующее воздействие на профессиональное поведение работников этих отраслей информационной индустрии.

Постепенно процесс выработки кодексов профессионального поведения распространился на уровень отдельных средств массовой информации, редакции которые обзавелись собственными внутренними кодексами. В настоящее время имеют свои внутренние кодексы даже редакции локальных средств массовой информации. Особое внимание в современных кодексах уделяется проблеме предотвращения «конфликта интересов», понимаемого как противоречие между личными интересами журналиста и интересами дела (профессиональным долгом). При этом в одних случаях под интересами дела понимаются интересы аудитории, общественности в целом, в других – корпоративные интересы (т.е. интересы корпорации – владельца средства массовой информации, от имени которого действует журналист).

Введение журналистского образования, принятие первых этических кодексов прессы свидетельствовали об окончательном оформлении журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Об этом же говорило и появление первых профобъединений журналистов.

Наши рекомендации