Интуиция и осознанная задача в творчестве журналиста.
В журналистском творческом процессе не все базируется на одном лишь точном знании. Многое решается по наитию. Точное знание должно найти органичное соединение с мироощущением журналиста, его представлениями о реальности, т.е. с интуицией. Иной раз интуиция правомочна подменить собой точное знание.(в художественных текстах).Говоря об интуиции, мы всякий раз подразумеваем нечто, приходящее в наше сознание почти ниоткуда (ассоциации).Интуиция и осознанная задача – неразлучная пара. Осознанно журналист ставит себе цель, подбирает аргументы, но в каждом подборе аргументов присутствует интуитивный элемент (так как это его видение-одну и ту же задачу два человека могут решить по-разному). Интуитивное суждение находится в трудном положении, когда возникает вопрос о его достоверности. Обеспечить доверие можно при помощи апелляции к признанным авторитетам,с помощью аналогии,которая опирается на известное аудитории.) Говоря об осознанной задаче и интуиции,нужносказать,что должно присутствовать «равновесие» .
10. ассоциация и "осознанная концепция" в творчестве журналиста.
Вслед за аналогией поставим ассоциативное мышление. Оно обладает богатейшими возможностями формирования и усвоения образов социального мира как для журналиста, так и для потребителей его продукции. Ассоциация в творчестве журналиста никогда не возникает сама по себе, она плоть от плоти его социального опыта. Нужно знать нечто, чтобы, увидев иное, вспомнить об этом.
Ассоциации не должны быть осознаваемо конкретными. Более того, они могут опираться на другие, уже сами по себе обобщенные образы. Чтобы они возникли, требуется, с одной стороны, состояние вдохновения, а с другой – хотя бы минимум информации, подкрепленной социальным опытом пишущего. При этом вдохновение есть состояние высшей мобилизации интеллекта и эмоций, когда ум и чувство становятся способными к синтетическому интуитивному постижению истины, преодолению логики содержания, а непререкаемо разумный тезис вдруг никнет перед последующим суждением, основанным на эмоциональном отношении пишущего к событиям, фактам, явлениям социальной действительности.
Ассоциативность мышления журналиста
Ассоциация (от латинского associatio – соединение) – это связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них ведет за собой появление другого. Понятие об ассоциации сложилось в философских учениях древнего мира. Аристотель в своих философских трактатах широко использовал ассоциацию как творческий прием в системе философского учения. Ассоциации имеют большое значение в мыслительной деятельности человека. И в журналистском творчестве их роль очень велика. Но ассоциации не рождаются на пустом месте. Для их возникновения необходимы знания во многих областях, огромная эрудиция журналиста. Ассоциация проявляется в метафоре. К примеру, метафора «лимонная долька молодой луны» – ассоциативный образ. Мы соотносим луну с лимоном, имея в виду прежде всего цвет лимона. Ассоциация возникает в процессе чтения литературного произведения. К примеру, «прозрачно-серая весна» написал Осип Мандельштам. Эпитет весны здесь выступает и как ассоциация. Возможность ассоциативного мышления прежде всего зависит от эрудиции автора.богатства жизненного опыта. Ассоциаций может возникнуть множество, но не все ассоциации имеют право быть на страницах газеты. Ассоциация должна быть яркой и жизненной. Журналистское мышление отмечает особая привязанность к фактам. Факт подвергается со стороны журналиста определенному духовному воздействию, иному чем у писателя или ученого, характеру мыслительного их препарирования. Ассоциация – это образ, возникающий без видимой внешней причины. Ассоциативность мышления играет важную роль в творчестве журналиста. Ассоциативность позволяет сделать неожиданные сравнения, воссоздать особую значимость того или иного события, факта.
а) Ассоциация является одним из составляющих творческого начала.
б) Ассоциация позволяет найти неожиданные композиционные и концептуальные решения журналистского материала.