Тематика лекционных занятий по программе «Введение в интернет-журналистику»

Разработчики: А.А. Калмыков, Л.А. Коханова

Модуль 1. ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СМИ И СМК

Лекция 1. ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ

Определение и особенности интернет-журналистики. Веб-технологии журналистики.

Свойства веб-публикаций: интерактивность, персональный подход, инфоцентричность, мгновенность, измеримость, гибкость, взаимосвязан­ность, экономичность. «Как бы» и «на самом деле» в журналистике и в интернет-журналистике.

Лекция 2. ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Понятие обитаемого информационного мира. Проект информаци­онного общества. Концепция человеческого капитала. Изменение сис­темы ценностей в цивилизационном процессе перехода к информацион­ному обществу. Место журналистики в информационном обществе.

Лекция 3. КОММУНИКАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Понятие виртуального эйкоса и социокультурной среды. Психоинфор­мационная модель эйкоса. Виртуальная реальность. Виртуалистика. Свойст­ва виртуальной реальности. Концепция полионтологичности. Виртуальная реальность и медиатехнологии. Виртуальная реальность и интернет.

Лекция 4. СМИ и СМК

Интернет как феномен культуры. Журналистика как средство ком­муникации и как средство информации. Различие между информирова­нием и коммуницированием. Процесс переформатирования СМИ в СМК. Свойства системы массовых коммуникаций.

Лекция 5. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятия «коммуникация», «массовая коммуникация» и «система массовых коммуникаций». Интернет-журналистика в глобальном изме­рении. Теоретико-методологический базис исследований по коммуника-тивистике. Коммуникация в явлении постмодернизма.

Лекция 6. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИНТЕРНЕТ

Принципы работы интернет. Хронология WWW. Кто и как управляет сетью? История интернет в России.

Модуль 2. ОРГАНИЗАЦИЯМ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

Становление интернет-журналистики в России. Первые веб-издания: авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Кризис вторичности интернет-СМИ. Освоение сетевых технологий традиционной прессой. Клоны, се­тевые издания, смешанные (комплексные) издания.

Лекция 7. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКАВ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Периодизация русского вебмедиа. Типология веб-изданий. Опыт ти­пологической характеристики сайтов радиостанций. Типология сайтов. Классификация веб-изданий.

Вебмедиа в медиапространстве.

Лекция 8. РЕДАКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ

Функции редакции. Виды редактирования. Редакционные системы: газетная редакционная система, журнальная редакционная система, книжная редакционная система, редакционная система электронных СМИ (радио и телевидение), веб-редакционная система. Редакционная система эпохи Интернет (общие признаки). Нужна ли веб-журналистике веб-редакция?

Лекция 9. МЕНЕДЖМЕНТ СМИ

Сетевые организации. Специфика менеджмента веб-проектов.

Лекция 10. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанры в традиционной и интернет-журналистике.

Лекция 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ

Основы авторского права. Авторское право в интернете. Законода­тельство РФ о СМИ и публикациях в интернете.

Модуль 3. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ВЕБ-ПУБЛИКАЦИЙ

Лекция 12. ИНТЕРНЕТ И ЯЗЫК

Структура реальности в слове. Цифра и слово. HTML — язык раз­метки гипертекста. Основные правила и структура HTML. Интернет как глобальный диалог и полиолог.

Лекция 13. ПОНЯТИЕ ГИПЕРТЕКСТА

Определение гипертекста. Гипертекстуальность журналистики. Клас­сификация гипертекстов.

Лекция 14. КТО И КАК ЧИТАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИИ?

Верификация текста читателем. Понятие и логика юзабилити. Текст как энциклопедия и как архив. Текст как сообщество (community). Пра­вила сочинительства для интернет.

Лекция 15. АРХИТЕКТУРА ГИПЕРТЕКСТА

Своеобразие архитектуры гипертекста. Узлы. Связи. Интерфейс пользователя. Пути и навигация. Контент гипертекста. Сайт как инфор­мационный организм.

Лекция 16. ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЛЕКСИКИ

Футурошок. Новые слова и их образование и происхождение. Осно­вы сетевого жаргона.

Лекция 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕБ-КОММУНИКАЦИИ КАК СООБЩЕНИЯ

Потребность в интернете. Общение в интернете. Мотивация обще­ния через интернет. Восприятие «просмотренного» текста — навигация.

Наши рекомендации