Тематика лекционных занятий по программе «Введение в интернет-журналистику»
Разработчики: А.А. Калмыков, Л.А. Коханова
Модуль 1. ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СМИ И СМК
Лекция 1. ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Определение и особенности интернет-журналистики. Веб-технологии журналистики.
Свойства веб-публикаций: интерактивность, персональный подход, инфоцентричность, мгновенность, измеримость, гибкость, взаимосвязанность, экономичность. «Как бы» и «на самом деле» в журналистике и в интернет-журналистике.
Лекция 2. ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Понятие обитаемого информационного мира. Проект информационного общества. Концепция человеческого капитала. Изменение системы ценностей в цивилизационном процессе перехода к информационному обществу. Место журналистики в информационном обществе.
Лекция 3. КОММУНИКАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Понятие виртуального эйкоса и социокультурной среды. Психоинформационная модель эйкоса. Виртуальная реальность. Виртуалистика. Свойства виртуальной реальности. Концепция полионтологичности. Виртуальная реальность и медиатехнологии. Виртуальная реальность и интернет.
Лекция 4. СМИ и СМК
Интернет как феномен культуры. Журналистика как средство коммуникации и как средство информации. Различие между информированием и коммуницированием. Процесс переформатирования СМИ в СМК. Свойства системы массовых коммуникаций.
Лекция 5. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Понятия «коммуникация», «массовая коммуникация» и «система массовых коммуникаций». Интернет-журналистика в глобальном измерении. Теоретико-методологический базис исследований по коммуника-тивистике. Коммуникация в явлении постмодернизма.
Лекция 6. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИНТЕРНЕТ
Принципы работы интернет. Хронология WWW. Кто и как управляет сетью? История интернет в России.
Модуль 2. ОРГАНИЗАЦИЯМ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ
Становление интернет-журналистики в России. Первые веб-издания: авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Кризис вторичности интернет-СМИ. Освоение сетевых технологий традиционной прессой. Клоны, сетевые издания, смешанные (комплексные) издания.
Лекция 7. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКАВ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Периодизация русского вебмедиа. Типология веб-изданий. Опыт типологической характеристики сайтов радиостанций. Типология сайтов. Классификация веб-изданий.
Вебмедиа в медиапространстве.
Лекция 8. РЕДАКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ
Функции редакции. Виды редактирования. Редакционные системы: газетная редакционная система, журнальная редакционная система, книжная редакционная система, редакционная система электронных СМИ (радио и телевидение), веб-редакционная система. Редакционная система эпохи Интернет (общие признаки). Нужна ли веб-журналистике веб-редакция?
Лекция 9. МЕНЕДЖМЕНТ СМИ
Сетевые организации. Специфика менеджмента веб-проектов.
Лекция 10. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры в традиционной и интернет-журналистике.
Лекция 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Основы авторского права. Авторское право в интернете. Законодательство РФ о СМИ и публикациях в интернете.
Модуль 3. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ВЕБ-ПУБЛИКАЦИЙ
Лекция 12. ИНТЕРНЕТ И ЯЗЫК
Структура реальности в слове. Цифра и слово. HTML — язык разметки гипертекста. Основные правила и структура HTML. Интернет как глобальный диалог и полиолог.
Лекция 13. ПОНЯТИЕ ГИПЕРТЕКСТА
Определение гипертекста. Гипертекстуальность журналистики. Классификация гипертекстов.
Лекция 14. КТО И КАК ЧИТАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИИ?
Верификация текста читателем. Понятие и логика юзабилити. Текст как энциклопедия и как архив. Текст как сообщество (community). Правила сочинительства для интернет.
Лекция 15. АРХИТЕКТУРА ГИПЕРТЕКСТА
Своеобразие архитектуры гипертекста. Узлы. Связи. Интерфейс пользователя. Пути и навигация. Контент гипертекста. Сайт как информационный организм.
Лекция 16. ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЛЕКСИКИ
Футурошок. Новые слова и их образование и происхождение. Основы сетевого жаргона.
Лекция 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕБ-КОММУНИКАЦИИ КАК СООБЩЕНИЯ
Потребность в интернете. Общение в интернете. Мотивация общения через интернет. Восприятие «просмотренного» текста — навигация.