Александр Иванович, остановитесь подробнее на этих принципиальных вопросах.
Прежде всего, я согласен с позицией А. Носика. Бесспорно, сетевое издание, как и сетевая публикация, отличается от печатных аналогов. Здесь, пожалуй, стоит упомянуть термин А. Травина сетевое состояние. Писать для сетевого издания, конечно, не одно и то же, что для печатного. Это отличие касается ощущений, юзникающих у пишущего. Автор сетевой публикации ощущает непосредственную связь с читателем, как если бы он не писал, а говорил с читателем. Между ними нет ни расстояния, ни редактора, ни издательства, ни типографии. Коммуникация происходит практически в режиме реального времени, что, естественно, меняет стиль и характер изложения. Эти же ощущения у читателя. Когда он находится в сети, впечатление от читаемого текста совсем другое, чем от этого же текста, напечатанного в журнале или газете. Больше того, отличия в восприятии текста присутствуют даже тогда, когда этот текст читается не в печатном виде, а в том же электронном, но из файла, записанного на диске компьютера! Потому что линия связи отключена, исчезает эффект прямого диалога. И так автор вступает в непосредственный диалог с каждым читателем в отдельности. К этому следует добавить сетевую общность читателя и автора, что позволяет делать текст усеченным, пропуская множество известных обеим сторонам фрагментов и понятий. Прибавьте к этому особенности гипертекста, снабженного гиперссылками. Какое же может быть сравнение с печатной публикацией? Существуют еще особенности, касающиеся работы сетевого редактора, что было отмечено А Носиком.
Но все это действия общественности, в том числе и журналистов. А властные структуры понимают ли значимость проблемы?
Да, еще в 2000 г. российский интернет, наконец, был замечен общественностью страны и правительством. Президент России В.В. Путин встречался с видными деятелями рунета, была разработана программа действий, намечено создание ряда нормативных документов, опубликован проект указа, посвященного интернету и его правовому статусу. Все эти вопросы активно обсуждались во многих сетевых журналах и газетах.
Была создана Всероссийская интернет-академия. Прошла ее презентация, состоялись встречи представителей Содружества онлайн изданий, интернет-мост «Россия онлайн» и т.п. Состоялась церемония присуждения Интел-интернет премии, в которой участвовали известные общественные деятели. В результате конкурса Человеком года в рунете заслуженно был назван Антон Носик, в конкурсе Ин-фо-Арт «Открытие месяца» победили «Газета.Ру», «Лента.Ру» и «Вести.Ру». Лучшим сервером был назван Guitar.ru — сервер Эрмитажа.
Как следствие, появился ряд публикаций, отметивших эти коренные изменения. Должен отметить глубокую работу А. Ивлева «Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного пространства», которая судя по стилю и объему в дальнейшем будет опубликована в виде книги. Первая ее часть помещена в «Русском журнале» в апреле 2000 г. Печатные издания также проявляют большой интерес к сетевым проблемам. Для примера приведем статьи Е. Быковского «Слово "пресса" в приложении к СМИ отныне не слишком верно» и «В Рунете начинается инвестиционная лихорадка», Е. Горного — «Взрыв интереса к Интернету в России приведет к качественным изменениям», опубликованные в апрельском журнале «Итоги» за 2000 г. Даже «Новый мир» стал публиковать обзоры сетевой литературы. Так, в 6-м номере журнала за 2000 г. С. Костырко анализирует публикации интернетских журналов: «Креща-тик», «Русский переплет», «Камера хранения», «Контрапункт».
Но сегодня на календаре 2004 год. Можем ли мы говорить о прогрессе в освоении интернетом пространства нашей страны?
Конечно, в стране уже выросло поколение интернета. Появилась и журналистская составляющая, окрепла, стала определенной силой, формирующей общественное мнение. Она наследует многие традиции первопроходцев.
К сожалению, интернет как река, в которую трудно войти дважды. Даже приведенный обзор публикаций, остановивший мгновения формирования сетевого пространства, — это уже дань прошлому. Но и зафиксированная история борьбы мнений и идей — объяснение в определенной степени того, что мы имеем сегодня.
Что Вы имеете в виду?
Немного другое мышление, интернетовское. Гипертекст, а не линейность определяет восприятие действительности. И это уже аксиома.
1 Некоторые из обсуждаемых автором послесловия статей приведены в приложениях к данному учебному пособию.
Библиографический список
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). — Ростов-на-Дону, 2002.
Алексеева М.И., Барышева О.В., Гшяревсшй Р. С. Электронная книга. Взгляд в будущее. — М., 2000.
Засурский И.И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. — М., 2001.
Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2002.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. — Киев, 2003.
Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.
От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000.
Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. — М., 1999.
Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М., 2003.
Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засур-ского. — М., 2001.
Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. — М., 1999.
Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. За-сурского. — М., 2002.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. — М., 2002.
БИБЛИОГРАФИЯ
Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. — 1999. — N° 1—2. — С. 22-27.
Акопов А.И Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 2000. — № 1. — С. 42-44.
Апджон Р., Раффин X. Интернет для журналиста (http://www. Internews.ru /books/internet/).
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунекий А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. - № 4. - 1996. — С. 14—20.
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета. — 1998 (http://ncdo.levsha.raPubD.txt).
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М., 2003.
Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002.
Бокарев Т.А. Энциклопедия Интернет-рекламы. — М., 2000.
Бокарев Т.А. Количественный и качественный состав аудитории интернета, тенденции развития и их значение для рекламодателя. Интернет-агентство DOT, 1998 (www.citforam.ru).
Быковский Е. Медиа-пресс // «Итоги». — 2000. — № 16 (202).
Вартанова Е.Л. Новые СМИ в России: перспективы и проблемы развития // Neue Technologien und Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland (Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии). — Франкфурт, 1998.
Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М., 1999.
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — №11.
Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М., 2002. — С. 87.
Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. — М., 1999.
Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 2001.
Гейтс Б. Дорога в будущее. — М., 1996.
Горный Е. Виртуальная семиотика // «Итоги». — 2000. — № 16.
Горный Е. Летопись русского интернета. — 2002 (http://www.zhumal.ra/ /stan7gorny/texts/ru_let/re.html).
ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» (http://www.internet-law.ra/intlaw/laws/gost.htm).
Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. — М., 2001.
Гуревич С.М. Газета и рынок. — М., 1998.
Давыдов И. Массмедиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. —28.09.2000.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -СПб., 1999.
Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков АА. и др. СМИ и современные медиатехнологии. — М., 2000.
Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ // Среда. — 2000. — № 2.
Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии //Автореферат дисс. ...канд. филос. наук. — М.: МГУ, 1999.
Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в интернете / Флогистон. [Электронный документ.] 1999 (http://flogiston.ra/projects/ /articles/refinf.shtml).
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. - М., 1999.
Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? В 2 т. — М., 1998.
Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. — 2001. — № 2. — С. 24—27.
Землянова Л. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 1999. — № 2.
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М, 1996.
Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. — М., 1990.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ. — М., 2002.
Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций. М., 1999.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000.
Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект // Автореферат дисс. ...канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2002.
Концепция государственной информационной политики. — М., 1999.
Концепция формирования информационного общества в России // Информационнонное общество. — 1999. — № 3.
Корконосенко С.Т. Основы журналистики. — М., 2001.
Коханова Л.А. Журналистика, экология, образование. — М., 1997.
Краткий курс истории интернета // Мир интернет. — 1997. — №11—12.
Кройчик Л.Е. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000.
Лазутина Т.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2001.
Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вест. МГУ. Серия «Журналистика». — 2001. — № 6.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. — М., 2003.
Малюков А. История русского интернета // Журнал Ру. — 1998. — № 7.
Могилев А.В., Панненко В.Н., Татаринцева А.Ю. Об особенностях протекания психических процессов при работе с персональным компьютером. — 1997(http://ncdo.levsha.ruPub D.htm).
Моисеев В.В. Журналистика и журналисты. — М., 2002.
Носик А СМИ в интернете как бизнес и предприятие // Русский журнал. — 13.02.2001.
Носов Н.А. Виртуальная психология. — М., 2000.
Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М., 1994.
Окинавская Хартия глобального информационного общества, 2000 (http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html).
Окраинец К.Ф. На кончиках ваших пальцев. — М., 1997.
Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М., 2003.
От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000.
Павликова М. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ. - М., 2001.
Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М., 2000.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М., 2003.
Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. — 1997. — № 4—6.
Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). — М., 1997.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1990.
Реснянская Л.Л., Фомичева ИД. Газета для всей России. — М., 1999.
Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. — М., 1996.
Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.
Сметанина СИ. Медиатекст в системе культуры. — СПб., 2002.
СМИи интернет: проблемы правового регулирования. — М., 2003.
Смирнова О.В. Основные источники информации в сети Internet. M., 1999.
Серго А.Г. Интернет и право. — М., 2003.
Современные зарубежные теории социального изменения развития. Практопия Олвина Тоффлера. — М., 1993.
Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношЬний информационного обмена в интернет// Автореф. дисс. ...канд. юр. наук. — рЖ, 2000.
Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж, 1996.
Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. — СПб., 1999.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — СПб., 2003.
Харрис Г. Пусть говорят ваши пальцы: Онлайновая реклама в Интернете. - М., 2002.
ХейгМ. Электронный Public Relations. — М., 2002.
Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. — СПб., 2001.
Шемакин Ю.И., Романов А.А. Компьютерная семантика. — М., 1995.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации. — М., 2000.
Шкондин М.В. Экономические факторы трансформации СМИ. — М., 1999.
Эко У. От интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. — 1998. — № 32. — С. 5-14.
Alexander J. С The «Form» of Substance: The Senate Watergate Hearings as Ritual // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S.J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.
Balle F. Media et Societe. Paris, 1988.
Barlow John Perry. Selling Wine Without Bottles: The Economy of Mind on the Global Net The Economy of Ideas в Wired, 1994, # 2.03.
Baudrillard J. Mirror of production. St. Louis, 1975.
Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
BenigerJ. The Information Society: Technological and Economic Origins // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.
Blumer H. The Mass, the Public, and Public Opinion // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York. — 1953.
Castelb M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Mile-nium. Maiden (Ma.) — Oxford: Blackwell Publ., 1998.
Cooley Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.
Denton R. The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. West-port (Conn.), 1993.
DruckerP.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.
Hassan, Ihab. Making sense: the triumph of postmodern discourse. // New literary history, vol. 18, № 2, 1987, pp. 445—446.
KellyP. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net, 1997. http://www-home.calurnet.yorku.ca/ /pkelly/www/idl .htm.
Kris R, Leites N. Trends in the Twentieth Century Propaganda // Reader in Public Opinion and Communication Ed., by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.
Lasswm H.D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.
Lazflrsjtyd P.F., Berelson В., GaudetH. The People's Choice. New York, 1948.
LazarsfeSd P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.
Lyotard G.F. La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P., 1979.
Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983.
MattelartA. et MattelartM. Histoire de la Theorie de la Communication Paris, 1995.
McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.
Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
Newhagen I.E., Cordes J. W., Levy M.R. NIGHTLY @ nbc comm. Audience Scope and Perception of Interactivity in Viewer Mail on the Internet // Journal of Communication. 1995. Summer, Volume 45. Number 3.
Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, L, 1980.
Odlyzko A. The Economics of Electronic Journals. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4, № 1.
Ohmae K. The borderless world, power and strategy in the interlinked economy. London, 1990.
On McLuhan. Forward through the Rearview Mirror / Ed. by P. Benedetti and N. DeHart NY, 1996.
Regier W. Scholarly Press Websites. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4. № 1.
Reid. E Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. http://fun91 .kivikko.hoas.fi/~donwurff/irc/cult-form.html
Revue francaise de communication. 1979. № 3.
Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Communication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.
Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Communication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.
Schudson M. The Menu of Media Research // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S. J., Cantor G.C. Newbury Park, 1986.
Sfez L. Critique de la Communication. Paris, 1992.
Shum S.B. and Sumner T.JIME: Fn Interactive Journal for Interactive Media. First Monday.2001.Vol. 6, 2.
The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. Westport (Conn.), 1993.
Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
Приложения
• Приложение 1. Документы
• Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа
• Приложение 3. Учебные программы и проекты
Приложение 1. Документы