Александр Иванович, остановитесь подробнее на этих принципиальных вопросах.

Прежде всего, я согласен с позицией А. Носика. Бесспорно, сетевое из­дание, как и сетевая публикация, отличается от печатных аналогов. Здесь, пожалуй, стоит упомянуть термин А. Травина сетевое состояние. Писать для сетевого издания, конечно, не одно и то же, что для печатного. Это от­личие касается ощущений, юзникающих у пишущего. Автор сетевой пуб­ликации ощущает непосредственную связь с читателем, как если бы он не писал, а говорил с читателем. Между ними нет ни расстояния, ни редакто­ра, ни издательства, ни типографии. Коммуникация происходит практиче­ски в режиме реального времени, что, естественно, меняет стиль и характер изложения. Эти же ощущения у читателя. Когда он находится в сети, впе­чатление от читаемого текста совсем другое, чем от этого же текста, напеча­танного в журнале или газете. Больше того, отличия в восприятии текста присутствуют даже тогда, когда этот текст читается не в печатном виде, а в том же электронном, но из файла, записанного на диске компьютера! По­тому что линия связи отключена, исчезает эффект прямого диалога. И так автор вступает в непосредственный диалог с каждым читателем в отдель­ности. К этому следует добавить сетевую общность читателя и автора, что позволяет делать текст усеченным, пропуская множество известных обе­им сторонам фрагментов и понятий. Прибавьте к этому особенности ги­пертекста, снабженного гиперссылками. Какое же может быть сравнение с печатной публикацией? Существуют еще особенности, касающиеся работы сетевого редактора, что было отмечено А Носиком.

Но все это действия общественности, в том числе и журналистов. А вла­стные структуры понимают ли значимость проблемы?

Да, еще в 2000 г. российский интернет, наконец, был замечен об­щественностью страны и правительством. Президент России В.В. Пу­тин встречался с видными деятелями рунета, была разработана про­грамма действий, намечено создание ряда нормативных документов, опубликован проект указа, посвященного интернету и его правовому статусу. Все эти вопросы активно обсуждались во многих сетевых жур­налах и газетах.

Была создана Всероссийская интернет-академия. Прошла ее пре­зентация, состоялись встречи представителей Содружества онлайн изданий, интернет-мост «Россия онлайн» и т.п. Состоялась церемо­ния присуждения Интел-интернет премии, в которой участвовали известные общественные деятели. В результате конкурса Человеком года в рунете заслуженно был назван Антон Носик, в конкурсе Ин-фо-Арт «Открытие месяца» победили «Газета.Ру», «Лента.Ру» и «Вес­ти.Ру». Лучшим сервером был назван Guitar.ru — сервер Эрмитажа.

Как следствие, появился ряд публикаций, отметивших эти корен­ные изменения. Должен отметить глубокую работу А. Ивлева «Субпрог­ресс: введение в теорию персонифицированного пространства», которая судя по стилю и объему в дальнейшем будет опубликована в виде книги. Первая ее часть помещена в «Русском журнале» в апреле 2000 г. Печат­ные издания также проявляют большой интерес к сетевым проблемам. Для примера приведем статьи Е. Быковского «Слово "пресса" в прило­жении к СМИ отныне не слишком верно» и «В Рунете начинается инве­стиционная лихорадка», Е. Горного — «Взрыв интереса к Интернету в России приведет к качественным изменениям», опубликованные в ап­рельском журнале «Итоги» за 2000 г. Даже «Новый мир» стал публико­вать обзоры сетевой литературы. Так, в 6-м номере журнала за 2000 г. С. Костырко анализирует публикации интернетских журналов: «Креща-тик», «Русский переплет», «Камера хранения», «Контрапункт».

Но сегодня на календаре 2004 год. Можем ли мы говорить о прогрессе в освоении интернетом пространства нашей страны?

Конечно, в стране уже выросло поколение интернета. Появилась и журналистская составляющая, окрепла, стала определенной силой, формирующей общественное мнение. Она наследует многие тради­ции первопроходцев.

К сожалению, интернет как река, в которую трудно войти дваж­ды. Даже приведенный обзор публикаций, остановивший мгновения формирования сетевого пространства, — это уже дань прошлому. Но и зафиксированная история борьбы мнений и идей — объяснение в определенной степени того, что мы имеем сегодня.

Что Вы имеете в виду?

Немного другое мышление, интернетовское. Гипертекст, а не ли­нейность определяет восприятие действительности. И это уже аксиома.

1 Некоторые из обсуждаемых автором послесловия статей приведены в приложе­ниях к данному учебному пособию.

Библиографический список

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практи­ка (публикации разных лет). — Ростов-на-Дону, 2002.

Алексеева М.И., Барышева О.В., Гшяревсшй Р. С. Электронная книга. Взгляд в будущее. — М., 2000.

Засурский И.И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е го­ды. — М., 2001.

Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2002.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информаци­онного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. — Киев, 2003.

Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.

От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового ты­сячелетия. — М., 2000.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. — М., 1999.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. — М., 2003.

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засур-ского. — М., 2001.

Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. — М., 1999.

Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. За-сурского. — М., 2002.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор обще­ственного диалога. — М., 2002.

БИБЛИОГРАФИЯ

Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических из­даний Интернета // Акценты. — 1999. — N° 1—2. — С. 22-27.

Акопов А.И Типологические признаки сетевых изданий // Филологиче­ский вестник Ростовского государственного университета. — 2000. — № 1. — С. 42-44.

Апджон Р., Раффин X. Интернет для журналиста (http://www. Internews.ru /books/internet/).

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунекий А. Е. Коммуникация в компью­терных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. - № 4. - 1996. — С. 14—20.

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета. — 1998 (http://ncdo.levsha.raPubD.txt).

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М., 2003.

Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002.

Бокарев Т.А. Энциклопедия Интернет-рекламы. — М., 2000.

Бокарев Т.А. Количественный и качественный состав аудитории интерне­та, тенденции развития и их значение для рекламодателя. Интернет-агентство DOT, 1998 (www.citforam.ru).

Быковский Е. Медиа-пресс // «Итоги». — 2000. — № 16 (202).

Вартанова Е.Л. Новые СМИ в России: перспективы и проблемы раз­вития // Neue Technologien und Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland (Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии). — Франкфурт, 1998.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М., 1999.

Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — №11.

Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологиче­ской науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М., 2002. — С. 87.

Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. — М., 1999.

Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 2001.

Гейтс Б. Дорога в будущее. — М., 1996.

Горный Е. Виртуальная семиотика // «Итоги». — 2000. — № 16.

Горный Е. Летопись русского интернета. — 2002 (http://www.zhumal.ra/ /stan7gorny/texts/ru_let/re.html).

ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» (http://www.internet-law.ra/intlaw/laws/gost.htm).

Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. — М., 2001.

Гуревич С.М. Газета и рынок. — М., 1998.

Давыдов И. Массмедиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. —28.09.2000.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -СПб., 1999.

Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков АА. и др. СМИ и современные медиатехнологии. — М., 2000.

Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ // Среда. — 2000. — № 2.

Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернист­ской философии //Автореферат дисс. ...канд. филос. наук. — М.: МГУ, 1999.

Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в интернете / Флогистон. [Электронный документ.] 1999 (http://flogiston.ra/projects/ /articles/refinf.shtml).

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой инфор­мации».

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой инфор­мации. - М., 1999.

Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? В 2 т. — М., 1998.

Засурский Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства мас­совой информации // Информационное общество. — 2001. — № 2. — С. 24—27.

Землянова Л. Сетевое общество, информационализм и виртуальная куль­тура // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 1999. — № 2.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М, 1996.

Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. — М., 1990.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ. — М., 2002.

Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций. М., 1999.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000.

Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект // Автореферат дисс. ...канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2002.

Концепция государственной информационной политики. — М., 1999.

Концепция формирования информационного общества в России // Информационнонное общество. — 1999. — № 3.

Корконосенко С.Т. Основы журналистики. — М., 2001.

Коханова Л.А. Журналистика, экология, образование. — М., 1997.

Краткий курс истории интернета // Мир интернет. — 1997. — №11—12.

Кройчик Л.Е. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000.

Лазутина Т.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2001.

Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вест. МГУ. Се­рия «Журналистика». — 2001. — № 6.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. — М., 2003.

Малюков А. История русского интернета // Журнал Ру. — 1998. — № 7.

Могилев А.В., Панненко В.Н., Татаринцева А.Ю. Об особенностях проте­кания психических процессов при работе с персональным компьютером. — 1997(http://ncdo.levsha.ruPub D.htm).

Моисеев В.В. Журналистика и журналисты. — М., 2002.

Носик А СМИ в интернете как бизнес и предприятие // Русский журнал. — 13.02.2001.

Носов Н.А. Виртуальная психология. — М., 2000.

Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М., 1994.

Окинавская Хартия глобального информационного общества, 2000 (http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html).

Окраинец К.Ф. На кончиках ваших пальцев. — М., 1997.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М., 2003.

От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового ты­сячелетия. — М., 2000.

Павликова М. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ. - М., 2001.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М., 2000.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М., 2003.

Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безо­пасность // Информационное общество. — 1997. — № 4—6.

Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). — М., 1997.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1990.

Реснянская Л.Л., Фомичева ИД. Газета для всей России. — М., 1999.

Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы совре­менной периодики. — М., 1996.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.

Сметанина СИ. Медиатекст в системе культуры. — СПб., 2002.

СМИи интернет: проблемы правового регулирования. — М., 2003.

Смирнова О.В. Основные источники информации в сети Internet. M., 1999.

Серго А.Г. Интернет и право. — М., 2003.

Современные зарубежные теории социального изменения развития. Практопия Олвина Тоффлера. — М., 1993.

Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношЬний инфор­мационного обмена в интернет// Автореф. дисс. ...канд. юр. наук. — рЖ, 2000.

Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.

Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж, 1996.

Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. — СПб., 1999.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — СПб., 2003.

Харрис Г. Пусть говорят ваши пальцы: Онлайновая реклама в Интерне­те. - М., 2002.

ХейгМ. Электронный Public Relations. — М., 2002.

Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. — СПб., 2001.

Шемакин Ю.И., Романов А.А. Компьютерная семантика. — М., 1995.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. — М., 2000.

Шкондин М.В. Экономические факторы трансформации СМИ. — М., 1999.

Эко У. От интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. — 1998. — № 32. — С. 5-14.

Alexander J. С The «Form» of Substance: The Senate Watergate Hearings as Ritual // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S.J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.

Balle F. Media et Societe. Paris, 1988.

Barlow John Perry. Selling Wine Without Bottles: The Economy of Mind on the Global Net The Economy of Ideas в Wired, 1994, # 2.03.

Baudrillard J. Mirror of production. St. Louis, 1975.

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecast­ing. N.Y., 1973.

BenigerJ. The Information Society: Technological and Economic Origins // Me­dia, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S J., Cantor M.G. Newbury Park, 1986.

Blumer H. The Mass, the Public, and Public Opinion // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York. — 1953.

Castelb M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Mile-nium. Maiden (Ma.) — Oxford: Blackwell Publ., 1998.

Cooley Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.

Denton R. The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. West-port (Conn.), 1993.

DruckerP.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.

Hassan, Ihab. Making sense: the triumph of postmodern discourse. // New lit­erary history, vol. 18, № 2, 1987, pp. 445—446.

KellyP. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net, 1997. http://www-home.calurnet.yorku.ca/ /pkelly/www/idl .htm.

Kris R, Leites N. Trends in the Twentieth Century Propaganda // Reader in Pub­lic Opinion and Communication Ed., by Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.

Lasswm H.D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.

Lazflrsjtyd P.F., Berelson В., GaudetH. The People's Choice. New York, 1948.

LazarsfeSd P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.

Lyotard G.F. La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P., 1979.

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983.

MattelartA. et MattelartM. Histoire de la Theorie de la Communication Paris, 1995.

McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.

Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

Newhagen I.E., Cordes J. W., Levy M.R. NIGHTLY @ nbc comm. Audience Scope and Perception of Interactivity in Viewer Mail on the Internet // Journal of Communication. 1995. Summer, Volume 45. Number 3.

Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, L, 1980.

Odlyzko A. The Economics of Electronic Journals. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4, № 1.

Ohmae K. The borderless world, power and strategy in the interlinked economy. London, 1990.

On McLuhan. Forward through the Rearview Mirror / Ed. by P. Benedetti and N. DeHart NY, 1996.

Regier W. Scholarly Press Websites. // The Journal of Electronic Publishing. September, 1998. Vol. 4. № 1.

Reid. E Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submit­ted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Stud­ies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. http://fun91 .kivikko.hoas.fi/~donwurff/irc/cult-form.html

Revue francaise de communication. 1979. № 3.

Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Com­munication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.

Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Com­munication. 1995, Summer. Volume 45. № 3.

Schudson M. The Menu of Media Research // Media, Audience and Social Structure / Ed. by Ball-Rokeach S. J., Cantor G.C. Newbury Park, 1986.

Sfez L. Critique de la Communication. Paris, 1992.

Shum S.B. and Sumner T.JIME: Fn Interactive Journal for Interactive Media. First Monday.2001.Vol. 6, 2.

The Media and the Persian Gulf War. Ed. by Denton R. E. Jr. Westport (Conn.), 1993.

Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.

Приложения


• Приложение 1. Документы
• Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа
• Приложение 3. Учебные программы и проекты

Приложение 1. Документы

Наши рекомендации