Сейчас что-либо изменяется в подходах к сети?
Что-то да. В последние годы дискуссии в Сети вышли на новый уровень. Ряд проблем, в том числе осмысление социальных, психологических и иных, стали рассматриваться сетевыми деятелями, к этому времени уже опытными профессионалами, сквозь призму изменений, которые, хотя и медленней, чем хотелось, произошли в жизни российского интернета. Прежде всего, это значительное увеличение числа компьютеров, подключенных к интернету в стране, — порядка двух миллионов. С учетом массового распространения мест коллективного пользования можно говорить уже о многомиллионной аудитории интернета в России. Качественные изменения аудитории также произошли. В сеть пришли опытные специалисты старшего возраста, известные печатные (офлайновые) издания стали все больше размещать свои электронные версии, возникли сотни новых сайтов и сетевых газет и журналов. «Мыслители» интернета сами стали руководителями сетевых изданий, сайтов и серверов, в связи с чем их подход ко многим вопросам функционирования в сети, в том числе этическим и правовым, тоже изменился.
После реализации в марте 1999 года самого крупного, масштабного проекта в сетевой журналистике — создания ежедневной «Газеты. Ру» — началось серьезное переосмысление возможностей периодического издания в сети. Качественно новый уровень издания изменил представление о возможностях нового вида СМИ. Этому способствовало несколько причин.
1. Сверхоперативность. Редакция стала получать новости непосредственно от информационных агентств и получать по собственным каналам, передавая это на «ленту новостей» газеты мгновенно. Это дало возможность читателям получать информацию в режиме реального времени, а издателям — обновлять информационные сообщения по 20 раз в сутки и обозначать время выхода газеты в виде не только даты, но и в часах, минутах и секундах — на момент входа читателя в интернет. Таким образом, электронная газета впервые стала оперативней телевидения, во всяком случае, между информационными выпусками последнего и после окончания ночной трансляции. Пользователь получил возможность узнать в «Газете.Ру» о новости, которая лишь завтра появится в телеэфире. Это же, хотя и в меньшей степени, относится и к радиоинформации, поскольку способ получения новости от источника радиожурналистами также уступает цифровому.
2. Объем передаваемой информации. Практическая неограниченность объема информации, помещаемой в «Газете.Ру», обусловлена многими приложениями и расширениями. Ни одно бумажное и аудиовизуальное СМИ не может позволить себе неограниченный объем информации по любой теме.
3. Иллюстративность. Цветные и черно-белые фотографии, таблицы, графики и диаграммы, а также звуковые и видеофрагменты, сопровождающие и дополняющие текст, также предоставляются заинтересованному читателю в неограниченном объеме, недоступном другим СМИ.
4. Авторский состав. Редакция оперативно заказывает выступления авторам-специалистам, живущим в любой точке земного шара. Возможность привлечения профессионалов самого высокого уровня связана, с одной стороны, высокими ставками авторского гонорара, а с другой — высоким рейтингом газеты, с первых дней существования
ставшей первой в стране среди всех сетевых СМИ (случай до этого абсолютно невероятный!).
Через несколько месяцев после основания, вследствие каких-то причин нетворческого характера, создатель модели и главный редактор «Газеты.Ру» А. Носик вынужден был уйти из редакции и создал два других издания — «Ленту.Ру» и «Вести.Ру», которые, наряду с продолжающей выпуск «Газетой.Ру», постоянно находятся в числе лучших в стране по рейтингу информационно-поисковой системы Rambler.
Казалось бы, многолетнее противостояние бумажной прессе, вынашиваемое годами и частично выстраданное ощущение превосходства над традиционными СМИ должны были в этих условиях усилиться. Но появление в сети электронной версии «Московских новостей» произвело такое впечатление на одного из ведущих сетевых журналистов Е. Вайнера, что он в «Русском журнале» опубликовал статью «Баста, карапузики? Или как закалялось оптоволокно», в которой высказал пессимистические соображения по поводу конкуренции сетевых изданий с бумажными. «В самое ближайшее время мы станем свидетелями того, что интернет перестанет мыслиться как оппозиция офлайну. Эти два слова потеряют свой глобальный смысл и из метафизических понятий, описывающих скорее жизненные позиции, превратятся в рабочие функциональные термины. Сеть не сломает офлайн, все будет наоборот» (Курсив мой. — А.А.). Е. Вайнер утверждает, что «Газета.Ру» именно потому одна из лучших в сети, «что похожа на лучшие издания офлайна».
Статья Е. Вайнера вызвала массу откликов в посвященном ей форуме. Форум — это трибуна обсуждения в специально установленной для этого программе. Они могут посвящаться разным — частным и общим — темам, а могут быть привязаны к одной публикации. Первым по поводу статьи Вайнера высказался А. Носик, по-прежнему отстаивающий особенность сетевого издания и отличие его от бумажного. Затем дискуссия продолжалась как среди специалистов, так и среди рядовых пользователей. Является ли сетевое издание принципиально другим по сравнению с печатным? Существуют ли различия между публикациями в печатном издании и специально подготовленными для сетевого?