Сейчас что-либо изменяется в подходах к сети?

Что-то да. В последние годы дискуссии в Сети вышли на новый уро­вень. Ряд проблем, в том числе осмысление социальных, психологиче­ских и иных, стали рассматриваться сетевыми деятелями, к этому време­ни уже опытными профессионалами, сквозь призму изменений, которые, хотя и медленней, чем хотелось, произошли в жизни российского интер­нета. Прежде всего, это значительное увеличение числа компьютеров, подключенных к интернету в стране, — порядка двух миллионов. С уче­том массового распространения мест коллективного пользования можно говорить уже о многомиллионной аудитории интернета в России. Качест­венные изменения аудитории также произошли. В сеть пришли опытные специалисты старшего возраста, известные печатные (офлайновые) изда­ния стали все больше размещать свои электронные версии, возникли сот­ни новых сайтов и сетевых газет и журналов. «Мыслители» интернета са­ми стали руководителями сетевых изданий, сайтов и серверов, в связи с чем их подход ко многим вопросам функционирования в сети, в том числе этическим и правовым, тоже изменился.

После реализации в марте 1999 года самого крупного, масштабного проекта в сетевой журналистике — создания ежедневной «Газеты. Ру» — началось серьезное переосмысление возможностей периодического издания в сети. Качественно новый уровень издания изменил пред­ставление о возможностях нового вида СМИ. Этому способствовало несколько причин.

1. Сверхоперативность. Редакция стала получать новости непосред­ственно от информационных агентств и получать по собственным кана­лам, передавая это на «ленту новостей» газеты мгновенно. Это дало воз­можность читателям получать информацию в режиме реального време­ни, а издателям — обновлять информационные сообщения по 20 раз в сутки и обозначать время выхода газеты в виде не только даты, но и в часах, минутах и секундах — на момент входа читателя в интернет. Та­ким образом, электронная газета впервые стала оперативней телевиде­ния, во всяком случае, между информационными выпусками послед­него и после окончания ночной трансляции. Пользователь получил возможность узнать в «Газете.Ру» о новости, которая лишь завтра поя­вится в телеэфире. Это же, хотя и в меньшей степени, относится и к радиоинформации, поскольку способ получения новости от источника радиожурналистами также уступает цифровому.

2. Объем передаваемой информации. Практическая неограниченность объема информации, помещаемой в «Газете.Ру», обусловлена многими приложениями и расширениями. Ни одно бумажное и аудиовизуальное СМИ не может позволить себе неограниченный объем информации по любой теме.

3. Иллюстративность. Цветные и черно-белые фотографии, таблицы, графики и диаграммы, а также звуковые и видеофрагменты, сопровождающие и дополняющие текст, также предоставляются заинтересованному читателю в неограниченном объеме, недоступном другим СМИ.

4. Авторский состав. Редакция оперативно заказывает выступления авторам-специалистам, живущим в любой точке земного шара. Возможность привлечения профессионалов самого высокого уровня связана, с одной стороны, высокими ставками авторского гонорара, а с другой — высоким рейтингом газеты, с первых дней существования
ставшей первой в стране среди всех сетевых СМИ (случай до этого абсолютно невероятный!).

Через несколько месяцев после основания, вследствие каких-то причин нетворческого характера, создатель модели и главный редактор «Газеты.Ру» А. Носик вынужден был уйти из редакции и создал два дру­гих издания — «Ленту.Ру» и «Вести.Ру», которые, наряду с продолжаю­щей выпуск «Газетой.Ру», постоянно находятся в числе лучших в стране по рейтингу информационно-поисковой системы Rambler.

Казалось бы, многолетнее противостояние бумажной прессе, вы­нашиваемое годами и частично выстраданное ощущение превосход­ства над традиционными СМИ должны были в этих условиях уси­литься. Но появление в сети электронной версии «Московских ново­стей» произвело такое впечатление на одного из ведущих сетевых журналистов Е. Вайнера, что он в «Русском журнале» опубликовал статью «Баста, карапузики? Или как закалялось оптоволокно», в ко­торой высказал пессимистические соображения по поводу конку­ренции сетевых изданий с бумажными. «В самое ближайшее время мы станем свидетелями того, что интернет перестанет мыслиться как оппозиция офлайну. Эти два слова потеряют свой глобальный смысл и из метафизических понятий, описывающих скорее жизненные по­зиции, превратятся в рабочие функциональные термины. Сеть не сломает офлайн, все будет наоборот» (Курсив мой. — А.А.). Е. Вайнер утверждает, что «Газета.Ру» именно потому одна из лучших в сети, «что похожа на лучшие издания офлайна».

Статья Е. Вайнера вызвала массу откликов в посвященном ей фо­руме. Форум — это трибуна обсуждения в специально установленной для этого программе. Они могут посвящаться разным — частным и общим — темам, а могут быть привязаны к одной публикации. Первым по поводу статьи Вайнера высказался А. Носик, по-прежнему отстаи­вающий особенность сетевого издания и отличие его от бумажного. Затем дискуссия продолжалась как среди специалистов, так и среди рядовых пользователей. Является ли сетевое издание принципиально другим по сравнению с печатным? Существуют ли различия между публикациями в печатном издании и специально подготовленными для сетевого?

Наши рекомендации