Дидактические материалы по второй главе
Задание 1
Для реализации успешного проекта, соберите эффективную команду, учитывая критерии и навыки, перечисленные в главе. По итогам определения потенциальных участников группы, проведите с ними мини-интервью – это позволит Вам более точно определиться в составе команды.
· Как вы видите этот проект?
· Какие перспективы у этого проекта?
· Какими навыками должны обладать участники для его выполнения?
· Какие у вас ожидания от работы в проекте?
· Как Вы видите себя в этом проекте? В чем будет Ваш вклад в работу над проектом?
· Кого Вы считаете необходимо включить в проектную группу? Почему?
Задание 2
а) Определите систему взаимоотношений в группе по следующему алгоритму. Члены команды предлагают ценности, которыми должна руководствоваться команда. Предложения записываются и конкретизируются. Далее, на основе выделенных ценностей, группа обсуждает правила команды, а также награды и санкции.
б) Сформируйте имидж своей команды. Определите, какое общее впечатление должна о себе создавать ваша команда. Возможно, это будет наличие определенного символа, в котором будет «зашифрована» информация о команде.
Задание 3
Определитесь с собственными целями и целями будущей команды, опираясь на SMART-методику Питера Друкера и алгоритм 7 шагов Брайана Трейси.
Задание 4
Организуйте процесс совместной работы и сопровождение деятельности команды, ориентируясь на стратегию действий, описанную в главе. Периодически устраивайте контрольные собрания группы для своевременной корректировки коллегиально выработанного плана.
Глава 3. Технологическое обеспечение медиапроекта как выпускной квалификационной работы
Структура выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта
Выпускная квалификационная работа в форме медиапроекта состоит из текстовой части и итогового медиапродукта.
Итоговый медиапродукт должен быть представлен в записи на электронный носитель, кроме того, он (или ссылка на него) должен быть размещен на специальном сайте не позднее, чем за месяц до защиты, чтобы члены экзаменационной комиссии и все желающие могли ознакомиться с его полной версией.
Текстовая часть состоит из введения, глав, содержащих предварительное исследование (теоретических) и описание проекта (практической), заключение, список литературы и приложение (паспорт проекта).
Порядок следования этих частей не предполагает той же последовательности в их подготовке. Сначала всеми участниками группы совместно (если проект коллективный) или автором (если индивидуальный) составляется паспорт проекта, план работы и введение. В дальнейшем в них, конечно, могут вносить корректировки, но первый их вариант, необходимый для начала работы, должен быть представлен научному руководителю до 1 октября. Тогда же между членами группы распределяются направления исследования и роли в практической работе над медиапродуктом.
Паспорт проекта. Планирование работы
Паспорт проекта – это краткое его описание и план работы. Он поможет вам понять привести в порядок свои мысли и составить четкое представление о последовательности действий. Далее вам предлагается модель паспорта проекта с пояснениями.
1. Тема проекта совпадает с ее формулировкой в распоряжении ректора о назначении тем выпускных квалификационных работ, например, «Создание документального фильма об истории автомобилестроения в нашей стране».
2. Название итогового медиапродукта (мероприятия), его форма. На стадии первичной разработки паспорта проекта это будет рабочее название, его можно менять, главное – не забыть внести изменения в окончательный вариант паспорта перед защитой.
3. Исполнители – список вашей группы с полным указанием фамилии, имени и отчества каждого. Первым идет координатор из студентов, все остальные – в алфавитном порядке.
4. Научный руководитель – полностью имя, отчество и фамилия, ученая степень (например, кандидат филологических наук) и звание (доцент или профессор).
5. Тема проекта (о чём он?), проблема, к которой он призван привлечь внимание, и идея (что именно вы хотите донести до своей аудитории?).
6. Обоснование актуальностимедиапродукта – как он соотносится с проблемами современности, чем может заинтересовать аудиторию (не более 500 знаков с пробелами).
7. Новизнамедиапродукта – что до вас не делал никто другой? В чем уникальность вашего медиапродукта?
8. Целевая аудитория – для кого вы делаете свой проект?
9. Место публикации/ размещения/ проведения итогового продукта/ мероприятия. Краткий примерный план его продвижения (как вы собираетесь сообщать о нем своей целевой аудитории?). Если ваш медиапродукт публикуется в СМИ, предполагается, что оно берет на себя его продвижение. В таком случае вы указываете, чем продукт интересен именно для этого СМИ.
10. Техническое обеспечение проекта – список оборудования, которое вам понадобится, и где вы его планируете взять? Если вы рассчитываете на то, что оборудование будет предоставлено вам университетом, то необходимо заранее, на этапе составления паспорта, согласовать условия и время. Опыт показывает, что большинство групп хочет проводить видеосъемки примерно в одно и то же время, совпадающее к тому же со временем съемок в творческих мастерских. В такой ситуации вы можете оказаться без камеры. Обязательно запланируйте съемки на определенные, согласованны даты и отразите это в графике работы над проектом.
11. Направления предварительного исследования и ответственные за них. Здесь указывается, кто из вас будет исследовать тот или иной теоретический аспект работы над медиапродуктом. По сути, это названия теоретических глав и их авторов.
12. Распределение ролей в работе над проектом – здесь вы расписываете, кто что будет делать (собирать материал, проводить съемки, брать интервью, монтировать, заниматься продвижением продукта, оформлять окончательно текстовую часть проекта и т.д.).
13. Временные рамки проекта – планируйте их так, чтобы проект был готов к предзащите (начало мая).
14. График работы над проектом необходимо составить так, чтобы вы могли его выполнить и понимали, что отступать от него нельзя. Соблюдение графика важно, в первую очередь для вас самих. Согласно анкетам выпускников, соблюдение сроков работы над проектом являлось одним из самых сложных аспектов работы над проектом для 18 (!) человек из 23, причем многие поставили именно эту трудность на первое место. Обязательно занесите сроки завершения каждого этапа в свои индивидуальные рабочие календари, поставьте напоминания за месяц и за каждую из оставшихся недель. Можете наметить для себя лично более ранний срок завершения своего этапа работы, тогда больше шансов, что вы справитесь вовремя.
Примерный образец графика работы
Вид работы | Исполнители | Начало работы | Завершение работы | Отметка о выполнении |
Составление паспорта проекта | Иванов И.И. Петров П.П. Сидоров С.С. | 1 сентября 2015 | 30 сентября 2015 | Выполнено 25 сентября 2015 |
Составление сценария | ||||
Исследование… | ||||
Съемки | ||||
Монтаж | ||||
Размещение на видеохостинге | ||||
Продвижение | ||||
Оформление текстовой части | ||||
Предзащита | ||||
Защита проекта |
Количество и содержание пунктов плана зависит от специфики вашего проекта. Не забудьте включить в него исследовательскую часть, работу по продвижению продукта и контрольные мероприятия (предзащиту и защиту).
15. Сценарий медиапродукта. К концу сентября вы обсуждаете с научным руководителем предварительный сценарий, выявляете его недостатки, отмечаете трудности, с которыми можете столкнуться при его реализации, продумываете альтернативные варианты. В процессе работы сценарий неизбежно меняется. В окончательный текстовый вариант проекта входит последняя версия сценария.
Содержание введения: научный аппарат исследования
Введение составляется коллективно, с учетом направлений исследовательской работы каждого члена группы. Оно является, по сути, тоже паспортом, но уже только исследовательской части работы. Здесь вам надо отвлечься от названия своего медиапродукта и сосредоточиться на теме проекта: например, особенностях создания фильма с определенной проблематикой. Далее приводится примерный план введения. Обратите внимание, пункты плана пронумерованы для вашего удобства, но в самом введении цифры не ставятся!
1. Актуальность темы: почему о ней стоит писать? Актуальность темы проекта не полностью совпадает с актуальностью медиапродукта, указанной в паспорте проекта. Здесь акцент перемещается на ваше исследование. Почему оно необходимо именно сейчас? Отчасти это обусловлено актуальностью продукта, а отчасти, возможно, недостаточной изученностью выбранного вами жанра, проблематики, творческих приемов и т.д.
2. Новизна– это то, что Вы рассмотрели впервые: неизученный материал, новые аспекты проблемы, современные источники т.п.
3. Цель работы – одна, вытекает из темы вашего проекта: исследовать особенности создания…
4. Задачиисследования конкретизируют путь достижения цели. Их бывает несколько (обычно 3-5), разумно будет каждому участнику проекта выделить одну главную задачу своей главы. Формулируются задачи списком, грамматически единообразно, по возможности, без лексических повторов:
1) рассмотреть…
2) изучить…
3) проанализировать…
4) выявить… и т.п.
Задачи должны быть решены в работе: в заключении обязательно должны быть сделаны выводы, соответствующие решению каждой задачи (сама задача при этом не повторяется и даже не упоминается!).
5. Объект исследования – это то, что именно вы исследуете: например, документальные телефильмы.
6. Предмет исследования – конкретный аспект объекта, например, особенности его создания при определенных условиях (той или иной проблематике, целевой аудитории и т.д.).
7. Гипотеза – утверждение, которое вы собираетесь доказать в своей работе (она может не подтвердиться или подтвердиться частично – об этом пишут в заключении). Сложность в формулировке гипотезы для мультимедийного проекта обусловлена тем, что каждый участник провидит свою часть исследования относительно независимо и доказывает что-то своё. Необходимо объединить все это в одном предложении, например, можно сделать предположение о том, что именно (форма, жанр, определенные творческие приемы) позволит вам создать принципиально новый и интересный для публики продукт на данную тему (здесь придется доказать, что до вас такого никто не делал, а также изучить реакцию аудитории). Важно, чтобы гипотеза не звучала банально, самоочевидно и была верифицируема, т.е. её можно было бы логически проверить на истинность. Неверифицируемыми, например, являются оценочные высказывания: «Данный жанр является наилучшим для раскрытия этой проблемы» – из-за субъективности оценок практически невозможно установить критерий того, что будет просто хорошим жанром для этого, а что – наилучшим.
8. Теоретическая база исследования – научные работы, наиболее полно и глубоко освещающие тему вашего исследования или отдельные ее аспекты.Обычно указываются авторы и кратко тематика работ, без названий. Логично будет каждому участнику группы назвать одно-два имени.
9. Эмпирическая база – это материалы СМИ, которые вы анализировали для выявления сильных и слабых их сторон (сюда не включают свой медиапродукт!). Необходимо указать, какие издания, за какой период вы привлекали; если важно – каких авторов; обязательно сосчитать сколько публикаций (фильмов, передач и т.д.) рассмотрено.
10. Методы исследования– здесь перечисляются все методы, которые использовали участники группы (контент-анализ, опрос, анкетирование, анализ теоретических источников, стилистический анализ и т.д.).
Определение научного аппарата исследования – один из самых сложных и важных этапов работы над проектом. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своему научному руководителю. Но и не думайте, что он все сделает за вас: составьте свой, пусть и не самый удачный вариант введения и только тогда попросите исправить ошибки, дать совет.
Содержание и структура теоретических глав выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта
Основная часть работы должна быть разбита на главы, а главы – на параграфы. Все они должны быть озаглавлены (нельзя писать просто «Основная часть» или «Практическая глава»), причем названия их не должны совпадать ни между собой, ни с темой проекта. Каждый участник проекта пишет одну из теоретических глав по своему направлению исследования, таким образом, количество глав в текстовой части зависит от состава группы. Объем каждой главы – не менее 15 страниц и не более 25. В главе выделяется от двух до четырёх параграфов, в зависимости от исследуемого материала, объем параграфов жёстко не регламентируется, но желательно, чтобы он не слишком сильно различался внутри одной главы (нельзя, чтобы один параграф был 2 страницы, другой – 7, а третий – 15).
В своей главе автор кратко обращается, к теоретическим работам, написанным до него, чтобы уточнить основные понятия, определиться с существующими классификациями и т.п. Не надо писать об общеизвестных вещах – только о том, что непосредственно относится к теме и требует уточнения (статья из Википедии про публицистический стиль совершенно неуместна!). Обязательны кавычки при цитировании. Обязательны сноски на источник и при цитировании, и при пересказе. Каждый раз, когда вы обращаетесь к идеям какого-либо автора, необходимо упоминать его в самом тексте работы (например, «как отмечает Е.И. Шейгал…»), а не только делать сноску после цитаты.
Обратите внимание, в тексте работы, как и везде, кроме списков, сначала указываются инициалы, а потом фамилия, это связано с русскими речевыми традициями – сначала называют имя и отчество человека. В списках (и в сносках на литературу, которые повторяют описание источника в списке) сначала обязательно указываются фамилии, потому что именно они располагаются в алфавитном порядке.
Теории (т.е. реферирования) не должно быть слишком много, она не должна быть оторвана от анализа материалов СМИ и от вашего собственного проекта. Обращение к научным работам необходимо для выработки подходов к анализу журналистских материалов и для выбора путей реализации своего проекта, именно к этому должна приводить каждая теоретическая глава. Постарайтесь в конце ее сделать выводы о том, как изученный вами теоретический и практический материал можно использовать при работе над медиапроектом.
Логика изложениявнутри должна следовать за планом работы, а не за реферированием одной теоретической работы и не за примерами. Не стоит брать одну статью (или передачу и т.д.) и разбирать ее досконально, а потом переходить к другой. Лучше выбирать из всех материалов СМИ примеры того, что относится к вашей теме, и группировать их по логическому принципу (например, рассмотреть примеры разных жанров, в которых освещается выбранная вам тематика, потом выявить творческие приемы, которые используют журналисты для освещения проблем, подобных вашей, и т.д.).
Проверка на плагиат обязательно проводится научным руководителем перед защитой. Работы, в которых процент оригинального текста меньше 80, до защиты не допускаются. Это касается всей текстовой части диплома в целом. В то же время научный руководитель может проверить на плагиат каждую главу по отдельности и в случае, если в одной из них процент оригинальности будет низок, отметить это в своем отзыве. Естественно, это повлияет на индивидуальную оценку участника проекта.
Содержание и структура практической части выпускной квалификационной работы в форме медиапроекта
Практическая глава выпускной квалификационной работы представляет собой описание процесса работы над медиапродуктом и его продвижением. Над этой главой работают все участники проекта, предлагая свои соображения по поводу поиска материала и творческих решений, трудностей, с которыми им пришлось столкнуться, и путей их преодоления и т.д.
За основу этой главы можно взять паспорт проекта, развернув каждый его пункт, касающийся работы над медиапродуктом. Название главы должно отражать ее содержание, например, «Процесс разработки и создания сайта (название)». Эта глава также делится на несколько параграфов, например, 1. Сбор материала, 2. Технологический процесс создания медиапродукта, 3. Продвижение медиапродукта в социальных сетях.
Возможно включение фрагментов практической части дипломной работы в теоретические главы каждого из авторов проекта.
Однако окончательное решение о структуре работы в каждом конкретном случае принимает научный руководитель с учетом специфики проекта и индивидуальной работы дипломников.
3.6 Выводы по главам и заключение
После каждой теоретической главы желательно кратко сформулировать 2-5 выводов по ней. Выводы оформляются нумерованным списком, в каждом пункте должно быть не более двух предложений.
Заключение не должно повторять выводы по главам и содержать пересказ того, что вы сделали в своей работе.
Что должно быть в заключении:
Общие выводы – по одному на каждую задачу из введения (задачи при этом вообще не упоминаются!).
Вывод о том, подтвердилась ли гипотеза. Она может не подтвердиться или подтвердиться частично – о причинах этого надо порассуждать. Объем этой части не менее 2/3 страницы.
Практические рекомендации журналистам и т.д. (не обязательно).
Перспективы исследования – частью какой более широкой проблемы является та, что исследована вами? Какие еще аспекты проблемы нуждаются в более полном изучении? Как материал можно привлечь к сопоставлению?
3.7 Правила оформления выпускной квалификационной работы
Текст работы оформляется шрифтом Times New Roman, размером 14, через полуторный интервал (в меню «Азбац» междустрочный интервал 1,5, пробелы перед абзацем и после него надо удалить). Поля сверху, снизу и слева составляют 2,5 см, справа – 1,5 см, абзацный отступ – 0,5 см.
Титульный лист считается первым, но номер на нем не ставится – это делается в настройках нумерации страниц (См. образец титульного листа). На остальных страницах номер внизу по центру.
Страница 2 – Содержание. В нем должны быть указаны номера страниц, на которых начинаются введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложение (паспорт проекта и его сценарий). Все, кроме параграфов, должно начинаться с новой страницы.
Введение и заключение вместе должны составлять примерно 1/8 от объема работы, т.е. введение 3-5 стр., заключение 1,5-2 стр.