Творческий, исследовательский и практикоориентированный виды проектов
При подготовке итогового медиапроекта важно понимать, что он не может в чистом виде относиться к одной из этих групп, так как совмещает в себе творческое, исследовательское и практическое начало.
Изначально любой итоговый медиапроект ориентирован на практическую профессиональную деятельность в сфере массовой коммуникации. Авторы заранее определяют целевую аудиторию и отслеживают востребованность своего медиапродукта в средствах массовой информации, на информационных сайтах, видеохостингах и т.п. При этом учитывается и оценка продукта редакцией СМИ, которое приняло его к публикации, и количество обращений, просмотров и комментариев в интернете.
С другой стороны, итогом проекта становится продукт журналистского творчества. Это позволяет студентам раскрыть свой креативный потенциал в области того или иного типа СМИ, использовать разнообразные приемы эмоционального воздействия на аудиторию, чтобы привлечь внимание к обсуждаемой проблеме. При этом важны все составляющие подготовленного медиатекста: речь, фото-, аудио- и видеоматериалы, использование интерактивных технологий в коммуникации с аудиторией. Учитывается отбор материала, композиция итогового продукта, коммуникативные навыки авторов – все, что в журналистике требует творческого подхода.
Но творческий аспект медиапроекта, являясь самым очевидным, не отменяет менее заметный в продукте, но очень важный на подготовительном этапе исследовательский аспект. Любое творчество, т.е. создание чего-либо нового, уникального, опирается на накопленный опыт. Именно он и требует исследования. Полезным может оказаться и изучение теоретических работ по выбранной сфере журналистики, по жанру, в котором вы предполагаете работать, по технологии создания разных типов медиатекстов, по стилистике и т.д.
Не менее важным является обобщение практического опыта ваших предшественников – анализ проектов, сходных с вашим по форме и по тематике. Рассмотрите их структуру, использованные в них творческие и технологические приемы, контент – это поможет вам, с одной стороны, не совершать очевидных ошибок «изобретая велосипед», а с другой – не повторять в точности то, что уже было сделано до вас.
Нельзя забывать о продвижении проекта и целевой аудитории – ее информационные запросы и способы их удовлетворения могут стать отдельным предметом вашего исследования, так же как и разработка стратегии продвижения медиапродукта в интернете.
Наконец, исследования может потребовать и сама проблема, которой посвящен ваш проект. Естественно, журналист не может знать всего на свете. Тем более важно подробно изучить тему, которую он собирается освещать, чтобы выбрать ее наиболее значительные и интересные аудитории аспекты.
Таким образом, итоговый медиапроект является одновременно и практикоориентированным, и творческим, и исследовательским. В некоторых случаях та или иная его сторона может становиться более существенной для автора (например, студент, планирующий продолжить обучение в магистратуре и заниматься научной деятельностью, может уделить гораздо больше внимания исследовательской составляющей проекта). Но важно, чтобы ни одна из них не оказалась полностью отброшенной.
1.3 Формы проектов, основные требования
Конечной целью проекта является создание и продвижение определенного медиапродукта. Выпускной медиапроект может быть реализован в сфере, имеющий непосредственное отношение к системе массмедиа. В частности, это может быть разработка и выпуск не менее одного номера журнала, газеты или иного медийного спецпроекта. Возможно также создание серии аналитических статей, очерков, репортажей, на социально значимую тему, которые должны быть опубликованы в зарегистрированных СМИ. Медиапроектами считаются телевизионные или радийные проекты в форме ток-шоу, тематической программы, серии интервью с гостями в студии или вне ее.
В зависимости от этого к разным формам проектов предъявляются специфические требования.
Требования, предъявляемые к видеопроектам
Данный вид медиапроекта представляет собой отдельный видеопродукт или цикл видеоработ, которые оцениваются как совокупность художественных и технических средств в области аудио- и видеоконтента, используемых для решения поставленной журналисткой задачи. Под циклом видеоработ подразумевается не менее 5 выпусков.
Необходимо четко определить жанр и форму конечного продукта. При этом хронометраж, тематика и художественно выразительные средства, используемые в работе, должны строго соответствовать заявленному жанру. В то же время, поощряются новаторские решения, синтез жанров, поиск новых форм изложения.
Такие изменения формы и художественные решения необходимо отметить в документации к проекту. Их принцип и значение, должны быть изложены в теоретической части работы и заявлены как авторские решения на самой защите и в презентации проекта. Таким образом, и поиск новых форм, и следование жанровым канонам, несмотря на противопоставленность этих двух подходов, являются основным критерием положительной оценки дипломной работы.
Хронометраж видеоработы напрямую зависит от требований непосредственного заказчика медиапродукта или же технических особенностей площадки, на которой будет размещен данный продукт.
При использовании музыки, фрагментов фильмов, телепередач, и любого другого типа аудиовизуального контентана, на который распространяется действие закона об авторском праве, необходимо указывать все использованные источники в проектной документации и в самой видеоработе посредством титрирования. Использование различного стороннего аудиовизуального контента в работе должно быть обоснованно в проектной документации и при необходимости на защите проекта.
Файлы видеоработ необходимо предоставлять в форматах MPEG-4 и MOV. Битрейт звука файла не должен быть ниже 128 кб/с. Рекомендуемая частота 320 кб\с. Частота дискретизации 44.100 или 48.000 кгц.
Оператор следует знать правила выстраивания композиции кадра. «Картинка» должна быть четкой, центральные элементы кадра – «в фокусе». Не допускается наличие «пересвеченого» или «тёмного» изображения. Настоятельно рекомендуется использовать системы стабилизации камеры, шатативы моноподы и т.д. Изображение на должно «дрожать». Необходимо чтобы формат и соотношение сторон видео были корректными. Не допускается «сложенного» «растянутого» изображения, наличия «чёрных рамок».
Монтаж должен быть динамичным настолько, чтобы зритель не терял интереса к видеоработе. В то же время, это не означает, что монтаж должен обязательно быть резким и клиповым.
Необходимо, чтобы все аудиоэлементы медиапродукта имели громкость, достаточную для их комфортного прослушивания. В работе не должно быть резких перепадов громкости. В то же время рекомендуется избегать сильной компрессии звука. Значение RMS финальной фонограммы не должно превышать значения 8-10 дб. Необходимо избегать частотных конфликтов и маскировки одних частот другими.
Речь спикеров, ведущих, диктора должна быть отчетливо слышна, не перекрываться музыкой или интершумом (за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением). Необходимо следить за соблюдением нормам орфоэпии. В речи не должно быть явных дефектов (за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением).
Видеоработа должна представлять художественную и информационную ценность, то есть интересна аудитории не как выпускная студенческая работа, а как самостоятельный журналистский продукт.
Требования, предъявляемые к радиопроектам
Необходимо четко определить жанр и форму конечного продукта. Важно чтобы хронометраж, тематика и художественно выразительные средства, используемые в работе, строго соответствовали заявленному жанру. В то же время, поощряются новаторские решения, синтез жанров, поиск новых форм изложения и звучания.
Радиопроект должен представлять самостоятельную художественную и информационную ценность. То есть должен быть интересен аудитории не как выпускная студенческая работа, а как полноценный журналистский продукт.
Файлы радиоработ необходимо предоставлять в форматах WAVE, Mp3, OGG. Битрейт файла вашей работы не должен быть ниже 128 кб/с., даже если формат вещания станции 64 кб/с. Рекомендуемая частота 320 кб\с. Частота дискретизации 44.100 или 48.000 кгц.
Хронометраж одного выпуска радиоработы не должен превышать 2 часов. Настоятельно рекомендуется не представлять на защиту работы, хронометраж одного выпуска которых превышает 1 час. Рекомендованный диапазон хронометража радиоработ – от 3 до 45 минут. Один выпуск передачи превышающий хронометраж 45 минут, как привило, представляется в двух частях, как два выпуска или как цикл работ.
Под циклом радиоработ подразумевается не менее 5 выпусков.
Указания по хронометражу носят рекомендательный характер. Существенным является обоснованное требование непосредственного заказчика медиапродукта, или же технические особенности площадки, на которой будет размещен продукт.
При использовании музыкальных произведений, звуковых фрагментов фильмов, аудиокниг, теле и радиопередач, различного интернетконтента, необходимо указывать все источники в документации проекта. В ряде случаев, необходимо указывать авторов посредством дикторского текста в самом «теле» работы. При использовании вышеуказанного контента, необходимо исходить из принципов и положений закона об авторском праве.
Динамический баланс. Необходимо, чтобы все аудиоэлементы работы имели громкость, достаточную для их комфортного прослушивания. В работе не должно быть резких перепадов громкости. Если это необходимое художественное решение (например, использование старых записей в передаче, или стилизация каких-либо элементов передачи под «ретро»), необходимо добиться плавного перехода между разными по уровню сигналами.
В то же время рекомендуется избегать сильной компрессии звука. Значение RMS финальной фонограммы не должно превышать значения 8-10дб.
Частотный баланс. Необходимо избегать частотных конфликтов и маскировки одних частот другими. Речь спикеров, ведущих, диктора, должна быть отчетливо слышна, и не должна перекрываться музыкой или интершумом, за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением.
Речь диктора, корреспондента, ведущего должна соответствовать нормам орфоэпии. Голос четко слышен, и лишен явных дефектов речи, за исключением случаев, когда это является обоснованным художественным решением. Речь спикеров, гостей и иных участников передачи не являющихся журналистами или профессиональными дикторами так же должна быть комфортной для прослушивания. Допускается и рекомендуется исправление недостатков их речи посредством аудиомантажа. Допускается и обратное, в случае, когда это является художественным средством, например, в жанре фельетона.
Качество аудиомонтажа и исходных материалов радиоработы должны отвечать стандартам современных СМИ. Не допускается наличие склеек, щелчков, искажения и деструктивного перегруза сигнала, технического дисбаланса левого и правого каналов, проблем фазовой совместимости, посторонних технических шумов и т.д.
Требования, предъявляемые к интернет-проектам
Выпускной проект возможно реализовать в сети интернет. При этом, с одной стороны, он отвечает всем требованиям проекта по направлению подготовки журналистов – журналистский проект, с другой, – обладает функциями и свойствами, по которым существуют интернет-проекты в реальной действительности (интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность и др.). В частности, это может быть средство массовой информации (по форме и содержанию, но допускается без юридической регистрации), а именно: on-line газета или журнал, интернет-версия любого издания off-line, информационно-новостной портал, авторский или коллективный блог, news-letter, видео или аудиоканал на хостинге и др.
Также в интернете можно опубликовать готовый медиапродукт, в этом случае мы рассматриваем сеть как средство массовой коммуникации для представления результата проекта. Это может быть серия материалов, объединенных общей концепцией (жанровой, тематической, идейной и др.), представляющих видеосюжеты по теме, аудиоинтервью по общей проблеме, корреспонденции в текстовом формате, лонгрид, серия фотоснимков и проч.
Требования, предъявляемые к издательским проектам
Если итоговым медиапроектом является издательский проект, при его подготовке необходимо учесть следующие требования.
Выбирая тип издания для выпускного медиапроекта (журнал, газета, буклет, проект учебного пособия, сборника материалов и т.д.), нужно иметь четкое представление о его форме и содержании, полностью соответствующих заявленной теме дипломного проекта, их единстве и динамичном взаимодействии. При этом необходимо учитывать современную типологию СМИ для журналов, газет и т.п.
Объем и контент печатного издания должны соответствовать теме дипломного проекта, глубине ее проработки и способствовать ее максимальному раскрытию. Минимальный объем издания: формат А3 – 4 полосы, формат А4 – 16 полос, формат А5 – не менее 32. Целесообразность применения других печатных форматов и объемов согласовывается с научным руководителем.
В издании должны быть строго соблюдены все законодательные требования, предъявляемые к российской печатной прессе «Законом о СМИ», а также «Законом об авторском праве и смежных правах», особенно это касается использования на страницах издания фото и другого иллюстративного материала, инфографики.
В ходе работы над выпускным медиапроектом необходимо создать медиа-кит (пресс-кит) издания, в котором будут отражены все его основные характеристики: тип, цели, задачи, целевая аудитория, рубрикатор, выходные данные, образцы дизайна и верстки материалов, предполагаемая схема распространения и т.д. Медиа-кит – это визитная карточка издания, его PR-проекция. Медиа-кит представляется на предзащите в виде презентации или буклета любого удобного формата. Главные вопросы, которые должен задавать себе студент при создании медиа-кита: что? для кого? для чего? зачем? как? чтобы что?
При создании печатного издания необходимо ознакомиться с современными тенденциями дизайна и верстки в печатной прессе, учитывать и стараться соответствовать им при создании макета издания. Особенно приветствуется творческий подход к использованию этих новаций, соответствующий выбранному типу издания и его содержанию. В работе над изданием возможна помощь профессиональных дизайнеров и верстальщиков в разумных пределах. Их имена и фамилии обязательно указываются в выходных данных проекта.
Итоговый издательский медиапроект представляется к предзащите (защите) в двух форматах – печатном (не менее 3-х экземпляров, не обязательно выполненных на профессиональном типографском оборудовании) и в электронном виде формата pdf с соблюдением основных полиграфических требований.