Профессионально-творческая практика
Отчетные материалы: совместный рабочий график (план); индивидуальное задание; отчет студента о результатах практики, характеристика руководителя практики от организации, материалы (потфолио), подготовленные по заданию редакции (с учетом видов профессиональной деятельности) – не менее 10, проблемный материал, значительный по объему и охвату предоставляемой информации – не менее 1.
Форма контроля – оценка.
Компетенции и планируемые результаты, на освоение которых нацелена практика, представлены в Таблице 4.
Таблица 4.
Код компетенции ФГОС ВО | Название компетенции | Перечень планируемых результатов практики |
ОК-7 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Уметь соотносить результаты индивидуальной работы с коллективной, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владением навыками коллективной работы |
ОК-8 | способность к самоорганизации и самообразованию | Уметь выполнять редакционные задания в отведенные сроки Владеть навыками поиска и анализа дополнительной информации |
ОПК-19 | способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах | Знать основные требования к журналисту в конвергентной редакции Уметь создавать медиатекст в разных знаковых система в зависимости от медийной площадки Владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах | Знать жанровую специфику медиатекстов, особенности основных типов, видов и форматов СМИ Уметь создавать медиатекст в разных знаковых системах с соблюдением сроков Владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта для различных мультимедийных платфоррм |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов | Знать требования, предъявляемые к медиатекстам, в различных СМИ Уметь обрабатывать медиатексты в соответствии с принятыми в СМИ требованиями Владеть методами развития профессиональной рефлексии |
ПК-5 | способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами | Знать особенности жизненного цикла медиапродукта Уметь планировать собственную работу, соотносить собственные профессиональные цели с целями редакции, участвовать в реализации медиапроекта и продвижении медиапродукта на информационный рынок Владеть навыками работы в команде |
Защита результатов производственной практики (по получению профессиональных навыков и опыта профессиональной деятельности, профессионально-творческой) проходит публично. Итоговую оценку выставляет комиссия, состоящая из ведущих преподавателей кафедры и руководителей практики (не менее трех человек).
На выступление студенту дается 5-7 минут, в течение которых он рассказывает о специфике работы, выполняемой на практике, и об особенностях редакции, в которой он работал. Студент готовит презентацию, в которой демонстрирует подготовленные за время практики материалы. Члены комиссии и присутствующие на защите имеют возможность задать выступающему вопросы о его профессиональной деятельности. Общая продолжительность защиты одного студента – около 15 минут.
Критерии оценки профессиональной деятельности:
· объективность и фактологичность представленных материалов;
· качество итогового текста (отчета) и презентации;
· соблюдение правил и норм русского литературного языка в материалах, публичной речи и в презентации;
· участие в разных этапах подготовки медиапродукта: сбор информации, ее проверка и обработка, продвижение;
· самостоятельность при выборе темы;
· отражение в итоговом тексте общественных интересов и потребностей;
· умение вычленить проблему и представить разные точки зрения на нее;
· наличие и аргументированность авторской оценки происходящего;
· знание нормативных документов и умение оперировать ими в профессиональной деятельности;
· соблюдение правовых и этических норм журналистской деятельности
· владение мультимедийными технологиями.
Комиссия учитывает при выставлении оценки мастерство защиты: умение отстаивать свою точку зрению, апеллировать к профессиональным стандартам качества, грамотность речи. Таким образом, оценка зависит от уровня подготовки материалов, представленных на защиту, от качества отчета студента о своей деятельности в период практики, а также от качества устного выступления и презентации результатов работы.
Студент, по тем или иным причинам не прошедший практику в установленное время, направляется для повторного прохождения практики в течение учебного года в свободное от занятий время.
Таблица 5. Оценивание результатов производственной
и профессионально-творческой практики
Оценка | Критерии оценивания |
Отлично | Выполненные на высоком уровне материалы, полное представление студента о сущности порученной работы, аргументированные отзывы о плюсах и минусах работы в определенных СМИ, взвешенная оценка собственных успехов в данной области и перспектив самосовершенствования, высокая оценка принимающей стороны |
Хорошо | Выполненные на высоком уровне материалы, полное представление студента о сущности порученной работы |
Удовлетворительно | Соответствующее нормами и требованиям количество материалов, представленных к защите, при слабой защите |
Неудовлетворительно | Отсутствие отчета и портфолио, отсутствие на публичной защите практики |
Материалы, признанные лучшими во время защиты, могут быть рекомендованы к участию в фестивале «Медиа-профи», а автор лучшей защиты практики награждается дипломом конкурса «Золотой еж».
Преддипломная практика
Отчетные материалы: отчет студента о результатах практики, ВКР (черновой вариант), характеристика научного руководителя ВКР.
Форма контроля – зачет.
Компетенции и планируемые результаты, на освоение которых нацелена практика, представлены в Таблице 6.
Таблица 6.
Код компетенции ФГОС ВО | Название компетенции | Перечень планируемых результатов практики |
ОК-8 | способность к самоорганизации и самообразованию | Уметь выполнять задания в отведенные сроки Владеть навыками поиска и анализа дополнительной информации |
ОПК-13 | способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними | Знать принципы работы с источниками информации Уметь собирать, обрабатывать, проверять и анализировать информацию, пользоваться электронными базами данных Владеть методами работы с информацией и электронными базами данных |
ОПК-22 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знать требования информационной безопасности Владеть информационной и библиографической культурой, навыками применения информационно-коммуникационных технологий |
Во время прохождения практики студент регулярно консультируется с руководителем. Научный руководитель проводит устные собеседования, цель которых – определить объем знаний по теме исследования, освоенных на разных этапах подготовки текста ВКР. Во время собеседований студент уточняет специфику и условия самостоятельного научного поиска или творческой работы над проектом.
По результатам преддипломной практики студент предоставляет черновой вариант выпускной квалификационной работы и выступление на предзащите. Черновой вариант ВКР должен содержать основные структурные части работы, соответствовать требованиям, предъявляемым к работам подобного рода (см. Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов направления «Журналистика»).
Преддипломная практика завершается предзащитой ВКР, в выступлении на которой студент демонстрирует полученные результаты, кратко характеризует ход исследования или творческого проекта, оценивает проведенную работу, соответствие результатов поставленным целям и задачам.
Таблица 7. Оценивание результатов преддипломной практики
Оценка | Критерии оценивания |
Зачтено | Представленная работа соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и нуждается в минимальной корректуре. В работе студент соблюдал сроки, постоянно контактировал с научным руководителем, провел необходимую самостоятельную работу, четко и связано изложил ее результаты в выступлении на предзащите |
Не зачтено | Отсутствие текста ВКР. Студент постоянно нарушал установленные сроки, не выходил на связь с научным руководителем, не соблюдает требований, предъявляемых к работам такого рода. Имеются определенные сомнения в оригинального представленного текста. |
Литература
1. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. – М., 2012. – 144 с.
2. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: Коммуникационные стратегии социальных институтов. – М., 2013. – 479 с.
3. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. – Нижний Новгород, 2009. – 272 с.
4. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. – М., 2010. – 350 с.
5. Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2015. – 344 с.
6. Клюев Ю.В. Радиожурналистика: основы профессии. – СПб., 2015. – 151 с.
7. Колесниченко А. Практическая журналистика. – М., 2008. – 192 с.
8. Корконосенко С.Г. Введение в журналистику. – М., 2011. – 272 с.
9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009. – 320 с.
10. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2011. – 224 с.
11. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. – М., 2012. – 224 с.
12. Массмедиа российского мегаполиса : типология печатных СМИ / под ред. М.И. Шишкиной. – СПб., 2009. – 323 с.
13. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2015. – 384 с.
14. Международные стандарты профессиональной этики журналистов / [А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов]. – СПб., 2012. – 102 с.
15. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналисткой деятельности. – СПб., 2008. – 272 с.
16. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2009. – 272 с.
17. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006. – 365 с.
18. Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. – М., 2011. – 360 с.
19. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия журналист. – М., 2011. – 256 с.
20. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2011. – 391 с.
21. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010. – 352 с.
22. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М., 2008. – 200 с.
23. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. – 319 с.
24. Учебно-ознакомительная и производственная практика: Метод.указ. / [Лукина М.М. и др.]. М., 2011. // Сайт факультета журналистики МГУ. – URL: www.journ.msu.ru/downloads/2011/praktika_2011.doc
Приложение 1.