Микрофон как главный инструмент ведущего ток-шоу
Однажды в Центре «Практика» тренеры знаменитой английской компании ВВС увидели по телевизору программу, в которой ведущий отдал свой микрофон человеку в зале. Их возмущению не было предела, за это на ВВС увольняют в тот же день. «Микрофон – говорили они, – это главное орудие производства для журналиста. Пока микрофон у вас в руках, вы руководите процессом общения. Как только вы отдаете микрофон в чужие руки, вы – никто».
Знаменитый ведущий ток-шоу Фил Донахью, несмотря на немолодой возраст, сам носился по залу и держал микрофон около любого зрителя, который поднимал руку и хотел высказаться. Естественно, зал был устроен таким образом, что ведущий мог быстро подбежать к любому зрителю. Ток-шоу шло в прямом эфире, и одним из удивительных качеств этого ведущего было умение развеселить и раззадорить публику в те секунды, пока он добирался до очередного своего героя. Никаких лишних пауз, никаких перерывов в общении – один из законов ток-шоу.
Сегодня на экранах федеральных каналов мы видим другие подходы к самому процессу общения со зрителями в зале. Например, когда микрофоны для зрителей находятся в руках специальных ассистентов, которые по требованию основного ведущего быстро подносят микрофоны к тому или иному человеку. Это бывает обусловлено чисто техническими причинами, когда, например, ведущий физически не может быстро подбежать с микрофоном к зрителю. Однако существует колоссальная разница между таким техническим решением ведения ток-шоу и тем вариантом, который блестяще демонстрировал Фил Донахью и его последователи в России. Как ни странно, людям не все равно, кто держит микрофон: неизвестный юноша, или девушка, или сам ведущий, лицо и имя которого хорошо известны в стране и который с микрофоном подходит к человеку, чтобы пообщаться напрямую. Возникает другая дистанция общения, другая интонация. Эти небольшие диалоги ведущего со зрителем в зале иногда становятся самыми интересными репризами в ходе программы. Такой контакт невозможно установить, если ведущий находится где-то в центре студии и оттуда издалека пытается среагировать на тот или иной вопрос или высказывание.
Любой грамотный режиссер и оператор сможет привести немало аргументов, почему трудно поставить определенный свет и так расставить камеры, чтобы беготня ведущего с микрофоном к зрителям была нормально показана. Это действительно очень сложно. В кадре может быть темно, ведущий иногда попросту перекрывает собой человека, который говорит что-то важное. Выполнение требований технологии – это серьезный аргумент, с которым приходится считаться. И все же если ваша программа подразумевает активное участие зрителей в студии, их мнение, их реакции, их вопросы, то всегда ищите такой вариант, чтобы максимально сблизить ведущего и зрителей.
Что касается микрофона, то давать его в руки зрителям – непрофессионально. Иногда бывает невозможно его отнять обратно. Представляете, какой получается эффект, если ведущий или его ассистент пытаются вырвать микрофон назад из рук явного популиста или агрессивно настроенного человека. А тот готов свою жизнь положить на то, чтобы не отдать вам микрофон. Мне несколько раз приходилось видеть такие эпизоды. Они забавные, но впечатление от программы остается странное. Понятно, что не каждое мнение интересно зрителям. Понятно, что заранее невозможно определить, что человек скажет, если это не приглашенный вами эксперт или не «подсадная утка». Обезопасить себя можно, только оставив управление беседой за собой, когда микрофон остается в руках ведущего или его ассистента.
Есть еще один вариант выступлений, когда зрители или участники программы выходят к свободному микрофону в студии. В этом случае ведущий руководит со своего места и у него нет реальной возможности отнять микрофон или выключить его. Достаточно часто такие выступления ограничиваются временем. Причем это ограничение публично доводится до сведения как самих гостей, так и телезрителей. Ведущий может иногда реагировать на выступление, задавать вопросы и даже прерывать выступающего, если посчитает это необходимым. Такой микрофон только выглядит свободным, на самом деле это еще один инструмент, за который отвечает ведущий ток-шоу.