Вам не повезло с собеседником

Такое бывает. Вы подготовились к интервью и собрали все необходимые сведения. У вас есть качественный сюжет «для затравки», грамотно написанное досье с хорошими фотографиями вашего героя и список генеральных вопросов. Вместе с шеф-редактором и режиссером вы продумали возможный ход беседы и наметили блицинтервью на финал программы. Но уже в ходе беседы выясняется, что вам не повезло с собеседником.

Можно выделить типажи людей, с которыми чрезвычайно трудно работать в эфире.

1. Косноязычные люди, которые не способны точно и быстро сформулировать свою мысль.

2. Люди с физическими недостатками и комплексами (тучные, косоглазые, заики и т. д.).

3. Агрессивно настроенные люди.

4. Слишком разговорчивые, что называется, болтуны.

5. Молчуны.

Представьте себе ситуацию, когда таким трудным собеседником оказывается гость, который необходим вам сегодня в качестве основного ньюсмейкера или эксперта. Вы заранее знаете о возможных проблемах, связанных с этим человеком. Вы помните: надо собрать заранее как можно больше сведений о герое, в том числе надо знать о его манере говорить и держаться. И если вы имеете сведения о возможных трудностях в общении, надо уметь к ним подготовиться.

Давайте попробуем разобрать возможные методы ведения интервью с перечисленными типажами.

КОСНОЯЗЫЧНЫЕ СОБЕСЕДНИКИ

Если вам надо сделать информационное интервью с таким героем, то я посоветовала бы сначала все же без камеры понять, что именно хочет сказать этот человек, так как эти люди часто путаются в словах, судорожно пытаются строить фразы и не заканчивают их. Это не является признаком глупости, просто есть такие люди. Состояние публичности, когда надо не просто говорить, а говорить на камеру, для них просто смерть. Надо очень мягко и спокойно подбодрить такого собеседника, вместе с ним добиться достаточно четкой формулировки и затем записать это на камеру. Ни в коем случае это не должна быть ваша мысль! Это должна быть его (ее) мысль. Когда формулировка найдена, человек успокаивается, и вы получаете хороший результат.

Труднее с деловым интервью, особенно в прямом эфире. У вас нет ни времени, ни возможности помочь собеседнику сформулировать ответ, поэтому я советую применить прием блицинтервью, когда формулировка вопроса – это ваша проблема, а собеседнику остается только говорить «да» или «нет» или отвечать коротко. С такими людьми хорошо проходят и вопросы без вопросов, что дает вам возможность больше говорить самим, в том числе и использовать те высказывания вашего собеседника, которые уже были сформулированы в прессе. Одним словом, задача – ограничить косноязычного гостя во времени, больше брать на себя и работать с расчетом на короткий ответ. Тогда вы добьетесь нужной информации, не подставите собеседника и «не загрузите» зрителя выслушиванием неудачных и непонятных словесных конструкций.

ЛЮДИ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ И КОМПЛЕКСАМИ

Сложный случай. К стрессу, который вызван самим наличием камеры, прибавляется огромное беспокойство по поводу собственной внешности. Если это беспокойство обосновано такими явными недостатками, как излишняя полнота, косоглазие, заикание, человеку требуется особая помощь. На первое место я поставила бы такт, доброжелательность, соблюдение всех культурных и этических норм поведения. Это требование относится не только к журналисту, который будет вести интервью с таким человеком, но и ко всем членам съемочной группы. Бывает очень досадно, когда с таким трудом выстроенное взаимопонимание рушится из-за одного случайного замечания осветителя или ассистента режиссера: «Он у нас в кадр не убирается», «А почему вы посадили его боком (в случае с косоглазием)?» Конечно, идеальным вариантом было бы информирование заранее тех участников съемки о возможных проблемах с героем. Но бывает и так, что для участия в деловом интервью приходит эксперт, которого вы не видели раньше. В таких случаях команда проверяется на прочность, то есть на профессионализм.

Надо ли обсуждать с самим героем возникшие проблемы? Это зависит от конкретного человека и от того, какую дистанцию в общении с ним вы устанавливаете. Иногда лучше сделать вид, что вы ничего не заметили, но при этом устроить человека в кадре так, чтобы он чувствовал себя комфортно. Пусть для него останется загадкой, почему ему с вами так повезло и случайно ли это. Бывают вполне контактные люди, готовые обсудить с вами эти проблемы. Это более легкий вариант.

■ Помню, однажды директор крупного банка сам попросил оператора так поставить свет, чтобы зрителю не бросалось в глаза фактическая слепота одного глаза нашего героя. Приятно было, когда после эфира этот человек сам позвонил в редакцию и отдельно поблагодарил оператора за удачно найденный план. ■

Бывают женщины-толстушки, которые весело обсуждают свою внешность и за этим весельем прячут естественные комплексы. В этом случае можно показать героине на мониторе, как она выглядит, и вместе с ней поискать хороший ракурс.

Если человек имеет проблемы с зубами или какое-то родимое пятно – это легко устраняется усилиями гримера и стилиста. Вы можете заранее пообещать своему герою, что на экране «все будет очень хорошо».

Заики – это очень трудный вариант для телевидения. Обычно такие люди сами избегают интервью, так как от волнения их недостаток становится еще более заметным. Если нет никаких вариантов замены героя, надо всячески поддержать его морально и предложить такой вариант беседы, когда на ваши длинные, долгие вопросы, содержащие большой пласт информации, ваш герой будет отвечать коротко и односложно. Зритель не дурак, и если беседа действительно актуальна и приглашенный человек является незаменимым экспертом в данной области, то люди у экранов телевизоров проникнутся сочувствием и наберутся терпения.

АГРЕССИВНО НАСТРОЕННЫЕ СОБЕСЕДНИКИ

Думаю, стоит разделить таких людей как минимум на две категории. Бывает, когда тяжелый характер и агрессивность в человеке – это некоторая присущая ему черта. Бывает, что ваш герой негативно настроен к предстоящей беседе, к вам лично или к вашей телекомпании в целом, но агрессивность ему в принципе не свойственна.

Второй случай легче. Надо пустить в ход все свое обаяние и гостеприимство. Надо попытаться доказать вашему гостю, что его представление о вас было неверным и есть возможность исправить «досадное недоразумение». Говорите комплименты, показывайте заранее генеральные вопросы, помогайте формулировать ответы и в студии в роли гостя окажется уже совсем другой человек. Это не просто возможно, а так должно быть.

С категорией агрессивных личностей дело обстоит сложнее. Я советую в этом случае быть предельно лояльными, но не заискивать, держать дистанцию и выполнять просьбы и требования гостя ровно настолько, насколько это необходимо. Дело в том, что агрессивные по природе люди нуждаются в сильном оппоненте и только тогда становятся спокойнее, когда чувствуют в вас не агрессию, нет, а просто твердую силу, готовую оказать некоторое сопротивление. Вы должны вести себя с таким человеком уважительно, тактично, но не мягко и не заискивающе и умело ставить его на место. Он должен понимать, что вы просто делаете свою работу, а он свою. В этот не самый приятный момент вас должен утешить тот факт, что агрессивные гости всегда интересны на экране и велика вероятность, что ваше интервью получится очень удачным.

СЛИШКОМ РАЗГОВОРЧИВЫЕ СОБЕСЕДНИКИ

Каждый журналист встречался с такими героями. При виде микрофона они как будто срываются с цепи. Говорят непрерывно, очень эмоционально и часто вообще не обращают внимания на ваши вопросы. Их привлекаете совсем не вы, а возможность высказаться. С такими людьми трудно справиться, хотя они часто дают журналисту возможность получить эмоциональные синхроны. А это, как вы помните, очень важно при создании информационного сюжета. Болтун, как говорят, находка для шпиона, но не находка для журналиста, если кроме эмоций надо получить конкретную информацию, особенно в жанре делового интервью. Такие люди либо не слышат вопроса, либо пытаются уйти от него. Причем часто они делают это сознательно, используя свой дар говорить обо всем и не о чем. В этом случае вам помогут апелляция к зрителям и четкие правила игры, оговоренные с вашим собеседником во время эфира. Апелляция к зрителям предполагает обозначение темы разговора и даже основных ваших вопросов в самом начале беседы.

■ Есть хорошая формула: «Иван Иванович, у нас всего десять минут. Тема острая (называется тема). Вопросов много (зачитываются основные вопросы), поэтому попрошу вас отвечать по возможности коротко и конкретно». ■

Наш болтун оказывается в сложной ситуации с того момента, как он кивнул головой. Теперь журналист имеет полное право напомнить и герою, и зрителям об установленных правилах игры. Он может прервать собеседника, сделав это мягко, но настойчиво, напомнив о договоренности говорить коротко и конкретно. В таких случаях хорошо использовать блицинтервью и практически не задавать уточняющие вопросы, а все время возвращаться к тем генеральным вопросам, которые вы озвучили в самом начале интервью.

МОЛЧУНЫ

Этот тип собеседника достаточно распространен среди чиновников. Сама профессия требует от этих людей не говорить лишнего и четко соблюдать субординацию. Они молчат иногда потому, что боятся сболтнуть лишнее или не привыкли и не стремились быть в центре внимания. Если вам нужен именно этот герой и вы заранее узнали, что от него, как говорится, слова не добьешься, вы должны удвоить свои усилия по подготовке к такому интервью. Здесь возможно использование формул: «Готовы ли вы подтвердить, что...», «Прокомментируйте, пожалуйста, такой факт...», «Согласны ли вы с мнением такого-то человека, что...». Не надо давать ему возможности отмолчаться. Пусть ваш собеседник говорит «да» или «нет» или «без комментариев». Но весь смысл каждого его ответа будет зависеть от важности и остроты той информации, которая была в вашем вопросе.

Возможно ли разговорить молчуна? Да, возможно, если задеть его за живое, поймать на каком-то несоответствии. Надо постараться проанализировать имеющиеся у вас факты и создать такую парадоксальную ситуацию, когда молчание вашего собеседника будет работать явно против него самого. Это интересная задача и проверка вас на прочность как профессионала.

Самые распространенные ошибки интервьюеров

- Ведущий в ходе интервью не слушает собеседника. Подобное невнимание возникает иногда потому, что давит время и надо раскрыть тему разговора. Однако для зрителя такие моменты, когда интервьюер практически не реагирует на ответы гостя, являются принципиальными. Таких моментов не прощают. Каждый зритель невольно ставит себя на место гостя, и ему просто обидно. В одном фильме герой Родиона Нахапетова произнес замечательную фразу, обращаясь к плохому журналисту: «Я вам давал интервью. Но вы его не взяли!»

- Ведущий не смотрит гостю в глаза во время беседы. Он внимательно слушает собеседника, но при этом смотрит в свои бумаги или просто глядит куда-то мимо гостя. Это большая ошибка. Всегда надо подчеркнуто внимательно смотреть в глаза собеседника. Можно не так внимательно слушать, как внимательно смотреть. Это нужно опять-таки не только гостю, но и зрителям. Если журналист слушает и смотрит в бумаги, то возникает ощущение, что журналисту скучно. «Если ему скучно, зачем нам это смотреть?» – думает зритель.

- Ведущий достаточно жестко прерывает своего собеседника. Если существует проблема со временем, а собеседникслишком разговорчив, такой момент бывает очень болезненным как для собеседника, так и для зрителя. Есть ведущие, которых не любят только за то, что они обрывают гостя и всевремя повторяют: «Говорите коротко, пожалуйста!» или:«Я вынужден вас прервать, потому что...» Опыт лучших ведущих показывает, что руководить беседой можно, никого приэтом жестко не прерывая. Важную роль играют мимика, глаза,жесты, общая культура поведения ведущего.

- Ведущий становится заложником своей подготовки к интервью. Он добыл важные сведения и составил программуразговора, но уже с первой минуты гость «разбивает» выстроенную логику. Если ведущий не сумеет перестроиться в ходебеседы, он будет выглядеть смешно и глупо.

- Ведущий делает все правильно и профессионально, но его подводят любовь к слову «я». Уверенность – это хорошо, носамоуверенность, которая демонстрируется с экрана («я думаю», «я считаю», «я знаю, что...»), – это очень опасно. Балансировать между этими двумя понятиями сложно и лучше, покрайней мере в начале карьеры, избегать излишнего «яканья».Ваше личное мнение станет интересно зрителю лишь тогда,когда вы в его глазах станете личностью.Если суммировать сказанное, то окажется, что все очень просто:надо серьезно готовиться к интервью, собирать максимум информации как по проблеме, которая будет обсуждаться, так и личную информацию о собеседнике. Надо всегда проявлять искренний интереск собеседнику и готовность прийти на помощь в сложной ситуации. При этом надо не забывать, что зритель должен услышать ответы нате вопросы, которые его интересуют. Вот так просто. Вот так сложно.

Наши рекомендации