Ведущий утреннего и дневного каналов

Жанр утреннего дневного канала требует... правильно! Я уверена, что вы представили себе симпатичного, открытого, остроумного и, главное, светлого и доброго человека. Это может быть юноша или девушка. Это может быть взрослый человек. Иметь модельную внешность и фигуру совсем не обязательно. Главное, как говорится, чтобы человек был хороший. Но тут же хочу заметить, что появление нестандартных ведущих рождает большую проблему.

■ Так было однажды во ВГИКе после выхода фильма «Начало» с прекрасной актрисой Инной Чуриковой в главной роли. Если до этого фильма некрасивые девушки даже не пытались поступать во ВГИК, то после выхода фильма на экраны все ринулись туда с именем Чуриковой на устах. Как же разочарованы были они, когда им объяснили, что Чурикова одна, а во ВГИК все же надо отбирать красивые лица. Так же и с имиджем ведущих. ■

Если вы – яркая индивидуальность и вашего появления на экране ждут зрители, то ждут они уже именно вас со всеми достоинствами и недостатками вашей фигуры и вашего лица. Если же закомплексованная и малопривлекательная девушка хочет попасть в эфир просто потому, что знаменитыми ведущими становятся и тонкие, и полные, и юные, и пожилые, – это еще не повод идти на телевидение.

Есть такое понятие – харизма. Суть его объяснять не надо, это все чувствуют. Харизма либо есть, либо ее нет. Быть другим и быть первым – это значит иметь огромный талант, огромное желание плюс немного везения в образе того продюсера, который вам поверит. Поэтому жестких законов, которым должен строго соответствовать ведущий (ведущая) утреннего или дневного канала, наверное, не существует. Надеюсь, вы помните, что многое при решении этой задачи зависит от того, в каком именно городе вы работаете, на каком канале, каков менталитет вашей аудитории.

Пожалуй, единственное, что является общим для различных ведущих различных каналов, – это светлый образ, настрой на хорошее. Утро должно быть добрым и бодрым. Совсем не обязательно вместе со зрителями делать зарядку и рассказывать анекдоты. Ведущий может быть вполне сдержан, молчалив, внимателен, корректен. Но он по определению не может быть мрачным. С утра нашим людям этого не нужно. Утром можно улыбаться чаще, чем вечером. Можно позволять себе больше говорить, больше комментировать от себя лично, если у вас это получается. Но сыграть доброту нельзя. Даже не пытайтесь. Неосторожное слово, резкое обращение с гостями в студии или с партнерами по эфиру, растерянность в момент прямого эфира – все это выдает ваш истинный характер. Далеко не каждый человек может и хочет быть добрым. Тем не менее такие люди есть. Доброе, светлое отношение к людям – непременное качество ведущего утреннего канала.

У дневного эфира своя специфика. Ведущий дневного эфира, как и утреннего, вполне может позволить себе некоторую «болтовню», раскованность, улыбку, несерьезные вопросы, смех. Но время выхода программы в эфир – это не просто условность, это, скорее, условие. Условие, которое диктует свои правила. Если утром разговор может быть обо всем и ни о чем, тем более что в это время люди собираются на работу и воспринимают телевизор почти как радиоприемник, то днем телевизор смотрят либо на работе, либо дома – те, кто не ходит на работу (мамы с маленькими детьми, пенсионеры или домохозяйки). Это самый общий подход. Конечно, в каждом городе, в каждом конкретном случае путем телефонных опросов, анкет и взаимодействия с фокус-группами надо выяснять все это более конкретно и обстоятельно. Тем не менее ведущий дневного эфира должен быть более серьезен, более аналитичен и конкретен. Днем, как правило, выдается полезная для людей информация и надо сделать все для того, чтобы люди получили ответы на вопросы: что? где? когда? почем? зачем это надо? Ведущий такого эфира должен от имени зрителей узнать у гостей в студии все необходимые подробности. Но понятие времени для дневного эфира совсем иное, нежели для вечернего. Здесь времени, грубо говоря, на все должно хватать. Нельзя суетиться и подгонять участников разговора. Лучше позвать меньше гостей, но поговорить с ними обстоятельно. Улыбок должно быть уже меньше, чем утром, но общий спокойный настрой, готовность и желание беседовать со зрителем у ведущих утреннего и дневного эфиров похожи.

В ситуации, когда в одно и то же время по разным каналам выходят такие разные программы, давать советы относительно имиджа, стиля, одежды сложно. Главная задача остается прежней – быть в гармонии.

Ведущий авторской программы

Утро должно быть добрым и светлым, настраиваясь на оптимистический лад – таким, как мы только что обсудили, видится нам ведущий утреннего канала. День становится более деловым и прагматичным. Соответственно требуется более деловой и прагматичный ведущий. Каким должен быть ведущий авторской программы? Нельзя дать однозначного ответа, потому что это зависит от концепции и жанра программы. Если это авторская программа о культуре, то сразу возникает образ приятного, умного, образованного и спокойного ведущего, который владеет речью так, что можно за ним записывать и публиковать текст. Если это программа криминальная, то ведущий может и должен быть экспрессивным, точным в каждой своей фразе и уверенным в правоте – как своей программы, так и своей лично. В такой программе, как правило, нет места для сомнений. Даже если ведущий задает вопросы своим героям или выставляет их на обсуждение всей аудитории, все равно зритель должен чувствовать, что сам ведущий знает ответы на все вопросы и его нельзя переубедить. В некоторой степени это требование жанра.

Трудно представить себе неспортивного ведущего спортивной авторской программы. Сам имидж ведущего должен работать на тему программы. Если речь идет о спорте, то ведущий своим бодрым видом и отличной фигурой должен агитировать за здоровый образ жизни. Если о культуре, то вот он, ведущий, с которым хочется общаться и которого приятно слушать. Если о моде – соответствие обязательно. Здесь возможны самые яркие решения, прически, одежда. Все это так. И при этом есть одно самое главное требование к любому ведущему авторской программы: свою тему он должен знать не поверхностно, а глубоко и профессионально, то есть на уровне профессионалов этой области знаний. Поверхностность и игра недопустимы.

Авторская программа подразумевает, что ведущий не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Ярчайший пример – Вячеслав Зайцев в программе «Модный приговор».

Право на авторскую программу надо заработать. Есть два пути: первый – когда ведущий авторской программы «вырастает» внутри коллектива и сначала, как правило, работает в новостях, потом начинает вести свою рубрику, становится популярным. И вот, как результат длительной и успешной работы одновременно у самого журналиста, у его зрителей и у начальства возникает твердое убеждение, что этот человек должен появляться в эфире со своей собственной программой. Именно так появились первые политические комментаторы еще в советское время. Сначала это были корреспонденты, затем собственные корреспонденты в других странах. И только потом Александр Каверзнев, Леонид Зорин, Леонид Золотаревский получили право на авторские программы.

Опасно, когда начинающий, успешный и уверенный в себе корреспондент новостей слишком быстро появляется в эфире со своей авторской программой. Недостаточно иметь хорошую идею и некоторые навыки работы в эфире. Право на собственный комментарий должно быть заработано. Иначе зритель никогда не воспримет такого ведущего. Зритель должен захотеть услышать мнение именно этого человека, как хочет сегодня зритель услышать мнение Владимира Познера, Михаила Леонтьева, Владимира Соловьева и многих других. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет уже до появления своей первой программы в эфире.

Второй путь – это приглашение в качестве автора известной персоны со стороны. Такой персоной может стать прекрасный режиссер, артист, литератор или журналист из газеты или радио, иногда даже политик. В этом случае персона уже раскручена и очень интересна зрителям. Конечно, такая программа останется в эфире надолго только в том случае, если человек «со стороны» окажется вполне телевизионным и быстро овладеет приемами профессионального мастерства. Трепетно и проникновенно работает в программе «Жди меня» актер Игорь Кваша, многие зрители открыли для себя Ларису Гузееву в программе «Давай поженимся». Интересно и нестандартно работала в ток-шоу «Без комплексов» Лолита. Есть еще немало таких примеров. Многие ведущие авторских программ, которые еще год-два назад думать не думали о появлении на экране, стали лауреатами самой престижной национальной награды «ТЭФИ» и оказались яркими и популярными телеперсонами. Сразу можно вспомнить авторов «Городка» актеров Илью Олейникова и Юрия Стоянова, писательниц Дуню Смирнову и Татьяну Толстую.

Интересно, что идея привлечения известных личностей для создания нового телевизионного авторского проекта оказалась заразительной и для провинции. Я видела ток-шоу, которое вполне уверенно вел пожилой, авторитетный газетчик-журналист. Видела женские программы, которые вели актрисы местного театра. Временами это было неплохо. Но мы уже говорили в первой главе, что если человек появляется в качестве телевизионного ведущего, он обязан соответствовать всем требованиям этой профессии, оставаясь авторитетной и востребованной персоной.

Вряд ли есть журналисты, которые не мечтали бы иметь авторскую программу. Программа приходит журналисту во сне или человек невольно начинает представлять себя на месте ведущих известных авторских программ, и в какой-то миг ему кажется, что он сделает все лучше, точнее, чем Андрей Малахов или Оксана Пушкина. Мечтать – нормально и даже хорошо. Тем не менее я хочу уберечь вас от страшного разочарования, когда вы, не дай Бог, провалитесь со своей авторской программой и ее уберут из эфира раньше, чем она запомнится зрителям. Таких примеров, к сожалению, очень много.

Продюсеры вообще неохотно соглашаются на производство авторских программ, так каких рейтинг несопоставимо ниже, чем рейтинг новостей. Есть только несколько исключений. Прежде всего это криминал, на который всегда есть спрос (к сожалению, это сатира и юмор, если сделано неплохо (в провинции такие программы – редкость, так как жанр сложнейший). Что в основном предлагает своему продюсеру журналист? Программы о людях. У продюсера становится кислое лицо, и он в чем-то прав, потому что даже любовные истории с Оксаной Пушкиной имеют высокий рейтинг не потому, что это сплетни, а потому, что это сплетни про известных людей. Известных людей в провинции раз-два и обчелся. К тому же про них уже давным-давно всем все известно. А программа про замечательную крестьянку бабу Дуню будут смотреть только в том случае, если привлекает имя автора или программа раскручена до такой степени интересности, что реагируют уже на название программы.

■ Так, в Самаре долгие годы существовал цикл «Отражение». Если одним общим словом обозначить темы программы, то правильно будет сказать, что это программа о культуре. После этих слов многим сразу становится скучно, не правда ли? Это потому что вы не видели самой программы. Режиссер Вера Баранникова и ее команда создали галерею чудесных человеческих портретов. Их героями становились вахтер театра, самодеятельный поэт – городской сумасшедший или флейтист, который после операции на горло не мог играть и не мог жить без музыки. Это трогательные истории, где и смех, и слезы, и любовь. Это Гоголь и Чехов, вместе взятые. Я знаю, что зрители в Самаре подходили к телевизору, как только слышали музыкальную заставку этой программы. Кстати, программа авторская, а самого автора на экране мы не видели. Только голос за кадром.

Так бывает. ■

СОВЕТЫ

С ЧЕГО НАЧАТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ ВЕСТИ СОБСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ?

Попробуйте себя сначала в - рубрике в новостях. Эта рубрика может быть посвящена той теме, которая вас волнует и в которой вы разбираетесь. Культура, криминал, домашние животные, спорт, человеческие судьбы и т. д. Не стоит сразу пугать продюсера требованием «посадить» вас на постоянную рубрику, нужно просто стараться делать материалы на ту тему, которая вас волнует, и предлагать их для эфира. Иногда такие материалы надо делать сверх тех заданий, которые вы получаете.

Направьте свои усилия не на - уговоры начальства (хотя это тоже надо), а на проникновение внутрь той тематики, которая вас привлекает. Вы должны знать по этой теме столько, чтобы разговаривать на равных с профессионалом в этой области. Ветеринар должен узнать в вас своего, если вы ведете рубрику о домашних животных, и должен сильно удивиться, узнав, что у вас нет специального образования. Это касается любой тематики.

Не опускайте руки, если - судьба, как вам кажется, против вас. Предположим, вы уже давно ведете рубрику «Новости культуры» в новостях. Вас знают все режиссеры театров и художественная интеллигенция города. Вас уважают как профессионала, приглашают на все премьеры и стараются узнать ваше мнение. Вы давно имеете столько материала, что уже не можете ограничивать себя рамками короткой новостной рубрики. Однако продюсер и руководитель телекомпании не соглашаются терять рейтинг даже ради качественной телевизионной программы на такую важную тему, как культура. Ваш путь – становиться продюсером собственной программы.

Я сама уже давно работаю больше продюсером и педагогом, чем журналистом. Оказалось, что очень полезно побывать по другую сторону баррикад. Теперь я сама испытываю большие сомнения, когда журналист с горящими глазами приходит ко мне с предложением сделать авторскую программу и заранее уверен в ее успехе. Дело даже не в деньгах и не в рейтинге, хотя все это важно. Дело в том, что, как правило, эти предложения носят вторичный характер и являются калькой с известных федеральных программ или ветошью из бабушкиного сундука. Помните, что продюсер всегда реагирует на новое. Авторская программа требует оригинальной идеи и яркого индивидуального авторского начала. При этом она должна иметь успех у максимального количества зрителей. Это сложная задача со многими неизвестными. Но почему-то всегда находится тот, кто имеет смелость, мужество и талант предложить новый проект. Старайтесь мерить себя по самым высоким критериям. Ищите свою тему, свой подход и судите себя максимально строго, прежде чем обижаться на начальство, которое вам в очередной раз отказывает.

ГЛАВА 6. ИНТЕРВЬЮ

Разговор со зрителем по-разному ведут ведущие новостей, утреннего и дневного каналов, ведущие авторских программ. Но прежде всего надо быть компетентным, всегда знать больше того, о чем говоришь с экрана, каждую секунду чувствовать своего зрителя и каждый раз завоевывать его заново. Если вы хотите большего, чем имеете, надо работать больше, чем полагается.

Расскажу вам «страшную» историю из собственной журналисткой практики. У меня, тогда еще студентки филфака, на Горьковском телевидении было несколько авторских проектов, где много приходилось говорить самой на камеру. Первый раз с камерой, студией, светом я встретилась, когда мне было всего восемь лет, поэтому страха не было. Мне почти все удавалось. Во всяком случае меня хвалили. Я думаю, что этот успех был связан еще и с тем, что в нашей семье было принято много читать и много рассказывать друг другу. И вот я получила очередное задание: сделать программу о воспитательнице детского сада, которая стала лучшей в профессии. Программа была рассчитана на 30 минут, а кинопленки было всего на три минуты, поэтому мы с редактором сразу решили, что основная часть программы – это беседа в студии, причем в прямом эфире (видеозапись, как и кинопленка, была страшным дефицитом и делалась только на огромных студийных магнитофонах, никаких переносных камер не было).

Как полагается, я сначала отправилась в детский сад и познакомилась с самой Катей. Она оказалась милой девушкой, которая любила и умела играть с детьми. В своем сценарии я сделала акцент именно на этом, так как прекрасно знала, что играть с детьми – это редкое умение и особый дар. Это могло быть интересно каждому родителю. Сценарий был одобрен в редакции, без чего в то время на съемки было поехать нельзя (как огорчает меня сегодня та невероятная легкость, с которой журналисты получают разрешение на съемки не только без предварительного сценария, но даже без короткого синопсиса). Мне повезло, у меня был чудесный кинооператор. Он буквально ползал по ковру среди детей и сумел уловить удачные моменты различных игр.

После проявки кинопленки у нас осталось полторы минутки отснятого видеоматериала, которые я решила показать в самом начале программы. Теперь надо было подготовиться к эфиру. Я попросила у мамы красивый выходной костюм, отделанный мехом под леопарда. В парикмахерской мне навили много кудрей и сделали праздничный начес.

Я специально так подробно останавливаюсь на этих деталях, чтобы вы ощутили мой тихий ужас, когда я увидела Катю, которая пришла на эфир со скромной прической в черном платьишке с украшением в виде жабо из детской капроновой ленты. Контраст между нами был фантастический! Прямой эфир напугал Катю не меньше, чем мой «леопардовый» костюм. На все мои вопросы она отвечала только «да» или «нет», и то не каждый раз. Паузы затягивались, но это были паузы отчаяния с обеих сторон. И тогда я не выдержала, развернулась к своей любимой камере и стала рассказывать сама все, что я знала о Кате. Тут же я почувствовала легкость, вдохновение и восторг. Мне уже никто не мешал. Катя, как рассказывали очевидцы, съежилась и замолчала, скромно потупив глазки.

Двадцать минут прямого эфира я потратила на вдохновенный монолог про то, как Катя играет с детьми, как они любят ее, про то, какое впечатление произвела на меня эта девушка в самый первый приход в детский сад. И закончила философским пассажем о призвании вообще и призвании быть педагогом в частности.

Надо ли говорить, что я забыла попрощаться со своей героиней? Когда пошли финальные титры, я гордо оглянулась в ожидании грома аплодисментов. Однако ко мне подошел разъяренный главный редактор Владимир Близнецов и сказал, что больше ни-ког-да не выпустит меня в эфир рядом с героем, так как я не умею брать интервью, а умею только говорить сама. «Журналист, – сказал мне тогда Близнецов, – должен уметь слушать. Раскрыть человека на экране гораздо труднее и гораздо интереснее, чем предъявить самого себя».

Я запомнила это на всю жизнь и долгое время боялась брать интервью. А потом, когда научилась слушать, всегда контролировала себя: не перехватываю ли я инициативу слишком часто? Не давлю ли?

Наши рекомендации