Глава 4. азбука телерепортера
Если коротко сформулировать эти требования, то получится: касается всех и каждого, интересно, понятно. Причем в сюжете все три пункта должны быть вместе. Наличия любых двух недостаточно. Например, Государственная дума приняла бюджет страны. Корреспонденту удалось понятно объяснить смысл важнейших статей бюджета, затрагивающих всех и каждого. Но сюжет сделан неинтересно, значит, соблюдены только два требования. В этом случае трудно сказать, что профессиональная задача выполнена.
Другая ситуация. В университете большого города есть проблема – не хватает туалетов. Сюжет на эту тему сделан живо, весело, хорошие интервью и съемки, то есть интересно, понятно, жаль, касается далеко не всех, а только работников данного университета и студентов. А ведь можно было взять конкретный пример и поставить вопрос шире: туалеты в городе, на предприятиях, в школах. Вот тогда можно было бы говорить о серьезном подходе к теме.
Итак, только три требования вместе. Не могу удержаться от анекдота, который был популярен в советские времена. Тогда многие представители творческой интеллигенции стремились стать членами КПСС не столько из идейных, сколько из карьерных соображений. Без пресловутого членства в партии трудно было расти по службе и даже получать хорошее эфирное время для программ. Анекдот такой. «Есть три человеческих качества: умный, партийный, принципиальный. В жизни можно встретить людей, у которых есть только два из трех названных качеств. Согласитесь: если умный и партийный, то не принципиальный. Принципиальный и умный – не партийный. Наконец, принципиальный и партийный – не...»
Действительно два из трех. Но в нашем случае три и только три. Что я вкладываю в эти понятия и как проверить: интересно или нет, понятно или нет? Дело в том, что любое подобное определение может восприниматься субъективно. Корреспонденту кажется, что в предложенном ему материале все интересно, понятно и касается всех и каждого, а редактор не согласен с этим.
Есть хороший способ проверить себя. И это надо делать обязательно, потому что собственный материал авторам всегда кажется удачным и ярким. Лучшая проверка – временем. Очень полезно посмотреть свой сюжет через два-три месяца. Тогда сразу станут очевидными все его недостатки. Придется с грустью согласиться с редактором, что не все было понятным, да и сюжет в целом совсем не так интересен, каким казался в момент монтажа. Это нормально.
Если корреспондент не любит и не отстаивает каждый свой материал, ему надо срочно менять работу. Я всегда предлагаю журналистам перед монтажом (а еще лучше перед съемками) задать самим себе ряд вопросов:
• Почему люди должны это смотреть? (Если это касается всех и каждого, вопрос автоматически снимается.)
• Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит, это интересно.)
• Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. При просмотре поймет ли он все детали вашего сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно.)
Разные редакторы и педагоги формулируют разные требования к сюжету в новостях. Я встречала список из двадцати пунктов, и все логичны и правильны.
В свое время каждый корреспондент программы «Москва: инструкция по применению» перед съемками получал короткую памятку, в которой содержалось шесть пунктов:
• ОБЪЕКТИВНОСТЬ – Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности?
• ПОЛЕЗНОСТЬ – Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете?
• УНИКАЛЬНОСТЬ – Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в МИПП или про это часто говорят в других программах?
• ШИРОТА – не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж?
• ЯСНОСТЬ – насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме?
• СВОЕВРЕМЕННОСТЬ – насколько актуальная данная тема сейчас? (Например – тема уборки снега летом?)
Как видите, два пункта из этих шести совпадают с двумя моими, только названы они чуть по-другому. Ясность (у нас – понятность), широта (у нас – касается всех и каждого). Объективности, как мы помним, не бывает. Другое дело, что любую информацию надо проверять. Полезность, уникальность и своевременность вместе означают интересность.
Я уверена, что любая классификация страдает неким неправомерным обобщением. Каждый сюжет, сделанный корреспондентом, уникален и неповторим. И все же принципы и требования надо помнить и знать. Я специально свожу их до трех главных, потому что больше трех, как мне кажется, запомнить трудно. А три надо не просто запомнить, но и мучить себя ими: интересно? понятно? касается лично каждого зрителя?
Добавлю – речь идет о зрителях именно данного канала, а не соседнего! И это очень важно, так как журналист должен не только знать своего зрителя, но и постоянно обращаться именно к нему, учитывая характер зрительской аудитории данного канала. Такая у нас работа. Сомневайся в себе, проверяй себя, но при этом всегда будь уверен в себе.
Выключаем звук
Замечу, что все три требования к сюжету касаются содержания, но на телевидении главное все же – картинка. При передаче информации картинка (то есть видеоизображение) несет основную смысловую нагрузку. Она также должна быть понятной, интересной и затрагивать всех и каждого.
На семинарах нашего Центра, посвященных теленовостям, ребята из разных регионов много говорят о своих начальниках или учредителях. Сегодня журналист действительно сильно зависит от начальства. Но самое печальное в этой ситуации то, что никто не рассматривает всерьез рейтинг зависимости от зрителей. Порой вполне объективные причины в виде жесткого контроля со стороны больших или маленьких начальников расслабляют журналиста. Он уже не старается проанализировать себя: узнать, например, интересно ли смотреть его сюжеты. Наша задача – помнить о своем зрителе. И не только помнить самому, но и научиться объяснять свою позицию начальству. Ведь телевидение без зрителя – это нонсенс!
В первый же день семинара после важных разговоров о необходимости контракта, об эффективном взаимодействии с начальством, о важности работы для зрителя я устраиваю сеанс шоковой терапии для умниц и умников. После этого шока многие просто не могут уснуть и на следующее утро говорят только об этом! А делаю я вот что. Я предлагаю каждому участнику семинара поставить диск или кассету с новостями, которые он привез с собой, и... выключаю звук. Мы смотрим это немое кино, и в конце просмотра каждой работы я задаю вопрос: «О чем этот сюжет?» Каких только предположений они не высказывают! Нередко версии бывают абсолютно противоположными...
Трюк этот выдумала не я. Это идея тренеров BBC. Но, однажды увидев это, я поняла, что нет лучшего способа показать ценность и важность картинки. Выключил звук и смотри!
Для наглядности приведу несколько примеров.
■ Елена Широкова из Екатеринбурга («4 канал») обошла именитых москвичей, получив национальную телевизионную премию «ТЭФИ» за сюжет «Деньги Нефедковой». Материал был плохо снят, героиня была не очень симпатичная – полная женщина с печальными глазами, мать погибшего моряка... Но тема, которую подняла и довела до конца Елена, потрясала.
Впрочем, слушателям семинара эту тему я раскрыла не сразу. Сначала ребята смотрели сюжет без звука. Выглядело это так:
Первый кадр: Полная женщина идет к себе на работу. Там, на складе, в сером халате с ключами в руках женщина долго о чем-то говорит. Идет титр: «Мать погибшего на “Курске” моряка».
Второй кадр: Какая-то облезлая школа, немного говорит дяденька с красным лицом.
Третий кадр: Появляется сестра погибшего моряка, а за ней и сам моряк на портрете.
В конце еще что-то говорит учительница-библиотекарь. Видимо, о том же моряке, так как монолог снимается в музее Ивана Нефедкова.
Всё...
«О чем этот сюжет?» – спрашиваю я. И все в один голос говорят, что речь о том, как плохо живется семье моряка погибшего на подводной лодке «Курск» моряка. «И за это, вы думаете, можно “ТЭФИ” получить?!» – провоцирую я снова. Ребята думают-думают и высказывают совершенно неожиданные предположения. Потом все смотрят на меня с немым вопросом, а я просто ставлю этот же сюжет со звуком. На первой же минуте в аудитории шок, потому что в сюжете на самом деле рассказывается о том, что соседи матери и сестры моряка завидуют (!) «похоронным» деньгам, выданным Нефедковой государством после гибели сына.
Я считаю, что приз журналистке дали совершенно правильно! Редко перед нами, зрителями, ставят честное зеркало – смотрите и удивляйтесь себе, люди! Смотрите, какие мы завистливые и жалкие.
У Елены Широковой героиня в сюжете – простая женщина, потерявшая единственного сына. Она сидит на своем складе и, бряцая ключами, рассказывает о том, что соседки не разговаривают с ней. Потом говорит о своем бывшем муже, который когда-то давно сбежал и ни разу не платил алиментов. Теперь он судится с ней из-за 25 процентов денег, выданных после гибели сына. Говорит, что ее осаждает огромное количество однофамильцев, претендующих на родство. А тот самый дяденька – чиновник в начале сюжета – глава администрации, который надеется на нефедковские деньги протянуть в село газопровод. «Ей помогала вся страна, – говорит он, – теперь пусть она поможет!» ■
Вопрос, конечно, чем и как помогла страна этой женщине? И что же с нами со всеми случилось, если люди в этой страшной ситуации не сочувствуют, а завидуют?
Лена заслужила свой приз, но приз «за самую слабую работу» должен был получить оператор. Да и сама Лена Широкова, видимо, никогда не смотрела телевизор с выключенным звуком... А между тем многими исследованиями доказано, что содержание текста на экране занимает не больше 10 процентов зрительского внимания. 90 процентов – это картинка! И печальная женщина на фоне старого склада – картинка, которую мы видим глазами, – так и останется в памяти зрителей. Это не газета, из которой мы узнаем о событии из напечатанного текста. Это не радио, которое мы слушаем ушами. Это те-ле-ви-де-ни-е! Здесь событие надо увидеть! И если в сюжете говорится про мужа, который в бегах, то его нужно показать, хотя бы на фото. Одна из важнейших телевизионных заповедей гласит: «Нет картинки – нет сюжета». Заповеди надо соблюдать. Если бы в кадре мама Нефедкова пошла на почту, получила деньги, расписалась в квитанции – мои слушатели могли сразу разгадать смысл сюжета, и это очень важно.
На семинаре я показываю сюжеты, сделанные по законам телевидения. С полным вниманием к качеству картинки работают корреспонденты и репортеры НТВ, телеканала «Россия», Первого канала, РЕН ТВ. И тем не менее не всегда в своих программах эти каналы дают только интересные новости с яркой картинкой. Как в федеральном, так и в региональном эфире часто можно встретить «заседаловки». Это настоящая проблема. Бывает, что в одном выпуске местных новостей показывается не одна «заседаловка», а две или три. Картинка сливается в одну сплошную непонятную болтовню, якобы передающую настоящую жизнь города или края.
Выключите звук и попробуйте угадать, о чем говорят депутаты и заседатели. Если они говорят о школе и о ценах на детские завтраки, тогда покажите мне эти школы и завтраки! Конечно, журналист должен посещать заседания, но для того, чтобы потом придумать сюжет и снять его в другом месте. Кроме того, уже до заседания можно сделать пару звонков в пресс-службы, чтобы узнать больше информации, чем значится в повестке дня.
Конечно, у регионалов встречаются интересные сюжеты. Вот смотрите (выключаем звук!):
■ ...Дорога, грязь, автобус со школьниками застрял в грязи. Дети выходят из школьного автобуса и идут по этой грязи вместе с мамами, садятся в другой автобус... Мы понимаем, что для этих детей дорога в школу – постоянная проблема. Мы видим крупно их сапоги и догадываемся, что в такой грязной обуви их вряд ли пускают в здание школы... ■
И когда мы включаем звук, сюжет совпадает с нашими предположениями один в один. Потому что картинка уже все показала.
Если мы видим реку с движущимся по ней льдом, мы понимаем, что речь идет о паводке. Если череду трамваев и шумную толпу вокруг – авария! Всё просто – мы выключаем звук.
Этот прием неизменно дает свои результаты. Если в первый день мне показывают сюжеты затянутые и скучные, то в конце семинара слушатели уже понимают свою задачу. И сюжеты одних и тех же авторов становятся совсем другими!
■ В качестве особо яркого примера приведу работу Людмилы Пиловец из Ханты-Мансийска (телекомпания «Югра»). Ее сюжет был слабым по картинке, но ценным в смысле подачи проблемы. В нем были представлены все стороны конфликта, что сегодня – большая редкость.
Тема такая: жители города в Ханты-Мансийском округе собирают голоса против своего мэра. Их претензия состоит в том, что жителям старых «фенольных» домов город не дает новые квартиры, требуя от жильцов долевого участия. В четырехминутном сюжете мы видим: три раза на экране появляется мэр на фоне карты города. На другой картинке тетеньки в халатах перемещаются по своим «фенольным» домам и размахивают руками. Дальше мы долго «ездим» по улицам города, не понимая (без звука) – куда и зачем. Еще в одном кадре женщина со сцены что-то долго объясняет женщинам в зале. Потом нам демонстрируются бумаги с подписями, но что к чему – непонятно. Ясно лишь, что сюжет проблемный.
Когда в аудитории мы включили звук, кое-что прояснилось. Женщина на сцене оказалась не представителем администрации, а лидером по сбору подписей против мэра (хотя картинка выдавала обратный эффект!). Мэр в сюжете выглядел как-то совсем неприглядно, и выхода из ситуации было не видно...
Урок пошел Людмиле на пользу. В конце семинара она представила группе заново перемонтированный сюжет на ту же тему (благо у нее сохранился рабочий материал). Там все было по-другому. Никаких поездок по городу. Осталась одна возмущенная жительница в китайском халате. Она что-то объясняла, показывая на фенольное пятно. Мэр на фоне карты тоже появился один раз с фразой о том, что он исполняет закон. Зато он несколько раз появился в толпе горожан, где общался с людьми напрямую. Это был тот самый лайф, который так популярен сегодня на ТВ. На мэра наседали женщины со словами: «У нас нет денег!», а мэр отвечал им: «Я не верю...». И симпатии, как ни странно, были уже на его стороне. Потому что в таком богатом округе деньги у людей есть... Кроме того, из четырех минут сюжета осталось полторы. А это тот самый объем, который «проглатывается» зрителем легко. ■
Такие наглядные примеры говорят сами за себя. Наберитесь смелости и посмотрите без звука свои сюжеты. Вы сразу увидите и свои ошибки, и ошибки оператора и монтажера. Это больно, но полезно. Что такое синопсис и зачем он нужен?
В последнее время российская журналистика все чаще использует иностранные слова, которые помогают выстроить правильную технологическую цепочку в производстве сюжетов.
Синопсис – это краткое изложение содержания сюжета книги, фильма или сериала.
В нашем случае синопсис – это, скорее, заявка на сюжет, которая содержит самые главные его параметры и дает возможность шеф-редактору еще до съемок определить значимость сюжета для верстки и готовность журналиста поработать с конкретным материалом.
Я предлагаю писать синопсисы по принципу ответов на главные вопросы:
• О чем сюжет?
• О чем история или кто герой сюжета?
• Какие будут яркие картинки и лайфы?
Хорошо бы в редакции каждой телекомпании завести специальные бланки для синопсисов журналистов, в которых значились бы следующие важные пункты:
1. Тема сюжета
2. Цель сюжета (идея)
Важно понимать разницу между двумя этими понятиями. Если, например, тема сюжета – открытие детского сада, то целью сюжета становится ваше желание показать нерадивых строителей, которые задержали его открытие на год при остром дефиците мест для ребятишек. Целью также может быть знакомство с самым современным детским садом в городе или демонстрация особой заботы власти о строительстве детсадов. Это может быть рассказ о выдающемся директоре нового детского сада, всю свою жизнь посвятившем развитию детских учреждений города. В зависимости от цели сюжета подбираются герой, ракурс, темпоритм, интонация автора. Цель гораздо важнее темы. Тема в синопсисе – понятие общее, цель – понятие конкретное.
3. Герой сюжета
Герой может быть один, их может быть несколько, и вполне может быть сюжет без героя. В этом случае «героем» может стать острая проблема или яркая деталь. Но хорошо было бы определиться заранее, кто или что станет центральной фигурой сюжета. Сюжет с героем всегда интереснее, чем просто информационный сюжет. Тем не менее мне доводилось видеть программу новостей, в которой каждый сюжет начинался со слов: «сегодня пенсионерка Мария Ивановна...» Это смотрелось как пародия. Во всем нужна мера.
4. Точки съемок
По современным правилам каждый сюжет должен иметь как минимум пять разных точек съемок, тогда будет глубина, разнообразие, понимание того, что и где происходит. Очень важно подумать об этом заранее. Вопрос моих студентов: можно ли говорить о разных точках съемок, если вы сняли одну и ту же комнату с разных ракурсов, имеет однозначный ответ – нет, нельзя. Если герой заходит в комнату – это уже отдельная точка, особенно если в этот момент происходит что-то важное и интересное для понимания истории героя.
5. Место сюжета в верстке
Чрезвычайно важный момент. Журналист, который заранее знает, что его сюжет будет первым, четвертым, восьмым (или самым последним – не столь важно), хорошо понимает, что именно на этот сюжет делается ставка как на сюжет «гребня волны» (см. в третьей главе о верстке новостей), то есть именно этот сюжет должен быть особенно интересен для зрителя. Значит, можно попросить больше времени на съемки и пригласить оператора, который не подведет.
6. Рабочие параметры сюжета
Необходимо еще до съемок представлять себе хронометраж сюжета, время съемок, время монтажа и время сдачи готового материала. Это дисциплинирует съемочную группу и дает возможность планировать количество выездов в один день. К этому списку можно добавить пункт: «Особые условия съемок». Это очень удобно для оператора. Он может лучше подготовиться к съемкам, взять необходимые микрофоны и дополнительный свет, если в «особых условиях» будет написано, например, что предстоящее событие будет происходить в ночном клубе.
СОВЕТЫ
ЗАЧЕМ НУЖЕН СИНОПСИС?
Во-первых, для самого автора. -
Во-вторых, для шеф-редактора. - Точнее будут верстка программы и подводки ведущего. Можно заранее пригласить эксперта, если тема острая. В некотором смысле синопсис – это закрепленный на бумаге договор корреспондента с шеф-редактором в случае, если вдруг после съемок журналиста будут упрекать, что тема выбрана неверно (такое бывает). Если вы объяснялись «на пальцах», ничего доказать будет нельзя. А написанный синопсис – это реальный документ.
- В-третьих, синопсис нужен для общения с оператором. Когда человек читает документ глазами, он сразу соображает, какая нужна техника и что его ждет. К тому же, как в случае с редактором, синопсис защищает вас от упреков: «я не знал, ты мне этого не говорила», когда на точке оказывается, что нет нужной аппаратуры или дополнительной кассеты.
Приведу три варианта синопсисов, которые писали мои студенты.
ПЕРВЫЙ CИНОПСИС
Тема сюжета: для чего нужна донорская кровь?
Цель сюжета: убедить людей в необходимости стать донорами.
Точки съемки:
1. Больница. Хирургия. Операция. Синхрон реаниматора.
2. Роддом. Дети. Матери. Синхрон детского врача.
3. Станция переливания крови. Процедура взятия крови. Синхрон заведующего в кабинете переливания.
Герой сюжета: Студентка Ира. Она уже второй раз приходит сдавать кровь (откликнулась на чужую беду) и привела с собой целую группу.
Место в верстке: 6-й (не главный) сюжет.
Особые условия: Снять лайф в момент, когда Ира сдает кровь.
Особое внимание крупным планам. Съемки со штативом. Возможно, будут оперативные съемки вместе с бригадой «Скорой помощи».
ВТОРОЙ СИНОПСИС
Тема сюжета: конкурс садово-огородных участков в краю вечной мерзлоты.
Цель сюжета: показать, что выращивать овощи и фрукты на Севере возможно.
Герои сюжета: организаторы конкурса, синхрон (или лайф) с участником на огороде.
Точки съемок:
1. Участок в овраге.
2. В огороде.
3. В управлении по соцзащите.
Место в верстке: 4-й сюжет.
Рабочие параметры: хронометраж – не менее 2 минут.
ТРЕТИЙ СИНОПСИС
Тема сюжета: дети-инвалиды.
Цель сюжета: показать, как глухие и слабослышащие дети поют и танцуют, и что они не хотят отличаться от здоровых сверстников.
Герои сюжета: Татьяна Крючкова, учитель танцев, и двое ее учеников, маленькая девочка и взрослый парень.
Точки съемок:
1. Специнтернат. Актовый зал. Урок танца и музыки.
2. Кабинет учителя Татьяны Крючковой.
Место в верстке: в самом конце выпуска.
Рабочие параметры: хронометраж – 3 минуты.
Особые условия оператору:
1. Лайфы – дети поют и танцуют.
2. Побольше крупных планов.
3. Синхрон Татьяны Крючковой.
4. Синхрон учеников.
5. Микрофон, штатив, свет.
Теперь представьте себя в роли шеф-редактора службы новостей небольшого северного города. У вас только две съемочные группы. Одна едет по срочному заданию снимать официальную информацию. Вторая – вполне может поехать снимать тот самый интересный сюжет, который сделает выпуск ярким.
Какой из трех предложенных синопсисов вы бы выбрали? Как ни странно, надо уметь реагировать на уровне простых человеческих реакций: любопытно или нет? Новое или нет? Наконец, удивились вы или нет?
Реакция удивления («Надо же, а я и не знал!») – наверное, самая решающая в данном случае. Вы знали, что донорская кровь нужна, а доноры молодцы? Конечно, знали. Вы видели много сюжетов на эту тему. Вы знали, что глухие дети умеют танцевать? Наверняка что-то читали и видели на эту тему по федеральным каналам. А вот конкурс садово-огородных участков в краю вечной мерзлоты (если он проводится впервые) – это и есть та самая новость, которая уникальна и, значит, интересна всем, к тому же это действительно новость, если конкурс проходит сегодня.
Станция переливания крови работает каждый день. Приехать к детям в специнтернат тоже можно в любое время. Конечно, все делают такие социальные вневременные сюжеты в новости, но тогда их надо обязательно «привязать» к сегодняшнему дню. Это называется – найти грамотный информационный повод. Есть День донора, День инвалида – чем не повод? Или, например, вчера в роддоме закончилась кровь. Это уже ЧП, и девушка Ира со своей студенческой группой вызовет особый интерес и особую благодарность у зрителей.
Это что касается выбора темы и цели сюжета. Теперь о том, как написаны эти синопсисы. Написаны они, как вы заметили, по-разному, в свободной форме. Кто-то из авторов сделал отдельную строчку для оператора, кто-то выделил, какие надо снимать синхроны. Это нормально, когда синопсис пишется так, как считает нужным автор. Но, к сожалению, все три предложенных варианта имеют серьезные недостатки. Прежде всего это касается формулировки цели сюжета. Во вторую очередь – размытости всех предложений, отсутствия конкретной интересной информации. Где конкурс? Сколько участников? В какие дни он проходит? Кто может стать победителем? Интересен ли этот человек? Кто научил детей танцевать? Если это учительница Татьяна Крючкова такая уникальная, то какую роль она будет играть в этом сюжете?
Ни в одном из предложенных вариантов не чувствуется, что журналист постарался собрать о событии максимум информации и знает что-то интересное настолько, что ему просто немедленно надо выделить лучшего оператора.
Синопсис – это тот червячок на конце крючка, на который должен «клюнуть» редактор. Редактор – рыбка сытая, к тому же он знает, чего хочет. Вы должны сделать рекламу своему сюжету уже на стадии написания синопсиса и произвести впечатление человека, который знает об этой проблеме или об этом событии гораздо больше рядового зрителя.
В качестве примера профессионального синопсиса хочу привести еще один, написанный журналисткой из Омска точно в тех же условиях и в той же группе, что и первые три.
ЧЕТВЕРТЫЙ СИНОПСИС
Тема сюжета: омские байкеры.
Цель сюжета: В Омске все больше владельцев современных мотоциклов. Увлечение охватило и мужчин, и женщин. Кто они и почему не ищут спокойной жизни?
Герои:
1. Бармалей (кликуха). В прошлом – женат, работал в банке, водил «шестисотый», брился два раза в день. Сегодня живет с дочерью и собакой, имеет два мотоцикла, рекорд скорости 240 км/ч. Ключевая фраза: «Все мои проблемы начинаются, когда я останавливаюсь».
2. Милая Мила. Единственная девушка в тусовке. Мотоцикл «Хонда». Фраза: «Я ненавижу девушек, которых предпочитают мои друзья-байкеры».
3. Ямаха-парень. Виталий. Обладатель самого дорогого мотоцикла в городе. Лидер тусовки. Выполняет каскадерские трюки. Фраза: «Пробок в городе столько, что скоро все пересядут на мотоциклы».
4. Юрий Шарыпов – зам. начальника ГИБДД Омской области. Он противостоит этим ребятам. Двадцать лет на службе. Ключевая фраза: «С ними трудно бороться, даже если бы мы захотели. Они или дети больших начальников, или сами большие шишки».
Места съемок:
1. Полигон перед старым аэропортом (заезды).
2. Кинотеатр им. Маяковского. Сбор тусовки. Знамена. Каски. Девочки. Сигары. Пиво. Черные очки. Газования. Удивленные обыватели.
3. Дом Бармалея. Дочь. Собака. Спорт-байк. Говорит о бизнесе по телефону. Пьет зеленый чай (показать здоровый образ жизни).
4. Бармалей показывает гараж.
5. Святая святых омской тусовки. Здесь все мотоциклы, шины, одежда, фотографии с фестивалей.
6. Пост ГИБДД перед старым аэропортом. Работает караул. Начальник на фоне площади с заездами. Проверяет документы. Штраф за езду без шлема.
7. Мила на работе. Юбка. Кабинет. Компьютер. Показатель женственности – косметичка, фотография ребенка на столе.
8. Стендап. Мотоцикл. Шлем. Сказала и уехала в неизвестном направлении.
Место в верстке: последний сюжет.
Рабочие параметры: хронометраж – 5 минут.
Особые условия:
– Свет (вечер, темно на улице и в гараже).
– Звук на петличку.
– Прописывать весь шум!
Надеюсь, вы сумели оценить знание автором материала, выбор ярких героев и актуальной темы. Все, что написано в этом синопсисе (хотя это уже, скорее, сценарный план), можно легко не только прочитать, но и увидеть. Конечно, это заявка не на сюжет, а на спецрепортаж. Но мне важно было показать, насколько интересно и заманчиво может выглядеть материал еще на бумаге задолго до съемок.