Что необходимо для успешной работы в эфире?
Ведущий эфира (в том числе и корреспондент, который появляется в стендапах и озвучивает свой материал) ко всем перечисленным личностным качествам должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру.
ГОЛОС
Считается: чем ниже тембр голоса, тем лучше для зрителя. Это объясняется чисто физиологическими особенностями, так как высокий голос напрягает слух и может попросту раздражать. Среди телевизионных ветеранов существует байка о том, что голосу полезно, если его обладатель много пьет и курит. Не принимайте такой совет всерьез.
А вот работать над голосом надо. Не случайно новичков эфира можно сразу распознать по самодеятельным непоставленным голосам с интонацией старательных учеников. Иногда, к сожалению, такие голоса остаются на всю жизнь. Это недопустимо. Мы не имеем права мешать зрителю воспринимать информацию, а плохой голос мешает это делать.
СОВЕТЫ
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СВОИМ ГОЛОСОМ?
Найдите возможность - позаниматься с преподавателем ораторского мастерства театрального училища или вуза.
Запишите свою речь на - диктофон, стараясь при этом придерживаться определенной высоты и тембра. После этого прослушайте и проанализируйте. Дело в том, что раздражать может не только сам голос, но и нестабильность его звучания, разброс по диапазону.
Пойте. Делайте это везде: в - ванной, на кухне, в машине, на природе. Это помогает поставить голос, укрепить связки.
ДИКЦИЯ
Даже самый талантливый журналист не имеет права на плохую дикцию. Никогда не поздно начать работать над своим произношением. Некоторые ведущие и в тридцать лет занимаются с логопедом.
Плохая дикция – это беда. Нельзя успокаивать себя тем, что вас любят и такого. Когда в пример приводят знаменитого Вульфа или Радзинского с его высоким голосом, в ответ можно только сказать: станьте Вульфом или Радзинским, тогда вас будет принимать со всеми особенностями речи. Но поверьте мне – все мастера эфира неустанно работают над собой и все, что можно, стараются исправлять.
УМЕНИЕ «ПРОБИВАТЬ» ЭКРАН
Это главное качество в ряду других. Именно благодаря невероятной энергетике мы прощаем рассказчику Радзинскому все явные внешние недостатки. Более того, они становятся достоинствами, потому что принадлежат именно этому человеку, подчеркивают его индивидуальность.
Уже достаточно давно нет на экране программы Леонида Парфенова «Намедни». Лишь раз в год этот замечательный журналист радует нас новыми проектами, в основном культурно-просветительской направленности – то Пушкин, то Гоголь, то история Крымской войны. Но многие зрители скучают по парфеновской интонации, по его манере говорить и спешат к экрану именно «на голос». Так же воспринимают телезрители томской телекомпании ТВ-2 великолепную ведущую Юлию Мучник, обладательницу нескольких премий «ТЭФИ». В таких случаях голос журналиста становится его фирменным знаком. Этого непросто достичь, но к этому надо стремиться.
ВНЕШНОСТЬ
Камера меняет внешность человека иногда в лучшую, а иногда и в худшую сторону. Когда-то все дикторы советского телевидения были хорошенькими или попросту очень красивыми. Но Валентина Леонтьева стала популярной и любимой в те годы, когда молодость уже ушла, а вот ум, живость, блеск в глазах остались и запоминались каждому.
Интересно, что в наше время руководители многих компаний стараются не брать на работу в эфир по-настоящему красивых людей, так как красота может раздражать зрителя (даже в сравнении с самим собой) и к тому же отвлекать от содержания. Красивых людей всегда рассматривают. Ведущая новостей Первого канала Екатерина Андреева в своих интервью не раз писала о том, как трудно попала она в эфир. Приговор работодателей был один и тот же: слишком красива.
Известен факт, что из всех ведущих программы «Взгляд» самым популярным в народе был Дмитрий Захаров с его забавной внешностью и торчащими ушами. А ведь рядом с Захаровым сидели обаятельный Влад Листьев и голливудский красавец Александр Любимов.
Какую же внешность надо иметь, чтобы достичь успеха на телевидении? Интересную, живую, привлекательную. Некрасивое лицо тоже может быть привлекательным. Важны живые глаза и природное обаяние. При этом один и тот же ведущий (или ведущая) всегда имеет и поклонников, и противников. Забавно, что одни любят их за те качества, которые других раздражают.
Обычно руководители каналов стараются подбирать ведущих на разные вкусы, чтобы максимально удовлетворить аудиторию.
■ В этом смысле поучителен опыт американских компаний, где есть молодые и старые, цветные и белые. Кстати, появление Александры Буратаевой с ее восточной внешностью на ОРТ стало в свое время сенсацией. Уже потомЛеонид Парфенов пригласил на НТВ Елену Ханга, а еще позднее – Асет Вацуеву. Обе женщины имели телевизионную харизму, хорошо держались в эфире, блистательно задавали вопросы. Но появились они на экране прежде всего благодаря своей необычной внешности и неславянскому происхождению (сам Парфенов говорил о том, что для него как продюсера было принципиальным пригласить для ведения новостей девушку-чеченку). После ухода Асет Вацуевой для ведения вечерних новостей на НТВ стали искать девушку восточной внешности. Так что появление рядом с Алексеем Пивоваровым красавицы-татарки Лилии Гильдеевой было вполне предсказуемым фактом. ■
СОВЕТЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАША ВНЕШНОСТЬ КАЖЕТСЯ ОРДИНАРНОЙ, А МЕЧТА РАБОТАТЬ В ЭФИРЕ НЕ ДАЕТ ПОКОЯ?
Попробуйте сняться на камеру. - Бывают случаи удивительного превращения, когда картинка на экране гораздо интереснее, чем лицо в жизни.
Обратитесь за консультацией к - профессиональному стилисту. Прическа и макияж очень важны. Хороший стилист может умело подчеркнуть все ваши достоинства и скрыть недостатки.
Работайте над собой. Не стоит - относиться к своей внешности как к чему-то данному раз и навсегда. Чтобы быть в эфире, многие телеведущие худеют на пятнадцать–двадцать килограммов, обращаются за консультацией к косметологам, хирургам, стоматологам (кстати, улыбка – важнейшее составляющее успеха). Возможности косметической медицины сегодня огромны. Но имейте в виду, что выражение лица, наполненность глаз мыслью и чувством – это то, что зависит только от вас, здесь никакой хирург не поможет. Как вы думаете, кого выберет зритель: умного и некрасивого или красивого и глупого? Ответ очевиден.
Кое-что о стиле
Стиль – это человек. Есть распространенное мнение, что тележурналисты обязаны следить за модой, быть примером стиля в одежде и в поведении. Действительно, существует стиль Парфенова, Диброва, Гордона, Андреевой, Ситтель, Познера. Достаточно назвать любую из этих известных фамилий, как мысленно мы представляем не только лицо, но и всего человека с его манерой поведения, одеждой, прической. Например, известный политик Ирина Хакамада создала особый стиль экстравагантной, деловой женщины.
Стиль – это когда можно подражать и когда есть те, кто подражает. Настоящий телеведущий должен заботиться о своем стиле, работать над этим. Нельзя пугать людей резкими переменами в одежде и цвете волос. Надо строго следовать своей индивидуальности, но вся штука в том, что надо иметь эту индивидуальность.
Надо суметь предъявить себя зрителю. Только надо, чтобы было что предъявлять.
На что еще обращает внимание работодатель? Кроме всего вышеперечисленного, существуют так называемые формальные критерии приема на работу, такие как пол, возраст, образование, здоровье. При отборе специалистов многие работодатели придерживаются некоторых стереотипов. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Ситуация первая. Вы – женщина, значит, ваши шансы попасть на телевидение намного скромнее, чем у представителей противоположного пола.
Вы умны, образованны, привлекательны. Однако в момент приема на работу удача улыбается не вам, а молодому человеку, возможно, довольно посредственному. Вам же честно объясняют, что коллектив телекомпании на три четверти состоит из женщин, поэтому требуются мужчины. Знакомая ситуация?
Объективно в современной России у молодых, грамотных парней больше шансов получить эту работу, чем у женщин. Ни для кого не секрет, что выдающийся российский телевизионный менеджер Олег Добродеев вообще не рассматривает девушек в качестве потенциальных корреспондентов программы «Вести». Какие резоны? Мужчины мобильны, не обременены семейными заботами и декретными отпусками, их можно послать в огонь и на войну. К тому же молодые парни хорошо выглядят в кадре и не требуют стилиста и гримера (девушкам это часто необходимо).
■ Тем не менее Маргарита Симонян сначала стала лучшим собкором РТР в Краснодаре, потом ее пригласили в Москву, где именно ей поручались центральные сюжеты «Вестей». Сегодня Маргарита является главным редактором спутникового телеканала «Russia Today».Еще одна из моих любимых учениц Ася Емельянова когда-то делала прекрасные сюжеты на вологодском телевидении, затем прошла конкурс и стала корреспондентом программы «Вести», а сейчас делает репортажи из Европы. ■
Это означает, что принадлежность к женскому полу лишь увеличивает конкурс на должность, но не закрывает дверь в профессию.
Ситуация вторая. Вы слишком поздно поняли, что ваша судьба связана именно с телевидением.
Вам под сорок, и начинать рядом с юными корреспондентами очень сложно. Как быть?
На каждое «нет» есть несколько «да»!
Не говорите себе «нет», особенно если это «нет» делает вас несчастным. Может быть, не стоит начинать в новостях? На телевидении, кроме экранных профессий, существует масса других занятий. Профессия режиссера, оператора, редактора дает возможность раскрыться человеку в зрелом возрасте, если, конечно, есть талант.
Интересно, что когда появились первые коммерческие компании в России, многие пенсионеры – ветераны телевидения получили лестные приглашения от своих молодых коллег. Стал востребован их редакторский и организаторский опыт. Например, в свое время на АТВ лучше всех собирала публику на ток-шоу женщина, которой было за 70. Возраст – это и препятствие, и богатство. Но прежде всего это опыт. Надо уметь его правильно применить и не ставить себя в нелепые ситуации.
Ситуация третья. Вы хотите работать на телевидении, но не имеете специального образования.
По этому поводу обычно задают много вопросов люди, имеющие дипломы врачей, биологов, физиков: «Надо ли оканчивать специальный вуз или получать второе высшее образование?»; «Зачем вообще иметь образование, если все и так хорошо получается, несмотря на то, что за плечами только школа или техникум?» Ответ может быть только один: профессия журналиста требует высшего образования. Надо уметь организовать себя и окончить вуз. Какой – не суть важно. Эрнст, Познер и Лобков – по образованию биологи. Однако же это не помешало им стать настоящими профессионалами телевидения.
Иногда специальное журналистское образование дает меньше, чем любое другое. Чему учат журналистов? Всему понемножку плюс чуть-чуть ремесла. За рубежом действует другая система. Сначала человек изучает конкретную область знаний (физика, биология, медицина и др.), а потом, если почувствует интерес к профессии журналиста, может окончить одно- или двухлетние курсы для приобретения практических навыков. Это очень грамотный подход. Биолог Павел Лобков неспроста глубоко и точно задает вопросы из мира растений. Однако не менее точно он говорит о политике и экономике.
Всегда наиболее выигрышным является симбиоз конкретных знаний, навыков ремесла и умения учиться. Умение учиться и есть главный результат любой учебы. База данных по любой проблеме обновляется каждый день. Журналист должен уметь следить за этим изменением, анализировать, обобщать и уточнять. Хорошо, если вас этому научили в институте. Бывает, что приходится этому учиться самим. Но, как говорится, умный любит учиться, а дурак – учить.
Ситуация четвертая. У вас есть проблемы со здоровьем.
В жизни бывают уникальные случаи. Например, в Великобритании слепой с рождения мальчик сумел занять пост министра иностранных дел. А в Новосибирске руководитель огромного телевизионного холдинга успешно управляет людьми, будучи прикованным к инвалидной коляске. В данном случае речь идет об исключительных личностях. Реальные трудовые будни работника любой телекомпании требуют выносливости, а значит, здоровья. Нужны крепкие нервы и врожденный оптимизм. Нужно уметь не обращать внимания на температуру или боли в пояснице. Еще лучше регулярно следить за здоровьем, чтобы всего этого не было. Тренажерный зал, бег по утрам, обливание холодной водой, четкий режим дня, полноценное питание – все это необходимо для всех, кто хочет заниматься журналистской работой.
Существует стереотип, что журналист – это человек, который много курит, пьет и обязательно ведет богемный образ жизни. Какое-то время так прожить можно. Но при этом есть риск потерять работу и стать никому не нужным. Таких примеров, к несчастью, слишком много.
Вы и ваш начальник
Родителей, как известно, не выбирают. Начальников тоже, потому что журналист, как правило, приходит работать в телекомпанию, а не к конкретному человеку. В телевизионных компаниях я бы выделила два основных типа начальников: директор и главный редактор.
ДИРЕКТОР
Директора бывают разные, но я поделила бы их на три категории: менеджер, коллега и чиновник.
Директор-менеджер
Такому директору не надо говорить об отсутствии разницы между созданием телевизионного и любого другого продукта. Он это чувствует всем своим экономическим нутром и во многом исходит в своих действиях из абсолютно грамотных и современных экономических соображений. Как правило, в эту категорию входят достаточно молодые люди (от 30 до 40 лет). Они хорошо одеваются и следят за собой. Формально держат дистанцию в общении с подчиненными, и вся их деятельность направлена на увеличение прибыли компании. Этот тип директора, как и любой другой, имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы. Такой директор может действительно наладить производство успешных, рейтинговых программ. Он всегда будет заботиться об обучении персонала и перенимать опыт лучших компаний. У него хватит мужества и решительности избавиться от многих стереотипов, так как реальная независимость компании тесно связана с грамотной экономической политикой компании. Появление менеджера на посту директора – положительное явление наших дней.
Минусы. Как правило, творческие коллективы телекомпаний сложно воспринимают руководителей такого типа, так как у последних нет никакого пиетета перед высоким творчеством и заслугами ветеранов и мэтров телевидения. Сугубо прагматичный подход к производству программ вызывает у творцов болезненную реакцию, которая часто выливается в настоящие драмы и конфликты. В современных условиях именно такие директора в регионах легко переходят на систему производства исключительно новостных программ, отказываются от производства собственных программ и продают рекламное время внутри сетевого контента.
Директор-коллега
Как правило, это люди, которые выросли внутри самой профессии и имеют отличное представление обо всех ее нюансах. Это могут быть журналисты (реже – режиссеры), достигшие не только профессиональных успехов, но и профессионального признания среди коллег. Это люди с высокими амбициями, имеющие собственное представление о будущем своей телекомпании и готовые отстаивать его на любом уровне.
Плюсы. Такой директор прекрасно знает профессию изнутри и способен отличить хорошую программу от плохой. «Разбор полетов» в кабинете такого директора является отличной профессиональной учебой. Он является авторитетом для большинства сотрудников. Директору-коллеге обычно удается налаживать контакты с крупным бизнесом и властью. Во многом этому способствует его телевизионная карьера и «раскрученность» имени.
Минусы. Директору-коллеге не хватает современных экономических знаний, прагматического подхода к телевизионному вещанию. Ему трудно расставаться с плохими работниками, с ветеранами, которые когда-то были его учителями. В работе преобладает субъективный подход, много вкусовщины, потому что у каждого творческого работника есть собственные эстетические и профессиональные пристрастия. Плохо, если директор-коллега выходит в эфир, потому что в случае совмещения творчества и директорства страдает то и другое. К тому же, работая на программу своего босса, вся команда вынуждена вступать с ним в особые отношения: не «работник – директор», а «корреспондент (режиссер, редактор и т. д.) – ведущий». Чем проще и конкретнее выстроена схема отношений «директор – подчиненный», тем лучше для всех.
Директор-чиновник
Такие люди чаще всего руководят государственными компаниями. Это управленцы, которые приходят на работу из государственных структур (департаментов культуры, по связям с общественностью и т. д.) Они не очень молоды, но и не пенсионеры. Эти люди всегда умны, изворотливы, четко политически ориентированы, велеречивы и никогда ни в одной ситуации не забывают про собственный интерес. Как правило, они достаточно далеки от творчества и судят об успехе или неуспехе программы по отзывам своего ближайшего окружения и особенно интересуются мнением сильных мира сего.
Плюсы. Директора данного типа уверены в себе и хорошо представляют интересы компании на разных уровнях. Они всегда способны отчитаться перед кем угодно, выбить деньги, списать долги и преподнести презент нужному человеку, хорошо ориентируются в политической ситуации и умеют держать нос по ветру. Как правило, они активно стимулируют участие телекомпании в фестивалях разного уровня и сами выходят на сцену получать призы(хотя это, скорее, можно отнести к минусам).
Минусы. Как правило, директора-чиновника не интересуют творческая составляющая эфирного контента и бытовые проблемы сотрудников телекомпании. От такого директора даже после нескольких лет работы в аппаратной можно услышать вопрос: «А почему на разных мониторах разные картинки?» Известны и такие случаи, когда сотрудники компании получали зарплату в течение нескольких месяцев через суд, в то время как директор покупал новую служебную иномарку. Таких директоров очень трудно сместить с поста, так как они отлично умеют приспосабливаться к любой ситуации и очень многим людям, включая определенные группы творческих людей, очень удобны и выгодны.
Однако не будем давать категоричных оценок: «менеджер – это хорошо, чиновник – это плохо». Понятно, что все зависит от конкретного человека, его желания и умения работать с людьми и добиваться успеха. Я встречала молодых и образованных лидеров, внешне привлекательных и обаятельных, от которых пачками бежали журналисты. И наоборот, чиновников старой закалки, прекрасно организовавших сложный процесс творчества.
Роль директора трудно переоценить. Это тот человек, который реально проводит политику своих учредителей в жизнь, принимает людей на работу и формирует команду. Сильный директор – это большое счастье и большая редкость. В последнее время в государственных и коммерческих компаниях России все чаще появляются именно сильные директора, способные сделать компанию успешной и независимой.
Как известно, процесс любого общения как минимум двусторонний. Следовательно, и для журналиста важно умение найти подход к директору, к какому бы типу последний ни принадлежал. Общение с руководством будет эффективным в том случае, если вы с самого начала оговорите условия вашего взаимодействия.
СОВЕТЫ
КАК ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДИРЕКТОРОМ?
Между журналистом и телекомпанией - должен быть заключен контракт.
Роль и сила обычной бумаги явно недооценена большинством творческих работников телевидения. Если даже имеется контракт, подписанный журналистом и директором, то, как правило, это общая бумага с набором расхожих формулировок. Однако когда возникают такие ситуации, как болезнь ребенка, дополнительная работа или заманчивое предложение о поездке за рубеж со съемками, в этот момент вы отчетливо понимаете, что ваш контракт не дает ответа на вопрос: можно или нельзя. Значит, надо каждый раз идти и разговаривать. При этом дергаетесь вы, дергается и ваш начальник.
Я видела контракты работников зарубежных компаний и наших федеральных. Они всегда индивидуальны. В них предусмотрены и подробно расписаны различные ситуации, включая возможность творческого, профессионального роста и изменения материального вознаграждения. Жизнь меняется, возникают новые идеи, предложения, появляется возможность творчески расти и развиваться. И в каждом из этих случаев гораздо удобнее сослаться на контракт, чем идти просителем в кабинет начальника. Всегда выигрывают обе стороны, когда сначала устанавливаются некоторые правила игры, а потом они строго соблюдаются. Нельзя устраивать истерик, если вам не дают делать новый проект или снимают программу с эфира. Надо уметь найти в себе силы, чтобы заново прокрутить создавшуюся ситуацию и поискать причины прежде всего в своих действиях.
Идею проекта правильнее согласовывать со своим начальником на самом раннем этапе на уровне синопсиса (то есть коротко изложенной аннотации). И в этом случае лучше довериться бумаге, чем собственному рассказу. Иногда вы рассказываете одним образом, а сюжет (программа, фильм) получается совсем другими. И если нет предварительно завизированной бумаги с синопсисом, трудно доказать свою правоту.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНТРАКТА
1. Должностные обязанности
В этом пункте максимально подробно должны быть расписаны ваши задачи по созданию той или иной программы, участие в работе над новыми проектами (форма, сроки); оговорен график работы: фиксированный или свободный, посещение летучек: обязательное или нет. Представьте себе, скольких конфликтов можно избежать, если договориться обо всем этом заранее.
2. Права
Наличие этого пункта позволит обратить внимание сторон на условия выхода или невыхода созданного вами продукта в эфир, на степень вашего влияния на этот процесс и на четкие основания для снятия сюжета или программы с эфира. Здесь же должно быть расписано ваше право на отдых (размер отпуска, время года и проч.), право на профессиональное образование (хотя бы краткие курсы раз в два года с указанием названия учебного заведения, если оно вам известно).
3. Материальное вознаграждение
Необходимо сразу оговорить размер вашей зарплаты, перспективы ее роста, можно ли рассчитывать на премию и в каком размере в случае профессионального успеха (такого, например, как победа на фестивале).
4. Порядок увольнения
Этот пункт надо продумать и расписать до мелочей. Здесь могут быть предусмотрены различные варианты, вплоть до жестких сроков отработки. Однако из опыта общения с огромным количеством журналистов я знаю, как болезненно для обеих сторон проходит разрыв отношений. Чаще всего возникают вопросы: можно ли будет взять кассеты со своими работами? Кому реально принадлежат права на сюжеты или на идею проекта, с которой вас приглашают на другой канал? Я думаю, что компании. Однако в контракте можно предусмотреть возможность использования таких кассет в качестве вашей личной презентации без права эфирного показа. Если юридически разобраться с вопросом авторских прав заранее, это будет полезно и вам, и компании.
5. Персональные вопросы
Чаще всего они связаны с семейной ситуацией или карьерой. Не скрывайте своих намерений, и тогда в контракте появятся гарантии исполнения ваших желаний, а работодатель всегда сможет обезопасить себя указанием четких сроков. Надо предусмотреть гарантии со стороны работодателя в случае таких неприятностей, как ваша болезнь или болезнь ваших ближайших родственников (к сожалению, от этого никто не застрахован).
Между начальником и журналистом - должна быть установлена определенная дистанция общения
Трудно давать абстрактный совет всем и каждому (уж очень мы все разные), но тем не менее рискну утверждать, что формальная дистанция всегда надежнее, чем слишком тесная и близкая. Отношения «начальник – подчиненный» предполагают эту дистанцию, и всегда легче выстраивать эти отношения раз и навсегда, чем каждый день менять их.
■ Вспоминается история, которую поведала мне директор Медиа-академии из Нидерландов – женщина умная, деловая, решительная. Так случилось, что Элс (так звали мою собеседницу) по сердцу пришлась новая сотрудница – молодая женщина, которая увлекательно и ярко вела занятия по тележурналистике. Отзывы о ее тренингах были самые положительные, и общение с ней доставляло радость всем сотрудникам академии.
И вот однажды Элс купила себе модную, яркую кофточку. Померив ее в своем кабинете, она поняла, что кофточка ей явно не по возрасту и носить ее она не будет. Ей в голову пришла гениальная, как тогда казалось, идея – подарить эту кофточку той самой Дженни, у которой двое детей, больной муж и явно стесненные средства. Дженни пыталась отказаться, потом все же согласилась принять подарок и сразу надела обновку, поблагодарив начальницу. Через два дня Дженни нечаянно пропустила занятие, перепутав расписание. В таких случаях Элс становилась жесткой и беспощадной и лишила преподавателя, как это и было прописано в контракте, месячной зарплаты. На следующий день кофточка лежала у нее на столе, а отношения были безнадежно испорчены. Эта история стала для Элс серьезным уроком на будущее. ■
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
В крупных телекомпаниях непосредственный начальник для тележурналиста – это главный редактор. Директора новичок иногда видит только издалека и не имеет возможности с ним общаться (особенно в случаях «директор-менеджер» или «директор-чиновник»). Главный редактор ставит журналисту конкретные задачи, оценивает его программы и т. д. С ним у журналиста уже не может быть юридических отношений в виде контракта (главный редактор может быть только посредником при его заключении), поэтому чаще всего с ним складываются более тесные, дружеские отношения.
Дать портрет главного редактора труднее, чем директора, и это объяснимо. Дело в том, что на этой должности оказываются самые разные люди: и ветераны с многолетним опытом работы, и яркие звезды телеэфира. Можно сказать только одно: эти люди либо являются профессионалами, либо твердо убеждены, что профессионалы. По понятным причинам со второй категорией работать намного сложнее, чем с первой.
СОВЕТЫ
КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАМОТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ?
Уважайте мнение главного редактора, - даже если вы с ним не согласны. Судьбе было угодно именно этого человека назначить вашим непосредственным начальником, поэтому постарайтесь понять его резоны, прежде чем активно не соглашаться с ним.
Старайтесь всегда убеждать - главного редактора в своей правоте, если ваши мнения не совпадают. Но если решение все же принято не в вашу пользу, найдите в себе силы согласиться с ним.
Определите круг людей, - которые являются авторитетом для главного редактора в случае явного несовпадения ваших взглядов на творчество. К сожалению, такое несовпадение бывает часто, особенно если главный редактор пришел из газеты или имеет собственный опыт создания авторской программы. Никогда не действуйте через его голову – это недопустимо. Но если творческим авторитетом для главного редактора является режиссер, опытный монтажер или кто-то за стенами студии, постарайтесь организовать ситуацию, когда два варианта вашей программы: один такой, как хочется главному, а другой – как хочется вам, будут просмотрены этими людьми. Совсем не обязательно делать это в эфире, однако ваше упорство может быть вознаграждено, если влиятельные эксперты скажут несколько слов в защиту вашего варианта.