Глава 1. «хочу на тв», или как добиться успеха в нашей профессии?
Кто такой журналист?
Вы задавали когда-нибудь себе этот вопрос? В чем наша функция, в чем – сверхзадача? Врач лечит, учитель учит, водитель управляет транспортным средством. Что делает журналист? На мой взгляд, журналист выступает посредником между обществом и информацией об этом обществе. То есть задача журналиста состоит в том, чтобы рассказать людям о них самих. Зачем? Затем, что правдивая информация помогает людям ориентироваться в жизни, совершать меньше ошибок, достигать успеха.
Почему же именно – посредник? На мой взгляд, многие представители нашей профессии искусственно возвеличивают ее, ощущают себя чуть ли не мессиями. На самом деле журналист просто добывает информацию, перерабатывает ее и предлагает зрителям (читателям, слушателям) в виде некоторого информационного продукта.
Сразу оговорюсь, что передача информации в виде новостей – это только одно из направлений работы журналиста. Как известно, у любых средств массовой информации есть три функции: информировать, развлекать, просвещать. Но для работы в любом из этих направлений надо собрать информацию, переработать ее и затем подать зрителю в качестве определенного блюда в том или ином жанре.
Мне могут возразить журналисты коммерческих изданий или телекомпаний, для которых главная задача согласно установке свыше – приносить прибыль компании. Это тоже верно. В рыночных условиях любое издание может выжить только в том случае, если пользуется спросом и имеет хороший рекламный бюджет. Поэтому так важно хорошо ориентироваться в понятиях «рейтинг» и «доля», важно изучать своего зрителя и определять адресную аудиторию (подробнее об этом пойдет речь во второй главе). Телевизионное произведение любого жанра является продуктом, который должен быть востребован, иначе в нем нет смысла. Главный адресат, судья и учитель любого журналиста – это зритель.
Бывает так, что информацию, в которой нуждаются люди, стараются скрывать и прятать. Особенно это любят делать чиновники всех уровней и представители различных силовых структур. В процессе поиска скрываемой информации журналисты гибнут, исчезают, попадают в страшные переплеты. А те, для кого добывается информация, не могут защитить журналиста и чаще всего даже не догадываются о том, как трудно пробираться к правде.
Для меня талант и мужество людей, способных сквозь сопротивление вести настоящие журналистские расследования, и есть пример настоящей журналистской работы. К великому сожалению, информация все чаще становится пропагандой и руководители телекомпаний вынуждены встраиваться в пресловутую «вертикаль власти». Поэтому есть журналистика и... журналистика. С одной стороны, журналистика правды и риска, с другой – согласованная информация и разрешенная смелость полунамеков. Я никогда не брошу камень в человека, который делает заказные материалы, чтобы прокормить свою семью. Но надо четко осознавать, что пропагандист и журналист – разные профессии.
Книга «Школа тележурналиста» – попытка дать конкретные советы и инструменты в руки тем людям, кто не может не работать журналистом, осознавая при этом, что работа для своего зрителя и поиск правдивой информации должны уживаться с работой на компанию и, следовательно, на учредителя и его интересы. Другого не дано.
Кто-то из журналистов уходит из профессии, а кто-то находит новую нишу и новую команду, как Андрей Норкин и Михаил Осокин. К счастью, выбор каналов с различными концепциями вещания у нас есть, и немалый. Что же касается регионов, там вообще есть острова свободы слова, такие как Томск или Екатеринбург. Не случайно в последние годы репортажи-победители «ТЭФИ-Регион» стали гораздо острее лучших репортажей национального конкурса «ТЭФИ».
Главное, что недопустимо ни под каким оправданием, – это ложь. С того момента, как вы солгали с экрана, то есть ввели в заблуждение своего зрителя, – вы перестаете быть журналистом. Более того, вы ставите под удар репутацию всех своих коллег, так как доверие к СМИ – это и общая заслуга, и общая проблема.
Вместе с тем «журналист» – слово емкое. Девушка, которая с экрана читает поздравления с юбилеями, тоже имеет право называться журналистом. Таков диапазон нашей профессии.
А как же быть с пресловутым названием «четвертая власть»: это так трудно сочетается с невыразительной ролью посредника! Я думаю, что можно вести речь о власти журналиста и средств массовой информации в целом над умами и сердцами. Но горе тому, кто воспринимает термин «власть» в прямом смысле этого слова.